Методическая разработка "Дидактические игры, направленные на воспитание у детей представлений о здоровом образе жизни" (в помощь воспитателю)
методическая разработка (младшая, средняя, старшая группа)

Лепий Татьяна Геннадьевна

Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

«Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка».

В тоже время игра – основной вид деятельности детей.

Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок.

 Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.  

Так как дидактическая игра является важным фактором в развитии детей и средством обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится как на занятиях, так и вне их, может быть одним из занимательных элементов на прогулке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_metodicheskaya_razrabotka.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Игры,

направленные на воспитание у детей представлений

о здоровом образе жизни.

 

Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

«Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка».

В тоже время игра – основной вид деятельности детей.

Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок.

 Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.  

Так как дидактическая игра является важным фактором в развитии детей и средством обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится как на занятиях, так и вне их, может быть одним из занимательных элементов на прогулке.

  • Эстафета «Кто быстрей умоется»

Цель: формировать представления о предметах личной гигиены.

Оборудование: разные игрушки, музыкальные инструменты, одежда, предметы гигиены.

На столах лежат разные предметы. Дети делятся на две команды. Каждый участник подбегает к столу, выбирает предмет, необходимый для умывания, кладёт его на поднос, возвращается к своей команде и передаёт эстафету следующему игроку.

  • Ровным кругом  

Цели: уточнить знание детей о предметах личной гигиены; развивать творчество, воображение.

Оборудование: шапочки – маски с изображением мыла, зубной щётки, шампуня, мочалки, полотенца, зеркала, расчёски.

Дети, взявшись за руки, встают в круг. В середине круга стоит ребёнок, исполняющий роль мыла (у него шапочка – маска с изображением мыла), дети двигаются хороводным шагом вокруг него и поют.

Ровным кругом друг за другом

Будем весело шагать,

Что нам мыло здесь покажет,

То и будем выполнять.

Мыло показывает, как надо намыливать руки. Дети повторяют движения. Затем соответствующее движение показывают полотенце, расчёска, мочалка, шампунь.

  • Собери человечка

Цель: закрепить названия основных частей тела человека, собрать человечка из частей (геометрических фигур)

  •   Моё лицо

Цель: учить познанию самого себя, своей индивидуальности. Обучать детей составлению лица человека (с использованием различных предметов). Развивать мелкую моторику рук. Закреплять понятия детей о цвете (голубые, зеленые, серые, карие глаза). Закреплять представление о частях лица. Развивать тактильные ощущения.

  • Наши помощники – органы чувств

Цель: закрепить знания детей об органах чувств, с помощью которых мы познаём мир; уточнить, какое значение для человека имеет слух, обоняние, осязание, вкус, зрение в познании окружающего мира; учить подбирать соответствующие карточки к определённому органу чувств; воспитывать потребность быть здоровым.

Дыхательная гимнастика, как здоровьесберегающая технология  

  • Кораблик

На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.

  • Задуй упрямую свечу 

В правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, "гасить свечу".

  • Самолёты

По команде воспитателя "заводятся моторы" - произносятся на выдохе "р-р-р-р"; летают самолёты - "ж-ж-ж-ж"; разворачиваются на виражах - "у-у-у-у"; садятся на посадку - "ух-ух-ух".

  • Поймай пчёлку 

Дети стоят в кругу, воспитатель в центре кругу. В руках у воспитателя прутик (длина около 1 м), на котором привязана "пчёлка". Воспитатель поворачивается на месте, проводя пчёлку над головой детей. Дети ловят пчёлку с произнесением "ж-ж-ж".

  • Жуки 

Дети сидят на стульях, воспитатель произносит: "Ж-ж-ж, - сказал крылатый жук, - посиж-ж-ж-у". Дети обнимают себя за плечи, произносят: "Поднимуся, полечу; громко, громко зажуж-ж-ж-ж-у". Дети разводят руки в стороны и перемещаются по залу с произнесением звуков "ж-ж-ж-ж-ж" (2 – 3 мин)

  • Чудо нос 

После слов "задержу дыхание" дети делают вдох и задерживают дыхание. Воспитатель читает стихотворный текст, ребята только выполняют задание.

Носиком дышу, дышу свободно,

Глубоко и тихо - как угодно.
Выполню задание, задержу дыхание.
Раз, два, три, четыре - снова дышим: глубже, шире.

  • Где живет витаминка?

Дидактическая   задача: знакомить детей с видами витаминов и их источником.

Игровые правила: Нужно выбрать картинку, и назвать какие витамины находятся в данном фрукте   или овоще.

Игровые действия: выбор карточек и соотнесение   их с изображением   овоща или фрукта.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды. Игрок первой команды показывает витамин, а игроки другой команды показывают   картинки с   изображением    овощей   и фруктов, в которых он есть. Далее   наоборот: игрок второй команды показывает   картинку   с   изображением фрукта или овоща, а игроки первой команды   называют витамины, которые в нем есть     показывают соответствующую картинку.

Эта игра может проводиться как часть   занятия   по познавательному развитию.

  • Что любит сердце?

Дидактическая   задача: прививать   привычку к здоровому образу жизни, расширять кругозор детей   по профилактике болезни сердца.

Игровые правила: Нужно называть   вид продукта или вид деятельности полезный для сердца.

Игровые действия: называние слов и соединение частей сердца в целое.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям называть виды продуктов   вид деятельности полезные для сердца. Каждое   названное слово - это часть сердца. Постепенно по мере названия   детьми слов получается целое сердце. Количество игроков 8-10 человек. Эта игра может проводиться как часть   занятия   по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.

  • Утро начинается…

Дидактическая   задача: приучать детей к выполнению режим дня, закреплять виды деятельности, проводимые в разное время  суток.

Игровые правила: Нужно называть виды деятельности, проводимые утром, днем, вечером, ночью.

Игровые действия: выбор картинок и называние видов деятельности, соответствующие   утру, дню, вечеру и ночи.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям выбрать картинку   времени суток и назвать к  ней   соответствующие  виды  деятельности,  которые  необходимо  проводить   в  это  время  суток  и  расположить   карточки  в  той  последовательности, в  которой  они  должны  выполняться. Количество игроков 8-10 человек.  

  • Часы здоровья

Дидактическая   задача: закреплять знания у детей о вредных и полезных продуктах питания и видах   деятельности.

Игровые правила: Нужно прокрутить стрелки на "часах здоровья" и определить полезность или вредность изображения.

Игровые действия: определение полезности или вредности изображения на картинке.

Ход игры:

1 вариант. Воспитатель предлагает детям по очереди прокручивать стрелки на "часах здоровья", при этом   периодически   говорит: "Стоп". Игрок останавливает стрелку    на "часах здоровья", рассматривает изображение, на которое она   направлена и рассуждает о полезности или вредности   того, что находится на картинке. Количество игроков 8-10 человек.

2 вариант. Совместить два круга часов и соотнести варианты картинок. Например, во время занятия - не кричать или   перед  сном  не   смотреть  долго  телевизор; Эта  игра  может  проводиться  как  часть   занятия   по  познавательному  развитию, так  и  в  свободной  деятельности  детей, как  самостоятельная  игра.

  • Дерево   здоровья

Дидактическая   задача: закреплять знания у детей о вредных и полезных продуктах питания.

Игровые правила: Нужно распределить   картинки на листочках    по соответствующим деревьям.

Игровые действия: определение полезности или вредности изображения на картинке.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды, выбрав для себя дерево "здоровья" или      дерево "нездоровья"   и включает легкую музыку. Пока играет   музыка, дети развешивают листочки с картинками по соответствующим деревьям.  Как   музыка остановилась, воспитатель подводит итоги выполнения задания.  Количество игроков 8-10 человек. Эта игра может проводиться как часть   занятия   по познавательному развитию, так и  в  свободной  деятельности  детей, как  самостоятельная  игра.

  • «Умею - не умею».

Цели: акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего организма; воспитывать чувство собственного достоинства.

Оборудование: мяч.

Ведущий бросает мяч и произносит: «Я умею» или «Я не умею». Ребёнок, поймав мяч, продолжает фразу, объяснив, почему он умеет или не умеет. Например, «Я умею бегать, так, как у меня есть ноги. Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев».

  • «Угадай, кто позвал?»

Цели: тренировать органы слуха и активизировать внимание и слуховую память детей.

Ведущий, стоя спиной к детям, должен определить по голосу, кто его позвал. В случае правильного ответа место ведущего занимает ребёнок, чей голос был определен.

  • « Найди пару».

Цель: подбирать пару к предмету по тактильным ощущениям (с завязанными глазами).

Оборудование: пуговицы, кубики, яблоко, карандаши, мелкие предметы.

Выбрав себе предмет, ребёнок должен с завязанными глазами выбрать из кучки такой же. В конце игры ведущий просит объяснить, что помогло ребёнку правильно определить на ощупь разные материалы.

  • «Правила гигиены».

С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание, причёсывание, купание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни (в помощь воспитателю)

формировать у детей младшего возраста потребность к здоровому образу жизни. Познакомить детей с понятием «витамины», с тем, какую пользу они приносят людям....

Статья «Игры, направленные на воспитание у детей представлений о здоровом образе жизни»

Игры, направленные на воспитание у детей возраста 2-3-х лет представлений о здоровом образе жизни...

Игры, направленные на воспитание у детей представлений о здоровом образе жизни.

В данной статье представлена картотека игр, напрвленных  на  воспитание  у  детей  представлений  о  здоровом  образе  жизни....

Методическая разработка по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни

материал будет интересен педагогам дошкольного образования...

Основные направления ДОУ и семьи в воспитании у детей потребности в здоровом образе жизни

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здо...

Методическая разработка «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ С ПОМОЩЬЮ КЕЙС - ТЕХНОЛОГИИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ»

В данной методической разработке мы хотим показать возможность использования кейс - технологии в работе с дошкольниками с нарушением слуха и речи 5 -7 лет при формировании экологической культуры и здо...

Консультация для воспитателей «Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни».

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических ...