Главные вкладки

    Методическая разработка "Игры для детей с ОВЗ" (в помощь воспитателю)
    проект (младшая группа) на тему

    Вострякова Екатерина Геннадьевна

    Вострякова Е.Г., воспитатель

    СПБ ГКУЗ СПНДР №13 Адмиралтейского района

    Санкт-Петербурга

     

    Игры для детей с ОВЗ (в помощь воспитателю дома ребенка)

     

    Игра –  это не только ведущий вид деятельности дошкольников, она является основной формой реализации ООП, успешно используется при организации двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, музыкально-художественной деятельности.

    В игре как деятельности детей можно выделить две основные формы: сюжетную игру и игру с правилами. Сюжетная игра может быть ролевой, в которой ребенок выполняет роль, действуя от первого лица и режиссерской, при осуществлении которой ребёнок выполняет роль от третьего лица, присваивая её игрушке.

    В играх с правилами, которые имеют исключительно совместные формы, основным моментом являются конкурентные отношения между играющими, регламентируемые обязательными для всех правилами. К играм с правилами относятся: подвижные игры; театрализованные игры; дидактические игры.

    Педагогически целесообразной формой работы с детьми с ОВЗ являются различные игровые ситуации, направленные на приобретение ребенком опыта нравственно-ценных действий и поступков, которые он сначала выполняет на основе подражания, по образцу, а затем самостоятельно.

    Содержание психолого-педагогической работы по развитию игровой деятельности в соответствии с ФГОС в настоящее время включает:

    Подвижные игры. Развивать у детей желание играть вместе с воспита­телем в подвижные игры с простым содержанием. Приучать к совместным играм небольшими группами. Поддерживать игры, в которых совершенс­твуются движения (ходьба, бег, бросание, катание).

    Театрализованные игры. Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем (кукла Катя показывает концерт), расширения контактов со взрослым (бабушка приглашает на деревенский двор).

    Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм).

    Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.

    Создавать условия для систематического восприятия театрализован­ных выступлений педагогического театра (взрослых).

    Дидактические игры. Обогащать в играх с дидактическим матери­алом чувственный опыт детей. Закреплять знания о величине, форме, цвете предметов. Учить собирать пирамидку (башенку) из 5-8 колец разной величины; ориентироваться в соотношении плоскостных фигур «Геометрической мозаики» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); составлять целое из четырех частей (разрезных картинок, складных ку­биков); сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина).

    Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Че­го не стало?» и т. п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т. п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый –  холодный», «Легкий –  тяжелый» и т. п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д.).

    Сюжетно-ролевые игры. Учить детей проявлять интерес к игровым действиям сверстников; помогать играть рядом, не мешать друг другу.

    Учить выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и ат­рибуты для игры, использовать предметы-заместители.

    Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.

    Известно, что дети с ОВЗ (с патологией зрения, слуха, последствиями детского церебрального паралича, с проблемами интеллекта и др.) имеют разные физические возможности, и эту особенность необходимо учитывать при проведении игр.

    Игра, в первую очередь подвижная, активизирует все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, она приносит ребенку положительные эмоции. Все это вместе взятое и позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр. Для ребенка с нарушением в развитии крайне важно, из каких двигательных действий состоит игра, с какой интенсивностью (напряженностью) она проводится, как отвечает на полученную нагрузку организм. Поэтому при подборе игр необходимо учитывать характер и глубину дефекта, реальные двигательные возможности ребенка и его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку. Важно, чтобы величина нагрузки была доступной для ребенка и не вызывала у него перенапряжения.

    Содержание и дозировка нагрузки должны предусматривать постепенность усложнения игр, чередование их по направленности, интенсивности и продолжительности, что стимулирует постоянный интерес к игровой деятельности.

    «Догоняй мяч»

            Цель: развитие внимания, точности и согласованности движений.

            Инвентарь: два мяча.

            Инструкция. Игра проводится на игровой площадке.

    Все играющие образуют круг. Двум играющим, стоящим в кругу через 3-4 игрока друг от друга, выдается по мячу.

    По сигналу водящего играющие стараются как можно быстрее передавать мячи игроку справа, чтобы один мяч догнал другой. Когда это произойдет, игра начинается снова.

            Методические указания.

    Мячи можно только передавать, но не бросать.

    Количество мячей можно увеличивать.

    Передача мяча осуществляется на уровне пояса или груди.

    «Догони колокольчик»

    Цель: развитие быстроты, ловкости, умения ориентироваться в пространстве.

            Инвентарь: колокольчик.

            Инструкция. Площадку для игры следует обозначить осязательными ориентирами. Из числа играющих выбирают две пары водящих. Одному из игроков дают в руки колокольчик. Игрок с колокольчиком убегает от водящих, а те стараются окружить его, сомкнув руки. Это может сделать одна или обе пары водящих.

            Игрок с колокольчиком в момент опасности имеет право передать (но не бросить) колокольчик кому-либо из участников игры.

            Пойманный игрок тот, от которого он перед этим принял колокольчик, заменяют одну из пар водящих. Колокольчик вручают наиболее ловкому игроку, и игра продолжается.

            Вариант (игра для слабовидящих и зрячих):

            Вместо колокольчика используется колпак на голову. Ловить можно только того, у кого колпак на голове. Такая игра будет называться «Берегись, Буратино!».

            Методические указания.

    Пары следует комплектовать так: незрячий – ребенок с остатком зрения; зрячий – незрячий.

    Играющим нельзя выходить за пределы площадки.

    Всем играющим на площадке можно надеть озвученные браслеты (с колокольчиками и т.п.).

    Если водящие пары разомкнут руки, убегающий игрок считается не пойманным.

     «Зоопарк»

    Цель: развитие воображения, раскованности в движениях.

    Инструкция. Все участники по очереди показывают движения, характерные для задуманного ими по условиям игры животного. Остальные пытаются отгадать. Затем участники объединяются в подгруппы по 2-3 человека. Ведущий, указывая на любую подгруппу, дает название животного. Участники, не сговариваясь, вместе изображают одно названное животное. Далее подгруппа также может изобразить какое-либо животное, а другие участники отгадывают – какое.

    «Веревочка»

    Цель: развитие воображения, фантазии, мелкой моторики, координационных способностей.

    Инвентарь: скакалка или веревочка не менее 1,5 метров в длину.

    Инструкция. Каждому игроку ведущий раздает по веревке и дает команде задание – «нарисовать» определенную фигуру, например: лесенку, змейку, человечка, домик, кораблик, елочку и т.п. Выигрывает команда, наиболее точно изобразившая заданное.

    Методические указания. Нагрузку можно увеличить, если проводить игру в виде эстафеты с передвижениями от места старта к месту «рисования».

    10. «Поймай мяч»

    Цель: развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча.

    Количество играющих может быть любым.

    Инвентарь: один мяч среднего размера.

    Инструкция. Играющие располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если он поймал его, то возвращается на свое место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех бал водящим.

    Методические указания.

    От количества участников, стоящих в кругу, зависит темп игры.

    Если играющие не знакомы, то до начала игры их нужно представить друг другу: каждый по очереди называет свое имя, а вся группа хором его повторяет.

    Играющие могут свободно передвигаться по кругу.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл severina_e.g._igra.docx15.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Северина Е.Г., воспитатель

    СПБ ГКУЗ СПНДР №13 Адмиралтейского района

    Санкт-Петербурга

    Игры для детей с ДЦП (из опыта работы)

    Основная задача дома ребенка – обеспечение своевременного и полноценного физического и психического развития, оптимального состояния здоровья детей, подготовка их к жизни в обществе, обеспечение условий для социальной адаптации детей.

    Игры оказывают большое влияние на развитие ребенка.

    В игре стимулируется физическое и психическое развитие детского организма: движения, речь, чувства, представления о мире, формы общения с детьми и взрослыми.

    Развитие ребенка – это сложное взаимодействие различных способностей. Поэтому, очень важно правильно организовать игровую деятельность ребенка с ДЦП в доме ребенка.

    Ребенок с двигательными нарушениями не может самостоятельно выбирать игры, он зависим от помощи окружающих.

    Многие дети, имеющие диагноз детский церебральный паралич, испытывают трудности при освоении окружающего мира.

    Дети, страдающие нарушением опорно-двигательного аппарата, не могут легко выбрать позу для игры (сидя или стоя на коленях и т.д.), но есть много вспомогательных средств, которые позволяют лежать, сидеть или стоять таким образом, что эта поза и удобна, и правильна, с точки зрения медицины. Взрослые воспитатели тоже могут служить «средством для удобной позы».

    У многих детей с двигательными нарушениями наблюдается задержка на ранних стадиях развития в выполнении двигательных функций, но интеллект у них развивается нормально. Нужно приспособить игры и игрушки так, чтобы такие дети не остановились на ранних стадиях психического развития.

    Набор определенных игр позволит у детей с ДЦП развить двигательные функции, выработать ловкость, гибкость, подвижность рук, умение управлять своими движениями, научит концентрировать внимание, зрение и слух.

    Варианты игр для детей с диагнозом детский церебральный паралич:

    «Ап-ап-ап»
    Сидеть верхом очень весело. Колени воспитателя могут служить опорой. Во время игры важно видеть друг друга — так можно делать все вместе: разговаривать, петь, играть, развивая двигательные функции и чувство ритма.

     «Опорная» рука и «игровая» рука 

    Ребенок узнает, что можно устанавливать равновесие, опираясь на одну руку и играя другой. «Опорная» рука и «игровая» рука могут меняться в разных играх.

    «Прятки»

    Игра   в   прятки   стимулирует внимание ребенка. Можно находить как предметы, так и людей.

    «Подвеска» 

    Для стимуляции зрения и слуха. Подвески болтаются и ударяются друг о друга с легким звуком, когда ребенок дергает за кольцо.

    Классические игры.

    — Сделать силуэт на большом листе бумаги. Ребенок лежит   на   полу на спине, а воспитатель обрисовывает его тело силуэтом. Потом абрис можно раскрасить и повесить на стену. Ребенок получает представление о своей фигуре. Ту же игру можно повторить на песке.

    — Рисование «ангелов» на снегу или песке. С помощью взрослых дети с двигательными нарушениями могут рисовать крылья и фигуры.

    — Отпечатки на песке.    

    Песок     стимулирует представление ребенка о своем теле, а также о разнице температур и давления на тело.

    — Лежать   на   спине в   ванне приятно. Дети с двигательными нарушениями, как правило, в   воде   двигаются   легче   и имеют больше возможностей почувствовать   себя   свободными.  

    Если добавить   пены, мыльных   пузырей, то   плескаться еще веселее.

    Движения в воде также стимулируют ощущения. Можно, например, дуть на ребенка через шланг под   водой   или   обрызгивать его из шланга.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Методические рекомендации в помощь воспитателям для формирования навыков безопасного поведения у детей безопасного поведения вблизи дороги".

    Данная стать познакомит с причинами дорожно-транспортных проишествий и как сформировать у детей дошкольного возраста навык безопасного поведения....

    Методическая копилка педагога: Развивающие игры в помощь воспитателю для детей 5-6 лет в детском саду.

    Методическая копилка педагога: Развивающие игры в помощь воспитателю для детей 5-6 лет в детском саду.  Воспитатель – это, несомненно, творческая профессия. Именно воспитатель придумыв...

    Методическая разработка в помощь воспитателю по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с ПДД

    Методическая разработка посвящена проблеме охраны безопасности ребенка на дорогах города через усвоение правил дорожного движения и воспитания осознанного отношения к необходимости выполнения этих пра...

    Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста ( в помощь воспитателю)

    laquo;Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школавоспитания детей – это взаимоотношение мужа и жены,отца и матери»В. А. СухомлинскийКак бы хорошо...

    Методическая разработка "Дидактические игры, направленные на воспитание у детей представлений о здоровом образе жизни" (в помощь воспитателю)

    Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.«Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка».В тоже вре...

    Методическая разработка в помощь воспитателю коррекционной группы на тему: «Формирование элементарных математических представлений в дошкольном возрасте у детей с ЗПР»

    У детей с ЗПР часто страдают разные компоненты психической, психологической и физической деятельности. Для математической деятельности дошкольников с ЗПР характерны отсутствие интереса к выполнению ма...