Ознакомление с окружающим миром "Подводное царство"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Вафина Юлия Юсуповна

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Подводное царство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvodnoe_tsarstvo.doc21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подводное царство.

Возрастная группа: подготовительная к школе.

Задачи: Продолжать знакомить детей с особенностями строения рыб через экспериментальную деятельность; расширять знания детей о рыбах и других обитателях подводного царства, закреплять умение  классифицировать их; закреплять название океанов, морей, рек; закреплять названия геометрических фигур и умение ориентироваться  на плоскости; развивать мышление и память, пополнять словарный запас детей, воспитывать умение работать в команде, уважительно относиться друг к другу.

Интеграция образовательных областей: познание, здоровье, социализация.

Оборудование и материалы: макеты реки, моря и аквариума ( по два образца), глобус, бутылка минеральной воды, проектор, виноградинка, наборы разрезных картинок с изображением рыб, листы бумаги по количеству детей, 5 моделей рыбок разного цвета на одного ребенка.

Предварительная работа: рассматривание картин с изображением различных рыб, беседа о среде их обитания, кроссворды и занимательные загадки о морских обитателях, беседа о материках и водном пространстве мира, коллективная аппликация на тему «Подводный мир».

Ход НОД:

Воспитатель крутит глобус.

  • Что вы видите у меня в руках? Правильно, глобус. Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? А как вы думаете, что изображено зеленым цветом (желтым, коричневым, синим)? Посмотрите огромные участки синего цвета на глобусе — это океаны, в которые попадают все реки, озера, моря. Сколько океанов омывает сушу? Назовите их, пожалуйста?
  • Кто живет в океане? (воспитатель выслушивает все ответы, корректирует их). Сегодня мы с вами отправляемся в необыкновенный мир, в котором мы увидим много интересного. Вы когда-нибудь отдыхали на берегу моря или реки? (ответы детей). Какие названия рек и морей вы знаете?
  • Давайте закроем глаза, и я произнесу волшебные слова.

Детский сад наш изменился

В океан он превратился.

Мы отправились гулять,

Дно морское изучать.

  • Открываем глаза и оказываемся в подводном царстве. Кого вы здесь видите? (показ слайдов с морскими обитателями). Звучит музыка — крик дельфинов и чаек. Появляется Нептун.
  • Что за необычный гость?

Властелин морских глубин немалых

Держит он в руке гарпун.

Повелитель всех русалок,

Грозный царь морей..... (Нептун)

  • Вы меня узнали... А что вы знаете о моем подводном мире? Я вам загадаю загадку:

По земле они не ходят,

На небо не смотрят,

Звезд не считают,

Людей не знают?   (рыба)

  • А как приспособлено тело рыбы к жизни под водой? (слайд строение рыбы)
  • Хорошо. А вы знаете, что еще рыбе дает держаться в воде? (рассуждения детей). У рыбы есть плавательный пузырь. Мы сейчас с вами проведем опыт на примере виноградинки и минеральной воды.

Проведение опыта. В стакан со свежей газированной водой или лимонадом бросается виноградинка. Она чуть тяжелее воды и опускается на дно. Но на нее тут же начинают садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их становится так много, что виноградинка всплывает. Но на поверхности пузырьки лопаются, и газ улетает. Отяжелевшая виноградинка вновь опускается на дно. Здесь она снова покрывается пузырьками газа и снова всплывает. (Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется»)

  • Вот по этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться — мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается и рыба всплывает.

Физминутка:

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит,

Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет,

Под водой, на глубине

Крокодил лежит на дне.

  • Мы с вами отдохнули, а Нептун приготовил вам интересное задание. Для его выполнения вам нужно разделиться на 2 команды по 7 человек.

Дети самостоятельно делятся на 2 команды.

  • А в каких водоемах обитают рыбы? (В реках, озерах, морях, аквариумах). Сейчас мы с вами поиграем в игру «Определи среду обитания». Подойдите к макетам мест обитания рыб. Ребята, чего вы видите? (макеты реки, моря, аквариума).
  • Вы должны вспомнить название рыбы, где обитает и поселить рыбу в подходящий водоем. (Звучит музыка, дети работают)
  • А теперь команды поменяйтесь местами и проверьте  друг друга. Все справились с заданием? Теперь вы готовы выполнить следующее задание. Подходите к столам. (Одновременно предлагается какому-либо ребенку выполнить это задание у доски). Возьмите конверт. Достаньте рыб и положите слева от себя. Вы должны поместить своих рыбок, внимательно слушая мои команды. Готовы?
  • Долго играли веселые рыбки в аквариуме. Красная рыбка заплыла в правый верхний угол, зеленая — в левый нижний, желтая — в левый верхний, синяя — в правый нижний, а маленькая розовая рыбка заплыла в самую середину. Успели? А теперь давайте проверим все ли вы справились с заданием. Самопроверка.
  • А сейчас  вы должны рассказать, где находится рыбка и из каких геометрических фигур она состоит. И с этим заданием вы справились! Наведите порядок на рабочих местах и пройдите к стульям. (Садятся)
  • Вот и пришла пора прощаться с Нептуном. Что вам особенно было интересно сегодня? Что полезного мы узнали?Что для вас было самым трудным? Легким? Сегодня мы узнали о жителях подводного царства, а теперь давайте на память Нептуну подарим картину подводного мира, которую сделали на прошлом занятии.

Дети дарят картину «Подводный мир».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим по теме «В царстве вежливых наук».

НОД построена в игровой форме, направлена на социализацию дошкольников: развитие представления о том, что такое "дружба", "вежливость", "гуманность"....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ: ГРИБЫ

Конспект занятия по окружающему миру : знакомство детей с разнообразием грибов, выделяя группы съедобных и несъедобных грибов....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Подводное царство" в старшей группе

Расширение знаний у детей об обитателях подводного царства...

Открытое занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром "Царство диких зверей"

Занятие в старшей группе актуализирует знания детей по теме «Царство диких животных». Комплексный подход к занятию развивает связную речь, слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, общую и ...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром "Царство растений"

Цель: Подвести детей к пониманию того, что в природе есть удивительный мир – мир растений;  ввести и обосновать классификацию растений на дикорастущие и культурные (по взаимоотношению с чел...