Методическая разработка «Воздух вокруг нас.Свойства воздуха» (в помощь воспитателям)
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Филатова Светлана Олеговна

Важное значение для познавательного развития детей имеет воспитание интереса к окружающему миру и бережного отношения к природе.Необходимо расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, недопустимости его загрязнения. В  процессе экспериментальной деятельности дети знакомятся с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения. У детей развивается любознательность, наблюдательность, мыслительная деятельность, умение делать выводы,активизируется и расширяется словарный запас детей - это имеет важное значение для их познавательного развития. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx35.92 КБ

Предварительный просмотр:

Филатова С.О., воспитатель
ГБДОУ Детский сад № 20 Центрального района
Санкт - Петербурга

                                 Методическая разработка

        Изучение темы: «Воздух вокруг нас. Свойства воздуха»

 (в помощь воспитателям).

       Интеграция образовательных областей:  Познавательное развитие,

художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое, музыкальное  развитие.

      Цель: Подвести детей к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.

      Программные задачи:
-Обучающие:
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека, а также подвести детей к пониманию того, что ветер – это движение воздуха;
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;
- активизировать и расширять словарный запас детей. 

Развивающие:
- развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментальной деятельности;
-
развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, умение делать выводы;

- расширить представление о загрязнении воздуха, закрепить понимание необходимости его охраны.
- расширять  творческие способности, образное мышление , умение создавать из цветового пятна выразительное изображение.

- развивать умение координировать речь с движением.

Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающей жизни;
- воспитывать  бережное отношение к природе, стремление к охране лесов 

    Материалы и оборудование:
     Полиэтиленовые пакеты,  стаканы с водой, трубочки для коктейля, воздушные шарики, пособия для дыхательной гимнастики, кусочки апельсина, чеснока, краски гуашь, палитры, листы бумаги Ф А- 4, таз с водой, кораблик, чашечные весы, цветные салфетки.

     Сюжетная картина «Охрана воздуха от загрязнения»,рисунок «Чем мы дышим», «Кому нужен воздух?», плакат: «Берегите лес – наше богатство».

Аудиозапись шума ветра. Календарная закличка «Ветер, ветерок». Загадки и стихотворения о воздухе, ветре.

        Предварительная работа:

       Беседа «Воздух в моей жизни». Чтение познавательного рассказа  И. Соколова-Микитова «Лес». Творческая игра «Мы туристы». Рассматривание альбома "Берегите лес - наше богатство». Рисование по произведению писателя Б. Заходера  «Почему деревья не ходят».  Дидактическая игра «Природа и человек».

        Содержание занятия.
      1.Беседа о значении воздуха. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть!       Давайте возьмемся за руки и пожмем друг другу руки, так мы поздоровались и улыбнемся, что бы весь день сегодня было хорошее настроение.
Ребята,сегодня у нас будет непростое занятие, вы будете настоящими исследователями. Вы хотите быть исследователями? (Ответы детей. А что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадку:

       Через нас проходит в грудь 
      И обратно держит путь 
      он не видимый, и все же 
      Без него мы жить не можем!
      Что это?
      Дети: Воздух 
      Воспитатель: Сегодня нам с вами предстоит узнать ,что такое воздух ,как его обнаружить и какими свойствами он обладает.
Воздух окружает нашу Землю. Воздухом дышат люди, животные и растения. Мы им дышим при помощи носа. Воздух попадает в нос, там согревается и проходит через гортань в наши лёгкие. Воздух проходит через лёгкие и выходит обратно. (Воспитатель показывает плакат «Как мы дышим»)
       Воздух бывает тёплым и холодным. Если мы долго будем дышать холодным воздухом, то можно заболеть. Поэтому необходимо беречься и заботиться о своём здоровье.

Стихотворение (Читает ребёнок):

На прогулку выходи,

Свежим воздухом дыши.

Только помни при уходе,

Одеваться по погоде.

С воздухом будем дружить,

Чтоб здоровыми нам быть.

     -Ребята, а мы с вами видим воздух?  Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.

II. Практическая работа на обнаружение воздуха в различных предметах, закрепление представлений о свойствах воздуха.

 Опытно - экспериментальная деятельность

    - Ребята, а вы знаете, где люди проводят различные исследования и опыты?
Дети: Люди проводят опыты в лабораториях.
Воспитатель: У нас тоже будут свои маленькие лаборатории. Я предлагаю пройти в первую лабораторию. (дети подходят к столу стоят вокруг него).

Что бы у нас опыты получились нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям. Хорошо?
  - Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта ,давайте вдохнем глубоко ,а затем выдохнем.
Как вы думаете, что вы вздохнули?
Дети: Воздух 
Воспитатель: А мы можем увидеть воздух?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Значить какой воздух?
Дети: Невидимка.
Воспитатель: Воздух мы с вами не видим, зато можем его ощутить.

ОПЫТ № 1:Воздух можно ощутить.
 Воспитатель: Ребята, возьмите салфетки на столе и помашите ими перед лицом.

- Что вы чувствуете? (Ответы детей). Да, ребята, мы чувствуем, как воздух движется.

Воздух мы не только можем почувствовать, но и поймать.

ОПЫТ №2.Воздух можно увидеть.
Воспитатель: Хотите я научу вас ловить воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой) 
Давайте его сомнем. Посмотрите, он легко мнется, почему? (потому что он пустой)
Теперь мы его встряхнём и сделаем из него шарик, закрутите его.
Что в пакете? (воздух)
Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей).
Чтобы воздух увидеть,попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух), пакет стал выпуклым, твёрдым, упругим.
Где можно использовать это свойство воздуха? (летом: надувные матрасы, спасательный круг)
Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает. 
А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)
Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)
Вывод: Воздух прозрачный.

ОПЫТ №3 (Воздух жизненно необходим)
Воспитатель: Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, возьмите трубочки для коктейля, один конец опустите в стакан с водой, другой конец возьмите в рот и осторожно подуйте в воду через палочку. Что вы видите?  (пузырьки) Что это значит?
Дети: Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.
Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Дети: Нет, без воздуха человек погибнет.
Воспитатель:   Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.

ОПЫТ № 4. (воздух не имеет запаха)
Воспитатель:  Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)
 Сейчас мы это проверим. Закройте глаза и отгадайте, чем пахнет (воспитатель режет по очереди апельсин, чеснок, предлагает детям вздохнуть воздух, понюхать его). Как вы думаете, почему воздух имеет запах чеснока, апельсина? Какой из этого можно сделать вывод? (Ответы детей).
Да, ребята, вы чувствовали запах того вещества, которое я вам предлагала понюхать, если в помещении ели апельсин или что-то ещё, то воздух имеет запах этого вещества.
Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы. 

ОПЫТ №5 (воздух можно услышать)
Воспитатель: Ребята, а вы знали о том, что воздух можно услышать? Музыканты, которые играют на духовых инструментах, его слышат. Как вы думаете почему ? (Музыкант дует в отверстие инструмента.) Воздух дрожит, получаются звуки). Звуки распространяются по воздуху .
А мы с вами тоже можем услышать воздух, давайте надуем воздушные шарики и отпустим их, воздух с шумом будет вырываться из шарика, шуметь, свистеть, петь свою песенку.
Вывод: Воздух имеет звук.

ОПЫТ № 6 (воздух имеет вес)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, имеет ли воздух вес, как это проверить? У нас есть шарик надутый и не надутый. Как вы думаете, что внутри этих шаров? (Ответы детей). Внутри надутого шарики есть воздух? А в не надутых? (Ответы детей). Как это проверить? (Можно взвесить чашечными весами). Ребята, давайте взвесим шарик надутый и не надутый, как вы думаете, какой из них тяжелее? (Надутый). Почему?
Воздух имеет вес.

III. Обобщение знаний о движении воздуха, о ветре, использовании свойств воздуха человеком.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, воздух умеет двигаться? (Ответы детей). Да, ребята, при передвижение воздушных масс образуется ветер.
(Звучит аудиозапись «Шум ветра»)
Вот послушайте сказку про тёплый и холодный ветер.
Было жарко. На горе лежал теплый ветер и грелся на солнышке. А там, сзади, за лесом, прятался холодный ветер. Теплый ветер был тоненьким неженкой , а холодный – могучим великаном. Теплому ветру на самом деле было жарко. Он уже совсем высох и был легкий, как перышко. И чем теплее грело солнце, тем легче он становился. И когда теплый ветер уже не мог вынести жары, он поднялся и улетел кверху. Этого как раз и ждал холодный ветер и сейчас же выскочил из-за леса.<<У-у-у-у-у>> - загудел он и полетел туда, где раньше лежал теплый ветер. Так бывает всегда. Откуда улетает один ветер, туда сразу же бросается другой. (Воспитатель сопровождает свой рассказ картинками). А, теперь, давайте с вами, ребята, попробуем изобразить ветер.

Физкультминутка

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу.

(Плавные движения рук вверх, вниз)

Хочу налево посвищу,

(наклон влево)

Могу подуть направо,

(наклон вправо)

Могу подуть вверх -

в облака,

(Медленно поднимают руки вверх - наклоны)

А пока - я тучи разгоняю.

(Кружатся на месте)

Речевая игра: «Кто больше назовет действий»

Воспитатель. Дети, какие загадки вы знаете про ветер?

(Дети загадывают загадки )

Неизвестно, где живет.

Налетит - деревья гнет.

Засвистит - по речке дрожь.

Озорник, а не уймешь!

 

Без рук, без ног стучит-

В избу просится.

 

Рукой махнул,

Дерево погнул.

Воспитатель. Дети, почему вы думаете, что эти загадки про ветер? Что делает ветер? (гнет деревья, летит, свистит, стучит)

Вывод. Ветер заставляет двигаться другие предметы.

Игровое упражнение с водой «Нагоним волны»

(На столе стоят  два тазика наполненные водой)

Воспитатель: Отправим в плавание кораблик. (Дети запускают в тазик с водой кораблик, наблюдают, как он ведет себя на поверхности воды.)    

Что надо делать, чтобы кораблик двигался. (подуть) Пустим кораблики в плавание, сопровождая их «ветром». Как двигается кораблик на нашем озере при ровном «ветре»? (Кораблик двигается плавно и уверенно к «берегу».) А если налетит порывистый «ветер»? (Кораблик может перевернуться) Подуем с большей силой, поднимем большие волны, изобразим бурю.

 Какую закличку поют дети, пуская весной в ручейки кораблики.

(Воспитатель предлагает детям прочитать и  вспомнить  закличку «Вей, ветерок»)

 Вей, вей, ветерок.

Натяни парусок,

Гони мой стружок

От ворот в поворот.

Сенсорное упражнение «Ветер, ветер, ты какой?»
Воспитатель: Дети, какие поделки вы смастерили на занятиях? (божьих коровок, бабочек, птичек) Возьмите эти предметы и подуйте на нихтихо и сильно. Что происходит с ними? (От дуновения тихого ветра они едва  колышутся. А когда дует резкий ветер  бабочки, птички, божьи коровки быстрее машут  крылышками, пытаются взлететь высоко в небо.)

Игровое упражнение: Кляксография с трубочкой.
Воспитатель: Ребята, а как в думаете, ветер умеет рисовать? (Ответы детей). Давайте с вами попробуем нарисовать картину с помощью ветра, используя краски, трубочки для коктейля.
Дети зачерпывают пластиковой ложкой краску, выливают ее на лист, делая небольшое пятно. Затем на это пятно дуют из трубочки так , чтобы ее конец не касался ни пятна , ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дети дорисовывают по своему представлению и воображению.
Воспитатель: Какие красивые работы у вас получились, ребята. Вот так ветер озорник, помог нарисовать вам весёлые  картинки. Тут и птичка, и бабочка, и смешной человечек. (Дети рассматривают свои картинки).
Ребята, а как и где человек использует воздух? (Ответы детей). Да, ребята, человек давно научился использовать воздух в своих целях, создавая воздушные шары, дирижабли, пылесосы, самолёты, парашюты и другие приспособления в окружающей жизни. Воздух наш друг и помощник. (Воспитатель сопровождает рассказ картинками).

IV.Обобщающая беседа по картине «Охрана воздуха от загрязнения»

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

Загадка.

Это что за потолок

То он низок, то высок

То он сер, то беловат

То чуть, чуть голубоват

А порой такой красивый

Кружевной и синий, синий. (небо)

Воспитатель: Вы правильно отгадали загадку.

Что такое небо? (Небо-толстый слой воздуха. )

(Показывает слайд с изображением природы и завода)

Воспитатель: Дети, внимательно посмотрите на картину. Какие слова можно подобрать для описания неба? Что виднеется вдали, за лесом? (На картине изображен завод. Трубы заводов выбрасывают в воздух дым, сажу.)

Воспитатель: Почему мы не задыхаемся? (Зеленые растения очищают воздух.) Что можете рассказать о лесе? ( Чем больше растений, тем чище воздух. Растения - это зеленый наряд планеты. Лес - это земляная лаборатория, которая вырабатывает кислород и поглощает пыль, ядовитые газы.)

Воспитатель: Как охраняют воздух от загрязнения? (Над трубами заводов устраивают уловители дыма.)  Что можно делать для леса? (Сажать и выращивать молодые деревья. Нельзя жечь костры рядом с деревьями .)

О чем эта картина? ( Человеку природа дала воздух и он должен не только брать, но и беречь, охранять воздух от загрязнения.
(Воспитатель предлагает ребенку прочитать заранее разученное стихотворение)

Давайте лес любить, оберегать

И взрослым в этом деле помогать.

Беречь леса, поля и реки,

Чтоб сохранилось все на веки!

V. Итог занятия.

Воспитатель: Вот наше занятие подошло к концу. Что вы нового узнали о воздухе? Что такое воздух? (Ответы детей: воздух – это газообразное вещество, невидимый, прозрачный, не имеет формы, но мы можем его обнаружить и почувствовать движением, он есть во всех предметах, мы можем его вдыхать и выдыхать, не имеет цвета, чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов).А что вам понравилась больше всего в нашем занятии? (Ответы детей).
   Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все быливнимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы. Давайте друг другу улыбнемся и все вместе пройдем в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Организация поисковой деятельности в средней группе дошкольной образовательной организации по изучению свойств воздуха"

В материале раскрыты цель и задчи поисковой деятельности, содержание её компонентов и этапы организации поисковой деятельности в средней группе....

Методическая разработка "Игры для детей с ОВЗ" (в помощь воспитателю)

Вострякова Е.Г., воспитатель СПБ ГКУЗ СПНДР №13 Адмиралтейского районаСанкт-Петербурга Игры для детей с ОВЗ (в помощь воспитателю дома ребенка) Игра –  это не только ведущий вид д...

Методическая разработка. Конспект по познавательно-исследовательской деятельности "Свойства воздуха"

Методическая разработка содержит в себе ряд опытов для детей по выявлению свойств воздуха....

Методическая разработка по познавательному развитию в старшей группе по изучению свойств песка в помощь воспитателю «Он и желтый и сыпучий…»

laquo;Он и желтый и сыпучий…»Цель: Развитие познавательной активности в процессе знакомства со свойствами песка.Задачи:1. Образовательная:-Закреплять представления детей о свойствах песк...

Методическая разработка "Воздух невидимка"

Занятие по эксперементированию....

Методическая разработка «Воздух-невидимка» по познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности в средней группе

Методическая разработка «Воздух-невидимка»по познавательно – исследовательской и продуктивной  деятельности в средней  группе...