Проект «Собаки и кошки наши соседи»
проект (средняя группа)

Рудакова Марина Владимировна

Особую значимость экологическое воспитание приобретает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения ребёнка к миру, формируется базис его личностной культуры. Чтобы воспитать у детей гуманное отношение к природе, важны не только знания (как основной элемент формирующегося экологического сознания), но и воспитание гуманных чувств, положительного опыта общения с природой. В основе общения дошкольника с живой природой лежит отношение старшего к младшему (проявляется потребность ребёнка ласкать, заботиться о растениях и животных).

Процесс взаимодействия с растительным и животным миром противоречив. Важными условиями возникновения у детей сложных эмоций и чувств являются взаимосвязь и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов – 2-х наиболее важных сфер психического развития дошкольников. Эмоциональное отношение к живой природе  может проявиться у ребёнка, как в нравственном, так и безнравственном поступке. Известно, что ребёнок дошкольного возраста не умеет просто смотреть на бабочку, котёнка, птичку. Ему обязательно нужно завладеть ими.  С рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем мира, который его окружает. Однако познавательное отношение к природе и любознательность у дошкольников в сочетании с ярко выраженной активностью иногда приводят к экспериментированию над живыми существами, последствия которого оказываются гибельными для них. Нередко дети «очеловечивают» животных, одевают их, катают в колясках, пытаются угостить сладостями, не понимая, что наносят им вред. Это связано с незнанием дошкольником правил взаимодействия с объектами природы. Хотя обычно, в обращении с животными дошкольники более осторожны, чем с растениями, учитывают возможные ответные реакции на свои действия.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Собаки и кошки наши соседи»

Время: краткосрочный проект (1-2 недели)

Возраст детей – 4-7 лет

Проблема: Если кто-то обижает собаку или кошку, что ты сделаешь?

Цель: Воспитать в детях гуманное, осторожное отношение к животным, учить сопереживать им.

Задачи:

  1. Дать детям представления о жизни домашних животных - собаки и кошки: происхождении, породах, питании, условиях содержания, внешнем виде, связи  с дикой природой.
  2. Развивать умение рассуждать, доказывать свою точку зрения, развивать творческое воображение, память.
  3. Формировать доброе отношение  к животным, соблюдая при этом правила обращения с ними.

Работа с родителями:

 

1.Выпуск информационной газеты с целью ознакомления их с предстоящей работой. Формулируется проблема, задачи, цель проекта. Справка для родителей, где можно взять необходимую информацию на данную тему:

                   - сходить в детскую библиотеку;

                   - в книжный магазин;

                   - спросить у старших и т.д.

Сообщается о сроке презентации проекта. Приглашение к сотрудничеству.

2. Анкетирование родителей (Приложение 2).

3. Консультация « Почему дети обижают животных»

4. Памятки « Правила обращения с кошками и собаками»; « Несколько советов по выбору и уходу за щенком»

5. Создание папки   на тему « Собаки и кошки – наши соседи».

Актуальность проблемы:

Особую значимость экологическое воспитание приобретает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения ребёнка к миру, формируется базис его личностной культуры. Чтобы воспитать у детей гуманное отношение к природе, важны не только знания (как основной элемент формирующегося экологического сознания), но и воспитание гуманных чувств, положительного опыта общения с природой. В основе общения дошкольника с живой природой лежит отношение старшего к младшему (проявляется потребность ребёнка ласкать, заботиться о растениях и животных).

Процесс взаимодействия с растительным и животным миром противоречив. Важными условиями возникновения у детей сложных эмоций и чувств являются взаимосвязь и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов – 2-х наиболее важных сфер психического развития дошкольников. Эмоциональное отношение к живой природе  может проявиться у ребёнка, как в нравственном, так и безнравственном поступке. Известно, что ребёнок дошкольного возраста не умеет просто смотреть на бабочку, котёнка, птичку. Ему обязательно нужно завладеть ими.  С рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем мира, который его окружает. Однако познавательное отношение к природе и любознательность у дошкольников в сочетании с ярко выраженной активностью иногда приводят к экспериментированию над живыми существами, последствия которого оказываются гибельными для них. Нередко дети «очеловечивают» животных, одевают их, катают в колясках, пытаются угостить сладостями, не понимая, что наносят им вред. Это связано с незнанием дошкольником правил взаимодействия с объектами природы. Хотя обычно, в обращении с животными дошкольники более осторожны, чем с растениями, учитывают возможные ответные реакции на свои действия.

Примерная схема проекта:

  1. Составление системной паутинки «Домашние животные: кошки и собаки» (Приложение 1).
  2. Анкетирование детей (Приложение 2).
  3. Вхождение детей в проблему проекта, обсуждение её с детьми.

1 отдел  «Информационный»

  • Странички из истории собак и кошек.
  • Наблюдай – ка (народные приметы).
  • Дополняй – ка (пословицы и поговорки).
  • Угадай – ка ( загадки).
  • Скороговорки.
  • Знаете ли вы что (Копилка Знайки).
  • Психогимнастика «Ласка», « Бульдог боится»

2 отдел  «Иллюстративный»

Подборка иллюстраций по теме и оформление

  • Породы собак и кошек.
  • Семейство кошачьих.
  • Как собаки помогают человеку.

3 отдел « Поэтический»

Подбор стихов на тему « Собаки и кошки», Совместное оформление его с родителями.

4 отдел  «Творческий»

  • Составление творческих рассказов « Если я нашёл щенка..», «Моя любимая кошка», « Если бы я был щенком…»
  • Рисование на тему « Мой маленький друг».

Чтение художественных произведений:

- о кошке 

  • Ш Перро» Кот в сапогах»
  • Киплинг «Кот, который гулял сам по себе»
  • С.Маршак «Кот и лодырь», « Почему кошку назвали кошкой», «Усатый – полосатый»
  • Л.Толстой «Котёнок» и т.д.

        - о собаках

  • З.Александрова «Дозор»
  • Л.Толстой «Пожарные собаки», «Лев и собачка»

          Н.Гарин-Михайловский « Тёма и Жучка» и т.д.

 

 Прослушивание песен « Пропала собака», «Не дразните собак».

Инсценирование сказок  С. Маршака, «Кошкин дом», « Котёнок по имени Гав» (фрагмент)

Заучивание стихов, пословиц, скороговорок о собаках и кошках.

Цель проведения – выявить, обобщить и закрепить полученные знания в ходе проекта, воспитывать доброе и осторожное отношение к домашним животным.

1. Вхождение в проблему: Закройте глаза и представьте, что вы маленькая девочка, идёте по дороге и встречаете красивого пушистого котёнка. Котёнок жалобно смотрит на вас. Что вам хочется сделать (приласкать, взять домой)? Почему так происходит?

Дело в том, что ребёнок дошкольного возраста не умеет просто смотреть на бабочку, котёнка, птичку. Ему обязательно нужно завладеть ими. В основе общения дошкольника с живой природой лежит отношение старшего к младшему (проявляется потребность ребёнка ласкать, заботиться о растениях и животных). В общении с животными дошкольники обычно более осторожны, чем с растениями, учитывают возможность ответной реакции на свои действия.

Кота нельзя мучить – может поцарапать.

Собак нельзя дёргать за хвост – могут укусить. 

Итак, высокоорганизованные животные, наделённые развитыми чувствами и способностью активно их проявлять, обладающие возможностью вступать в контакт с людьми, чаще вызывают положительное к себе отношение. Дети дают ласковые имена: котик, щеночек, охотно играют с ними, не причиняют им вреда, заботливо ухаживают.

2. Решение проблемной ситуации:

К женщине подошли дети из её двора и спросили, не нужен ли ей прехорошенький котёнок, он такой одинокий. На что она ответила, что взяла бы его с удовольствием, но её часто не бывает дома. Как же он останется один? Кто его покормит?

 - Вы лучше предложите его какой-нибудь старушке. Дети переглянулись.

- Старушке надо так отдать. А мы хотели продать, - строго сказал старший, а девочка добавила – за 3 рубля.

Как бы вы поступили в такой ситуации?

Когда женщина выяснила, зачем им деньги, предложила:

- Давайте так договоримся, вы мне подарите своего котёнка, а я угощу вас чаем и вкусными конфетами. Согласны?

Совет родителям:

Необходимо вовремя отвести детей от дурного поступка, чтобы он не повторился снова. Своим примером взрослый должен показать хорошее доброе отношение к домашним животным, уметь видеть глазами ребёнка, встать на его позицию. Эта способность очень важна, т.к. воспитание идёт по подражанию. Как взрослый относится к домашним животным, так и ребёнок будет к ним относиться.

1 Страничка – Из истории кошек и собак

- Кто является прародителем собак? (волк)

7-13 тысяч лет назад, в самый холод последнего оледенения, раньше, чем, научился человек земледелию и скотоводству, когда был ещё бродячим охотником, приручил человек волка. Постепенно с годами плодотворного для обоих сотрудничества превратился волк в собаку. Позднее перед потомками прирученных волков встали новые задачи: охрана жилищ, посевов, стад, ездовое дело.

- Какие памятники установлены в честь собак?

Человек и собака – верные и старые друзья. А о друзьях помнят, их память чтят. В разных странах установлены им памятники.

В Париже – сенбернару, который спас в Альпах 41 человека.

В Берлине – собаке-поводырю слепых.

В Хоми (Аляска) – ездовой собаке, которая во время эпидемии доставила в засыпанное снегом селение противодифтерийную сыворотку.

В Колтушах ( Под Санкт – Петербургом) – подопытной собаке.

-А знаете ли вы когда появилась кошка?

9тысяч лет назад, то ли на несколько лет позже – буланая кошка, живущая в пустыне Африки и Аравии, была приучена и стала домашним животным.

Особая райская судьба ожидала её в Египте, жрецы произвели её в раншг священных животных. Кошка была посвящена богине Баст и Бастет. Изображали эту богиню с кошачьей головой. Множество статуэток из глины, бронзы, серебра, золота ( на всех кошка) найдено при раскопках. Когда кошка умирала, её бальзамировали со всей тщательностью. Зато в 8 веке для несчастных наступили чёрные дни. Считалось, что в них вселяется сам сатана. По всей Европе начались несправедливые гонения и безжалостное уничтожение чёрных бедняжек и их верных хозяев.

- Назовите животных, которые входят в семейство кошачьих.

-Почему гепарда называют собакой  с большой головой.

Он способен бежать со скоростью 112 км/ в ч., не каждый автомобиль сумеет обогнать его.

2 страничка - Наблюдай – ка

Народные приметы (2 половинки)

1.Кошка клубком – на мороз.

2. Кошка крепко спит – к теплу.

3. Кошка намывается и убирается – к приходу гостей.

4. Кошка лежит на спине – к теплу.

5. Громко мурлычет – к буре.

6. Собака катается – к дождю и снегу.

7. Кошка точит когти – к ненастью.

8.Лижет себя против шерсти – к дождю.

9.Лежит, свернувшись клубочком, хвостом закрыв мордочку – к холоду.

3 страничка – Психогимнастика

1.Этюд «Ласка».

Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котёнка, котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, выражает расположение к хозяину тем, что трётся головой о его руки.

2. Этюд «Бульдог боится»

Бульдог был большим и сердитым. Он на всех громко лает, и все от него в страхе убегали. Но однажды на дороге ему повстречалась лягушка. Он как всегда начал на неё лаять. Лягушка долго не раздумывала – как прыгнет на бульдога. Тот вскочил в страхе на задние лапы, а потом бросился наутёк.

 

4 Страничка – Копилка Знайки

Знаете ли вы…

-Кошки способны переносить температуру тела – 100 градусов, тогда как коренные обитатели Морозной Арктики – белые медведи и тюлени – едва выдерживают – 80 градусов.

-Кошка одинаково хорошо видит днём и ночью.

-У кошек есть свой язык, состоящий более, чем из 15 слов и множества интонаций. Есть звуки, выражающие жалобу, просьбу, зов, удовлетворение, вопрос.

5 Страничка – Дополняй – ка

  • А Васька слушает, да ест.
  • Живут, как кошка с собакой.
  • Не всё коту масленица.
  • Без кошки не дом, без собаки не двор.
  • Псу должна быть конура, коту – печурка.
  • Видя кошку, мать забыла ложку.
  • Знает кошка, чьё мясо съела.
  • У кошки котята – те же ребята.
  • Отольются кошке мышкины слёзы.
  • Любит, как собака кошку.
  • Добрый пёс на ветер лает.
  • При верном псе сторож спит.
  • Кошки грызутся – мышам приволье.
  • Почему кот гладок – поел и набок.
  • Стар кот, да масло любит.

 

                                                                 

         Приложение 1

Анкетирование детей по теме «Кошки и собаки»

  1. Кого бы ты хотел иметь дома из домашних животных? Почему?
  2. Можно ли гладить бездомную кошку, собаку?
  3. Что бы ты сделал, если нашёл бездомную кошку?
  4. Что ты поступишь с кошкой, если она сделала что-то плохое?
  5. Чем бы ты занялся в свободное время – посмотрел телевизор или поиграл с кошечкой?
  6. Как бы ты поиграл с любимым щенком (котёнком)?
  7. Как ты думаешь, можно ли взять домой лисёнка, медвежонка и держать их дома, как домашнее животное? Если нет, почему?

Анкетирование родителей по теме « Собаки и кошки»

  1. Кого бы вы предпочли завести из домашних животных, если нет, почему?
  2. Ребёнок погладил бездомную кошку. Ваша реакция?
  3. Как помочь бездомным собакам и кошкам?
  4. Кошка или щенок устроили туалет прямо на ковре? Ваши действия?
  5. Как вы считаете, что важнее для вашего ребёнка – общение с телевизором или с домашними животными?
  6. Как предложите ребёнку поиграть с собакой и кошкой?
  7. Реально ли держать детёныша диких животных дома? Почему?

Предполагаемый результат:

Обогащение знаний детей о животном мире ближайшего окружения; умение устанавливать взаимосвязь между размером животного и условиями обитании; знакомство с правилами ухода за домашними питомцами.

 В результате проведенной работы дети понимают и знаю, что домашние

животные играют в природе и жизни человека важную роль, как важно

правильно и регулярно за ними ухаживать. Дети стали более отзывчивы и

внимательны к домашним животным. Возникло желание и потребность

сделать доброе дело ради живого существа (накормить, почистить

миску, оказать помощь ….). В результате проведенной работы мы отметили

активное включение родителей в педагогический процесс,

заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

 

      Игровая деятельность детей

  • Пальчиковые: «Бычок», «Кошки - мышки».
  • Дидактические: «Кто как говорит», «Кто, чем питается», «Третий лишний», «Любимые детки», «Назови животное», «Чей малыш», «Кто лишний?».

Сюжетно-ролевые игры и театрализованная деятельность   «Ветлечебница»/

Подвижные игры: «Кот и мыши», «Воробушки и кот»/

 Цель: учить детей прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, развивать ловкость, уверенность

Физкультминутки: «Котик»/

https://fs.znanio.ru/8c0997/9d/57/9cd45ece6503481d6dd2f2ad43b5ce7d01.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Собаки и кошки - наши соседи"

В ходе проектной деятельности мы дадим детям представления о жизни домашних животных - собаки и кошки: происхождении, породах, питании, условиях содержания, внешнем виде, связи  с дикой при...

Собаки и кошки наши верные друзья

Экологическое занятие с детьми старшей группы...

«Кошка и собака — наши соседи»

Конспект НОД в старшей группе«Кошка и собака — наши соседи» Актуальность: Общение с животными, если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающей...

Конспект по ОБЖ "Кошка и собака наши соседи"

Познакомить с приемами первой медицинской помощи при укусах и нанесении царапин, ран при контакте как с домашними, так и с бездомными животными....

Конспект-сценарий развлечения: «Собаки и кошки - наши верные друзья»

Цель: формировать бережное отношение к домашним животным, ответственность, милосердие.Задачи:закрепить знания детей о домашних животных;воспитывать ответственность за живое существо....

Познавательно - исследовательский проект в средней группе "Наши соседи - насекомые"

Познавательный мини – проект «Наши соседи – насекомые» в средней группе «Бусинки»  Паспорт проекта:Тип проекта: По соде...

Педагогический проект на тему : «Кошки-наши друзья»

Каждый ребёнок познаёт окружающий мир, стараясь потрогать «его, поиграть», знакомясь с теми, кто живёт с ним рядом, например, любимый котёнок. В настоящее время не все имеют возможнос...