Перспективный план кружка "Мы ребята - казачата"
рабочая программа по окружающему миру на тему

Агафонова Елена Анатольевна

Данная программа знакомит дошкольников сфольклором, историей, традициями, обрядами, народно-прикладным искусством казаков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Казачество в ДОУ94.77 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективно-тематический план

кружка

«Мы ребята - казачата»

для детей 6 – 7 лет

http://www.kostyor.ru/archives/5-08/images5-08/vel.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа направлена на духовно — нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с обычаями, традициями и духовной культурой казаков.
Духовно — нравственное становление детей есть важнейшая составляющая развития общества, государства; выражением государственной политики в области воспитания стали сформулированные в Законе Российской Федерации «Об образовании» принципы гуманистического характера образования. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; взаимодействие семьи и педагогического коллектива образовательных учреждений составляют основу такой политики.
Организация разнообразных форм работы по духовно – нравственному воспитанию является важнейшим направлением реализации принципов государственной политики России в сфере образования.

Актуальность и практическая ценность кружка состоит в том, что знакомя детей с обычаями, традициями и духовной культурой казаков, мы помогаем воспитанию нравственной, духовной личности, путем формирования национального самосознания и чувства уважения к другим народам.

Цель:
Способствовать духовно – нравственному развитию личности ребенка, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, народу через ознакомление с народным творчеством и традициями казаков.

Задачи:
Образовательные:
-  знакомить детей с бытом, культурой и традициями казачества;
- учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену).

Воспитательные:
 - формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей;
 - создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда;
-  воспитывать в детях толерантность.

Развивающие:
 - развивать самостоятельность и  инициативу у детей;
- использовать малые формы фольклора для развития речи у детей;
- развивать коммуникативные качества детей посредством народных игр, забав.

  

Сентябрь

1.Кто такие казаки?

Цель: рассказать детям, кто такие казаки, откуда они появились; познакомить с такими понятиями, как казачество, казачье войско; воспитывать патриотизм; развивать чувство уважения к людям разных национальностей.

2.Казачья символика.

Цель: познакомить детей с символами казачества: герб, знамя, гимн; воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей родине, уважение православных традиций; привитие любви к родному краю.

3.Рисование «Флаг казаков»

Цель:  закрепить и обобщить знания детей о флаге казаков,  закрепить знания о символическом значении цветов  флага;  продолжать учить детей  выполнять штриховку, регулировать силу нажима на карандаш, закреплять умение аккуратно закрашивать изображение; продолжать развивать познавательные способности, интерес к символике казачества; воспитывать патриотические чувства.

Октябрь

4. Казаки и казачки

Цель: познакомить с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной семье, особенностями мужских и женских домашних трудов; ориентировать детей на мужественный и женственный образцы поведения.

5. Ремесла и промыслы казаков.

Цель: продолжать знакомить детей с различными видами исторических промыслов и ремесел казаков, с орудиями труда казаков; развивать познавательный интерес к истории казачьего народа.

6. «Кукла-оберег»

Цель: познакомить детей с понятием – оберег и способом изготовления куклы-оберега с использованием ткани и ниток; воспитывать интерес к народным промыслам, уважение к труду народных умельцев; развивать воображение, художественный вкус;

Ноябрь

7.Мужской казачий костюм.

Цель: расширять знания детей о казачестве; дать наглядное представление о казачьем мужском костюме, состоящем из специального набора принадлежностей; обратить внимание на оригинальность и многофункциональность костюмов.

8.Женский казачий костюм.

Цель: дать наглядное представление о казачьем женском костюме, отличающегося пестрым разноцветьем кофт, юбок и косынок; обратить внимание на оригинальность и многофункциональность костюмов.

9.Аппликация «Казачий костюм»

Цель: закрепить особенности казачьих костюмов; вызвать интерес к созданию казачьего костюма средствами художественно-продуктивной деятельности; учить детей создавать выразительные аппликационные образы, сочетая разные способы и приемы аппликации; развивать воображение, мелкую моторику рук, глазомер, чувство формы и пропорций. 

Декабрь

10.  Казачье подворье

Цель: познакомить детей с жизнью и бытом казачества, с казачьей избой - куренем; развивать интерес к жизни казаков.

11. Казачья утварь

Цель: познакомить с мебелью в казачьем курене, посудой и другими предметами быта и обихода; рассказать об особенностях названий и применении утвари.

12. Лепка кувшина

Цель: учить изображать декоративную посуду, передавая особенности формы; творчески подходить к выполнению работы и самостоятельно выбирать способ лепки; воспитывать творческие способности, фантазию, эстетический вкус детей.

Январь

13.  Казачья кухня.

Цель: познакомить детей с казачьими блюдами, праздничным столом казаков и разнообразием яств; обогащать словарный запас новыми словами, связанными с казачьим бытом.

14. Казачьи праздники и традиции

Цель: познакомить детей с традициями и праздниками казаков;  вызвать у детей чувство эмоциональной радости от соприкосновения с культурой и историей казачества.

15.Лепка из соленого теста «Казачьи блюда»

Цель: закреплять навыки лепки из соленого теста, научить особенностям лепки из цветного теста; способу накладывания в несколько слоев; развивать мелкую моторику, логическое мышление, эстетически вкус, умение лепить из соленого теста, художественный вкус; воспитывать аккуратность, усидчивость.

Февраль

16. Воспитание детей в казачьих семьях

Цель: продолжать знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять представления о казачестве, самобытности, культуре, традициях этого народа, о специфике воспитания детей в казачьей семье, расширять кругозор детей и обогащать словарный запас, формировать у детей чувство любви к Родине, интерес и уважение к людям, которые живут рядом.

17. Казачьи народные игры

Цель: познакомить  детей со старинными казачьими играми

18. «Роспись казачьей посуды»

Цель: закрепить знания о предметах посуды казаков, учить красиво расписывать посуду  по мотивам народно-прикладного искусства казачества, передавая характерные элементы(кувшин, ложки); воспитывать интерес к народным традициям.

Март

19.Казачьи праздники и традиции

Цель: познакомить детей с традициями и праздниками казаков;  вызвать у детей чувство эмоциональной радости от соприкосновения с культурой и историей казачества.

20.Казачий народный фольклор – пословицы, поговорки, песни и сказки.

Цель: приобщать детей к культуре казачьего народа через знакомство с литературным фольклором.

21.Конструирование птиц  из бумаги

Цель: познакомить детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа, связанными с подготовкой и проведением праздника Благовещение; развивать навыки художественного творчества при работе с бумагой и картоном, воспитывать нравственные и эстетические чувства ребенка, поддерживать стремление поступать по-доброму, приумножать красоту.

Апрель

22. Казаки – люди вольные

Цель: дать детям понятие о казачьей вольнице; где эти люди селились и почему; кого принимали в казаки; какие были у казаков заповеди.

23. Конь в жизни казака

Цель: развивать представления детей о казачьих традициях, связанных с их отношением к коню: считали его верным другом и братом казака, заботились о нём, как о близком существе, берегли его, приобщять к культурным традициям и историческому наследию родного края.

24.Рисование коня

Цель: учить рисовать коня, используя нетрадиционные  техники рисования; совершенствовать навыки аккуратно работы, развивать мелкую моторику, глазомер, знакомить с цветовой гаммой, вариантами композиции, поддерживать творческое стремление каждого воспитанника.

Май

25.На героя и слава бежит.

Цель: продолжать пополнять знания детей об истории донского казачества. Дать понятие, что звание мирного земледельца было соединено со званием воина; что люди часто от плуга переходили к выполнению воинского долга, а, оставив службу, нередко снова становились за плуг, оставаясь воинами, в каждую минуту готовыми сесть на своего боевого коня и выехать в поле в полном вооружении.

26.Казачье оружие.

Цель: познакомить детей с названиями и особенностями оружия казаков.

27. Викторина «Казачьему роду нет переводу»

Цель: систематизировать знания детей об основах культуры быта, традициях казачества; воспитывать познавательный интерес к истории народа; доставить детям радость, вызвать положительные эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорный праздник "Мы ребята - казачата"

Сценрий праздника направлен на воспитание интереса к народному творчеству, гордости за традиции народа Кубани....

ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «Мы здоровые ребята-казачата!»

ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «Мы здоровые ребята-казачата!»...

«Как ребята казачата утро в садике живут!»

Наш детский сад получил статус "казачий". И мне пришла в голову идея , написать стихи на все виды детской  деятельности в утренний отрезок времени. Сначало я думала это будут фрагменты,...

СЦЕНАРИЙ МУЗЫКАЛЬНО-СПОРТИВНОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «МЫ РЕБЯТА КАЗАЧАТА»

Цель:- создание игровой ситуации, активизирующей мысленную деятельность детей с использованием развивающих приемов обучения;- содействие интеграции двигательной и познавательной деятельности детей.Зад...

Конспект спортивного развлечения «Мы ребята -казачата».

Знакомить детей с культурным наследием Кубанского казачества: песнями и народными подвижными играми....

Педагогический проект " Ребята- казачата"

В ходе проекта  дети знакомятся с фольклором  казачества; у детейразвивается интерес к культуре своего народа; развивается  речь, логическое мышление,воспитывается интерес и ...