Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего возраста на тему: «Море в опасности»
консультация по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Ивашкова Ольга Михайловна

  Цель НОД: Дать детям представление о море, его разных состояниях, его обитателях. Рассказать, что такое нефть, познакомить с его свойствами. Вызвать интерес детей к проблеме экологического кризиса на Земле и последствий деятельности человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_more_v_bede.docx26.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

Учреждение № 17 города Нерюнгри Нерюнгринского района

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего возраста

На тему: «Море в опасности»

Образовательная область:

- социально – коммуникативное развитие;

-познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно – эстетическое развитие;

-физическое развитие;.

Цель: Дать детям представление о море, его разных состояниях, его обитателях. Рассказать, что такое нефть, познакомить с его свойствами. Вызвать интерес детей к проблеме экологического кризиса на Земле и последствий деятельности человека.

Задачи:

1. Формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, понимать зависимость его состояния от действий человека.

2. Развивать связную речь детей.

3. Формировать практические навыки, стремление к экспериментированию.

4. Активизировать словарный запас детей.( нефть, экологи)

5. Воспитывать бережное отношение к природе.

6. Развивать воображение детей в изодеятельности.

Активизация словаря: нефть, экологи.

Предварительная работа:

- показ иллюстраций с изображением морских животных;

- их зарисовка;

- дидактические игры морской тематики; лото;

- разучивание стихов «Кит» Т. Керстен , «Морской стишок» Л. Улановой; « Дельфины» Н. Матюх и В. Сибирцев ; «Догоняшки» Н. Булганиной; «Морю живётся несладко на свете»М. Генина.

- загадывание и отгадывание загадок;

- мало- подвижные игры; «Море волнуется раз».

- чтение рассказа В. Танасийчука «От чего погибли киты?»; «Нефть в море»;

- подвижные игры.

Оборудование: Глобус, (море в разных состояниях); бутылочка с нефтью (можно заменить растительным маслом); 2 баночки с водой и молоком; 2 палочки; белая салфетка; пуховые птичьи перья; принадлежности для рисования; аудиозапись., морские животные, иллюстрации с загрязненными водами и гибелью животных.

Этапы занятия

Ход занятия

Время

1

Вводная часть

Рефлексия:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг;

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

1,5 мин.

2

Проблемная ситуация

Ребята, отгадайте загадку. О чём она.  Это глобус. Это наша земля. Она очень красивая. Почему её называют голубой?

 На нашей планете Земля, воды больше, чем суши. Море – это громадное водное пространство, а океан  - еще больше.

Ребята, кто может сказать: море всегда одинаковое или разное?

Ответы детей: – разное, бушующее, волнующее, спокойное.

Воспитатель: 

Море бывает разное. В безветренный солнечный день оно очень красиво! Сине-зеленого цвета – такая в нем вода! Сверкает, искрится на солнце, плещется маленькими волнами, как будто оно живое. Если небольшой ветер заигрывает с морем, то по нему бегут волны с белыми кудрявыми гребешками. Куда не посмотришь – всюду по сине-зеленому полю бегут белые волны-барашки.

Но море бывает мрачным и даже страшным. В пасмурный день, когда небо заволокло серыми тучами, море тоже становится серым, хмурым. И уж совсем море становится сердитым, когда дует сильный ветер, громадные серо-черные волны с силой поднимают с берега камни и обрушивают их снова на берег. Шум и грохот волн заглушают человеческий голос. И уж совсем опасным и страшным бывает море во время шторма – сильного ветра с дождем. Громадные черные волны высотой с каменный дом со страшной силой обрушиваются на берег и все сметают на своем пути. Машины, торговые палатки, люди – все окажется в его пучине. Даже большие корабли часто тонут во время шторма.

Воспитатель: Ребята , а вы хотите поплавать, позагорать  на море? Как же нам попасть туда?

У меня есть волшебный летучий корабль, который быстро принесёт нас на любое море. Только надо сказать волшебные слова.

123- замрём

В мир морской мы попадём

Сейчас начнутся чудеса

Стоит нам открыть глаза.

3 мин

3

Основная часть

Вот мы и на берегу моря. ( звучит аудиозапись моря) Давайте все будем купаться.  Ну что мы видим. Почему все морские животные лежат на берегу? Что же произошла здесь? Посмотрите, на море какие то чёрные пятна.

Здесь случилась авария Потерпел крушение грузовой корабль гружённый нефтью. Вся нефть вылилась в море. Вот почему все обитатели моря на берегу. Вода покрылась тонкой плёнкой и им нечем дышать. Кто же им поможет?

 Я читала, что такой проблемой занимаются специальные люди , их называют экологами. Но пока они сюда прибудут, давайте с вами побудем экологами. Кто такие экологи. (это люди, которые следят за чистотой природы).Посмотрите на картинки, как люди засоряют нашу природу. (рассказы детей). Еще

 Но пока они сюда прибудут, мы с вами побудем экологами. Согласны?. Ребята, а экологи очень много знают о море и их обитателях. А вы знаете? (да) Хорошо, сейчас проверим.

Назовите

Садитесь за столы. Перед вами таблицы.

Первое задание. Зачеркните лишних морских обитателей.

Второе задание: Зачеркните не живое в море.

Молодцы, вижу вы много знаете.

Нам пора с вами в лабораторию и исследовать воду. Почему же погибли морские жители. Воспитатель набирает воду с моря и несёт в лабораторию. Посмотрите, здесь нарисованы правила, как вести себя в лаборатории. (дети повторяют правила.

Ребята, а как отличить морскую воду от пресной. Мы сейчас проверим, проведя опыт с яйцом.

. Но а сначала я вам расскажу о том, где применяют нефть. Посмотрите на предметы, находящиеся у меня на столе. При изготовлении этих предметов использовали нефть. (Воспитатель демонстрирует игрушки из пластмассы, резиновые мячи разных размеров, резиновые сапожки, камера для велосипеда, свечи, лак для ногтей, стиральный порошок, бензин, солярка, нитки, ткань и другие предметы). А теперь посмотрите на это замечательное вещество, которое называется – нефть. (Воспитатель демонстрирует жидкость в стеклянной бутылочке).

Воспитатель проводит опыты, дети делают заключения.

Опыт 1. Цвет нефти.

На белую салфетку капнуть одну каплю нефти. Рассмотреть растекающуюся жидкость и сделать вывод: нефть желто-коричневого цвета.

Опыт 2. Прозрачность.

Показать детям две баночки: одну с водой, другую с нефтью. В обе баночки положить палочки. В баночке с водой мы видим палочку, а в баночке с нефтью – нет. Вывод: вода прозрачная, а нефть – нет.

Опыт 3. Запах.

Предложить детям понюхать воду и нефть, закрыв глаза. Выяснить, какие ассоциации возникают у детей. Вывод: нефть имеет запах.

Опыт 4. Текучесть.

Перелить нефть из одной емкости в другую. Показать, что нефть льется, потому что жидкая. Если бы нефть не была жидкой, ее не смогли бы качать насосы – качалки из глубин земли. (Показ иллюстраций с изображением добычи нефти). Вывод: нефть – жидкая.

Воспитатель предлагает детям физкультминутку.

Нам пора передохнуть, потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох) Прочь прогоним лень и скуку, (Одна прямая рука вверх, другая вниз.
Разомнем сначала руки. 
Резкими движениями поменять руки). Покрутили головой, (Вращение головой в одну и другую сторону). 
И усталость вся долой!
Раз – два, три, четыре, пять,
Шею надо разминать.
Встали ровно. Наклонились. 
(Наклоны вперед и назад). Раз – вперед, а два – назад.
Потянулись. Распрямились.
Повторяем все подряд.

Опыт 5. Маслянистость.

Дети растирают между пальцами одной руки воду, а между пальцами другой руки нефть. Высказывают свои ощущения при растирании. Вывод: вода высыхает, а нефть гладкая, скользкая, маслянистая.

Опыт 6. Смешиваемость и растворяемость.

В воду налить молоко и размешать. Вывод: молоко в воде размешалось. Выслушать детские предположения: что будет с нефтью, если ее налить в воду. Проверить. Сделать вывод, что нефть легче воды, не тонет, по воде расплываются пятна, потому что она маслянистая, не растворяется в воде. Вывод: нефть не смешивается и не растворяется.

Опыт 7. Птицы и нефть.

Подбросить перышко и внимательно проследить за его плавным полетом. Затем обмакнуть перо в нефть и еще раз подбросить вверх. Обратить внимание детей на то, как оно быстро падает вниз. Объяснить, что строение перьев позволяет птицам летать, “отталкивая” крыльями воздух вниз, сами же при этом поднимаются вверх. Когда водоплавающая птица (утка, чайка, гагара, лебедь) садится на воду, покрытую нефтяной пленкой, ее перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность “отталкивать” воздух, а значит, птица не может взлететь и может погибнуть.

.

13.5 мин.

4

Заключительная

часть

Воспитатель: Теперь вы знаете, что такое нефть. Что нефть нужна человеку, но она очень опасна при неосторожном обращении. Поэтому при добыче нефти соблюдают осторожность,

Я предлагаю вам нарисовать плакатики для людей , чтобы они знали, что надо беречь природу. И весной разместить его около речки, чтобы люди видели, что так поступать нельзя. ( дети рисуют рисунки и делают коллективный плакат)

Так вот, дети, запомните, что нужно не только самому бережно относиться к природе и ее богатствам, но и останавливать других, тех, кто относится к природе потребительски, не бережет ее.

Нам пора возвращаться в детский сад. Усаживайтесь в корабль и отправляемся.

123-замрём

В садик свой мы попадём

Стоит лишь открыть глаза

И закончились все чудеса.

Вот мы и в садике. Подойдите к столу и возьмите весёлый листик, если вам понравилось путешествовать, узнавать новое; а если было скучно, то поднимите грустный листик.

Всем спасибо, все молодцы!

7мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшего возраста "Зачем нужна посуда"

Занятие с использованием ИТК и здоровьесберегающих технологий...

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшей группы на тему «Рыбы»

Конспект НОД  по познавательному развитию  с детьми старшей группы на тему «Рыбы»...

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшей группы на тему «День Победы»

Воспитывать в детях патриотизм, чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны....

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего возраста на тему: "Жизнь и творчество А.Л. Барто" /с использованием ИКТ/

Конспект  совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего возраста на тему: "Жизнь и творчество А.Л. Барто" /с использованием ИКТ/...