Проект "Волшебный песок"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Лапина Наталья Владимировна

Тип проекта: исследовательско-игровой

Цель проекта: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Способствовать расширению знаний детей раннего возраста о свойствах сухого и мокрого песка.
Для малышей игры с песком:
1.    Позволяют справляться с эмоциональным состоянием, что крайне актуально для детей младшего дошкольного возраста
2.    Вовлекают детей в интереснейший процесс познания окружающей среды. В данном проекте объектом изучения стал сухой и влажный песок. Песок в сухом виде не сохраняет форму – он рассыпается. А мокрый песок сохраняет форму ёмкости, в которую его положили.
Важным моментом в проекте был вопрос, как из сухого песка получить влажный (дождь или полив песка водой)
Это всё – эксперименты –
Интересные моменты!
Всё, всё, всё хотим узнать!
Как наш опыт получился,
Сколько времени он длился?
Удивляемся всему:
Как? Зачем? И почему?

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_-_volshebnyy_pesok.docx130.17 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

"ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК"

для детей второй группы раннего возраста

http://eduportal44.ru/Kostroma_EDU/mdou38/SiteAssets/DocLib93/%D0%94%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BD%D1%8F%D1%8F/c24440967cb7bc416d2a7d011d6814cb_172a6fa8f8847d737e42eedbb54c4853.jpg

МДОУ "Детский сад № 10"

2017 год

Название проекта: "Волшебный песок"

Продолжительность проекта: 1 неделя.

Тип проекта: исследовательско-игровой.

Авторы проекта: Лапина Н.В., Мига Е.Н.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Возраст детей: дети второй группы раннего возраста.

Актуальность проекта: В настоящее время актуальна проектная и экспериментальная деятельность детей раннего возраста. Конечно, по отношению к детям раннего дошкольного возраста проектная и экспериментальная деятельность во многом упрощена и носит игровой характер. Экспериментирование – прямой путь к воспитанию неординарных, смышлёных детей. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так. Что очень важно для детей раннего возраста. Экспериментирование- прямой путь к воспитанию неординарных, смышленых детей.

Для малышей игры с песком:

1.        Позволяют справляться с эмоциональным состоянием, что крайне актуально для детей младшего дошкольного возраста.

2.        Вовлекают детей в интереснейший процесс познания окружающей среды. В данном проекте объектом изучения стал сухой и влажный песок. Песок в сухом виде не сохраняет форму – он рассыпается. А мокрый песок сохраняет форму ёмкости, в которую его положили.

Важным моментом в проекте был вопрос, как из сухого песка получить влажный (дождь или полив песка водой).

Это всё – эксперименты –

Интересные моменты!

Всё, всё, всё хотим узнать!

Как наш опыт получился,

Сколько времени он длился?

Удивляемся всему:

Как? Зачем? И почему?

Цель проекта: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка.

Задачи проекта:

Для детей:

Образовательные:

  • Знакомить детей со свойствами песка (сухой-влажный, сыпется-лепится).
  • Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению
  • Знакомить с правилами игры в песочницы

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к экспериментам;
  • Воспитывать аккуратности в обращении с песком, умение играть со сверстниками рядом.

Развивающие:

  • Развивать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания; познавательный интерес; творческие способности;
  • Развивать внимание, наблюдательность, словарный запас детей, моторику рук;

Для педагогов:

  • Повышение профессионального уровня в проектной деятельности.

Для родителей:

  • Включить родителей в исследовательско-экспериментальный процесс;
  • Повысить компетентность родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья   детей, занятия детей на прогулке.
  • Приобщение родителей к оформлению фотовыставки "Как мы играем с песком".

Объект исследования: песок

Ресурсное обеспечение: Песок; мелкие игрушки: фигурки людей и животных, машинки; природный материал: камешки, ракушки, шишки; Различные пластмассовые емкости: баночки, ложечки, крышечки и т.д.; различные песочные наборы (ведро с совочками и формочками); салфетка для рук.

Продукт проекта:

Для детей:

  • Коллективная работа "Пирожки для Мишки"

Для родителей:

  • Фотовыставка "Как мы играем с песком".
  • Для детей

             -Получат первоначальные знания о песке и его свойствах;

             - Сформировать умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком.

             -Познакомятся с играми, произведениями художественной литературы по теме;

             -Примут участие в различных видах деятельности физической и художественно-эстетической направленности.

             -Появятся практические навыки детей в играх с песком.

  • Для родителей

-установление эмоционального контакта с детьми;

-приобщение к исследовательской деятельности через игру.

Этапы реализации проекта

"Волшебный песок"

1 этап – пятница

подготовительный

Участники проекта

Задачи проекта

Средства решения, мероприятия

Дети

•        Создание условий необходимых для реализации проекта.

•        Определение целей и задач;

•        Создание условий для самостоятельной деятельности.

•        Составление плана работы по реализации проекта.

•        Подбор стихотворе-ний для детей.

•        Разучивание стихов.

•        Создание картотеки «Игры с песком».

•        Создание СD диска с песнями к проекту.

•        Консультация для родителей «Играем с водой и песком».

•        Объявление для родителей о начале проекта (Приложение №1)

-Обсуждение проблемы, постановка цели и задач;

-определение направлений, объектов и методов исследования;

-Предварительная работа с детьми и родителями

Воспитатель показывает детям письмо и говорит, что оно от песочной феи, и она приглашает вас к себе в песочницу, где откроет тайны песка, будем с вами играть в игры с песком и лепить разные формы.

Родители

Познакомить со структурой проекта, его образователь-ными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей.

Выбор возможных источников информации.

 Оформление фотовыставки "Как мы играем с песком".

2 этап – основной-исследовательский

понедельник

«Песочные струйки»

Дети

Речевое развитие

  • беседа «Песочек» 

Цель: познакомить детей со свойствами песка. (Приложение 2)

  • Пальчиковая игра "Здравстсвуй пальчик, выходи"
  • Просмотр иллюстраций "Игры в песочнице

Музыкальное развитие

  • Музыкальная игра "Какие ножки бегут по дорожке?"

Конструктивная деятельность

  • Подвижная игра "Песчинки".  Цель: учить осознанно действовать в соответствии с текстом игры.
  • Подвижная игра "Собери игрушки"
  • Физкультминутка "Мы руками хлоп-хлоп-хлоп, мы ногами топ-топ-топ".

Физическое развитие

  • Подвижная игра "Солнышко и дождик"
  • Подвижная игра "Мой веселый звонкий мяч"
  • Гимнастика для глаз "Близко-далеко"

Развитие игровой деятельности

  • Дидактическая игра "Научим Капитона мыть руки"
  • Дидактическая игра "Аккуратные мы детки после игры с песком берем салфетки"

Родители

  • Рассматривание с детьми иллюстраций
  • Игровые ситуации "Водичка, водичка…"

вторник

«Чудесные фигурки» 

Дети

Речевое развитие

  • Игровая ситуация "В гости к песочной фее". Цель: Воспитывать доброжелательную творческую атмосферу, Способствовать развитию сопереживания, желание помочь персонажу, расширять словарный запас детей. (Приложение 5).
  • Пальчиковая игра "Детки"
  • Просмотр иллюстраций в книгах из серии "Лето"

Физическое развитие

  • Подвижная игра "Солнечные зайчики"
  • Подвижная игра "Солнышко и дожик"

Сенсорное развитие

  • Дидактическая игра "Найди клад"
  • Дидактическая игра "Сложи картинку из двух- трех частей"

Развитие игровой деятельности

  • Показ сказки  для феи "Репка"

Конструктивная деятельность

  • Коллективная работа "Букет для феи"

Родители

Проведение дома подвижных и пальчиковых игр

Среда

«Стройка»

Дети

Речевое развитие

  • Чтение стихотворения А. Барто «Грузовик». Цель: вызвать эмоцио-нальный отклик от знакомого произведения.

Пальчиковая гимнастика "На работу"

Музыкальное развитие

  • Слушание аудиозаписи "Машина едет далеко"

Сенсорное развитие

  • Дидактическая игра "рисуем на песке дорожкии"
  • Дидактическая игра "Везем песок на стройку"
  • Дидактическая игра "«Поможем Антошке. Ему попал песок в лицо!»"

Физическое развитие

  • Подвижная игра "Автомобили "
  • Игра-забава рисуем водой на песке
  • Физкультминутка "Мыльный пузырь"

Развитие игровой деятельности

  • Сюжетно-ролевая игра "Научим Капитона умываться"

Родители

Оформление фотовыставки "Как мы играем с песком"

Четверг

«Маша и медведь»

Дети

Речевое развитие

  • Чтение сказки «Маша и Медведь» Цель: познакомить с русской народной сказкой, учить рассматривать рисунки-иллюст-рации, сопереживать героине сказки Маше, прививать интерес к драматизации.
  • Пальчиковая гимнастика "Детки"

Физическое развитие

  • Подвижная игра "Медвежата"
  • Подвижная игра "У медведя во бору"
  • Физкультминутка "Здравствуйте ладошки…"

Развитие игровой деятельности

  • Дидактическая игра "Пирожки для Мишки"
  • Дидактическая игра "Напоим Медведя чаем"

Родители

Игры с детьми в песочнице с обыгрыванием сюжета

Пятница

«В гостях у бабушки Арины»

Дети

Речевое развитие

  • Беседа «Моя бабушка». Цель: воспитание уважения к старшим членам семьи.
  • Чтение произведения «Бабушкины руки» Л Квитко

Пальчиковая гимнастика "Семья"

Сенсорное развитие

  • Дидактическая игра «Шарики – кап-ли». Цель: Знакомить детей со свойствами песка. Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка.
  • Дидактическая игра "«Ладушки – оладушки». Цель: учить детей по разному хлопать в ладоши, вести счёт: «раз, два».

Физическое развитие

  • Подвижная игра "Где звенит? "
  • Подвижная игра "Вышла курочка гулять"

Физкультминутка "Мы руками хлоп-хлоп-хлоп, мы ногами топ-топ-топ"

Развитие игровой деятельности

Сюжетно-ролевая игра «В гостях у бабушки Арины»

Родители

Оформление фотовыставки "Как мы играем с песком"

3 этап- заключительный

Дети

Коллективная работа "Пирожки для Мишки"

Родители

фотовыставка "Как мы играем с песком"

Приложение 1

Уважаемые родители!

У нас в группе проходит исследовательский ПРОЕКТ «"Волшебный песок"

 Цель: Формирование умения экспериментировать через знакомство со свойствами песка, развивать мелкую моторику рук и обогащать словарный запас детей раннего возраста.

Задачи:

  1. Знакомить детей со свойствами песка (сухой- влажный, сыпется- лепится).
  2. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Обогащать чувственный опыт ребёнка, развивать мелкую моторику рук.
  3. Воспитывать аккуратность в обращении с песком, умение играть со сверстниками рядом. Знакомить с правилами игры в песочнице.

Актуальность:

В настоящее время актуальна проектная и экспериментальная деятельность детей младшего возраста. Конечно, по отношению к детям младшего дошкольного возраста проектная и экспериментальная деятельность во многом упрощена и носит игровой характер. Экспериментирование – прямой путь к воспитанию неординарных, смышлёных детей. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так, что очень важно для детей раннего возраста.

Песочница — прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность. Но это далеко не единственный плюс песочной терапии: она замечательно развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев), фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое.

Давайте вместе подарим детям праздник!!!

Приложение 2

Беседа «Сухой песок»

Воспитатель: Дети, подойдите ко мне. Сейчас я вам покажу что-то интересное.

(Воспитатель подводит детей к столу, где расположены емкости с сухим песком).

(Дети работают стоя у столов).

  • Посмотрите, что это такое? (песок)
  • Скажите, какого цвета песок? (коричневый)
  • Потрогайте песок и скажите, какой он: сухой или мокрый?
  • Алиса, какой песок?
  • Артём, и ты скажи, какой песок?
  • Посмотрите дети, сухой песок сыплется. (Воспитатель показывает детям). Значит, песок какой? (Сыпучий), Маша, какой песок? (Сыпучий).

Воспитатель: Да, дети, он сыпучий, он сыплется.

Экспериментальная деятельность детей с сухим песком.

Воспитатель: А можно ли из него сделать куличики? Давайте попробуем. Возьмите формочку и аккуратно насыпьте в нее песок. Все насыпали? А теперь осторожно переверните формочку на подставку. Даша, получился у тебя куличик?

-Дети, получились у вас куличики? Почему же не получились куличики? Кто знает? (Песок сухой, он сыпучий.)

- Правильно, из сухого песка куличики не получаются. Но он тоже хорош. На нем можно рисовать. Возьмите палочки и порисуйте.

-А еще и песком можно рисовать. (конусы с маленьким отверстием)

- А теперь возьмите ситечки и насыпьте в них песок.

- Что получилось? Куда делся песок? (высыпался) Что осталось в ситечке? (камешки).

Экспериментальная деятельность с мокрым песком.

Воспитатель: Посмотрите, а что это лежит у меня в тазике? (мокрый песок).

-Потрогайте его и скажите — сухой он или мокрый? Правильно этот песок сырой, мокрый. Он холодный.

-Артём, кокой же это песок? Аня мокрый песок какой? Теплый или холодный? (Пусть ребенок еще раз его потрогает).

-Как думаете, можно ли из него лепить, можно ли делать куличики?

-Давайте попробуем. Возьмите формочку и аккуратно накладывайте в них мокрый песок. Вот так постучите по песку совочком, утрамбуйте его. Осторожно переверните формочку с песком на подставку. Постучите по донышку еще раз совочком. Вот сколько куличиков мы с вами налепили. Мы молодцы. А теперь возьмите салфетки и вытрите руки.

Пальчиковая игра "Здравствуй пальчик, выходи"

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять! (Рука в кулачке.  Поочередно разгибать пальчики, начиная с    мизинца)

Раз, два, три, четыре, пять,

В домик спрятались опять. (Поочередно сгибать пальчики, начиная с большого.)

Музыкальная игра "Какие ножки бегут по дорожке?"

Цель: Учить детей двигаться в соответствии с темпом музыки.

Подвижная физкультминутка «Песчинки».

Цель: учить осознанно действовать в соответствии с текстом игры.

Вокруг себя повернитесь и в песочек превратитесь. Вот как много у нас песка. Каждый из вас песчинка. Весь песок сухой. Он сыпучий. Вдруг подул сильный ветер. (Воспитатель дует на детей). Все песчинки поднялись кверху и закружились, полетели. Ветер притих, и песок вверх. Полетели песчинки, закружились. Посмотрела в окно хозяйка и думает: что-то пыльно на улице, песок летит в лицо. Взяла она лейку с водой, да и стала песок поливать. Поливает она песок водой. Песчинки намокают и опускаются на землю. Мокрый песок не сыпучий. Из него можно лепить. Возьмитесь все за руки. Вот какой большой каравай слепила из мокрого песка хозяйка.

Подвижная игра "Собери игрушки"

Цель: учить детей аккуратности, внимательности.

Физкультминутка "Мы руками хлоп-хлоп-хлоп, мы ногами топ-топ-топ". (под музыку)

Подвижная игра "Солнышко и дождик"

   Цель: Приучать детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу воспитателя.

   Описание: Дети присаживаются на корточки за чертой, обозначенной воспитателем. Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - бегут за обозначенную линию и присаживаются на корточки. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется.

2 – вариант: по сигналу: «Дождик! Скорее домой!» дети бегут к воспитателю, у которого в руках большой зонтик.

На сигнал «дождь идет, скорей домой» дети убегают. Воспитатель говорит: «Солнышко светит», Игра повторяется.

Подвижная игра "Мой веселый звонкий мяч"

   Цель: учить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.

   Описание. Дети стоят с одной стороны площадки, около них воспитатель с мячом в руках. Он показывает, как легко и высоко подпрыгивает мяч, если его отбивать рукой, сопровождая действия словами:

Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Красный, жёлтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

   Затем воспитатель предлагает детям выполнить прыжки, при этом отбивая мяч о землю. Прочитав снова стихотворение, он говорит: «Сейчас догоню!» Дети перестают прыгать и убегают. Воспитатель делает вид, что ловит их. Воспитатель, не пользуясь мячом, предлагает детям выполнить прыжки, сам же при этом поднимает и опускает руку над головами детей, как будто отбивает мячи.

Гимнастика для глаз "Близко-далеко"

Цель: профилактика зрения у детей, снятие глазного напряжения.

Дидактическая игра "Научим Капитона умываться"

   Цель: Закреплять разнообразные игровые действия с куклой. Учить играть вместе.

   Оборудование: ванночка, мыло (кирпичик, мыльница, полотенце, (все предметы в 2-3 экземплярах), кукла Капитон, у него «испачканы» руки.

   Предварительная работа: дидактическая игра «Купание куклы Капитона».

   Ход игры: Воспитатель, обращаясь к кукле, спрашивает:

«Ах ты, мальчик чумазый,

Где ты руки так измазал?» (А.Барто «Девочка чумазая»).

Затем говорит детям: «Мой сыночек Капитон испачкался. Надо его искупать. Где у нас ванночка? Кто принесет воды? Какая нам нужна вода? (теплая). Вика, принеси, пожалуйста, теплой воды. Кто принесет мыло? Полотенце?» (дает поручение Ване, Андрею, Коле). Все готово. Аня, помоги, пожалуйста, Капитону закатать рукава. Вика, а ты принеси для Капитона чистую рубашку, Андрюша, начинай мыть руки Капитону. В то время, когда Андрюша «поливает» из ковшика, можно прочитать стихи: «Водичка-водичка"

Когда мытье куклы закончено, воспитатель предлагает Вике вытереть ее полотенцем. Подчеркивает: кукла стала чистой. Ваня и Андрюша убирают все на место, вешают сушить полотенце. Затем куклу проводят в игровой зал и вместе играют.

  • Дидактическая игра "Аккуратные мы детки после игры с песком берем салфетки"

Цель: развитие культурно –гигиенических навыков при игре с песком

Приложение 3

"Чудесные фигурки"-вторник

Консультация для родителей «Игры с песком»,

«Как организовать поисково – познавательную деятельность детей».

Игры с песком положительно влияют на развитие психики ребенка, установление психо-логического комфорта, особенно если в них принимают участие и взрослые. Итак, что же дают ребенку игры с песком?

  1. Стабилизируется эмоциональное состояние;
  2. Идёт развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности, что стимулирует развитие центра речи в головном мозге и формирование внимания и памяти;
  3. С развитием тактильной чувствительности и мелкой моторики ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и рассказывать о них.

ЧТО НАДО ДЛЯ ИГР С ПЕСКОМ. Водонепроницаемый деревянный ящик 50х70х8 см.

Чистый просеянный песок (лучше его прокалить в духовке). Кувшин, в который наливают воду для того, чтобы можно было смочить песок. Песок должен заполнять ящик на треть. ОТПЕЧАТКИ РУК.

Разровняйте поверхность песка и вместе с ребенком по очереди оставляйте отпечатки кистей рук — внутренней и внешней стороны. Чтобы отпечаток получился более четким, необходимо, слегка вдавив руку в песок, немного задержать ее в нем. При этом нужно прислушаться к ощущениям. А потом поговорить о них.

Поскольку малышу будет трудно сделать это первому, начните сами: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю рукой, то ощущаю песчинки. А что чувствуешь ты?»

После того как ребенок расскажет о своих ощущениях, надо попросить его перевернуть руку ладонью вверх. Сделайте то же самое и скажите: «Я перевернула руку, и мои ощу-щения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка. По-моему, песок стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты?» Затем можно выполнить такие упражнения:

поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые дви-жения (как машинки, змейки и т.д.); выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро, — и проложить «трассы»; пройтись ладошками по ним, оставляя на них свои следы; создать на песке отпечатки ладоней, кулачков. костяшками пальцев и попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, травкой, деревом, ёжиком и т.д.).

Речевое развитие

  • Игровая ситуация "В гости к песочной фее".

Цель: Воспитывать доброжелательную творческую атмосферу, способствовать развитию сопереживания, желание помочь персонажу, расширять словарный запас детей. 

Материал: Песочница, в ней песок (сухой и влажный), кукла – песочная фея, магнитофон.

Ход:

Звучит спокойная, тихая музыка. Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? Я тоже очень люблю! Особенно те, в которых есть добрые волшебники и феи. Сегодня я вам хочу рассказать одну сказку. Где-то далеко-далеко за морем-океаном, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живет себе, поживает Песочная фея. И эта фея – не простая, она добрая волшебница, которая любит детей и очень хочет с вами познакомиться.

Воспитатель: А вы хотите попасть в сказку и познакомиться с ней? Дети. Да!

Воспитатель: Но чтобы попасть в сказку, нужно очень сильно, всей душой, всем сердцем верить в чудеса и всем вместе произнести волшебные слова. Может быть, кто то из вас знает волшебные слова из сказок. Дети. (Ответы).

Воспитатель: Я сейчас скажу вам заклинание, а вы постарайтесь его запомнить:

Песочная фея нам помоги,

В страну волшебную перенеси,

В ладоши мы хлопнем Раз, два, три,

Сердце своё для добра распахни. (звучит музыка).

Воспитатель: Вот мы и очутились в сказочной стране. Педагог берет куклу — Песочную

фею и говорит: Ребята, посмотрите фея очень грустная… Давайте я спрошу у феи, что случилось? Воспитатель делает вид, будто фея говорит ему что-то на ухо, при этом меняет своё выражение лица: удивлённое, озадаченное…

Воспитатель: Фея рассказала мне, что у неё был замок в песочной стране с зелеными лесами красивыми цветами, голубыми озерами и солнечными городами. Но однажды злой

волшебник уничтожил все в песочной стране. И стала песочная страна безжизненной.

Воспитатель: Добрые мои друзья, готовы ли вы помочь фее вернуть ее замок?

Дети: Да! Воспитатель: Спасибо, что вы согласились помочь фее. Ребята, нам с вами предстоит все создавать сначала. Посмотрите на песок, он какой? Дети: Сухой. Воспитатель: А из такого песка можно что – ни будь построить? Дети: Нет! Воспитатель: Значит надо взять леечки и полить песок. (Дети по желанию поливают песок).

Строим замок с детьми.

Воспитатель: Теперь нужно, чтобы страна стала такой же радостной и счастливой, какой и была раньше (звучит фонограмма песни Н. Королевой «Маленькая страна». Педагог протягивает различные игрушки, мелкий конструктор. Дети расставляют предметы на песке.

Воспитатель: Песочная страна ожила! Спасибо, мои маленькие волшебники!

По окончании занятия воспитатель предлагает детям вытереть салфеткой руки.

Итог занятия:

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами познакомились с волшебной страной, помогли пе-сочной фее! Повторили, какой бывает песок, чем отличается сухой песок от влажного. Мы с вами сегодня совершили много хороших поступков. У меня радостное настроение, я рада помочь Песочной фее. А какое у вас настроение и что нового узнали вы? (Ответы детей).

 Пальчиковая игра "Детки"

Физическое развитие

Подвижная игра "Солнечные зайчики"

Цель: учить бегать легко, догоняя солнечный блик, меняя направление и темп движения в соответствии с характером перемещения солнечного зайчика, развивать быстроту движений; воспитывать интерес к совместному со сверстниками участию в подвижных играх; способствовать совершенствованию деятельности дыхательной и опорно-двигательной систем организма ребенка; поддерживать положительный эмоциональный настрой у играющих.

   Описание игры: игра проводится в ясный солнечный день. Взрослый выносит на улицу небольшое зеркальце и привлекает детей к наблюдению за появлением солнечного зайчика.

Зайчик солнечный, прыг-скок,

Прогуляться вышел,

Прыгнул ловко за окно,

Побежал по крыше.

Прыг да скок, прыг да скок,

Прыгнул на окошко.

Прыг да скок, прыг да скок,

И на нос Антошке.

- Эй, ребята, не зевайте

И зайчонка догоняйте!

   Взрослый предлагает детям «поймать» солнечного зайчика, скачущего по стене веранды или дорожке. Его задача: быстро перемещать луч солнца так, чтобы ребята были вынуждены активно бегать по участку со сменой направления движения. Выигрывает тот, кому удастся первому «поймать» солнечного зайчика.

Подвижная игра "Солнышко и дождик"

Задачи: развивать у детей умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, быстро реагировать на сигнал.

Описание игры: Игра может проводиться как в помещении, так и на улице. Домиками служат либо стульчики, либо круги на земле.

Воспитатель поворачивает детский стульчик спинкой вперед и предлагает всем сделать то же самое со своими стульчиками. «Смотрите, получился домик», — говорит он, присаживаясь перед стульчиком и выглядывая в отверстие спинки, как в окошко. Называя детей по именам, взрослый предлагает каждому из них «выглянуть в окошко» и помахать рукой.

Так выстроенные полукругом стульчики становятся домиками, в которых живут дети.

«Какая хорошая погода! — говорит воспитатель, выглянув в окошко. — Сейчас выйду и позову детишек поиграть!» Он выходит на середину комнаты и зовет всех погулять. Малыши выбегают и собираются вокруг воспитателя, а он произносит следующий текст:

Смотрит солнышко в окошко,

Наши глазки щурятся.

Мы захлопаем в ладошки,

И бегом на улицу!

Дети повторяют стишок, а затем под слова «Топ-топ-топ» и «Хлоп-хлоп-хлоп» все топают ножками и хлопают в ладошки, подражая воспитателю.

«А теперь побегаем!» — предлагает воспитатель и убегает. Дети разбегаются в разные стороны. Неожиданно воспитатель говорит: «Посмотрите, дождик идет! Скорее домой!» Все спешат в свои домики.

«Послушайте, как барабанит дождик по крышам, — говорит воспитатель и, постукивая согнутыми пальцами по сиденью стульчика, изображает шум дождя. — Стало очень скучно. Давайте попросим дождик перестать капать». Педагог читает народную потешку:

Дождик, дождик, веселей,

Капай, капли не жалей.

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи!

Шум дождя вначале усиливается, но постепенно утихает, а вскоре и совсем прекращается. «Сейчас выйду на улицу и посмотрю, кончился дождик или нет», — говорит воспитатель, выходя из своего домика. Он делает вид, что смотрит на небо и зовет малышей: «Солнышко светит! Нет дождя! Выходите погулять!»

Дети опять собираются вокруг воспитателя и вслед за ним повторяют стихотворение про солнышко и выполняют забавные движения. Можно побегать, попрыгать, поплясать, но до тех пор, пока воспитатель снова не скажет: «Ой, дождик начинается!»

Сенсорное развитие

Дидактическая игра "Найди клад"

Цель: Учить детей отвечать на вопросы воспитателя полными ответами.

Развивать тактильные ощущения от соприкосновения с сухим и мокрым песком.

Воспитывать у детей интерес к разыгрыванию игровой ситуации.

Материал: Мини – песочница, камешки, шишки, мелкие формы.

Ход: Воспитатель начинает подбирать «секретики», зарывая их в песок и отыскивать, комментируя свои действия. «Вот какой красивый, блестящий камушек! Нравится? Поло-жу в эту ямку и зарою. Ой! Где же мой «секретик»? Помоги мне его найти!» Воспитатель напоминает правила игры с мини – песочницей.

(Дети играют рядом с воспитателем и комментируют свои действия).

В конце игры воспитатель хвалит детей. Говорит, что все справились с заданием. Напоминает, что после игр с песком моем ручки.

назвать предмет, который спрятан в песке

Дидактическая игра "Сложи картинку из двух- трех частей" 

Цель: собрать целое из двух частей

Развитие игровой деятельности

  • Показ сказки для феи "Репка"

Конструктивная деятельность

Коллективная работа "Букет для феи".

Знакомство с правилами игры с песком

Целесообразно познакомить детей с правилами поведения во время игр: стараться не высыпать песок из песочницы: (воду стараться не выливать)«Принцесса песочного мира» загрустила, потому что её подружки песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Она просит вас:

  • Береги малыш песчинки –не выбрасывай их из песочницы, если случайно песок высыпался – покажи взрослому, он поможет вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать, подбрасывать песок.
  • Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются в других детей. Нельзя брать песок в рот.
  • «Принцесса песочного мира» очень любит, когда у детей чистые руки и носики. Поэтому после игры с песком или водой – вымойте руки и покажите чистые ладошки зеркалу.

Завершая игры в песочнице, дети разбирают свои постройки, складывают игрушки по местам, разравнивают песок, кладут ладошки на поверхность песка и произносят слова благодарности:

В ладошки наши посмотри
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок
Ты всем нам подрасти помог
!

Приложение 3

«Стройка»

Речевое развитие

  • Чтение стихотворения А. Барто «Грузовик».

Цель: вызвать эмоциональный отклик от знакомого произведения.

Пальчиковая гимнастика "На работу"

Большой палец встал один.

Указательный — за ним.

Средний будит безымянный.

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все — «Ура!»

На работу им пора.

Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все...» — широко расставить пальцы в стороны.

Музыкальное развитие

  • Слушание аудиозаписи "Машина едет далеко"

Цель: выполнение движений под музыку

Сенсорное развитие

  • Дидактическая игра "рисуем на песке "

Цель: Опытно – экспериментальная деятельность.

Проведение опытов с песком. (Полить сухой песок водой). Пересыпание сухого песка из бутылочки.

Цель: формирование бытового навыка: пересыпание сыпучих веществ из ёмкости в ёмкость.

Задачи:

  1. Учить детей набирать песок, наполнять форму.
  2. Развивать общую и мелкую моторику.
  3. Воспитывать отзывчивость и доброжелательность.

Вывод: Сухой песок сыплется, мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму.

  • Дидактическая игра "Везем песок на стройку"

Цель: расширять кругозор детей, познавать окружающий мир, воспитывать трудолюбие.

  • Занятие — ситуация:

«Поможем Антошке. Ему попал песок в лицо!»

Цель: формирование представлений о нежелательном попадании песка в глаза человеку.

Материал: мини — песочница, в ней песок (сухой и влажный), кукла Антошка, мелкие

игрушки для игр.

Ход занятия:

Воспитатель приглашает детей к песочнице. Они садятся на стулья вокруг песочницы. Ребята, сегодня к нам в гости придёт мальчик, которого зовут Антошка, чтобы рассказать интересные истории и сказки. Он очень веселый и знает много игр. Но раскрывать свои секреты он сможет только тем, кто готов соблюдать наши правила в песочнице.

Дети: Как его увидеть? Как? Где он? Воспитатель: Для этого нам необходимо позвать

его. Зовём, заходит в группу мальчик Антошка. Здоровается с детьми. Рассказывает историю о том, как он играл с детьми в песочнице и ему попали песком в глаза.

(Звучит спокойна музыка).

Антошка читает стихотворение:

Вы готовы мне внимать?
Значит, можно начинать?
Повторяйте все за мной!
Вредных нет детей в стране —

Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!

Песок — мирная страна
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,

Чтобы жизнь вокруг была
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!
Чтоб запомнить и дружить!

(Несколько раз дети повторяют за Антош

кой, начиная со слов «Здесь нельзя

кусаться, драться..») Воспитатель: Ребята, а сейчас Антошка нам предлагает сыграть в игру «Песочный круг».

Правила игры просты: вы можете нарисовать любыми способами круг и украсить его раз-личными предметами: камешками, семенами, ракушками, игрушками и т.д.

После этого вам нужно дать название своему песочному кругу, рассказать о нем.

Дети прощаются с Антошкой!

По окончании работы воспитатель напоминает детям вымыть руки и сесть на стульчики.

Итог занятия:

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами познакомились с мальчиком по имени Антошка.

Узнали, его историю и о том, как правильно вести себя с песком. Закрепили чем отличается сухой песок от влажного. У меня сейчас хорошее настроение и много впечатлений: я много узнала нового. А что нового узнали вы? (Ответы детей).

Физическое развитие

  • Подвижная игра "Автомобили "

Цель: Учить двигаться, сохраняя направление, выполнять дейст­вия в разных условиях, поддерживать интерес к движениям. Развивать внимание, умение действовать в коллективе. Закреплять знания сенсорных эталонов. Вызывать чувство радости от общения со взрослым и с сверстниками.

      Материал. Нагрудные эмблемы с изображением машин (по числу играющих), дорожки разного типа, кубы или другие предметы, круг, квадрат из картона (гараж).

     Содержание игры. Дети изображают автомобили и встают за обозначенной чертой. Это гараж. По сигналу взрослого автомобили выезжают из гаража и едут по дороге, соблюдая элементарные правила (ехать в одном направлении, не наталкиваясь друг на друга). По сигналу взрослого: «Автомобили, в гараж!» — ребята меняют направление и едут в гараж.

      Варианты игры

Автомобили могут ехать по мосту (дощечке, лежащей на полу), по извилистой дороге, объезжая предметы, по мягкой дорожке (болото) и т. п.

У каждого автомобиля может быть свой гараж в виде круга, треугольника, квадрата. Гараж может быть обозначен цветным флажком. В этом случае дети запоминают, какой формы или цвета их гараж.

  • Игра-забава рисуем водой на песке

Цель: Опытно – экспериментальная деятельность.

  • Физкультминутка "Мыльный пузырь"

Мы надуем все пузырь –        дети дуют на ладони, сложенные вместе

Мыльный и воздушный –      разъединяют ладони, держа кончики пальцев вместе  

В небо быстро он взлетит –   поднимают руки вверх

И разгонит тучки -                  машут руками из стороны в сторону

Побежим мы по дорожке, захотим его догнать – бегут на месте

Но пузырь летит так быстро – покружиться на месте

И его нам не поймать -           разводят руки в стороны

  • Развитие игровой деятельности

Дидактическая игра "Научим Капитона умываться"

Цель: Закреплять разнообразные игровые действия с куклой. Учить играть вместе.

   Оборудование: ванночка, мыло (кирпичик, мыльница, полотенце, (все предметы в 2-3 экземплярах), кукла Капитон, у него «испачканы» руки.

   Предварительная работа: дидактическая игра «Купание куклы Капитона».

   Ход игры: Воспитатель, обращаясь к кукле, спрашивает:

«Ах ты, мальчик чумазый,

Где ты руки так измазал?» (А.Барто «Девочка чумазая»).

Затем говорит детям: «Мой сыночек Капитон испачкался. Надо его искупать. Где у нас ванночка? Кто принесет воды? Какая нам нужна вода? (теплая). Вика, принеси, пожалуйста, теплой воды. Кто принесет мыло? Полотенце?» (дает поручение Ване, Андрею, Коле). Все готово. Аня, помоги, пожалуйста, Капитону закатать рукава. Вика, а ты принеси для Капитона чистую рубашку, Андрюша, начинай мыть руки Капитону. В то время, когда Андрюша «поливает» из ковшика, можно прочитать стихи: «Водичка-водичка"

Когда мытье куклы закончено, воспитатель предлагает Вике вытереть ее полотенцем. Подчеркивает: кукла стала чистой. Ваня и Андрюша убирают все на место, вешают сушить полотенце. Затем куклу проводят в игровой зал и вместе играют.

Приложение 4

«Маша и медведь»

Речевое развитие

  • Чтение сказки «Маша и Медведь» Цель: познакомить с русской народной сказкой, учить рассматривать рисунки-иллюстрации, сопереживать героине сказки Маше, прививать интерес к драматизации.

Игра – занятие «Маша и Медведь»

Цель: Развивать у детей память, внимание, воображение, мелкую моторику; формировать дифференцированное восприятие качества предметов.

Материал:

Аудио-проигрыватель, СD диск со сказкой «Маша и медведь» в исполнении Юрия Яковлева, фигурки для игр с песком, мини-песочница, большой плюшевый медведь, иллюстрации к сказке.

Ход занятия:

Перед детьми картинка с изображением медведя. За плечами у медведя короб, из которого выглядывает Маша.

Воспитатель — Дети, посмотрите:
Сидит в коробе девочка
У мишки за спиной,
Он сам того не ведая,

Несет ее домой.
Провела медведя Маша,
Будет он умнее впредь.
Вот у нас какая сказка,

Это — "Маша и медведь".

Ребятки, вы хотите послушать эту сказку? Садитесь поудобнее, слушайте внимательно.

(В-ль включает проигрыватель).

В-ль — Дети, понравилась вам сказка? (Понравилась).

Раздается стук в дверь. Воспитатель открывает дверь и вносит игрушечного медведя.

В-ль- Ребятки, к нам в гости пришел Мишка. Мишка — Здравствуйте, дети! (Дети здороваются с Мишкой). Мишка — Я к вам очень торопился, и прошу вас помочь. От меня убежала Маша и теперь я не могу её найти. Воспитатель: поможем Мишке (Дети: Да!). У меня есть волшебный клубочек и он покажет нам дорогу к Маше. Воспитатель катит клубочек по полу, произнося слова, дети идут за ней.

Ты катись, катись, клубочек,

Мимо стульчиков, игрушек, к Маше нас веди скорей. Воспитатель: Вот мы и пришли. (подходим к столу, на котором стоит мини-песочница). Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с Машей. (Дети здороваются, воспитатель отвечает за куклу). Маша кашу варит медведю, убирает в доме. (Воспитатель незаметно убирает медведя и говорит, что медведь ушёл гулять по лесу). Маша такая рукодельница, всё умеет делать. А вы хотите всему научиться? Дети: Да! Воспитатель: Маша переделала много работы, устала, пусть она отдохнёт, а мы с вами будем Маше помогать по дому хлопотать и спечём пирожки для Мишки. (Дети в мине – песочнице лепят пирожки, играют с фигурками, строят домики и помогают Маше).

Воспитатель: Что-то медведя долго из леса нет? Давайте позовём его, он услышит и придёт. Пойду его встречу. (достаёт медведя).

Итог:

Медведь: Ребята, что вы здесь делали? (Ответы: лепили пирожки, строили домики и помогали Маше по хозяйству). Маша: Ребята, вы всему научились. Дети: Да! Медведь предлагает детям поиграть с ним в игру «У Медведя во бору» (проводится 2 раза). Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся с Машей и Медведем. (Дети прощаются). Воспитатель напоминает детям, что нужно убрать игрушки на место и вымыть руки.

  • Пальчиковая гимнастика "Детки"

Раз-два-три-четыре-пять! 
Будем пальчики считать —
Крепкие, дружные, 
Все такие нужные...
(3. Александрова)
 Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.

Физическое развитие

  • Подвижная игра " У медведя во бору "

Цель: Совершенствовать бег в одном и разных направлениях. Развивать воображение. Поощрять самостоятельные действия детей.

Содержание игры. В лесу сидит медведь. Роль медведя вначале может выполнять взрослый, например, помощник воспитателя. Когда дети хорошо освоят игру, можно на роль медведя выбрать ребенка.

На противоположной стороне леса живут дети. Воспитатель говорит: «Пойдемте, дети, гулять, грибы, ягоды собирать». Дети идут в лес, имитируя сбор грибов, ягод. Воспитатель читает стихотворение:
«У медведя во бору                А медведь сидит

Грибы, ягоды беру,                 И на нас рычит».

Когда воспитатель скажет последние слова текста, медведь с рычанием выбегает из берлоги, а дети убегают домой.

  • Физкультминутка "Здравствуйте ладошки…" (фонограмма)

Развитие игровой деятельности

  • Дидактическая игра "Пирожки для Мишки"

Материал:  

Игрушка медведя, корзина, формы и совочки для песка по количеству детей, тазики с песком, вода, фартуки и нарукавники по количеству детей, клеёнки на столы.

Методы и приёмы: словесный - вопросы к детям; наглядный – демонстрация материала; игровой – выполнение игровых действий; практический – самостоятельная деятельность детей.

Организация и методика проведения непосредственно образовательной деятельности

 

Воспитатель: Все садитесь рядком

 Поиграем ладком

 Приготовьте ушки, глазки.

 Начинаем нашу сказку

 Я сегодня в сад пришла

 Мишку- ревушку нашла.

 Мишка плакал возле сада:

 «В детский сад хочу, к ребятам!» (Медведь заходит с ревом у-у-у).

Воспитатель: Что Мишенька случилось? Почему ты так плачешь?

Медведь: Послала меня Машенька отнести пирожки бабушке и дедушке. Да строго-настрого наказывала: «Не садись на пенек, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке». «У-У-У» (плачет)

 Я шел, шел, сел на пенек и съел пирожок, а потом еще один. Так все и съел. Что я теперь Машеньке скажу? А тут Сорока-Белобока летела и подсказала: «Иди к ребятам в детский сад. Они все умеют и помогут».

 - А вы правда мне поможете?

 Воспитатель: Конечно, мы тебе поможем, присаживайся.

 Ребенок (читает стихотворение):

 Мишка, Мишка! Лежебока!

 Спал ты долго и глубоко.

 Зиму целую проспал.

 И на елку не попал,

 И на санках не катался,

 И снежками не кидался.

 Все бы Мишеньке храпеть.

 Эх ты, Мишенька, Медведь!

 Воспитатель: Видишь, сколько интересного происходит у нас в детском саду.

 Конечно, мы тебе поможем.

 -Ребята, а как мы можем помочь Мишке? Где мы возьмем пирожки?

 Дети дружно: «Нарисовать, купить, слепить,...»

 Воспитатель: А чтобы ты, Мишенька, пирожки не съел, мы их слепим из песка.

 Бабушка поставит их в волшебную печку и они превратятся в

 настоящие. А ты посиди и посмотри, как мы это сделаем. Давайте подойдем к столам и посмотрим, все ли у нас есть для лепки. Проверяем: (песок, формочки, доски, салфетки, (дети пытаются лепить, пирожки рассыпаются)

 Дети: Пирожки не получаются.

 Воспитатель: Почему?

 Дети: Песок рассыпается.

 Воспитатель: Из чего состоит песок?

 Дети: Из маленьких песчинок.

 Воспитатель: -Как нам соединить их?

 Дети: -Добавить воду. (добавляют воду)

 Воспитатель: -Песок стал мокрый, песчинки не рассыпаются. Давайте слепим пирожки. (дружно лепят).

 Воспитатель: - Из какого песка можно лепить? Из сухого или мокрого, сырого?

 Дети: -Сырого.

 Воспитатель: -Как получить сырой песок?

 -Дети: Добавить воду.

Получились пирожки, давайте их поставим их в волшебную печь микроволновую, а сами, пока пекутся пирожки, помоем руки и поиграем.

(дети моют руки и одевают шапочки-модели песка и воды: мальчики -песчинки, девочки- капельки воды)

 Воспитатель: - А теперь мальчики будут изображать «сухие песчинки», а девочки- «капельки воды». Встаем в круг, соединяем песок. Вот какой получился большой пирог!

 Давайте водить хоровод!

 Как для Маши и для Миши

 Испекли мы пирожок.

 Вот такой ширины,

 вот такой ужины,

 Вот такой вышины,

 вот такой нижины.

 Из песочка и водички

 бабушке и дедушке!

 Дети и воспитатель: Неси, Мишенька, пирожки и к нам приходи.

 Мы всегда помочь рады!

Дидактическая игра "Напоим Медведя чаем"

Ход игры: воспитатель обращается к детям: «Давайте поиграем. А давайте угостим мишку чаем, и он тогда не будет на нас рычать.».

Посмотрите какой красивый чайник. Надо налить в него воды. Открою кран. И ты, Настя, приготовь чай своей дочке. Налей в чайник водички. Вот уже полный чайник воды. Поставлю его греться на плиту. Пусть греется водичка. А мы сейчас приготовим чашки. Вот здесь будет сидеть Миша. Поставлю ему чашку с блюдцем. А ты, Настя, куда поставишь чашку с блюдцем? А где же наша выпечка? Принеси, Настя, пожалуйста. Теперь все готово. Можно звать всех за стол.

Нужно обязательно помыть руки. Повторяя игровое действие с другими детьми, закрепляем название назначения посуды: чайник, кружка, ложка, блюдце. Приучаем, вставая из-за стола, говорить «спасибо», мыть посуду и ставить ее на место.

Куклы дочки-сыночки в это время «играют»: катают мяч, катаются на машине и т.д.

Приложение №5

«В гостях у бабушки Арины»

Речевое развитие

  • Беседа «Моя бабушка».

     Цель: воспитание уважения к старшим членам семьи; сформировать у ребенка представление о себе, своей семье и социальном окружении.

     Задачи:

-Расширить представление у детей о семье как о людях, которые живут вместе, уточнить

понятия «семья», «родственники»;

-Сформировать элементарные представления о родственных связях в семье.

-Развивать диалогическую речь, умение развернуто отвечать на вопросы. Активизация

словаря: семья, имя, отчество, сердечное, родственники.

-Воспитывать чувство семейной сплоченности (на основе представлений о семье, ее со

ставе, взаимоотношениях и домашнем уюте);

     Материал: Картинки о семье.

Чтение стихотворения Л. Квитко «Бабушкины руки».

     Ход беседы:

-Ребята, сегодня я хотела рассказать вам сказку о ребенке, который жил один. И начиналась она так: "Жил- был мальчик, который был один- одинешенек на свете. И никого у никого-то не было… Ну, тогда мы изменим сказку, и у нашего героя появятся замечательная бабушка.

-Как, ребята, мы назовем одним словом родных людей, которые живут вместе? (Семья).

-Давайте, ребята, сегодня поговорим о семье, о родных людях. Что же такое семья!

(Ответы детей).

-А разве так бывает, что у человека совсем никого нет? Как вы считаете? (Нет).

- Семья — это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу. А еще, ребята, всех членов семьи называют родственниками. Слово «род» означает "одна большая семья". Родственники — это люди, родные друг другу: мамы, папы, бабушки и дедушки.

-Зачем человеку семья? Чтобы любили, жалели, хвалили, учили, как жить. Как должны относиться люди друг к другу в семье? Дружить, любить, ухаживать, защищать.

-Какие вы, ребята, молодцы, все знаете про семью и родственников

-Расскажите о своей бабушке: какая она у вас? Как её зовут? Чем занимается бабушка? Любит ли бабушка печь оладушки? Угощает вас чаем, оладушками? (ответы детей по желанию),

Воспитатель читает стихотворение «Бабушкины руки»

Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно.

Она во всех затеях

Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки,

И все мне любо в ней.

Но бабушкины руки

Люблю всего сильней.

Ах, сколько руки эти

Чудесного творят!

Латают, вяжут, метят,

Все что-то мастерят.

Так толсто мажут пенки,

Так густо сыплют мак,

Так грубо трут ступеньки,

Ласкают нежно так.

Проворные — смотрите,

Готовы день-деньской

Они плясать в корыте,

Шнырять по кладовой.

Настанет вечер — тени

Сплетают на стене

И сказки-сновиденья

Рассказывают мне.

Ко сну ночник засветят –

И тут замолкнут вдруг.

Умней их нет на свете

И нет добрее рук.

Итог:

Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня? (дети встают в круг, воспитатель берет мяч.) Ребята, я задам вопрос и брошу одному из вас мяч, вы поймаете его и ответьте на мой вопрос, когда закончите, вернете мяч.

Что такое семья? Кто такие родственники? Как другими словами можно назвать бабушку?

Какая бабушка? Что любит делать? Как вы помогаете своей бабушке?

  • Пальчиковая гимнастика "Семья"

Этот пальчик дедушка. (загибаем большой пальчик)

Этот пальчик бабушка. (загибаем указательный пальчик)

Этот пальчик папочка. (загибаем средний пальчик)

Этот пальчик мамочка. (загибаем безымянный пальчик)

Ну а этот пальчик Я. (загибаем мизинчик)

Вот и вся моя семья! (ребенок распрямляет все пальчики

Игра – занятие «В гостях у бабушки Арины»

(Итоговое)

Цель:

Создать и поддерживать у детей положительный эмоциональный настрой в течение всего занятия. Закрепить знания детей о свойствах сухого и мокрого песка: сухой песок сыпется, а мокрый песок не сыпется, а прилипает к рукам. Закреплять у детей знания узнавать по внешнему виду сухой и мокрый песок: сухой песок светлый, а мокрый песок темный.

Закреплять выполнять игровые действия с сухим и мокрым песком.

Привлекать детей к разыгрыванию игровой ситуации.

Материал:

Песочница с чистым сухим песком, бабушка (кукла), фигурки, домик из кирпичиков.

Атрибуты для игры: лейка с водой, камешки, тазик с водой и салфетки для мытья рук.

Ход занятия:

Дети сидят в группе, заходит бабушка (кукла). Здоровается!

Вот и детки пришли,

Здравствуйте? Мои малыши.

Бабушка показывает им свой дом и песочницу. Детям предлагается потрогать песок и сказать, сухой он или мокрый, сыпется он или прилипает к рукам.

(песок сухой).

Воспитатель обращает внимание на бабушку и говорит, что, бабушка загрустила и надо ей помочь. Дети спрашивают, что случилось? Бабушка говорит, что у неё не получаются оладушки, которые она хотела напечь для них.

Воспитатель спрашивает детей как помочь бабушке и что надо нам сделать, чтобы испечь оладушки? (Ответы детей).

Правильно нам надо намочить песок, чтобы он стал мокрым. (Диана и Богдан поливают песок через лейки). Вот теперь (говорит бабушка) испеку для вас оладушки.

Чтение потешки:

Ладушки, Ладушки.

Пекла бабушка оладушки.

 Маслом поливала.

 Деток угощала:

Маше дала, Ване дала,

Ане дала, Артёму дала.

Хороши оладушки

У нашей бабушки!

И вы помогайте бабушке, все вместе напечём.

Вот помощники какие!

Дети, пекут оладушки. Бабушка Арина спрашивает детей:

Что пекла бабушка? (Оладушки)
На чём пекла оладушки? 
(На песке) 

Чем поливала оладушки? (Маслом)
Кому давала бабушка оладушки? 
(Деткам)

Хороши ли оладушки? (Хороши оладушки у нашей бабушки). Индивидуальные ответы детей на каждый вопрос.

Повторное чтение с договариванием детей потешки (Потешка выше по тексту).

Дети заканчивают лепить с песком, идут мыть руки. Садятся на стульчики.

Воспитатель подводит итог: Говорит, что ребята молодцы, хорошо сегодня играли, спрашивает, как играли, что делали? (пекли оладушки; строили из камушек дорожку для бабушки; читали потешку).

Воспитатель говорит, что бабушка Арина приглашает их в музыкальный зал и просит потанцевать с ней. (Дети проходят в музыкальный зал).

Танцуем танец «Я пеку, пеку, пеку»! В конце занятия бабушка (кукла) прощается с детьми!

Приглашает в гости в следующий раз!

Сенсорное развитие

  • Дидактическая игра «Шарики – капли».

Цель: Знакомить детей со свойствами песка. Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка.

  • Дидактическая игра "«Ладушки – оладушки».

Цель: учить детей по-разному хлопать в ладоши, вести счёт: «раз, два».

Ход игры

В игре участвует подгруппа детей (3-4 человека).

Все стоят, образуя круг. Воспитатель рассказывает: «Бабушка печет оладушки, поливает маслом, угощает всех детей».

Воспитатель.                    

Ладушки, ладушки,

Пекла бабушка оладушки,

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Раз, два! – Даше,

Раз, два! – Тане.

Дети хлопают в ладоши.

Воспитатель хлопает каждого ребенка то по одной, то по другой ладошке. Вместе считают: «Раз, два!»

Всем по два! Всем по два!

Воспитатель, хлопает по обеим ладошкам каждого ребенка.

Хороши оладушки у нашей бабушки!

Если кто-то из детей захочет, он может быть ведущим. Игра повторяется.

Физическое развитие

  • Подвижная игра "Где звенит? "

Материал. Колокольчик.

Ход игры. Дети стоят лицом к стене. Помощник воспитателя прячется в другом конце комнаты и звонит в колокольчик. Воспитатель говорит детям: «Послушайте, где звенит, и найдите колокольчик». Когда дети находят колокольчик, воспитатель хвалит их, а затем предлагает снова повернуться к стене. Помощник воспитателя опять звонит в колокольчик, спрятавшись уже в другом месте.

  • Подвижная игра "Вышла курочка гулять"

Задачи: учить внимательно слушать взрослого, выполнять движения в соответствии с текстом.
Описание игры: дети стоят за воспитателем друг за другом. Воспитатель произносит слова:
Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки,
Жёлтые цыплятки.
Ко-ко-ко да ко-ко-ко
Не ходите далеко!
Лапками гребите,
Зёрнышки ищите.
Съели толстого жука,
Дождевого червяка,
Выпили водицы
Полное корытце.
Дети повторяют движения за воспитателем: шагают, высоко поднимая колени, машут «крыльями». На слова: «Ко-ко-ко не ходите далеко!» - грозят пальцем. «Лапками гребите, зёрнышки ищите» - присаживаются на корточки, ищут зёрнышки. «Съели толстого жука» - показывают толщину жука, «дождевого червяка» - показать длину червяка, «выпили водицы» - наклон вперёд, руки отводят назад.

Физкультминутка "Мы руками хлоп-хлоп-хлоп, мы ногами топ-топ-топ" (фонограмма)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей - "Сыпь песок"

  Не секрет, что имя Марии Монтессори давно на слуху у молодых мам и продвинутых педагогов. Вот уже почти век имя М. Монтессори (1870 - 1952) - психиатра и психолога, детского врача ...

Перспективный план кружка "Чудесный песок"

В работе с песком у детей развивается творчество и фантазия, умение доводить начатое дело до конца, видеть результат своего труда и  получать от этого удовольствие и чувство удовлетворения, что с...

Методическая разработка: мастер-класс – кинетический песок или «Живой песок»

Познакомить со способом изготовления  и внедрить использование кинетического песка в свою практику....

Н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок Игры на мосту.

 Концептуальные источники песочной терапии• История и современные тенденции песочной терапии • Психотерапевтические достоинства песочной терапии • Роль психолога в...

Презентация "Природный материал - песок, глина, песок"

Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня.Формировать умение исследовать свойства природных материалов.Уточнять знание о том, что песок, глина, камень – неживая природа....

Экспериментальная деятельность «Песок. Сухой и влажный песок. Их свойства»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25229583","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Мастер-класс "Кинетический песок - удивительный песок"

Мастер-класс для педагогов и родителей...