ТРИЗ. Конспект совместной образовательной деятельности по экспериментированию с использованием метода моделирования «маленькими человечками» «Воздух и вода – наши друзья» (викторина)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Хрушкова Людмила Аркадьевна

Закрепление познавательных действий детей по экспериментированию с использованием метода моделирования «маленькими человечками» (ТРИЗ)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект совместной образовательной деятельности

по экспериментированию с использованием

метода моделирования «маленькими человечками»

  • Возрастная группа детей:

Подготовительная к школе

  • Тема совместной образовательной деятельности:

«Воздух и вода – наши друзья» (викторина)

  • Цель: 

- Закрепление познавательных действий детей по экспериментированию с использованием метода моделирования «маленькими человечками» (ТРИЗ)

  • Психолого-педагогические  задачи:

- Закрепить  у детей  знания о свойствах воздуха и воды

- Развивать  умение взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях и отражать результаты эксперимента посредством его моделирования «маленькими человечками» («заглянуть внутрь» эксперимента)

- Формировать умение выдвигать гипотезы и делать выводы.

- Закрепить умение детей «читать» модели, находить правильный вариант.

- Воспитывать заботливое, бережное  отношение к природным ресурсам земли - воздуху и воде

  • Интегрируемые образовательные области:

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

  • Виды детской деятельности, лежащие в основе организации совместной деятельности

Познавательно-исследовательская

Коммуникативная

Игровая

Восприятие художественной литературы

  • Предварительная работа:

Целевая прогулка на метеорологический участок

Определение направления ветра с помощью флюгера

Чтение детской энциклопедии на темы «Воздух» и «Вода»

  • Словарная работа:

Круговорот

Модель

Жюри

  • Методы и приёмы:

ИКТ

ТРИЗ

Беседа

Наглядный

Игровой

Проблемные, поисковые вопросы

Эвристический

Практический

Наглядный

Художественное слово

  • Оборудование и материалы:

Компьютер

Проектор

Демонстрационный экран для показа слайдов

Электронная презентация «Воздух и вода»

Фартуки

Пеналы с человечками

Баночки

Фильтры (бумага, ткань)

Воронки

Кубики для игры

Воздушные шары

Листочки бумаги и карандаши

Печати с «маленькими человечками»

  • Последующая работа:

Детская исследовательская работа «Воздух»

Ход:

Слайд №1  Титульный. Совместная деятельность в подготовительной к школе группе «Воздух и вода»

Ведущий: «Дорогие друзья, сегодня мы собрались все вместе, чтобы принять участие в викторине. У нас две команды, которые пришли показать свои знания и умения. Давайте поприветствуем их!

Слайд №2 Команда РУЧЕЁК и «болельщики». Приветствие.

Перед вами  команда «Ручеек» (аплодисменты) и команда «Ветерок» (аплодисменты, жмут друг другу руки)».

Слайд №3 Команда ВЕТЕРОК и «болельщики». Приветствие.

Команда «Ручеек» приветствует своих соперников (читает девиз):

Попутного ветра желаем,

Сразиться с водой приглашаем.

Команда «Ветерок» приветствует команду «Ручеек» (читает девиз):

Пусть ручеек журчит всегда!

Нужна как воздух нам вода!

Ведущий представляет членов жюри.

Звучит весёлая музыка

Ведущий: «Для разминки я предлагаю обеим командам по очереди отгадать загадки о воде. Вы знаете, что вода может находиться в разных состояниях: жидком, твердом и газообразном. Внимание на экран!» (Ведущий читает загадки командам по очереди)

Слайд № 4-11 Тексты загадок с отгадками – анимационными картинками

Загадки

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется во мгле,

только ноги на земле

(дождь)

Растет она вниз головой

Не летом растет, а зимой

Чуть солнце ее припечет

Заплачет она и умрет

(сосулька)

Что за звездочки сквозные

На пальто и на руке

Все сквозные – вырезные,

А возьмешь – вода в руке

(снежинки)

С неба падают крупинки -
Это маленькие льдинки.
Им вообще никто не рад,
Потому что это…

(град)

Слайд №12 Картинка с изображением круговорота воды в природе

Ведущий: «Дети, я предлагаю вам вспомнить, как происходит круговорот воды в природе. Послушайте стихотворение «Вода – путешественница»» (читает ребенок – болельщик)

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превращается, то в лед,

Растает и снова в поход.

По горным вершинам,

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется.

Вокруг оглянитесь,

В природу вглядитесь:

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница – наша вода.

Ведущий вместе с детьми делает вывод: капельки воды в природе движутся по кругу. Они выпадают из туч  в виде дождя (снега), путешествуют по земле, а затем под лучами солнца возвращаются обратно.

Задание № 1. Участникам обеих команд предлагается нарисовать с помощью штампов с изображением «маленьких человечков» путешествие капельки – круговорот воды в природе.

Слайд №13 Модель круговорота воды в природе с использованием ММЧ

(Итог жюри).

Задание №2.

- Дети о том, что у нас сегодня викторина, узнали сказочные герои. На нашу электронную почту пришло письмо от Русалочки.

Слайд №14 Картинка с изображением конверта с текстом письма от Русалочки

«Здравствуйте, дорогие ребята. Я знаю, что вы многому научились,  и прошу вас помочь нам. В нашем озере грязная вода, помогите нам очистить грязную воду в баночке и тогда произойдет волшебство – чистой станет вся вода в озере!»

Слайд №15 Картинка с изображением Русалочки

Материал: бумажные салфетки, тряпочки, песок, вода в баночках, баночки для очищенной воды

(Дети выполняют  задание, используя ранее полученные знания и умения, делают вывод)

Вывод: Грязную воду можно очистить с помощью бумажной салфетки или тряпочки. (итог жюри)

Задание №3

Ведущий: «Уважаемые участники викторины, на ваших столах лежат картинки с различными природными объектами. Я предлагаю каждому из вас с помощью «маленьких человечков» построить модели этих объектов.

Слайд № 16 Картинка с изображением огня, воды и камня

Слайд № 17 Модель огня, воды и камня (ММЧ)

Слайд № 18  Картинка с изображением дыма, воздушных шариков и облака 

Слайд №19  Модель дыма, воздушных шариков и облака (ММЧ) 

Картинки

  • Огонь, вода, камень (команда «Ручеёк»)
  • Дым идёт из трубы, воздушные шарики, облако  (команда «Ветерок»)

(Итог жюри)        

Задание № 4. Конкурс капитанов «Догадайся, что это?» (чтение универсальных моделей)

Слайд № 20 Модель 1

Слайд № 21 Ответ на модель 1. Картинка с изображением апельсина, лимонада, лимона

Слайд № 22 Модель 2

Слайд № 23 Ответ на модель 2. Картинка с изображением огня, духов,  ароматного мыла, дыма из трубы

Капитаны предлагают различные варианты, которые могут обозначать универсальные модели, наиболее удачные принимаются, подводится общий итог.         

Пока проходит конкурс капитанов, с болельщиками и командой проводится викторина (вопросы задаются командам по очереди), где так же определяется победитель, очки болельщиков присваиваются команде, за которую они болеют.

Вопросы:

  1. Какого цвета вода?
  2. Назовите прозрачные вещества?
  3. Что происходит с водой, если ее долго нагревать?
  4. Что происходит с водой, если ее поместить в морозильную камеру?
  5. Что такое пар?
  6. Сколько у снежинки лучиков?
  7. Где теплее – на снегу или под снегом?
  8. Почему под снегом трава зеленая?
  9. Что легче: лед или вода?
  10. Из чего состоят облака и тучи?
  11. Почему воду называют путешественницей?
  12. Чем дышат люди?
  13. Чем дышат животные в воде?
  14. Как называется движение воздуха в природе?

Ведущий: «Дети, а сейчас я предлагаю всем отдохнуть – выполнить весёлую разминку! Послушайте  сказку про маленького мышонка. Как только вы услышите слова, которые обозначают воздух, быстро возьмите кубик. Выиграет самый внимательный и ловкий. (На столе выложены кубики на один больше, чем количество детей)»

Веселая разминка

Эта история случилась с маленьким мышонком, который отправился в путешествие по реке в крошечном кораблике. Ярко светило весеннее солнышко, воздух был согрет его теплом. Кораблик быстро плыл по реке, гонимый легким ветерком. Маленький путешественник бесстрашно плыл вперед. Отовсюду веяло ароматами, которые навевал весенний ветер. Вдруг солнце спряталось за темной тучей, это ветер – проказник пригнал ее. Маленькому мышонку стало страшно и холодно. Он спрятал свой нос в пушистую шубку. Уже совсем не стало видно солнца, поднялся страшный ураган. Мышонка вместе с крошечным корабликом выбросило на берег. Это сильный ветер поднял его суденышко. Путешественник побежал что есть силы и спрятался от урагана  в зарослях зеленой травы. Постепенно ветер утих и мышонок успокоился.

Для маленького мышонка даже легкий ветерок  - настоящий шторм.

Задание №5

Ведущий: «Дети, я предлагаю вам провести опыт, который показывает, что внутри нашего тела есть воздух (надуть воздушный шар), и выложить модель опыта с помощью маленьких человечков (дети выкладывают с помощью ММЧ воздушный шар (твердые человечки) и воздух внутри шара – (воздушные человечки)»

Слайд № 24 Картинка с изображением воздушного шара и модели воздушного шара

Вывод: внутри нашего тела есть воздух. Чем больше мы наполним воздушный шар воздухом, тем больше будет размер шара.

(Итог жюри).

Задание №6

Ведущий: «Дети, на карточках изображены опыты с водой  и воздухом, знакомые вам. Я предлагаю сделать  вывод для каждого опыта». (Дети каждой команды советуются, совместно обсуждают опыт и делают вывод)

Слайд № 25 Картинка с изображением бумажного кораблика,  плывущего по воде

  • Бумажный кораблик плывет по воде.

Вывод: Кораблик намок и порвался. Бумага размокает в воде.

Слайд № 26 Картинка с изображением деревянного кубика, который  плавает на поверхности воды.

  • Деревянный кубик плавает на поверхности воды.

Вывод: Деревянные предметы в воде не тонут.

Слайд № 27 Картинка с изображением пузырьков в стакане

  • Воздух выходит на поверхность воды в виде пузырьков при вздувании его через трубочку в стакан с водой.

Вывод: Внутри тела человека есть воздух.

Слайд № 28 Картинка с изображением летящих парашютов

  • Парашют летит в воздухе и не падает вниз.

Вывод: Парашют не падает на землю, потому что его задерживает воздух, находящийся  внутри.

(Итог жюри)

Общий итог конкурса.

Команда – победитель награждается медалями, победитель под музыку совершает круг почета.

Слайд № 29 Интернет источники

Слайд № 30  Титульный лист


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе логопедической группы « Вы слыхали о воде? Говорят, она везде…»

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Вода. Состояния воды". Содержит иллюстративный материал....

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию на тему «Птицы – наши друзья».

Несколько лет назад в России появился еще один экологический праздник – Синичкин день. Он создан по инициативе Союза охраны птиц России и отмечается 12 ноября. В этот день жители разных населенных пун...

ТРИЗ. Конспект совместной деятельности по экспериментированию с использованием метода моделирования "маленькими человечками" "Тайны мыла"

Содержание конспекта позволяет в интересной и занимательной для детей форме познакомить со свойствами мыла и воды...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе по теме «Чистый воздух и вода – богатство нашей планеты»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе по теме «Чистый воздух и вода – богатство нашей планеты». Цель работы -...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по экспериментированию в первой младшей группе Тема: «Как снег становится водой»

Цели:в процессе экспериментирования показать  детям, как снег в тепле тает и становится водой.Задачи: Познавательное развитие: развивать у детей познавательные интересы в процессе исследовательск...

Конспект совместной образовательной деятельности "В мастерской у папы Карло" по экспериментированию с использованием метода моделирования «маленькими человечками»

Конспект совместной образовательной деятельности "В мастерской у папы Карло" по экспериментированию с использованием  метода моделирования «маленькими человечками»...