Конспект НОД "Волшебница Вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Дворцова Ольга Сергеевна

Конспект НОД по познавательному развитию на тему "Свойства воды".  В данной НОД дети в игровой форме узнают о трех состояниях воды, о ее свойствах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_poznovatelnomu_razvitiyu_na_temu.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект НОД по позновательному развитию на тему : «Волшебница Вода»

Цель: Развивать желание познавать мир через исследовательскую деятельность.

Задачи: Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды, сформировать представление о переходе воды из жидкого состояния в твердое, дать представление о превращении воды в пар; развивать наблюдательность, умение сравнивать и обобщать; воспитывать бережное отношение в воде.

Предварительная работа: беседы о воде «Значение воды», «Зачем беречь воду? », ее роли в жизни человека; рассматривание иллюстраций; игры о воде: «Какая бывает вода», «Разрезные картинки», «Волшебная палочка», «Кому нужна вода?», «Где, какая вода бывает?» и др.; чтение худ. литературы, экологических сказок «Как речку обидели», «Путешествие капельки» и др.; наблюдение за водой во время прогулок.

Оборудование и материалы: пластиковые стаканчики по три штуки на каждого ребенка, колбочки, прозрачные емкости различной формы по количеству детей, блюдце, горелка, металлическая кружка, салфетки бумажные, шкатулка с сюрпризом.

Ход занятия:
Воспитатель проводит беседу с детьми о воде. Что мы знаем про воду? Какая она? Нужна ли вода человеку? Нужно ли беречь воду, почему?
Дети рассматривают картинки и рассказывают, как человек использует воду.

Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем!».
В ходе игры воспитатель показывает различные движения связанные с водой, имитирующие загаданную деятельность, а дети отгадывают, какое действие загадано и называют его в форме глагола второго лица множественного числа («Вы катаетесь на лодке», «Вы катаетесь на коньках», «Вы катаетесь на лыжах» и т. д.). Правильно угадав движение, все дети повторяют его вместе с воспитателем. После игры дети садятся на коврик.

Воспитатель: Сейчас, ребята, мы с вами показывали, как катались на лодке, а лодка плывет по…? (воде). Потом мы катались на коньках, коньки скользили по…? (льду), затем мы ехали на лыжах, а на лыжах мы ехали по…? (снегу). Теперь скажите мне, кто знает, что такое лед? (ответы детей). Правильно, лед – это замерзшая вода. Как вы думаете, что такое снег? (ответы детей). Снег это мелкие кристаллики замерзшей воды, падающие из тучи.
Как вы думаете, можно сказать, что в игре мы с вами катались и на лодке, и на коньках, и на лыжах по воде? (ответы детей). Можно, так как вода великая волшебница, она умеет превращаться в снег, лед и даже в пар. Хотите убедиться в том, что вода – волшебница, которая может быть и жидкой и твердой и газообразной? Тогда пройдите в нашу лабораторию. Сегодня я буду главным экспериментатором, а вы будете мне помогать. Согласны?
Воспитатель: Перед вами стакан с водой. Скажите, какая вода?
Дети: Прозрачная, чистая.
Воспитатель: Вода имеет форму? (ответы детей). Вода принимает форму того сосуда, в котором находится (показывает, переливая воду из стаканчика в пробирку и т. д.)
Воспитатель: Как вы думаете, вода жидкая или твердая? Почему? (ответы детей). Вода бывает жидкой, но бывает и твердой. Кто знает, как вода превращается в лед и становится твердой? (ответы детей). Посмотрите, я налила воду в формочки, поставила формочки в морозильную камеру. Что у меня получилось? Правильно, вода превратилась в лед. Она стала твердой! Вы помните, что вода принимает форму того сосуда, в котором находится, какую форму приняла вода после охлаждения? (вода приняла форму прямоугольных брусочков).
Достаньте из своих стаканчиков брусочек льда, подержите его немного на ладошке. Лед какой? (холодный, гладкий, скользкий, прозрачный, твердый, лед тает от тепла и превращается в воду). Где замерзшую воду можно увидеть в природе? (сосульки, замерзшие лужи, иней и т.д.)
Достаньте из своих стаканчиков немного снега. Снег какой? (холодный, белый, мягкий, рассыпчатый, тает от тепла и превращается в воду). Снег похож на лед? Чем снег отличается ото льда? (ответы детей).
Теперь вы убедились, что вода самая настоящая волшебница? Вода может быть жидкой, от холода вода превращается в лед или снег. А что же происходит с водой при нагревании? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, вы когда-нибудь видели, как кипит вода в чайнике? Если мы приоткроем крышку, то увидим, как из чайника поднимается пар. Это вода при нагревании превратилась в пар. Сейчас, я покажу вам самый настоящий фокус. Хотите?

Опыт с водой
(воспитатель наливает в металлическую кружку немного воды, поджигает горелку, кружку ставит на огонь горелки)
Воспитатель: Что происходит? Когда вода закипает, из кружки начинает идти пар. Видите, воды становится все меньше и меньше. Скоро вся вода превратится в пар и исчезнет. Интересно? А теперь давайте с вами поиграем.

Игра «Путешествие Капельки»
Воспитатель: Ребята, представьте, что мы с вами капельки. Я буду показывать вам фотографии различных состояний воды, а вы будете называть и изображать это состояние. (Педагог показывает фотографии разных состояний воды: туман, облако, туча – дети бегают врассыпную по комнате; иней, лед, снег – дети крепко обнимают друг друга; роса, река, дождь – дети двигаются по комнате, держась за руки).
Воспитатель: Мы с вами – частички воды, но каждый раз мы соединялись по-разному. Вывод: В парообразном состоянии связей между частичками воды нет, и каждая движется сама по себе.
Вода в твердом состоянии – лед. В твердом состоянии частички воды прочно связаны друг с другом.
В жидком состоянии связи между частичками воды более сильные, но они очень гибкие, эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет четкой формы.
Воспитатель: Мы с вами познакомились с тремя состояниями воды – жидким, твердым и газообразным. Но больше всего люди используют воду в жидком состоянии (готовят пищу, пьют, умываются, стирают и т. д.) И сейчас мы с вами будем использовать воду в жидком состоянии. У меня для вас сюрприз. В этой волшебной шкатулке что-то есть… (открывает шкатулку, в шкатулке бумажные кувшинки, выполненные способом оригами)
Воспитатель:
- Ребята, что это за цветы? Как они называются?
Дети: Это кувшинки.
Воспитатель:
- Где они растут?
Дети: Кувшинки растут на озере, на пруду.
Воспитатель:
- Ночью кувшинки закрываются, а с восходом солнца открываются. Наши цветочки спят, а как их можно разбудить?
Дети:
- Цветы надо положить в воду и они распустятся.
Воспитатель:
-Возьмите по кувшинке и аккуратно положите на поверхность воды. Давайте скажем все вместе:
«ЭЙ, ЦВЕТОЧКИ, ПРОСЫПАЙТЕСЬ!
ЛЕПЕСТОЧКИ РАСКРЫВАЙТЕСЬ!»
Дети наблюдают за раскрытием лепестков.
Воспитатель:
- Почему лепестки стали раскрываться?
Дети:
- Лепестки намокают и распрямляются.
Вывод:
-Бумага становится мокрой, лепесточки под тяжестью воды раскрываются, и ложатся на поверхность воды.
Воспитатель: Вот такие опыты мы сегодня с вами проделали, поиграли, узнали свойства воды, узнали, что вода великая волшебница – она может быть жидкой, газообразной и твердой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Вода, вода, кругом вода!"

Конспект занятия  в срдней группе "Вода, вода, кругом вода!" по окружающему миру....

Уточнить знания детей о воде.Сформировать понятия о физических свойствах воды. Конспект НОД «Вода»

Конспект непосредственной оборазовательной деятельности Проводит: Матвиец И.А.«Вода»Цели: Уточнить знания детей о воде. Задачи: Образовательные: ·...

Конспект НОД "Вода,вода кругом вода"

Занятие для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия "Вода, вода, кругом вода..."

Познакомить детей со свойствами воды, подвести детей к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы......

Конспект занятия «Вода. Круговорот воды в природе, свойства воды»

Цели и задачи:Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, означении воды. Познакомить детей со свойствами воды (прозрачность,текучесть, три состояния воды - жидкое, пар и лёд), обр...