Конспект образовательной деятельности для детей средней группы по теме: «Знакомство с колыбелью»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Лудина Вера Михайловна

Конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие" где дети знакомятся с разновидностями колыбелек (из дерева, плетеные из луба, из ивовых прутьев), даются представления о жизни в старину, русском быте, старинных семейных обычаях, связанных с рождением ребенка, закреплении знаний о старинных русских именах.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znak-vos_kolybelyu.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности для детей средней группы

по теме: «Знакомство с колыбелью»

Автор: Антонова Алена Станиславовна, воспитатель

Соавтор: Лудина Вера Михайловна, старший воспитатель

Программное содержание:

Познакомить детей с разновидностями колыбелек (из дерева, плетеные из луба, из ивовых прутьев). Дать представление о жизни в старину, русском быте, старинных семейных обычаях, связанных с рождением ребенка, закреплять знания старинных русских имен.  Активизировать в речи детей следующие существительные: «колыбелька», «зыбка», определениями: «старинный», «деревянный», «расписной», «узорчатый». Развивать психические процессы: внимание, память, мышление. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.

Материалы и оборудование:

Русский народный костюм для воспитателя, атрибуты русской избы (русская печка, сундук, самовар, веник, сушки, баранки, хлебница), элементы русской народной одежды (платок, сарафан, рубаха, картуз, кокошник), кукла, люлька, уголёк, зернышки, монетки, картинки с изображением разновидностей люлек, тряпичные куклы по количеству детей.  

Ход:

Воспитатель, одетый в старинный русский сарафан входит в группу со словами:  

           Добрый день, детушки-касатушки!

Подойдите, не стесняйтесь.

Поудобней располагайтесь.

Всем ли видно, всем ли слышно,

Всем ли места хватило?

Дети встают вокруг воспитателя. Воспитатель обращает внимание на свой наряд.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая я нарядная. Скажите, а что на мне надето? (Ответы детей.) Правильно, сарафан. Как вы думаете, почему сейчас не носят такую одежду? (Ответы детей). Когда ее носили? (Ответы детей). В прошлом веке, в старину. Сегодня я вам предлагаю отправиться в прошлый век посмотреть как жили люди раньше. Я скажу волшебные слова, а вы внимательно слушайте и повторяйте за мной:

Влево, вправо повернись,

В прошлом веке очутись!

Вот мы и попали с вами в прошлый век, в русскую деревню. Посмотрите какие старинные предметы находятся в русской избе. Рассматривание детьми предметов быта русской избы.

Воспитатель обращает внимание на стоящий в углу сундучок.

Что это за странный сундучок?

И закрыт он на замок.

Если ключик подберем,

В нем сюрпризы мы найдем!

А чтобы сундучок открылся, нужно потрудиться - отгадать загадки. Слушайте внимательно.

Маленькая собачка, свернувшись, лежит,

Не кусает, не лает, а в дом не пускает? (Замок)

Хвост на дворе, нос в конуре,

Кто хвост повернет, тот в дом войдет. (Ключ)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно отгадали загадки, и сундучок наш открылся.

Воспитатель достает из сундучка элементы русской народной одежды (платок,  сарафан, рубаха, картуз, кокошник). При этом называя вещи, дети помогают. Предложить детям нарядившись, посмотреться в зеркало.

Воспитатель: Прислушайтесь, ребята, кажется, кто- то плачет. Кто бы это мог быть? Давайте посмотрим. Дети и воспитатель подходят к люльке.

Кто это у нас плачет,

Не получит калачик,

Кто это у нас ревет,

Не получит сухарек.

Воспитатель берет куклу на руки.

Цытъ, цытъ, не плачь Несет котик калач.

Недалечко, на мостике Несет калач на хвостике.

Достает из колыбельки куклу.

Воспитатель: Ребята посмотрите, вот кто у нас плачет - малыш. Ребенок достает куклу, качает.

Воспитатель: С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. А какие вы знаете старинные имена? (Ответы детей) (Илья, Данил, Егор, Алёна, Фрося, Глаша.)

Воспитатель: Нашего малыша зовут Егорушкой. Это имя обозначает хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы, когда Егорушка вырастет у него было много-много земли, и чтобы он был богатым и счастливым. Ребята, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это? Ребенок показывает: уголек, зернышко, монетки.

Воспитатель: А кто знает. Зачем нашему Егорушке эти вещи? (Ответы детей) (Их клали, когда купали)

Воспитатель: Да. Правильно. Раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. А что говорили когда клали уголек? Ребенок кладет в таз уголек. (Привыкай к домашнему теплу).  А что говорили, когда клали монетку? (Будь всегда богат). А что говорили, когда клали зернышки? (Будь всегда сыт).

Воспитатель: Ребята, пока наш Егорушка успокоился мы с вами поиграем.

Воспитатель вместе с детьми показывает движения, при этом произнося слова:

На кота - потягушки

На дитя - порастушки.

(Поочередное вытягивание рук вверх)

С гуся вода,  

С дитя - вся худоба.

(Движения рук вверх и вниз с наклоном до пола)

Наденем сапожки

Это - с правой ножки,

Это - с левой ножки.

(Стоя, ноги врозь, поочередные наклоны к носкам ног.)

Топ-топ-топатушки!

Пляшут зайки на опушке.

Пляшут лапки и хвосты.

Что стоишь?

Пляши и ты!

(Прыжки: ноги врозь, ноги вместе.) Игра проводится 2 раза.

Снова заплакала кукла.

Воспитатель: Ребята, снова заплакал наш малыш.  Как вы думаете, как помочь Егорушке успокоиться? (Ответы детей). Правильно, его надо положить в колыбельку и покачать.

Дети вместе с воспитателем кладут куклу в колыбельку и качают.

Воспитатель: Ребята, скажите, а где спит наш Егорушка? (Ответы детей) (В люльке, в колыбельке, в кроватке).

Воспитатель: Правильно, а ещё в старину колыбельку называли зыбкой. Зыбка - это люлька. Она легко качалась, "кланялась”, как маленькая лодочка, плывущая по реке. Зыбки в крестьянских избах подвешивались на гибком месте - к потолку. Положит мама ребеночка в зыбку, качнет её раз - другой, а сама в это время пряжу прядет. Ребята, скажите, а из какого материала сделана зыбка? (Ответы детей).

Воспитатель: А ещё в старину зыбки делали из ивовых прутьев и плели из лыка.

Дети рассматривают изображения зыбок.

Воспитатель: А как вы думаете, кто в деревне делал зыбки? (Ответы детей). Посмотрите, на зыбке какие красивые узоры. Как вы думаете, ребята, а зачем родители разрисовывали зыбки разными узорами? (Ответы детей).

Воспитатель: Ой, наш Егорушка снова заплакал. Как выдумаете, что надо сделать, чтобы Егорушка уснул? (Ответы детей). Правильно, ему надо спеть колыбельную песенку. Ребята, а как нужно спеть колыбельную песенку, чтобы Егорушка не испугался? (Ответы детей) (Тихим голосом, ласково).

Воспитатель поет колыбельную:

Люшеньки, люли

Прилетели гули.

Стали гули ворковать

Мою деточку качать.

Люшеньки, люли

Спи, дитя, усни

До утренней зари,

До свежей росы.

Воспитатель: Ну вот, кажется наш малыш уснул. А в старинном сундучке есть для вас подарок. Я вам подарю маленьких куколок. В такие куклы играли крестьянские дети давным-давно, в прошлом веке, очень давно. Воспитатель раздает детям куклы и просит назвать их старинными именами.

Воспитатель: Давайте покачаем их и споем им колыбельную песню:

Дети садятся на коврик, укачивают кукол и поют:

Котя-котинька-коток,

Котя, серенький лобок.

Приди котик ночевать,

Нашу деточку качать.

Уж как я тебе коту

За работу заплачу.

Дам кусок пирога

Да кувшин молока.

Воспитатель: Ну, вот и ваши детки уснули. А нам пора возвращаться в детский сад. Повторяйте за мной:

Влево, вправо повернись,

В детском саде очутись!

Вот мы и вернулись с вами в детский сад. Где мы с вами сегодня побывали? Что нового узнали? Что увидели? (Ответы детей).