проект "Крылатые соседи"
проект по окружающему миру (средняя, старшая группа) на тему

Пирогова Наталия Александровна

проект для реализации в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krylatye_sosedi.docx32.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад общеобразовательного вида №41» г. Братска

 «Крылатые соседи»

Познавательный групповой долгосрочный проект

Заявители: дети средней группы д/с №41

Авторы проекта:

Воспитатель 1-й квалификационной категории

Татьяна Геннадьевна Зюзина,

воспитатель Анастасия Геннадьевна Вологжина,

воспитатель Елена Юрьевна Чемезова.

Руководитель проекта:

воспитатель 1-й квалификационной категории

 Наталия Александровна Пирогова.

2016 год

«Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку?.. Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц?»
(Э.Н. Голованова)

Проблема.

В настоящее время дети мало интересуются окружающим миром, все чаще реальному миру предпочитают виртуальный. Происходит сужение интересов, атрофируются любознательность, отзывчивость, сострадание. Все меньше детей наблюдательны, реже интересуются природными явлениями. Знания о птицах у детей незначительны, а о птицах Сибири дети не знают практически ничего. Взрослым тоже эта тема малознакома. А между тем, наблюдение за птицами, их изучение, помощь пернатым является интересной и многогранной деятельностью, решающей широкий круг задач воспитания, обучения и комплексного развития ребенка.

Актуальность.

В настоящее время проблема экологического воспитания стоит как никогда остро. Состояние водоемов, лесов, воздуха ужасает. Отношение к животным и птицам пронизано жестокостью и бездушием.

Что останется после нас? Голая безжизненная пустыня? Разруха и страдания? Или цветущий сад, в котором гуляют заповедные животные и птицы?  Все зависит от нас, от того что мы заложим детям в их сердца.

Известно, что передача экологических знаний – это начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. Яркой формой выражения отношения является деятельность ребёнка. Присутствие в содержании деятельности элементов экологической информации служит показателем его отношения к миру природы, вещей, людям и себе.         Только в  этом  случае информация  будет  лично  значимой  и  трансформируется  в  деятельность.

В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах Сибири. Дети зачастую не знают птиц, обитающих по соседству. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах.  Для решения данной проблемы нами был разработан проект «Крылатые соседи». Реализация проекта позволяет расширить и углубить знания детей о птицах Сибири, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Большое значение в формировании практических знаний по экологии, имеют природоохранные мероприятия и волонтерское движение. В ходе реализации проекта мы активно сотрудничали с волонтерами школьного движения «Друзья природы». Наше сотрудничество является первым этапом в подготовке будущих волонтеров, которые придут на смену старшим. Мы создаем условия для общения между школьниками и дошкольниками, что является важным аспектом в нравственно-духовном воспитании и развитии социализации и навыков коммуникативного общения.

Название проекта: «Крылатые соседи»

Участники: воспитатели, родители и дети средней группы, участники школьного волонтерского движения «Друзья природы».

Сроки: сентябрь - май

Тип проекта: педагогический, долгосрочный

 Вид проекта: познавательно – исследовательский.

Цель проекта:

Создание условий для  формирования у детей дошкольного возраста начал экологической культуры личности через развитие интереса к птицам Сибири, расширения и уточнения знаний о них, их образе жизни.

Задачи:

  • Систематизировать знания о знакомых птицах, условиях их обитания, внешних признаках, отличительных особенностях птиц Сибири.
  • Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности и желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в продуктивной деятельности.
  • Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия, желание участвовать в волонтерском движении.
  • Повысить уровень экологической культуры личности детей, родителей, педагогов.

 Педагогические и информационные ресурсы: беседы, подборка литературы, Интернет-ресурсы (http://travel-siberia.ru/int/intbird/; http://birds.sfu-kras.ru/index.php?f=main; http://www.sivatherium.narod.ru/postcard/rubirds05/rubirds05.htm).

Форма работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями, проведение совместных мероприятий с волонтерами школьного движения «Друзья природы».         

Социальное партнерство: взаимодействие       с образовательными учреждениями города Братска (школы №№32 и 37, ЭБЦ)

Планируемые результаты:

У детей сформируются:

  • Знания о жизни птиц Сибири
  • Эстетическое отношение к окружающей действительности.
  • Чувство милосердия и гуманного отношения к живой природе.
  • Желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в изобразительной деятельности.

У родителей:

  • Повысится интерес к совместной деятельности по охране и защите птиц нашей местности.
  • Гармонизируются детско-педагогические отношения.
  • Повысится уровень экологической культуры личности.
  • Расширятся знания о птицах.

Этапы проекта

  1. Организационный
  2. Основной
  3. Заключительный

Этапы реализации проекта

  1. Организационный

Побор и изучение материалов по теме проекта, составление картотек, видеотек, взаимодействие с образовательными учреждениями (МОУ СОШ №32, №37; ЭБЦ) – разработка плана совместных мероприятий

Проведение опросов, анкетирования родителей: «Птицы Сибири», «Необходимо ли экологическое воспитание в ДОУ?»

Беседы с детьми: «Наши пернатые соседи», «Как мы поможем птицам зимой?»

  1. Основной

Перспективный план проекта

Вид деятельности

Содержание

Игровая

  • Сюжетно-ролевые игры

«Птичья больница», «Цыплята»

  • Дидактические игры

«Назови птицу»

«Кто чей?»

«Чего не хватает?»

«Кто как разговаривает»

«Кого не стало»

«Собери птичью стаю»

«Найди кого назову»

«Узнай птицу по описанию»

«Выложи птицу»

«Четвертый лишний»

«Накорми птиц»

  • Творческие игры

«Гуси-гуси»

«Птицеловы»

«Воробьи и вишня»

«Птички зернышки клюют»

«Птицы в ловушке»

Познавательно-исследовательская

  • Целевые прогулки в ЭБЦ (секция орнитологии)
  • Наблюдения

 «Рассматривание птичьих следов»,

«У кормушки», «Наблюдение за деревом с дуплом»,

«За птицами» и т.д.

  • Исследование птичьего пера
  • Решение проблемных ситуаций

 «Как пригласить птиц в гости»

Музыкальная

  • Слушание аудиозаписи

«Голоса птиц»

«Голоса леса»

«Весенние песни»

  • Муз/дидактические игры

 «Чей голос», «Кто как поет»

  • Динамические паузы

«Воробьиная дискотека», «Мои цыплятки», «Танец маленьких утят»

Двигательная

  • Подвижные игры

«Птички»

«Гуленьки»

«Веселый воробей»

«Птички в гнездышках»

«Воробышки и кот»

«Ветер и птицы»

«Стайка»

  • Физминутки

«Ворона»

«Воробей»

«Птички»

«Птицы»

«Снегири»

«Собака и воробьи»

Изобразительная

  • Аппликация «Синички»
  • Раскрашивание «Птица у моего окна»
  • Трафареты и шаблоны «Птицы»
  • Лепка «Птички»
  • Ручной труд «Прилетели птицы»

Коммуникативная

  • Пальчиковые игры

«Птичья кормушка»

«Зимующие птицы»

«Дятел»

«Воробей»

«Сел на ветку снегирек»

  • Коммуникативные игры
  • Беседы
  • Словесные игры

С и ЭБТ

Труд на участке и в природе

Подкормка птиц

Посев злаков (овес, пшеница и др.) для подкормки

Конструирование

Строительные игры «Птичья столовая», «Зоопарк»

Конструирование из «Лего»

Конструирование «Кормушка»

Восприятие х/л и фольклора

Чтение х/л

Разучивание стихотворений

Рассматривание картин

Разучивание пословиц и поговорок

Отгадывание загадок

Просмотр м/ф из подборки «Птицы»

Работа с родителями

Конкурс книжек-малышек «Птичьи истории»

Подготовка корма для птиц

Оформление альбомов с фотографиями «Я и птицы»

Сообщения  о птицах Сибири (в произвольной форме)

Подготовка книг для книжного уголка «Почитай о пернатых!»

Мероприятия с волонтерами школьного движения «Друзья природы»

Природоохранный рейд «Помогите птицам!»

Изготовление кормушек

Вечер досуга «Знаете ли вы?»

Поздравительные плакаты к празднику «Синичкин день»

  1. Заключительный

Открытое мероприятие «Праздник птиц», природоохранный рейд «Помогите птицам!» (совместно с волонтерами движения «Друзья природы»)

Конкурс книжек-малышек «Птичьи истории»

Методическое пособие «Птицы Сибири» и постеры «Правила поведения в природе», «Чем мы птичек угостим?», «Как правильно изготовить кормушку», «Знаете ли вы?»

На педагогическом совете ДОУ представлена презентация проекта.

В реализации проектной деятельности:

1. Знания детей о птицах Сибири расширились.
2. Дети научились отличать птиц по внешнему виду и голосам.
3. На протяжении реализации проекта «Крылатые соседи» у детей развивалась связная речь.
4. Дети научились правильно подкармливать птиц.
5. У многих детей появилось заботливое отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц).
6. Повысился познавательный интерес у детей.

За время реализации проекта у детей расширились знания о друзьях наших меньших, сформировалось эмоциональное отношение к миру природы, что, несомненно, станет базой для бережного и ответственного отношения к окружающей среде и привлечет к участию в общественных волонтерских организациях, школьных движениях.

Список литературы:


1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
2. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т. С. Комаровой.

3. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».
4. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
5. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.
6. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Наши соседи - насекомые"

Дети очень любят наблюдать, рассматривать насекомых. Но знают о них, к сожалению, мало. Данный проект даёт возможность не только поддержать...

Проект "Собаки и кошки - наши соседи"

В ходе проектной деятельности мы дадим детям представления о жизни домашних животных - собаки и кошки: происхождении, породах, питании, условиях содержания, внешнем виде, связи  с дикой при...

Проект "Наши соседи - насекомые"

Проект "Наши соседи - насекомые". Предназначен для детей второй младшей группы....

Конспект весеннего экологического развлечения для детей младшего дошкольного возраста по теме "Наши соседи - насекомые""

Экологическое развлечение как завершение проектной деятельности по теме "Наши соседи - насекомые"...

Наши соседи "украина"

Лепка из пластилина ЗОЛОТЫЕ ПОДСОЛНУХИЗадачи. Учить детей создавать красивый образ подсолнуха. Развивать глазомер, синхронизировать работу обеих рук. Развивать чувство композиции, соотносить час...