Проект «Собаки и кошки наши соседи»
проект (средняя группа)
Особую значимость экологическое воспитание приобретает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения ребёнка к миру, формируется базис его личностной культуры. Чтобы воспитать у детей гуманное отношение к природе, важны не только знания (как основной элемент формирующегося экологического сознания), но и воспитание гуманных чувств, положительного опыта общения с природой. В основе общения дошкольника с живой природой лежит отношение старшего к младшему (проявляется потребность ребёнка ласкать, заботиться о растениях и животных).
Процесс взаимодействия с растительным и животным миром противоречив. Важными условиями возникновения у детей сложных эмоций и чувств являются взаимосвязь и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов – 2-х наиболее важных сфер психического развития дошкольников. Эмоциональное отношение к живой природе может проявиться у ребёнка, как в нравственном, так и безнравственном поступке. Известно, что ребёнок дошкольного возраста не умеет просто смотреть на бабочку, котёнка, птичку. Ему обязательно нужно завладеть ими. С рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем мира, который его окружает. Однако познавательное отношение к природе и любознательность у дошкольников в сочетании с ярко выраженной активностью иногда приводят к экспериментированию над живыми существами, последствия которого оказываются гибельными для них. Нередко дети «очеловечивают» животных, одевают их, катают в колясках, пытаются угостить сладостями, не понимая, что наносят им вред. Это связано с незнанием дошкольником правил взаимодействия с объектами природы. Хотя обычно, в обращении с животными дошкольники более осторожны, чем с растениями, учитывают возможные ответные реакции на свои действия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект «Собаки и кошки наши соседи»
Время: краткосрочный проект (1-2 недели)
Возраст детей – 4-7 лет
Проблема: Если кто-то обижает собаку или кошку, что ты сделаешь?
Цель: Воспитать в детях гуманное, осторожное отношение к животным, учить сопереживать им.
Задачи:
- Дать детям представления о жизни домашних животных - собаки и кошки: происхождении, породах, питании, условиях содержания, внешнем виде, связи с дикой природой.
- Развивать умение рассуждать, доказывать свою точку зрения, развивать творческое воображение, память.
- Формировать доброе отношение к животным, соблюдая при этом правила обращения с ними.
Работа с родителями:
1.Выпуск информационной газеты с целью ознакомления их с предстоящей работой. Формулируется проблема, задачи, цель проекта. Справка для родителей, где можно взять необходимую информацию на данную тему:
- сходить в детскую библиотеку;
- в книжный магазин;
- спросить у старших и т.д.
Сообщается о сроке презентации проекта. Приглашение к сотрудничеству.
2. Анкетирование родителей (Приложение 2).
3. Консультация « Почему дети обижают животных»
4. Памятки « Правила обращения с кошками и собаками»; « Несколько советов по выбору и уходу за щенком»
5. Создание папки на тему « Собаки и кошки – наши соседи».
Актуальность проблемы:
Особую значимость экологическое воспитание приобретает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения ребёнка к миру, формируется базис его личностной культуры. Чтобы воспитать у детей гуманное отношение к природе, важны не только знания (как основной элемент формирующегося экологического сознания), но и воспитание гуманных чувств, положительного опыта общения с природой. В основе общения дошкольника с живой природой лежит отношение старшего к младшему (проявляется потребность ребёнка ласкать, заботиться о растениях и животных).
Процесс взаимодействия с растительным и животным миром противоречив. Важными условиями возникновения у детей сложных эмоций и чувств являются взаимосвязь и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов – 2-х наиболее важных сфер психического развития дошкольников. Эмоциональное отношение к живой природе может проявиться у ребёнка, как в нравственном, так и безнравственном поступке. Известно, что ребёнок дошкольного возраста не умеет просто смотреть на бабочку, котёнка, птичку. Ему обязательно нужно завладеть ими. С рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем мира, который его окружает. Однако познавательное отношение к природе и любознательность у дошкольников в сочетании с ярко выраженной активностью иногда приводят к экспериментированию над живыми существами, последствия которого оказываются гибельными для них. Нередко дети «очеловечивают» животных, одевают их, катают в колясках, пытаются угостить сладостями, не понимая, что наносят им вред. Это связано с незнанием дошкольником правил взаимодействия с объектами природы. Хотя обычно, в обращении с животными дошкольники более осторожны, чем с растениями, учитывают возможные ответные реакции на свои действия.
Примерная схема проекта:
- Составление системной паутинки «Домашние животные: кошки и собаки» (Приложение 1).
- Анкетирование детей (Приложение 2).
- Вхождение детей в проблему проекта, обсуждение её с детьми.
1 отдел «Информационный»
- Странички из истории собак и кошек.
- Наблюдай – ка (народные приметы).
- Дополняй – ка (пословицы и поговорки).
- Угадай – ка ( загадки).
- Скороговорки.
- Знаете ли вы что (Копилка Знайки).
- Психогимнастика «Ласка», « Бульдог боится»
2 отдел «Иллюстративный»
Подборка иллюстраций по теме и оформление
- Породы собак и кошек.
- Семейство кошачьих.
- Как собаки помогают человеку.
3 отдел « Поэтический»
Подбор стихов на тему « Собаки и кошки», Совместное оформление его с родителями.
4 отдел «Творческий»
- Составление творческих рассказов « Если я нашёл щенка..», «Моя любимая кошка», « Если бы я был щенком…»
- Рисование на тему « Мой маленький друг».
Чтение художественных произведений:
- о кошке
- Ш Перро» Кот в сапогах»
- Киплинг «Кот, который гулял сам по себе»
- С.Маршак «Кот и лодырь», « Почему кошку назвали кошкой», «Усатый – полосатый»
- Л.Толстой «Котёнок» и т.д.
- о собаках
- З.Александрова «Дозор»
- Л.Толстой «Пожарные собаки», «Лев и собачка»
Н.Гарин-Михайловский « Тёма и Жучка» и т.д.
Прослушивание песен « Пропала собака», «Не дразните собак».
Инсценирование сказок С. Маршака, «Кошкин дом», « Котёнок по имени Гав» (фрагмент)
Заучивание стихов, пословиц, скороговорок о собаках и кошках.
Цель проведения – выявить, обобщить и закрепить полученные знания в ходе проекта, воспитывать доброе и осторожное отношение к домашним животным.
1. Вхождение в проблему: Закройте глаза и представьте, что вы маленькая девочка, идёте по дороге и встречаете красивого пушистого котёнка. Котёнок жалобно смотрит на вас. Что вам хочется сделать (приласкать, взять домой)? Почему так происходит?
Дело в том, что ребёнок дошкольного возраста не умеет просто смотреть на бабочку, котёнка, птичку. Ему обязательно нужно завладеть ими. В основе общения дошкольника с живой природой лежит отношение старшего к младшему (проявляется потребность ребёнка ласкать, заботиться о растениях и животных). В общении с животными дошкольники обычно более осторожны, чем с растениями, учитывают возможность ответной реакции на свои действия.
Кота нельзя мучить – может поцарапать.
Собак нельзя дёргать за хвост – могут укусить.
Итак, высокоорганизованные животные, наделённые развитыми чувствами и способностью активно их проявлять, обладающие возможностью вступать в контакт с людьми, чаще вызывают положительное к себе отношение. Дети дают ласковые имена: котик, щеночек, охотно играют с ними, не причиняют им вреда, заботливо ухаживают.
2. Решение проблемной ситуации:
К женщине подошли дети из её двора и спросили, не нужен ли ей прехорошенький котёнок, он такой одинокий. На что она ответила, что взяла бы его с удовольствием, но её часто не бывает дома. Как же он останется один? Кто его покормит?
- Вы лучше предложите его какой-нибудь старушке. Дети переглянулись.
- Старушке надо так отдать. А мы хотели продать, - строго сказал старший, а девочка добавила – за 3 рубля.
Как бы вы поступили в такой ситуации?
Когда женщина выяснила, зачем им деньги, предложила:
- Давайте так договоримся, вы мне подарите своего котёнка, а я угощу вас чаем и вкусными конфетами. Согласны?
Совет родителям:
Необходимо вовремя отвести детей от дурного поступка, чтобы он не повторился снова. Своим примером взрослый должен показать хорошее доброе отношение к домашним животным, уметь видеть глазами ребёнка, встать на его позицию. Эта способность очень важна, т.к. воспитание идёт по подражанию. Как взрослый относится к домашним животным, так и ребёнок будет к ним относиться.
1 Страничка – Из истории кошек и собак
- Кто является прародителем собак? (волк)
7-13 тысяч лет назад, в самый холод последнего оледенения, раньше, чем, научился человек земледелию и скотоводству, когда был ещё бродячим охотником, приручил человек волка. Постепенно с годами плодотворного для обоих сотрудничества превратился волк в собаку. Позднее перед потомками прирученных волков встали новые задачи: охрана жилищ, посевов, стад, ездовое дело.
- Какие памятники установлены в честь собак?
Человек и собака – верные и старые друзья. А о друзьях помнят, их память чтят. В разных странах установлены им памятники.
В Париже – сенбернару, который спас в Альпах 41 человека.
В Берлине – собаке-поводырю слепых.
В Хоми (Аляска) – ездовой собаке, которая во время эпидемии доставила в засыпанное снегом селение противодифтерийную сыворотку.
В Колтушах ( Под Санкт – Петербургом) – подопытной собаке.
-А знаете ли вы когда появилась кошка?
9тысяч лет назад, то ли на несколько лет позже – буланая кошка, живущая в пустыне Африки и Аравии, была приучена и стала домашним животным.
Особая райская судьба ожидала её в Египте, жрецы произвели её в раншг священных животных. Кошка была посвящена богине Баст и Бастет. Изображали эту богиню с кошачьей головой. Множество статуэток из глины, бронзы, серебра, золота ( на всех кошка) найдено при раскопках. Когда кошка умирала, её бальзамировали со всей тщательностью. Зато в 8 веке для несчастных наступили чёрные дни. Считалось, что в них вселяется сам сатана. По всей Европе начались несправедливые гонения и безжалостное уничтожение чёрных бедняжек и их верных хозяев.
- Назовите животных, которые входят в семейство кошачьих.
-Почему гепарда называют собакой с большой головой.
Он способен бежать со скоростью 112 км/ в ч., не каждый автомобиль сумеет обогнать его.
2 страничка - Наблюдай – ка
Народные приметы (2 половинки)
1.Кошка клубком – на мороз.
2. Кошка крепко спит – к теплу.
3. Кошка намывается и убирается – к приходу гостей.
4. Кошка лежит на спине – к теплу.
5. Громко мурлычет – к буре.
6. Собака катается – к дождю и снегу.
7. Кошка точит когти – к ненастью.
8.Лижет себя против шерсти – к дождю.
9.Лежит, свернувшись клубочком, хвостом закрыв мордочку – к холоду.
3 страничка – Психогимнастика
1.Этюд «Ласка».
Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котёнка, котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, выражает расположение к хозяину тем, что трётся головой о его руки.
2. Этюд «Бульдог боится»
Бульдог был большим и сердитым. Он на всех громко лает, и все от него в страхе убегали. Но однажды на дороге ему повстречалась лягушка. Он как всегда начал на неё лаять. Лягушка долго не раздумывала – как прыгнет на бульдога. Тот вскочил в страхе на задние лапы, а потом бросился наутёк.
4 Страничка – Копилка Знайки
Знаете ли вы…
-Кошки способны переносить температуру тела – 100 градусов, тогда как коренные обитатели Морозной Арктики – белые медведи и тюлени – едва выдерживают – 80 градусов.
-Кошка одинаково хорошо видит днём и ночью.
-У кошек есть свой язык, состоящий более, чем из 15 слов и множества интонаций. Есть звуки, выражающие жалобу, просьбу, зов, удовлетворение, вопрос.
5 Страничка – Дополняй – ка
- А Васька слушает, да ест.
- Живут, как кошка с собакой.
- Не всё коту масленица.
- Без кошки не дом, без собаки не двор.
- Псу должна быть конура, коту – печурка.
- Видя кошку, мать забыла ложку.
- Знает кошка, чьё мясо съела.
- У кошки котята – те же ребята.
- Отольются кошке мышкины слёзы.
- Любит, как собака кошку.
- Добрый пёс на ветер лает.
- При верном псе сторож спит.
- Кошки грызутся – мышам приволье.
- Почему кот гладок – поел и набок.
- Стар кот, да масло любит.
Приложение 1
Анкетирование детей по теме «Кошки и собаки»
- Кого бы ты хотел иметь дома из домашних животных? Почему?
- Можно ли гладить бездомную кошку, собаку?
- Что бы ты сделал, если нашёл бездомную кошку?
- Что ты поступишь с кошкой, если она сделала что-то плохое?
- Чем бы ты занялся в свободное время – посмотрел телевизор или поиграл с кошечкой?
- Как бы ты поиграл с любимым щенком (котёнком)?
- Как ты думаешь, можно ли взять домой лисёнка, медвежонка и держать их дома, как домашнее животное? Если нет, почему?
Анкетирование родителей по теме « Собаки и кошки»
- Кого бы вы предпочли завести из домашних животных, если нет, почему?
- Ребёнок погладил бездомную кошку. Ваша реакция?
- Как помочь бездомным собакам и кошкам?
- Кошка или щенок устроили туалет прямо на ковре? Ваши действия?
- Как вы считаете, что важнее для вашего ребёнка – общение с телевизором или с домашними животными?
- Как предложите ребёнку поиграть с собакой и кошкой?
- Реально ли держать детёныша диких животных дома? Почему?
Предполагаемый результат:
Обогащение знаний детей о животном мире ближайшего окружения; умение устанавливать взаимосвязь между размером животного и условиями обитании; знакомство с правилами ухода за домашними питомцами.
В результате проведенной работы дети понимают и знаю, что домашние
животные играют в природе и жизни человека важную роль, как важно
правильно и регулярно за ними ухаживать. Дети стали более отзывчивы и
внимательны к домашним животным. Возникло желание и потребность
сделать доброе дело ради живого существа (накормить, почистить
миску, оказать помощь ….). В результате проведенной работы мы отметили
активное включение родителей в педагогический процесс,
заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
- Пальчиковые: «Бычок», «Кошки - мышки».
- Дидактические: «Кто как говорит», «Кто, чем питается», «Третий лишний», «Любимые детки», «Назови животное», «Чей малыш», «Кто лишний?».
Сюжетно-ролевые игры и театрализованная деятельность «Ветлечебница»/
Подвижные игры: «Кот и мыши», «Воробушки и кот»/
Цель: учить детей прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, развивать ловкость, уверенность
Физкультминутки: «Котик»/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Собаки и кошки - наши соседи"
В ходе проектной деятельности мы дадим детям представления о жизни домашних животных - собаки и кошки: происхождении, породах, питании, условиях содержания, внешнем виде, связи с дикой при...
Собаки и кошки наши верные друзья
Экологическое занятие с детьми старшей группы...
«Кошка и собака — наши соседи»
Конспект НОД в старшей группе«Кошка и собака — наши соседи» Актуальность: Общение с животными, если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающей...
Конспект по ОБЖ "Кошка и собака наши соседи"
Познакомить с приемами первой медицинской помощи при укусах и нанесении царапин, ран при контакте как с домашними, так и с бездомными животными....
Конспект-сценарий развлечения: «Собаки и кошки - наши верные друзья»
Цель: формировать бережное отношение к домашним животным, ответственность, милосердие.Задачи:закрепить знания детей о домашних животных;воспитывать ответственность за живое существо....
Познавательно - исследовательский проект в средней группе "Наши соседи - насекомые"
Познавательный мини – проект «Наши соседи – насекомые» в средней группе «Бусинки» Паспорт проекта:Тип проекта: По соде...
Педагогический проект на тему : «Кошки-наши друзья»
Каждый ребёнок познаёт окружающий мир, стараясь потрогать «его, поиграть», знакомясь с теми, кто живёт с ним рядом, например, любимый котёнок. В настоящее время не все имеют возможнос...
- Мне нравится (1)