Программа кружковой работы по познавательно - исследовательской деятельности« Познавай -ка » ( старшая группа)
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Леднева Ольга Викторовна

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих  вопросов: Почему? Зачем?  Как?  Что будет если?, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад комбинированного вида № 31 « Берёзка»

                                                                                                                                 Утверждаю

                                                                                                                                 заведующая МБДОУ ДС КВ№ 31 « Берёзка»

                                                                                                                                  ________________

                                                                   

                                                                                                                                   Приказ от                №

ПРОГРАММА

кружковой работы по познавательно - исследовательской деятельности

« Познавай -ка »

 ( старшая группа)

Руководители:  Сидоренко Н. В.

воспитатель

Леднева О.В.

воспитатель

Пояснительная записка

Понятие о детском экспериментировании.

Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование, что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Известно, что экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.

Актуальность использования исследовательско – экспериментальной деятельности  в работе  с дошкольними  5 – 6 лет.

         В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Здесь нельзя не упомянуть федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника, его самостоятельности и активности (Н.Н.Поддьяков, А.Н.Поддьяков, О.В.Дыбина, О.Л.Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

        Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Когда ребенок слышит, видит, делает сам своими руками, то все усваивается прочно и надолго. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, воспитателю же необходимо только создать оптимальные условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих  вопросов: Почему? Зачем?  Как?  Что будет если?, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.

      Исследования предоставляют ребенку возможность  найти  ответы на вопросы «как?» и «почему?». Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию окружающего мира, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными и физическими явлениями, с основами математических знаний и этическими правилами в жизни общества.

Теоретическое обоснование:

      В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н.Поддьякова, А.Н.Поддьякова, О.В.Дыбиной, И.Э Куликовской, Н.Н.Совгир, А.И.Савенкова, О.В.Афанасьевой.

Тип кружка: Познавательно – исследовательский

Методы деятельности:

- практические (опыты, эксперименты);

- наглядные (модели, схемы и т.д.);

-словесные (пояснения, рассказ, познавательные сказки, художественное слово)

Структура проведения экспериментирования:

- постановка проблемы;

- поиск путей решения проблемы;

- проведение наблюдения;

- обсуждение увиденных результатов;

- формулировка выводов.                                                                                                                                                         Цель:

1.Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

2.Развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе эксперимента, установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.

3.Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Задачи:
1.Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.

2.Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода, растения и т.д.).

3.Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

4.Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

5.Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

6.Привлечение родителей к совместной деятельности. 

Состав детей в кружке:

Ожидаемый результат:

 Выполнение намеченных задач в работе с детьми позволит:

 активизировать поисковую деятельность детей, сформировать потребность познавать мир через постижение законов физики, естествознания.

У детей будет сформирована самостоятельность и умение делать выводы.

Эти умения сыграют роль в подготовке старших дошкольников к школе.

 Примечание: Кружок проводится  1 раз в неделю в течение учебного года, длительность занятия до 20 минут.

Материал: Оборудование мини - лаборатории с набором магнитов, увеличительных стёкол и другими вспомогательными материалами – стаканчики, пипетки, металлические предметы, ёмкости для воды и другое.

Тема  занятия. Цель .

Способы организации. Методические приёмы

Сроки проведения

.«Предметы, которые нас окружают - 1»

Цель: Формировать интерес детей к окружающему миру. Учить детей обследованию предметов, выделяя их существенные признаки.

Рассматривание бумаги, ткани.

Эксперименты из серии:

«Свойства бумаги»

«Свойства ткани».

Презентация «Как делают бумагу» Рассказ воспитателя

Сентябрь

3 занятия

. «Предметы, которые нас окружают - 2»

Цель: Формировать интерес детей к окружающему миру. Учить детей обследованию предметов, выделяя их существенные признаки.

Рассматривание резины, кожи, пластмассы, стекла.

Эксперимент:

«Полезное и опасное стекло»

Мини-музей: «Такие разные вещи»

Октябрь

4 занятия

«Магнит»

Цель: Познакомить детей со свойствами магнита.

Чтение загадок.  Рассматривание энциклопедий. Эксперименты:

«Найди гвоздик»

«Клад на морском дне»

«Театр на магнитах»

Презентация «Магнит и его свойства».

Ноябрь

4 занятия

«Что такое воздух?»

Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха.

Использование художественного слова. Рассматривание иллюстрации.

Эксперименты:

«Банка в воде»

«Воздушный колокол»

«Перевёртыш - стакан»

Ручной труд: - изготовление парашютов из бумаги.

Декабрь

4 занятия

«Узнаем какая вода» 

Цель: Закреплять у детей знания о свойствах воды.
Вода – растворитель. Агрегатные состояния воды. Назначение воды и польза для человека

Рассматривание бумаги, ткани.

Эксперименты из серии:

«Свойства бумаги»

«Свойства ткани».

Презентация «Как делают бумагу» Рассказ воспитателя.  Рассматривание иллюстраций.

Совместная практическая деятельность – показ способа действий, самостоятельные практические действия детей по заданному алгоритму. Презентация «Вода и её свойства» (просмотр). Составление схемы – круговорот воды в природе.

Экспериментирование по растворяемости в воде.

Помощь педагога  детям при выполнении практической деятельности. Художественное слово о воде.

Январь

2 занятия

«Микроскоп и увеличительное стекло»

Цель: Познакомить детей с микроскопом и увеличительным стеклом. Побуждать детей к использованию этих предметов в познании окружающего мира.

Рассматривание микроскопа. Беседа о его применении в жизни человека. История открытия увеличительных стёкол, изобретение микроскопа. Рассматривание энциклопедий.

Эксперимент:

«Рассмотри листочек от растения»

«Что расскажут увеличительные стёкла?»

«Самодельная линза»

Февраль

4 занятия

 «Песок, почва, глина» 

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами песка, почвы, глины. Учить узнавать их по виду. Песок – фильтр, глина – вязкость, земля –набор всех видов почв.

Рассматривание песка, глины, почвы. Смешивание почв.

Совместная практическая деятельность – посадка растений в разные виды почв (глина, песок, земля). Ведение дневника наблюдений. Эксперимент – «Песчаный фильтр».

Изодеятельность – лепка из глины.

Март

4 занятия

«Вырастим лук», «Посадим семечко огурца»

Цель: Предложить детям месячный (долгосрочный) проект с фиксацией результата в дневнике наблюдений.

Познавательная сказка. Рассматривание иллюстраций.

Этапы работы:

  1. Посадка лука в землю и в воду.
  2. Наблюдение за ростом, фиксация результата.
  3. Проращивание семечка огурца.
  4. Посадка огурца в землю.
  5. Наблюдение за ростом с фиксацией результата

Презентация «Лук от семи недуг» (просмотр)

апрель

4 занятия

«Радуга и солнечные зайчики»

Цель: Познакомить детей с физическим и атмосферным явлением – радугой. Дать понятие об отражении.

Использование художественного слова. Рассматривание картины и открыток про радугу.

Эксперимент:

«Радуга на ладошке».

«Радуга через призму»

Просмотр презентации «Радуга - дуга».

Самостоятельные действия детей, помощь педагога  детям при выполнении практической деятельности .

май

3 занятия

«Наши открытия» (открытый показ для родителей)

Цель: Продолжать учить детей самостоятельно проводить исследовательскую работу, основанную на полученных ранее знаниях. Упражнять в умении делать выводы.

Использование художественного слова. Рассматривание иллюстрации о болоте, лягушках.

Самостоятельные действия детей, помощь педагога  детям при выполнении практической деятельности .

май

  1. занятие

Список литературы рекомендуемой и используемой для  педагога:


  И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.

  Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кружковая работа по познавательно - исследовательской деятельности « Познавай - ка » Воспитатели: Н.В. Сидоренко О.В. Леднева МБДОУ ДС КВ № 31 « Берёзка», группа № 3 « Алёнушка »

Слайд 2

Тип кружка: познавательно – исследовательский Методы деятельности: - практические (опыты, эксперименты); - наглядные (модели, схемы и т.д.); -словесные (пояснения, рассказ, познавательные сказки, художественное слово) Структура проведения экспериментирования: - постановка проблемы; - поиск путей решения проблемы; - проведение наблюдения; - обсуждение увиденных результатов; - формулировка выводов.

Слайд 3

Цель: 1.Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента. 2.Развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе эксперимента, установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы. 3.Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Слайд 4

Задачи: 1.Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира. 2.Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода, растения и т.д.). 3.Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов. 4.Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности. 5.Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. 6.Привлечение родителей к совместной деятельности.

Слайд 5

Ожидаемый результат: Выполнение намеченных задач в работе с детьми позволит: активизировать поисковую деятельность детей, сформировать потребность познавать мир через постижение законов физики, естествознания. У детей будет сформирована самостоятельность и умение делать выводы. Эти умения сыграют роль в подготовке старших дошкольников к школе. Примечание: Кружок проводится 1 раз в неделю в течение учебного года, длительность занятия до 20 минут. Материал: Оборудование мини - лаборатории с набором магнитов, увеличительных стёкол и другими вспомогательными материалами – стаканчики, пипетки, металлические предметы, ёмкости для воды и другое.

Слайд 6

Цель: Формировать интерес детей к окружающему миру. Учить детей обследованию предметов, выделяя их существенные признаки. «Предметы, которые нас окружают»

Слайд 7

«Предметы, которые нас окружают»

Слайд 8

«Магнит» Цель: Познакомить детей со свойствами магнита.

Слайд 9

«Что такое воздух?» Цель : Познакомить детей со свойствами воздуха

Слайд 10

«Узнаем какая вода» Цель: Закреплять у детей знания о свойствах воды. Вода – растворитель. Агрегатные состояния воды. Назначение воды и польза для человека

Слайд 11

«Микроскоп и увеличительное стекло» Цель: Познакомить детей с микроскопом и увеличительным стеклом. Побуждать детей к использованию этих предметов в познании окружающего мира.

Слайд 12

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами песка, почвы, глины. Учить узнавать их по виду. Песок – фильтр, глина – вязкость, земля –набор всех видов почв. «Песок, почва, глина»

Слайд 13

«Вырастим лук и посадим огород» Цель: Предложить детям месячный (долгосрочный) проект с фиксацией результата в дневнике наблюдений .

Слайд 14

«Радуга и солнечные зайчики» Цель: Познакомить детей с физическим и атмосферным явлением – радугой. Дать понятие об отражении.

Слайд 15

«Наши открытия» Цель: Продолжать учить детей самостоятельно проводить исследовательскую работу, основанную на полученных ранее знаниях. Упражнять в умении делать выводы.

Слайд 16

Список литературы И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003. Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.