Воздух и его свойства.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Карпова Наталья Владимировна

Воспитательные задачи:

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, трудолюбие, посредствам поощрения к посильному участию в совместной деятельности, воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку,

Развивающие задачи:

Развивать умение работать в группе, налаживать партнерские отношения в процессе совместной деятельности, развивать эмоциональную отзывчивость, желание помочь другому в процессе совместной деятельности.

 

Обучающие задачи:

Совершенствовать  умение изучать окружающий мир используя различные анализаторы, обогащать знание детей о свойствах воздуха

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конструкт

Организации непосредственно-образовательной деятельности Карповой Натальи Владимировны.

ДОО:  МБДОУ «Детский сад №2 комбинированного вида»

Группа: Подготовительная группа

Образовательная область:  Познавательное развитие

Тема: «Воздух и его свойства».

Вид НОД. экспериментирование.  

Форма НОД: подгрупповая

Виды деятельности: познавательно-исследовательская.

Учебно-методический комплект:

  •  От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Е.Н. Вераксы, Т.С. Комаровой,  А.М. Васильевой.- М.: МОЗАЙКА- СИНТЕЗ, 2014.-328с.
  • Веракса Н. Е., Галимов О. Р. «Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников». Издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ». Москва, 2013г.
  •  Дыбина О. В. «Неизведанное рядом». Опыты и эксперименты для дошкольников. Творческий Центр СФЕРА, Москва 2013.
  • Т.И. Гризик, Г.В. Бутылкина «Ребенок познает мир». – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2003г
  • Интернет- ресурсы

Формы организации: (фронтальная, индивидуальная).

Цель: развивать у детей исследовательскую активность, умение организовать эксперимент и получить результат.

Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности

Задачи с учетом особенностей воспитанников группы

Воспитательные задачи:

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, трудолюбие, посредствам поощрения к посильному участию в совместной деятельности, воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку,

Развивающие задачи:

Развивать умение работать в группе, налаживать партнерские отношения в процессе совместной деятельности, развивать эмоциональную отзывчивость, желание помочь другому в процессе совместной деятельности.

Обучающие задачи:

Совершенствовать  умение изучать окружающий мир используя различные анализаторы, обогащать знание детей о свойствах воздуха

Игорь П. - учить выдвигать гипотезы и строить предположение.

Настя  - побуждать отвечать полным предложением.

Тимур - побуждать к инициативности включению в деятельность.

Планируемый результат:

Дети демонстрируют умение  доводить дело до конца,

Дети проявляют самостоятельность, инициативность,

Дети проявляют познавательные процессы: восприятия, внимание, мышление.

Демонстрируют умение  работать в коллективе.

Дети умеют синтезировать полученные в ходе эксперимента знания.

Принципы дошкольного образования (ФГОС)

  1. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
  2. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  3. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  4. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  5. возрастная адекватность дошкольного образования.

Принципы воспитания:

формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения:

Принцип стимулирующий экспериментальную деятельность дошкольника; принцип свободы и самостоятельности; принцип активности, принцип последовательности.

Методы воспитания:

беседа, поощрение.

Методы обучения: беседа, демонстрация, показ, экспериментирование, объяснение.

Средства воспитания и обучения: Наглядные: мультимедийные презентация, видео физминутки, карточки-выводы, правила работы в лаборатории (схема), письмо + загадка про воздух. Оборудование: Воздушный шар большой (имитация), магнитофон (запись песни  Ёлка «На большом воздушном шаре», вешалка с фартуками для работы, шапочки на каждого ребенка, салфетка, емкость с водой, пластилин, воздушные шарики (в подарок), весы + 2 шарика (для определения веса), игра «Аэрбол». На подносах: одноразовая салфетка на стол (каждой паре), стакан с водой, полиэтиленовый пакет, соломинка для коктейля, шпажка, веер.

Последовательность деятельности  

Методы

Содержание деятельности

педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1. Организационный этап. Задача: Поддерживание эмоционально-психологического климата. Подготовить детей к началу работы, собрать внимание детей.

 

- Здравствуйте ребята, сегодня к нам с вами пришли гости, поздороваемся с ними и пошел наш воздушный поцелуй.

- Представляете, сегодня мне с утра почтальон принёс посылку для вас, а откуда, мы сейчас посмотрим (Страна Почемучек).

- Хотите узнать, что нам прислали? Пусто. 

- Обратите внимание на крышке, прикреплена, какая- то открытка с загадкой.

– Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтобы дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! (воздух)

- Что же нам прислали из страны Почемучек? (Воздух)

Дети подходят к воспитателю, слушают, сосредотачивают внимание, ведут диалог.

 

Дети мотивированы, проявили заинтересованность,

любознательность,

охотно общаются с воспитателем,

принимают внутреннюю позицию  к предстоящей

деятельности.

2.Мотивационно-целевой этап.

Задача:        

Организовать детей и мотивировать их внимание для проведения следующей деятельности.

Объяснение, беседа, демонстрация

Для чего нам нужен воздух? (Дышать)

Сделайте глубокий вдох, выдох.

- Вы знаете, что человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней, без воздуха не больше 5 минут.

- А каким воздухом полезно дышать? (Чистым).

-Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым? Проветривать помещение, гулять на свежем воздухе, ездить за город и.т.д.

- А кому ещё нужен воздух? Рыбам, животным, растениям.

- Правильно, всему живому.

-А что может загрязнить воздух?

(СЛАЙД «загрязнение воздуха»)

- И сегодня, чтобы больше узнать о воздухе, я предлагаю  совершить вам путешествие.

- А каким транспортом можно путешествовать? (ответы детей)

(СЛАЙД 2 «Аэростат»)

- А мы совершим путешествие на воздушном шаре.

Звучит музыка, дети имитируют полет на шаре.

Дети слушают, участвуют в диалоге, отвечают на вопросы пробуют и высказывают свои предположения.

Дети проявили заинтересованность, инициативность, любознательность; выделяют проблему и предлагают возможные решения.

3. Основной этап.

Задача: Организовать детей и мотивировать их внимание для проведения следующей деятельности.

Объяснение

Беседа

Демонстрация

-Где мы с вами очутились? Как вы думаете? (ответы детей).

- Мы совершили полет и очутились на станции «Экспериментальная»  

-Что мы будем делать?

- Правильно, мы находимся в самой настоящей научной лаборатории.

- Ребята сегодня мы будем с вами

исследователями, и будем работать в лаборатории.  СЛАЙД

(СЛАЙД №  3 фото лаборатории). Лаборатория-это место, где ученые проводят опыты, эксперименты. Там всегда чисто, светло, а главное тихо. Потому что каждый работает над своим открытием и решает проблему.

Сегодня мы тоже с вами попытаемся решить проблему и сделать открытие.

Воспитатель предлагает детям надеть специальную одежду для работы в лаборатории.

- Прежде чем, мы приступим к работе, кто мне напомнит основные правила работы в лаборатории.

Воспитатель обращает внимание детей на карточку схему «Правило работы в лаборатории».

-Каждый вывод, сделанный нами в лаборатории, я предлагаю фиксировать карточкой.

Дети сотрудничают с воспитателем, вступают в диалог, отвечают.

Дети сотрудничают с воспитателем. Выражают свои мысли. Владеют монологической и диалогической речью.

Дети проявили заинтересованность, инициативность и любознательность;

Выделили существенные признаки и связи предметов и явлений;

4.1 Выдвижение гипотезы: Учить детей выделять существующие признаки связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезу и строить предположение.

Объяснение

Показ

-Как вы считаете в нашей группе есть воздух? (ответы детей).

-Имеет ли он цвет и запах?

- А мы можем это проверить? Как? (ответы детей).

- Я предлагаю вам провести эксперимент, чтобы подтвердить или опровергнуть все наши предложения.

Дети  внимательно слушают воспитателя, вступают в диалог, отвечают на вопросы.

Дети проявили заинтересованность, инициативность и любознательность;

Выделяют существенные признаки и связи предметов и явлений; выдвигают гипотезы и строят предположения.

 Осуществление эксперимента №1Развивать у детей умения фиксировать этапы действий и действовать в соответствии с алгоритмом.

Объяснение и показ.

- Эксперимент №1 «Как поймать воздух?»

-Внимание! Уважаемые коллеги прошу вас обратить внимание на предметы, которые расположены у вас на столе. Будьте осторожны при работе с острыми предметами. - Кто нам напомнит правило, при работе с острыми и колющими предметами?

-Все правила вспомнили, самое время приступить к работе.

- Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты.

-Что произошло с пакетами?

-Что в них находится?

- Какой он?

-Вы его видите?

-Теперь мы должны определить, имеет ли воздух запах? Для этого, возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.

-Что вы чувствуете?

Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Давайте отметим на мольберте карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный». КАРТОЧКА

Дети внимательно слушают воспитателя, проводят опыт.

Дети проявили заинтересованность, инициативность и любознательность;

выделили существенные признаки и связи предметов и явлений.

4.2 Выдвижение гипотезы: Учить детей выделять существующие признаки связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезу и строить предположение.

Объяснение и показ

- У меня в руке стеклянный стакан. – Скажите он пустой?

-Что в нем находится? (Воздух, ничего)

-Как можно это доказать?

 

Дети  внимательно слушают воспитателя, вступают в диалог, отвечают на вопросы.

Дети проявили заинтересованность, инициативность и любознательность;

Выделяют существенные признаки и связи предметов и явлений; выдвигают гипотезы и строят предположения.

 Осуществление эксперимента №2 Развивать у детей умения фиксировать этапы действий и действовать в соответствии с алгоритмом.

Объяснение и показ

Эксперимент №2 «Есть ли воздух в стакане?»

- Внимание. Соблюдаем тишину. Идёт эксперимент. На дно стакана приклеиваем на пластилин салфетку, тщательно её прижимаем к дну банки.

Переворачиваем банку вверх дном, держим стакан прямо вертикально и опускаем его в ёмкость с водой, до дна.

Затем стакан вынимаем из воды. Посмотрим, намокла ли салфетка. Проделываем опыт. 

-Что же случилось с салфеткой? (Она сухая)

Почему? Как считает?

Вывод: салфетка не намокла, потому что воздух есть в стакане, он не пускал туда воду. КАРТОЧКА

Дети внимательно слушают воспитателя, проводят опыт.

Дети проявили заинтересованность, инициативность и любознательность;

выделили существенные признаки и связи предметов и явлений.

5.Смена видов деятельности

Физкультминутка

Задача: 

снять мышечное напряжение

Показ

(ВИДЕО) - Видео фрагмент разминки.

- Вот мы и отдохнули. Уважаемые коллеги. Прошу вас занять свои места в нашей лаборатории.

Выполняют движения. Физкультминутки вместе с героями клипа.

Дети расслаблены, отдохнули.

Готов к дальнейшей деятельности

4.3 Выдвижение гипотезы: Учить детей выделять существующие признаки связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезу и строить предположение.

Объяснение и показ

- Как вы думаете сколько воздуха в легких человека?

И есть ли он там?

Дети  внимательно слушают воспитателя, вступают в диалог, отвечают на вопросы.

Дети проявили заинтересованность, инициативность и любознательность;

Выделяют существенные признаки и связи предметов и явлений; выдвигают гипотезы и строят предположения.

Осуществление эксперимента № 3. Развивать у детей умения фиксировать этапы действий и действовать в соответствии с алгоритмом.

Объяснение и показ

Эксперимент №3 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

Ребёнок берёт трубочку, опускает один конец в воду, а в другой дует.

- Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) -Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда в выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух. КАРТОЧКА

Дети внимательно слушают воспитателя, проводят опыт.

Дети проявили заинтересованность, инициативность и любознательность;

выделили существенные признаки и связи предметов и явлений.

4.4 Выдвижение гипотезы:  Учить детей выделять существующие признаки связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезу и строить предположение.

Объяснение и показ

- Как вы считаете воздух подвижный?

-Можно ли почувствовать, как воздух двигается?

Дети  внимательно слушают воспитателя, вступают в диалог, отвечают на вопросы.

Дети проявили заинтересованность, инициативность и любознательность;

Выделяют существенные признаки и связи предметов и явлений; выдвигают гипотезы и строят предположения.

Осуществление эксперимента №4

Развивать у детей умения фиксировать этапы действий и действовать в соответствии с алгоритмом.

Объяснение и показ

Эксперимент №4 «Чувствуем воздух»

Возьмите веера. Помашите ими, что чувствуете? (воздух, холодок).

А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете? (воздух, струю воздуха).

- Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: обнаружили воздух — почувствовали его

- Как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: Как можно почувствовать воздух? (Да)

- При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (При помощи веера, дули на ладошки).

КАРТОЧКА

Дети внимательно слушают воспитателя, проводят опыт.

Дети проявили заинтересованность, инициативность и любознательность;

выделили существенные признаки и связи предметов и явлений.

4.5 Выдвижение гипотезы: Учить детей выделять существующие признаки связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезу и строить предположение.

Объяснение и показ

- Имеете ли воздух вес?

-Если мы выяснили, что потрогать его нельзя, он не видимый, как же быть?

-Я предлагаю провести вам следующий опыт. Что бы узнать вес воздуха.

Дети  внимательно слушают воспитателя, вступают в диалог, отвечают на вопросы.

Дети проявили заинтересованность, инициативность и любознательность;

Выделяют существенные признаки и связи предметов и явлений; выдвигают гипотезы и строят предположения.

Осуществление эксперимента №5

Развивать у детей умения фиксировать этапы действий и действовать в соответствии с алгоритмом.

Объяснение и показ

Эксперимент №5 «сколько весит воздух»

- Посмотрите, на что похоже наша конструкция? (на весы).

- Эти пустые шарики имеют по отношению к друг другу, какой вес?

(одинаково)

-Я предлагаю один шарик надуть и посмотреть, что же произойдет.

(шарик без воздуха поднялся вверх, а с воздухом опустился вниз).

Вывод: Воздух имеет вес. КАРТОЧКА

Дети внимательно слушают воспитателя, проводят опыт.

Дети проявили заинтересованность, инициативность и любознательность;

выделили существенные признаки и связи предметов и явлений.

6. Заключительный этап.

Объяснение

Показ

Беседа.

- Мы добрались до станции, название которой  «Игральная». Для игры нам понадобиться трубочка, дыхание (воздух), мячик и игровое поле. Игра называется, «Аэробол»

- Название игры вам говорит о чем то? На что похожа игра? Игроки это вы. Мы разделимся на команды и будем забивать гол, мячиком, но мячик можно передвигать при помощи воздуха и трубочки.

Дети  внимательно слушают воспитателя, вступают в диалог, отвечают на вопросы.

Дети проявили заинтересованность, инициативность и любознательность;

Выделяют существенные признаки и связи предметов и явлений; выдвигают гипотезы и строят предположения.

7. Вывод.

Задача: Учить детей делать выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщать и анализировать.

Беседа, поощрение.

А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места на нашем воздушном шаре.

Скажите ребята, кем мы с вами сегодня были?

-А чем занимаются исследователи?

-Ребята давайте перечислим, какие открытия мы сегодня сделали?

С детьми обсуждаются понравившиеся моменты, новые впечатления, полученные в ходе экспериментальной деятельности.

Включить музыку про шар воздушный.

Дети слушают, вступают в диалог, совместно с воспитателем подводят итог. Анализируют полученный результат.

Дети вступили в диалог с воспитателем, ответили на поставленные вопросы; Сделали вывод в соответствии с результатом эксперимента; Оценили результат своей деятельности.

8.Открытость, ориентация на дальнейшее исследование.

Задача: Мотивировать детей на дальнейшие исследования.

Эмоциональное стимулирование.

Мы вернулись в детский сад. Путешествуя на воздушном шаре, мы посетили лабораторию. С помощью экспериментов мы видели воздух, ощущали его, играли с ним.

-С кем мы можем поделиться нашими знаниями?

-Я сегодня принесла вам в подарок шарики.

- Как вы думаете, почему они называются воздушные.

-Как и во что можно поиграть с ними?

Слушают

Отвечают

Вступили в диалог с воспитателем, ответили на поставленный вопрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать

ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...

Методическая разработка «Воздух вокруг нас.Свойства воздуха» (в помощь воспитателям)

Важное значение для познавательного развития детей имеет воспитание интереса к окружающему миру и бережного отношения к природе.Необходимо расширять представления детей о значимости воздуха в жизни че...

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха.

Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха....

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха (продолжение)...

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха 3.

Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха 3....

Воздух и его свойства. Охрана воздуха

При дыхании живые существа поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ....

Конспект занятия «Воздух-фокусник» в старшей группе по теме «Воздух и его свойства»

Занятие «Воздух-фокусник» для детей старшей группы детского сада, составленному в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы&ra...