Проект "Собаки и кошки - наши соседи"
методическая разработка по окружающему миру по теме

 

В ходе проектной деятельности мы дадим детям представления о жизни домашних животных - собаки и кошки: происхождении, породах, питании, условиях содержания, внешнем виде, связи  с дикой природой, будем  развивать умение рассуждать, доказывать свою точку зрения, развивать творческое воображение, память,  сформируем доброе отношение  к животным, соблюдая при этом правила обращения с ними. В ходе роеализаци проекта  задействованы все участники образовательного процесса: дети, родители и педагоги ДОУ. К проекту прилагается анкетирование детей и родителей по даной теме, сценарий родиительского собрания,  кроссворд "Кошки" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_sobaki_i_koshki_-_nashi_sosoedi.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Собаки и кошки наши соседи»

Время: краткосрочный проект (1-2 недели)

Возраст детей – 5-7 лет

Проблема: Если кто-то обижает собаку или кошку, что ты сделаешь?

Цель: Воспитать в детях гуманное, осторожное отношение к животным, учить сопереживать им.

Задачи:

  1. Дать детям представления о жизни домашних животных - собаки и кошки: происхождении, породах, питании, условиях содержания, внешнем виде, связи  с дикой природой.
  2. Развивать умение рассуждать, доказывать свою точку зрения, развивать творческое воображение, память.
  3. Формировать доброе отношение  к животным, соблюдая при этом правила обращения с ними.

Работа с родителями:

 

1.Выпуск информационной газеты с целью ознакомления их с предстоящей работой. Формулируется проблема, задачи, цель проекта. Справка для родителей, где можно взять необходимую информацию на данную тему:

                   - сходить в детскую библиотеку;

                   - в книжный магазин;

                   - спросить у старших и т.д.

Сообщается о сроке презентации проекта. Приглашение к сотрудничеству.

2. Анкетирование родителей (Приложение 2).

3. Консультация « Почему дети обижают животных»

4. Памятки « Правила обращения с кошками и собаками»; « Несколько советов по выбору и уходу за щенком»

5. Родительское собрание на тему « Собаки и кошки – наши соседи».

Актуальность проблемы:

Особую значимость экологическое воспитание приобретает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения ребёнка к миру, формируется базис его личностной культуры. Чтобы воспитать у детей гуманное отношение к природе, важны не только знания (как основной элемент формирующегося экологического сознания), но и воспитание гуманных чувств, положительного опыта общения с природой. В основе общения дошкольника с живой природой лежит отношение старшего к младшему (проявляется потребность ребёнка ласкать, заботиться о растениях и животных).

Процесс взаимодействия с растительным и животным миром противоречив. Важными условиями возникновения у детей сложных эмоций и чувств являются взаимосвязь и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов – 2-х наиболее важных сфер психического развития дошкольников. Эмоциональное отношение к живой природе  может проявиться у ребёнка, как в нравственном, так и безнравственном поступке. Известно, что ребёнок дошкольного возраста не умеет просто смотреть на бабочку, котёнка, птичку. Ему обязательно нужно завладеть ими.  С рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем мира, который его окружает. Однако познавательное отношение к природе и любознательность у дошкольников в сочетании с ярко выраженной активностью иногда приводят к экспериментированию над живыми существами, последствия которого оказываются гибельными для них. Нередко дети «очеловечивают» животных, одевают их, катают в колясках, пытаются угостить сладостями, не понимая, что наносят им вред. Это связано с незнанием дошкольником правил взаимодействия с объектами природы. Хотя обычно, в обращении с животными дошкольники более осторожны, чем с растениями, учитывают возможные ответные реакции на свои действия. В связи с этим

 Итак, познавательная активность детей дошкольного возраста очень высока. Современные дошкольники получают большой объём информации о животных из телепередач, книг, собственных наблюдений. Однако эти сведения разрозненные. Задача педагогов – направить познавательную активность ребёнка на самосознание, сопровождать ребёнка в деятельности по освоению окружающего мира, поддерживать у детей мотивацию к познанию.

Решить данную задачу поможет популярный и востребованный в настоящее время – проектный метод. Представляем вашему вниманию проект на тему « Собаки и кошки – наши соседи». В рамках одного проекта часть детей выбирает  поисковую исследовательскую деятельность (подбор интересной информации по данной проблеме, загадок, примет, скороговорок  и т.д.),  часть детей принимает участие в подборе иллюстраций и оформление страничек портфолио т.д. Работа над проектом включает совместную деятельность нас, педагогов, и детей, самостоятельную деятельность родителей, педагогов и родителей.

Примерная схема проекта:

  1. Составление системной паутинки «Домашние животные: кошки и собаки» (Приложение 1).
  2. Анкетирование детей (Приложение 2).
  3. Вхождение детей в проблему проекта, обсуждение её с детьми.
  4. Сбор материала для портфолио. Распределение детей на 4 подгруппы ,исходя из отделов портфолио.

1 отдел  «Информационный»

  1. Странички из истории собак и кошек.
  2. Наблюдай – ка (народные приметы).
  3. Дополняй – ка (пословицы и поговорки).
  4. Угадай – ка ( загадки).
  5. Скороговорки.
  6. Знаете ли вы что (Копилка Знайки).
  7. Кроссворд « Кошки» ( Приложение 6)
  8. Психогимнастика «Ласка», « Бульдог боится»

2 отдел  «Иллюстративный»

Подборка иллюстраций по теме и оформление страничек портфолио:

  1. Породы собак и кошек.
  2. Семейство кошачьих.
  3. Как собаки помогают человеку.

3 отдел « Поэтический»

Подбор стихов на тему « Собаки и кошки», Совместное оформление его с родителями.

4 отдел  «Творческий»

  1. Составление творческих рассказов « Если я нашёл щенка..», «Моя любимая кошка», « Если бы я был щенком…» (весь материал для портфолио в приложении 3-5).
  2. Рисование на тему « Мой маленький друг».

5.Ознакомление всех детей со страничками портфолио.

  1. Чтение художественных произведений:

- о кошке 

  1. Ш Перро» Кот в сапогах»
  2. Киплинг «Кот, который гулял сам по себе»
  3. С.Маршак «Кот и лодырь», « Почему кошку назвали кошкой», «Усатый – полосатый»
  4. Л.Толстой «Котёнок» и т.д.

        - о собаках

  1. З.Александрова «Дозор»
  2. Л.Толстой «Пожарные собаки», «Лев и собачка»

          Н.Гарин-Михайловский « Тёма и Жучка» и т.д.

 

  1. Пение песен « Пропала собака», «Не дразните собак», «Есть где-то кошачья планета», «Мордочка, хвост и четыре ноги».
  2. Инсценирование сказок «Усатый – полосатый» С. Маршака, «Кошкин дом», « Котёнок по имени Гав» (фрагмент)
  3. Заучивание стихов, пословиц, скороговорок о собаках и кошках.
  4. Презентация проекта в форме КВН, представление продукта деятельности – накопленные знания детей в ходе проекта.

Цель проведения – выявить, обобщить и закрепить полученные знания в ходе проекта, воспитывать доброе и осторожное отношение к домашним животным.

Ход проведения КВН:

  1. Выбор команд  «Жучки» и «Мурки»и  их капитанов.
  2. Выбор жюри.
  3. Приветствие команд.
  4. Задания командам:
  1. Назвать породы кошек.
  2. Аттракцион «Кто быстрей» - поймай мышку (Муркам), достань     косточку (Жучкам).
  3. Кто быстрее скажет скороговорку.
  4. Угадай-ка (загадки о собаках и кошках).
  5. Дополни пословицы.
  6. Кто больше придумает кличек собакам и кошкам.
  7. Игра «Мышеловка»
  8. Как собаки и кошки помогают человеку.
  9. Изображай-ка (настроение собаки: добрая, сердитая, злая; кошки: ласковая, шипит на собаку).

Итог КВН, награждение участников. Исполнение песни «Не дразните собак».

                                                                 

         Приложение 1

Анкетирование детей по теме «Кошки и собаки»

  1. Кого бы ты хотел иметь дома из домашних животных? Почему?
  2. Можно ли гладить бездомную кошку, собаку?
  3. Что бы ты сделал, если нашёл бездомную кошку?
  4. Что ты поступишь с кошкой, если она сделала что-то плохое?
  5. Чем бы ты занялся в свободное время – посмотрел телевизор или поиграл с кошечкой?
  6. Как бы ты поиграл с любимым щенком (котёнком)?
  7. Как ты думаешь, можно ли взять домой лисёнка, медвежонка и держать их дома, как домашнее животное? Если нет, почему?

Анкетирование родителей по теме « Собаки и кошки»

  1. Кого бы вы предпочли завести из домашних животных, если нет, почему?
  2. Ребёнок погладил бездомную кошку. Ваша реакция?
  3. Как помочь бездомным собакам и кошкам?
  4. Кошка или щенок устроили туалет прямо на ковре? Ваши действия?
  5. Как вы считаете, что важнее для вашего ребёнка – общение с телевизором или с домашними животными?
  6. Как предложите ребёнку поиграть с собакой и кошкой?
  7. Реально ли держать детёныша диких животных дома? Почему?

Используемая  литература:

  1. « Как обеспечить безопасность дошкольников», М., Просвещение, 1998.
  2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авт. – сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Ладога, М.Б. Зуйкова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 96с. (Развитие и воспитание дошкольника)
  3. Почему обижают животных// Обруч, 1997. №2, с.19-21.
  4. Заграфова М Метод проектов в детском саду/ В помощь воспитателю – «Монтессори – клуб», №1 – 2007.
  5. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных: Книга для воспитателя детского сада/ Под ред. Н.Ф.Виноградовой. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1998 – 159с.

                                                                 

Приложение 2

План проведения родительского собрания

на тему « Собаки и кошки – наши соседи»

1. Вхождение в проблему: Закройте глаза и представьте, что вы маленькая девочка, идёте по дороге и встречаете красивого пушистого котёнка. Котёнок жалобно смотрит на вас. Что вам хочется сделать (приласкать, взять домой)? Почему так происходит?

Дело в том, что ребёнок дошкольного возраста не умеет просто смотреть на бабочку, котёнка, птичку. Ему обязательно нужно завладеть ими. В основе общения дошкольника с живой природой лежит отношение старшего к младшему (проявляется потребность ребёнка ласкать, заботиться о растениях и животных). В общении с животными дошкольники обычно более осторожны, чем с растениями, учитывают возможность ответной реакции на свои действия.

Кота нельзя мучить – может поцарапать.

Собак нельзя дёргать за хвост – могут укусить. 

Итак, высокоорганизованные животные, наделённые развитыми чувствами и способностью активно их проявлять, обладающие возможностью вступать в контакт с людьми, чаще вызывают положительное к себе отношение. Дети дают ласковые имена: котик, щеночек, охотно играют с ними, не причиняют им вреда, заботливо ухаживают.

2. Решение проблемной ситуации:

К женщине подошли дети из её двора и спросили, не нужен ли ей прехорошенький котёнок, он такой одинокий. На что она ответила, что взяла бы его с удовольствием, но её часто не бывает дома. Как же он останется один? Кто его покормит?

 - Вы лучше предложите его какой-нибудь старушке. Дети переглянулись.

- Старушке надо так отдать. А мы хотели продать, - строго сказал старший, а девочка добавила – за 3 рубля.

Как бы вы поступили в такой ситуации?

Когда женщина выяснила, зачем им деньги, предложила:

- Давайте так договоримся, вы мне подарите своего котёнка, а я угощу вас чаем и вкусными конфетами. Согласны?

Совет родителям:

Необходимо вовремя отвести детей от дурного поступка, чтобы он не повторился снова. Своим примером взрослый должен показать хорошее доброе отношение к домашним животным, уметь видеть глазами ребёнка, встать на его позицию. Эта способность очень важна, т.к. воспитание идёт по подражанию. Как взрослый относится к домашним животным, так и ребёнок будет к ним относиться.

3.Подведение итогов анкетирования родителей и детей на тему « Собаки и кошки»

1 Страничка – Из истории кошек и собак

- Кто является прародителем собак? (волк)

7-13 тысяч лет назад, в самый холод последнего оледенения, раньше, чем, научился человек земледелию и скотоводству, когда был ещё бродячим охотником, приручил человек волка. Постепенно с годами плодотворного для обоих сотрудничества превратился волк в собаку. Позднее перед потомками прирученных волков встали новые задачи: охрана жилищ, посевов, стад, ездовое дело.

- Какие памятники установлены в честь собак?

Человек и собака – верные и старые друзья. А о друзьях помнят, их память чтят. В разных странах установлены им памятники.

В Париже – сенбернару, который спас в Альпах 41 человека.

В Берлине – собаке-поводырю слепых.

В Хоми (Аляска) – ездовой собаке, которая во время эпидемии доставила в засыпанное снегом селение противодифтерийную сыворотку.

В Колтушах ( Под Санкт – Петербургом) – подопытной собаке.

-А знаете ли вы когда появилась кошка?

9тысяч лет назад, то ли на несколько лет позже – буланая кошка, живущая в пустыне Африки и Аравии, была приучена и стала домашним животным.

Особая райская судьба ожидала её в Египте, жрецы произвели её в раншг священных животных. Кошка была посвящена богине Баст и Бастет. Изображали эту богиню с кошачьей головой. Множество статуэток из глины, бронзы, серебра, золота ( на всех кошка) найдено при раскопках. Когда кошка умирала, её бальзамировали со всей тщательностью. Зато в 8 веке для несчастных наступили чёрные дни. Считалось, что в них вселяется сам сатана. По всей Европе начались несправедливые гонения и безжалостное уничтожение чёрных бедняжек и их верных хозяев.

- Назовите животных, которые входят в семейство кошачьих.

-Почему гепарда называют собакой  с большой головой.

Он способен бежать со скоростью 112 км/ в ч., не каждый автомобиль сумеет обогнать его.

2 страничка - Наблюдай – ка

Народные приметы (2 половинки)

1.Кошка клубком – на мороз.

2. Кошка крепко спит – к теплу.

3. Кошка намывается и убирается – к приходу гостей.

4. Кошка лежит на спине – к теплу.

5. Громко мурлычет – к буре.

6. Собака катается – к дождю и снегу.

7. Кошка точит когти – к ненастью.

8.Лижет себя против шерсти – к дождю.

9.Лежит, свернувшись клубочком, хвостом закрыв мордочку – к холоду.

3 страничка – Психогимнастика

1.Этюд «Ласка».

Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котёнка, котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, выражает расположение к хозяину тем, что трётся головой о его руки.

2. Этюд «Бульдог боится»

Бульдог был большим и сердитым. Он на всех громко лает, и все от него в страхе убегали. Но однажды на дороге ему повстречалась лягушка. Он как всегда начал на неё лаять. Лягушка долго не раздумывала – как прыгнет на бульдога. Тот вскочил в страхе на задние лапы, а потом бросился наутёк.

 

4 Страничка – Копилка Знайки

Знаете ли вы…

-Кошки способны переносить температуру тела – 100 градусов, тогда как коренные обитатели Морозной Арктики – белые медведи и тюлени – едва выдерживают – 80 градусов.

-Кошка одинаково хорошо видит днём и ночью.

-У кошек есть свой язык, состоящий более, чем из 15 слов и множества интонаций. Есть звуки, выражающие жалобу, просьбу, зов, удовлетворение, вопрос.

5 Страничка – Дополняй – ка

  1. А Васька слушает, да ест.
  2. Живут, как кошка с собакой.
  3. Не всё коту масленица.
  4. Без кошки не дом, без собаки не двор.
  5. Псу должна быть конура, коту – печурка.
  6. Видя кошку, мать забыла ложку.
  7. Знает кошка, чьё мясо съела.
  8. У кошки котята – те же ребята.
  9. Отольются кошке мышкины слёзы.
  10. Любит, как собака кошку.
  11. Добрый пёс на ветер лает.
  12. При верном псе сторож спит.
  13. Кошки грызутся – мышам приволье.
  14. Почему кот гладок – поел и набок.
  15. Стар кот, да масло любит.

6 Страничка – Угадай –ка

Какой породы была собака?

1. В повести И. Тургенева «Му-Му»

(испанская порода с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами).

2.В рассказе А.Чехове «Каштанка» (помесь таксы с дворняжкой).

3. Артемон в сказке А.Толстого «Золотой ключик» или «Приключения Буратино» (пудель).

4. В повести Д. Лондона « Белый клык» (смесь волка с собакой).

5. В повести Г.Троепольского «Белый Бим чёрное ухо» (шотландский сеттер – сеттер гордон).

6. В повести Конандойля «Собака Баскервилей» (не чистокровный мастифф, видимо помесь – поджарый страшный пёс величиной с молодую львицу.

7 Страничка – Кроссворд «Кошки»

В конце собрания подведение итогов.

                                                                                                      Приложение 3

Кроссворд «Кошки»

Разгадай кроссворд и впиши буквы, узнаешь название города, где кошка была обожествлена

По горизонтали:

1.Царь зверей. 7. Добыча кошки. 8. Друг человека. 13. Кот из деревни Простоквашино. 14.Фантастическое существо с телом льва и головой человека. 15. Крик льва, тигра.17. Лесная кошка с кисточками на кончиках ушей. 20. Персонаж из русских сказок, появляется обычно в ступе или в сопровождении чёрного кота.21.Известный дрессировщик кошек. 23.Кошачья расцветка.24.Государство, по которому названа порода кошек.

По вертикали:

2. Экзамен для породистых кошек. З. Место, где разводят кошек.4. И ложка, и расчёска вместе. У кошки всегда с собой. 5. Без кошки немыслим порядочный…6. Герой мультфильма «Котёнок по имени …»9. Так прогоняют кошку.10. Кошачье имя морского животного.11. Огромная дикая полосатая кошка. 12. Ваша киска купила бы…13. Имя кошки из сказа П.Бажова «Серебряное копытце» 16. Лучшая игрушка для котёнка. 18. Ночная птица. Её глаза напоминают кошачьи. 19. Важная часть тела кошки. 20. Хищник из семейства кошачьих . Очень быстро бегает. 22. Отец котят.

Ответы:

По горизонтали:

1.Лев. 7. Мышь. 8. Собака. 13. Матроскин. 14. Сфинкс. 15. Рёв. 17. Рысь. 20. Яга. 21. Куклачёв. 23. Полоски. 24. Сиам.

По вертикали:2. Выставка. 3. Питомник. 4 Язык.5. Дом.6. Гав. 9. Брысь 10.Котик.11.Тигр. 12.Вискас.13. Мурёнка. 16.Клубок. 18 Сыч.19 Хвост.20 Ягуар.22. Кот.

Е г и п е т

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Кошка и собака — наши соседи»

Конспект НОД в старшей группе«Кошка и собака — наши соседи» Актуальность: Общение с животными, если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающей...

Конспект по ОБЖ "Кошка и собака наши соседи"

Познакомить с приемами первой медицинской помощи при укусах и нанесении царапин, ран при контакте как с домашними, так и с бездомными животными....

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Кошка и собака – наши соседи».

Разработка НОд направлена на воспитание доброжелательного отношения детей к животному миру, развитию познавательного интереса к окружающему миру....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Кошка и собака - наши соседи».

НОД по ознакомлению с окружающим в средней группе позволяет сформировать правила поведения с бездомными животными, развить навыки оказания первой медицинской помощи....

Тема: «Кошка и собака - наши соседи»

Ситуативная беседа в старшей группе. Тема: «Кошка и собака - наши соседи»...

Социально - нравственное воспитание детей старшей группы «Кошка и собака — наши соседи»

Конспект занятия по волонтерской деятельности детей старшего дошкольного возраста...

Проект «Собаки и кошки наши соседи»

Особую значимость экологическое воспитание приобретает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения ребёнка к миру, формируется базис его личностной культуры. Чтобы воспитать...