Конспект по ОБЖ "Кошка и собака наши соседи"
план-конспект занятия по обж (старшая группа) на тему

Кладиева Галина Юрьевна

Познакомить с приемами первой медицинской помощи при укусах и нанесении царапин, ран при контакте как с домашними, так и с бездомными животными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_obzh.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБЖ

на тему: «Кошка и собака – наши соседи».

Цель:

1. Научить детей понимать состояние и поведение животных (кошки и собаки).

2. Познакомить с приемами первой медицинской помощи при укусах и нанесении царапин, ран при контакте как с домашними, так и с бездомными животными.

3. Помочь детям узнать и запомнить правила правильного обращения с домашними питомцами и бездомными.

4. Воспитывать у детей доброе отношение к животным, дать понять, что нельзя их дразнить и мучить.

5. Развивать связную речь, творческое мышление, совершенствовать память, активизировать внимание.

Словарная работа:

 бездомная, лесник, сторожка.

Материал к занятию:

 домик лесника, украшенный в соответствии с временем года, игрушки (кошка, собака), коврик, картины с правилами вежливого отношения к собачкам.

Методы работы: 

1. Беседа.

2. Рассматривание иллюстраций.

3. Работа с сигнальными карточками «можно – нельзя».

4. Загадки.

5. Физминутка «Кот и мыши».

6. Логоритмическая игра «Ходим на месте».

7. Пальчиковая гимнастика «Замок».

8. Использование сказочных персонажей (кошка Мурка, лесник, сорока-белобока - взрослые.)

9. Стихотворения о животных (читают дети).

Ход занятия:

Дети входят в зал, здороваются с гостями.

Воспитатель: 

Ребята, вы любите путешествовать? (ответы)

 - А хотите сегодня отправиться в сказочный лес? (ответы)

- Тогда отправляемся.

Логоритмическая игра.

 - Ходим, ходим, ходим вместе, (ходьба на месте)

Делаем шаги на месте.

От носка на пятку, (переступают с носка на пятку)

А потом обратно.

 Не ленись, не зевай,

 Веселей переступай.

В зал влетает сорока-белобока:

- По лесу летаю, все новости знаю, возьмите меня с собой. (дети решают)

Сорока: 

Я любопытная сорока

И хоть летаю невысоко

Все тайны знаю про зверей,

Про дальний лес и про людей.

Но не могу хранить я тайны,

Ведь я болтлива чрезвычайно.

Ах, от волнения дрожу,

Давайте вам всё расскажу.

Воспитатель: 

- Ну, сорока, пойдем с нами. А чтобы в лесу очутиться, надо сказать еще волшебные слова.

Все произносят слова:

 - Влево вправо повернись, да в лесу вдруг очутись.

Открывается поляна, на ней стоит домик.

Воспитатель:

 - Что за домик тут стоит? Кто же живёт в нём?

Сорока:

 - Я знаю, все знаю, тут дедушка один живет.

Воспитатель: 

- Ребятки, а вы не знаете, кто здесь может жить? (Дети отвечают, что лесник.)

Воспитатель: 

- А кто такой лесник?

Дети: 

- Лесник- человек , который следит за порядком в лесу.

Все подходят к домику, на двери висит замок и записка: - Ушел в лес по срочному делу, разрешаю сороке встретить гостей и присмотреть за моими питомцами. Открывать замок она умеет.

Сорока: 

- Замок трудно открывается, одна я  не справлюсь. Ребята, а вы мне поможете? (Да)

Дверь открывают при помощи пальчиковой гимнастики. «Замок»

На двери висит замок                     (соединения пальцев рук в замок).

Кто открыть его бы смог?              (Повторение движений).

Потянули                                          (пальцы сцеплены в "замок", руки потянуть в одну,  

                                                            потом другую сторону),

Покрутили                                        (движение кистями рук со сцепленными пальцами от

                                                             себя к себе),

Постучали                                        (пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать

                                                            друг о друга)

И — открыли                                   (пальцы расцепить, ладони в стороны).

Воспитатель: 

- Давайте сядем на лавочку. Я знаю, что у лесника живут домашние животные. А каких животных называют домашними? (ответы)

Воспитатель:

-  Сегодня мы поговорим о домашних животных, которые живут у лесника.

- Давай, сорока, посмотрим, кто там есть.

Дети отгадывают при помощи загадки.

Острые ушки,

На лапках подушки,

Усы, как щетинка,

Дугою спинка. (кошка)

- Правильно.

Вот сегодня об этой кисоньке мы и поговорим.

Воспитатель проносит игрушку-кошку перед детьми, они ее гладят. Кошку сажают на коврик.

- А кто знает кличку этой киски?

Сорока: 

- Ее кличут Муркой.

Воспитатель предлагает погладить Мурку, сказать ей ласковое слово.

Воспитатель: 

- Ребята, а  всех кошек можно гладить? (нет)

- А каких нельзя гладить? (бездомную)

- А почему ее так называют? (у нее нет дома, она живет на улице)

- А почему бездомную кошку нельзя гладить? (кошка может быть больной, может укусить, оцарапать)

- А почему после кошки такие глубокие и болезненные царапины? (у кошек есть острые когти)

- Правильно. Царапины от кошачьих когтей болезненны и очень долго не заживают, ведь под когтями находятся болезнетворные бактерии которые опасны для людей. Поэтому нельзя брать на руки таких кошек.

- Но им так хочется помочь. Как же это можно сделать? (Их можно подкармливать, оставлять корм и наблюдать за ними).

-Но никогда не бейте бездомную кошку.

- А что делать, если все-таки кошка поцарапала вас? (сказать маме, воспитателю, обратиться к врачу, промыть ранку водой и смазать йодом.)

-А каких кошек мы можем гладить, брать на руки? (Домашних)

- А почему? (Мы за ними ухаживаем, моем их, кормим, делаем прививки.)

-Поднимите руки, у кого дома есть кошка. Можно ли свою кошку брать на руки и играть с ней, когда она спит или ест? (Нельзя. Она может обидится, оцарапать, укусить.)

- А бить или  обижать, если он устроит беспорядок? (Нет. Надо просто отругать, повысить голос.)

- У кошек очень тонкий слух. Даже малейшее колебание воздуха она чувствует. Покажите как надо поступать с котенком.(Дети показывают)

Физминутка

Кот Тимоша жил на крыше.

(руки поднять вверх)

Ниже, в доме, жили мыши

(наклон вперёд, руками дотронуться до пола)

По стене взбирались мыши,

(руками «шагать» от щиколотки- вверх по голени -к коленям- по бедру)

Не боясь кота на крыше.

Караулил кот мышей,

(повороты головы в сторону, руки к ушам)

Вынув пробки из ушей.

Он готовил мышеловки,

(ладони захлопнуть «мышеловка»)

Но мышата были ловки.

(попрыгать на месте, руки на поясе)

Спрятавшись за спину Тишки,

(ладони перед лицом, выглядывать из-за них то с одной, то с другой стороны)

В прятки с ним играли мышки.

(В это время сорока и киска убегают)

Воспитатель: 

- А теперь закрепим все, что мы узнали.

Работа с сигнальными карточками «Можно - нельзя».

Красная - значит нельзя, а зеленая- можно. Воспитатель называет действие, а дети решают, можно это делать или нельзя.

-Гладить домашнюю кошку; гладить бездомную кошку; играть со своей кошкой, если она не хочет; бить кошек; отнимать у кошки котенка; если оцарапала – промыть ранку водой и смазать йодом; повысить голос на кошку, если она что- то неправильно сделала; подкармливать бездомных кошек.

- Вы слышите, кто-то скребется под дверью? Хотите узнать кто это? Тогда слушайте загадку:

Я и дом сторожу и поклажу вожу.

Я и в холод и в зной, человеку служу! (Собака.)

 - Правильно! Пойду посмотрю, кто это к нам скребётся. (Беру собаку и несу к ребятам). Кто это? (Собака.)

 - Какая она послушная, добрая. Посажу ее на коврик, пусть посмотрит на наших ребят.

Воспитатель:

 - Вы, конечно, знаете что собака – это друг человека. А так же знаете что собаки бывают как добрые, так и злые или плохо воспитанные, которые могут наброситься и на взрослого и на ребенка. Может укусить, если человек неправильно себя ведет. Поэтому, для начала надо знать простые Правила поведения с собаками: (Выставляются картины)

1. Первое правило - Не трогай собаку, когда она ест. - Почему ее нельзя трогать? - Она может укусить.

2. Второе правило - Не убегай на улице от собаки. - Почему нельзя убегать? - Она может наброситься, укусить.

3. Третье правило - Не гладь незнакомых собак. - Почему нельзя гладить? - Могут укусить, могут быть больными.

4. Не толкай и не нападай в шутку на хозяина собаки - собаку шутку поймет по-своему.

5. Не навязывайся животному в друзья, если оно дружить не хочет - рычит.

Вопросы для закрепления правил:

- Представьте себе, что на ваш участок, где вы гуляете, пришла бродячая собака, как мы должны поступить с ней? - Достаточно нагнуться к земле как будто за камнем или взять в руки палку, чтобы она убежала. - А можно убегать или махать руками? - Нет. - Почему? - Она может на тебя напасть. - Правильно, она может напасть. Поэтому, если в подъезде или лифте тебе навстречу идет человек с собакой, что лучше сделать? - Лучше остановить и пропустить их мимо. - Правильно! А если вы пришли в гости и там есть собака, как вы должны себя вести? - Спросить у хозяев, можно ли с ней поиграть. - А после игры с собакой, что вы должны обязательно сделать? - Вымыть руки. - А почему вы должны обязательно после общения с собаками или другими животными вымыть руки? : - Если не помыть руки после общения с собаками можно заразиться. - Правильно! Есть болезни, одинаково опасны и для животных, и для людей. Например, бешенство. если незнакомая собака или кошка тебя укусила, надо сразу же сказать родителям и обратиться к врачу. Но еще до приема у врача можно успеть обработать рану. Это значит - промыть ее струей воды, а края смазать йодом.

Возвращение лесника из леса вместе с сорокой и кошкой Муркой.

Лесник: 

-Здравствуйте, дети. Не смог я вас встретить, пришлось в лес бежать, там медведь никак не хотел засыпать в берлоге. Но сейчас в лесу полный порядок. А вы познакомились с моими питомцами? Знаете теперь, как правильно обращаться с домашними животными? А скажите-ка мне, можно обижать кошку или собаку? (ответы детей)

-Вижу, все знаете.

Воспитатель: 

Дедушка, дети даже знают стихотворения.

«Никогда не отбирай у собаки миску с едой»

Петя не знает, чем бы заняться.

 Стал он собаку дразнить – развлекаться!

 Прыгает рядом, зовёт за собой

 И отбирает тарелку с едой.

 Долго собака терпела, скулила,

 Но не сдержалась, его укусила.

 Пете теперь будут руку лечить…

 Больше не будет собак он дразнить.

«Котёнок»

Я нашла в саду котёнка.

Он мяукал тонко-тонко,

Он мяукал и дрожал.

Может быть, его побили,

Или в дом пустить забыли,

Или сам он убежал?

" Не трогай маленьких щенят"

Предупредить хочу ребят:

Не троньте маленьких щенят!

Их захотите в руки взять –

Мать деток будет защищать.

И даже может укусить,

Нельзя к щенятам подходить!

Вот подрастут – тогда играйте,

Но малышей не обижайте.

День с утро стоял ненастный,

Лужи серые везде...

Так и быть зверёк несчастный,

Помогу твоей беде!

Я взяла его домой,

Накормила досыта...

Скоро стал котёнок мой

Загляденье просто!

Шерсть - как бархат,

Хвост - трубой...

До чего ж хорош собой!

Лесник: 

- Какие хорошие ребята.

Сорока:

- Все-то они знают и умеют.

Лесник:

- А я ведь вам ещё с утра гостинцы припас: грибочков напёк да орехов приготовил, которые ещё осенью в лесу набрал.

(Лесник угощает детей, и они с ними прощаются).

Воспитатель:

- Запомните, дети, главное правило: человек не должен предавать своих маленьких друзей, оставлять их без крова и пищи. Мы в ответе за тех, кого приручили.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Кошка и собака - наши друзья"

                            Конспект занятия...

«Кошка и собака — наши соседи»

Конспект НОД в старшей группе«Кошка и собака — наши соседи» Актуальность: Общение с животными, если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающей...

Конспект образовательной деятельности "Домашние животные -наши соседи"

Систематизировать представления детей о домашних животных....

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Кошка и собака – наши соседи».

Разработка НОд направлена на воспитание доброжелательного отношения детей к животному миру, развитию познавательного интереса к окружающему миру....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Кошка и собака - наши соседи».

НОД по ознакомлению с окружающим в средней группе позволяет сформировать правила поведения с бездомными животными, развить навыки оказания первой медицинской помощи....

Тема: «Кошка и собака - наши соседи»

Ситуативная беседа в старшей группе. Тема: «Кошка и собака - наши соседи»...

Социально - нравственное воспитание детей старшей группы «Кошка и собака — наши соседи»

Конспект занятия по волонтерской деятельности детей старшего дошкольного возраста...