Открытое занятие на тему "Чудесный песок"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Anna Melkova

МуНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДННИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта (КОНСТРУКТ)

организации совместной непрерывной образовательной деятельностив

 подготовительной группе

на тему«Чудесный песок»

 

 

                                                                                                                                               Воспитатели:

Мелькова А.Ф.

Шипицина МВ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018г

 

 

Технологическая карта (КОНСТРУКТ)

организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема: «Чудесный песок»

Возрастная группа: 6-7 лет

Форма НОД: познавательно – исследовательская  деятельность

Форма организации: подгрупповая

Средства:

иллюстрации, мультимедиа, песок.

Оборудование: воронки, цветной песок, клей пва, баночки, формы для песка, лупа, лейки с водой, весы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧИ

образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Образовательные:

Продолжать знакомить детей со свойствами песка.

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Развивать мышление, внимание, наблюдательность. Закрепить знания о применении песка.

Воспитывать интерес к окружающему миру, к познавательной деятельности

Коммуникативные:

Расширять и активизировать словарный запас детей.

 

 

 

Контроль осанки во время работы за столами.

Создавать ситуации успеха для застенчивых воспитанников группы

 

 

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание  деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

Выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

Приветствие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отгадывание загадок

 

Ребята!

Поздороваемся и улыбнёмся гостям и друг другу! От наших улыбок стало сразу светлее и теплее не только нам, но и нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает  нас целый день!

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться

Доброе утро

 

Очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он на стройке и на пляже

И в стекле расплавлен даже(песок)

 

Что-то можно в нём зарыть,

По нему люблю ходить

И на нём поспать часок,

Угадали что……(песок)

Устанавливает контакт с детьми. Улыбается.

Стимулирует интерес.

вовлекает в совместную деятельность

Показывает иллюстрации

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления;

 

 Инициирует поиск ответов на вопросы самих детей;

Предоставляет возможность детям обсудить

Устанавливают  контакт с педагогом. Улыбаются в ответ.

 

 

 

 

 

 

Наблюдают за действием воспитателя

Выражают собственные мысли;

Выстраивают полный ответ, предложение;

Рассматривают картинки

 

 

 

Проявляют интерес.

 

Сотрудничество, нацеленность на совместную деятельность.

 

Появление у детей заинтересованности,

познавательного интереса.

 

Называют ответы на загадки

 

Вывод детей о свойствах песка

Исследовательская  деятельность

 

 

 

 

Подумайте, где можно увидеть песок?

Верно (повесить иллюстрации)

Вы все, конечно, играли в песочнице.

Песок твёрдый, мягкий или жидкий?

А теперь подумайте и ответьте:

 из чего состоит песок? (из песчинок)

Песчинки твёрдые или мягкие? (предположения детей)

 

Давайте проверим. Подойдите к ящичку с песком. Насыпайте немного песчинок себе на ладошку.

 Теперь посильнее надавите на ладошку пальчиком и покрутите пальчиком песчинки на ладошке…

Что вы чувствуете? ( они колются )

 Чувствуете, как песчинки колют ладошку?

 Что можно сказать про песчинки? Какие они?  Мягкие или твёрдые?

Правильно. Песчинки твёрдые, но они очень мелкие – как маленькие камушки, и их трудно увидеть.

 Вот если бы муравьишка  посмотрел на песчинку, то она показалась бы ему большим камнем!

А для нас песчинки очень маленькие, и их много.

Но можно рассмотреть их поближе.

Давайте проведём опыт: посмотрим на песчинку через специальное стекло, которое увеличивает. Такое стекло называется лупой.

Видите, ребята, песчинки все разные. Похожи песчинки на камушки? Они твёрдые или мягкие?

Кто мне скажет, почему из твёрдых песчинок получается мягкий песок?

Правильно, если песчинок много, то песок становится мягким. Песчинки, когда их много, не так сильно колются, как на ладошке.

А теперь мы с вами изучим ещё один  песок, но уже сладкий – сахарный песок.

 Посмотрите на этот кусочек сахара. Какой он?

Правильно, сахар-рафинад твёрдый! А теперь возьмите кусочек сахара крепко пальцами и надавите им на стол…

 Сахар рассыпался на мелкие кусочки. Давайте и их рассмотрим через лупу!

Похожи сахарные песчинки на обычный песок?

А чем отличается сахар от песка?

Если мы сахар положим в воду, что произойдёт?

А если мы песок насыплем в воду, что будет?

Давайте проверим?

Ставит на стол  два стакана с тёплой водой и по чайной ложке.

Положите сахар в воду и помешайте ложечкой.

Размешали сахар? Что же получается? Сахара нет! Куда же он исчез?

Сахар остался в воде, только мы его не видим. Вода стала сладкая.

 А теперь возьмите песок и высыпьте его в другой стакан. Размешайте его.

Растворяется песок в воде?

Правильно! Сахар растворяется в воде, а песок нет. Сыпучие вещества чем-то похожи, например, тем, что они состоят из отдельных песчинок. А в чём-то различны, например, при растворении в воде, как сахарный песок и песок обычный.

Ребята, а где может применятся песок? (В строительстве,  в художественном рисовании,  в игре с песком)

 

Выслушивает варианты детей

 

Задаёт вопросы

 

Вовлекает детей в исследовательскую деятельность

 

раздаёт детям по кусочку сахара.

 

 

Раздаёт  детям лупы.

 

 

Проводит опыты

 

Открывает картинки

Ответы детей

Проявляют изобретательность.

 

 

 

Решают поставленную задачу

 

Выполняют по инструкции взрослого

 

Анализируют вместе с воспитателем полученные результаты

Приходят к единому мнению, конструктивному решению

 

 

 

Выполнение задания

 

Проговаривают выводы по  отдельным заданиям

 

Слушают ответы друг друга, не перебивая

 

Артикуляционная   гимнастика.

 

Всё, что только захотим,

Из песка мы смастерим

Коля лепит колобок –

А Ириша теремок

Люба лепит разных рыб

Ну, а Вера белый гриб.

 

Показывает последовательность действий: хлопаем в ладоши,

имитация лепки,

сделать крышу из рук,

сжать руку в кулак и сверху накрыть ладоней

Повторяют движения

 

выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата и рук

Продуктивная

Опытно –практическая

Творческая деятельность

 

Сейчас я приглашаю вас в лабораторию, где вы продолжите работать.

 Опыт №1. Из чего состоит песок?

- Ребята, как можно,  узнать из чего состоит песок? (его надо рассмотреть).

- Что может нам помочь рассмотреть песок поближе? (нам поможет лупа)

-Давайте рассмотрим.  Что вы видите? Из чего он состоит? (песок состоит из песчинок, и у песчинок разная форма).

- Давайте возьмём песок в руки. Что чувствуете? (песок сыпучий).

Вывод: Итак, из чего состоит песок? (из песчинок). Какой он? (сыпучий).

 Опыт №2. Песок сухой и мокрый.

- Ребята, каким бывает песок? (сухим и мокрым)

- От чего сухой песок становится мокрым? (от воды)

Давайте и мы наш песок сделаем сырым. Как мы это можем сделать? (налить воды).

-А теперь возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно на месте падения образуется конус, растущий в высоту.

Давайте попробуем сначала с сухим песком сделать такой конус(дети пробуют). Получается? (да)

-А теперь с сырым (дети пробуют) Получается? (нет)

- Ребята, почему с мокрым песком у нас ничего не получилось? (все песчинки слиплись).

Мокрый песок невозможно сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму.

-Что мы можем сделать из мокрого песка? (слепить куличики)

Вывод: Сухой песок сыпучий, а мокрый нет.

 Опыт № 3. Следы на песке.

 Переходим к следующему столу (на столе ёмкости  с сырым и сухим  песком, трафареты следов животных)

Попробуйте оставить след на сухом и мокром песке. Что вы заметили? (остались следы на мокром песке).

- Ребята, а кто может оставлять следы на песке? (люди, животные, транспорт ).

Вывод: На мокром песке остаются следы.

 Опыт №4. Раскрашивание рисунка песком.

Опыт №5. Лепим город.

Типография: Делаем детский журнал «Знание»

 

 

Организует на самостоятельную деятельность и проявление инициативы.

 

 

Задаёт различные вопросы детям

 

Фиксирует ответы детей для дальнейшей деятельности

 

 

 

 

 

 

Выбирают необходимые материалы

 

Работают над созданием:

картин

блоков

книги

баночек

города

 

демонстрируют свои работы

 

выражают эмоции

Проявление активности и желания участия

 

Выполнения порядка действий, предусмотренного схемой лаборатории

 

Анализ полученных результатов и их  проговаривание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

 

Как вы считаете, что у вас сегодня получилось, а что показалось трудным? С кем бы вы могли поделиться своими знаниями? Как вы думаете, где вам могут пригодиться эти знания? А вы бы хотели провести ещё опыты с песком?

Задает детям вопросы 

Отвечают на вопросы воспитателя

Дети делают выводы в соответствии с результатом занятия, обобщают их. Внимательно слушают воспитателя и сверстников.

Открытость, ориентация на дальнейшее исследование

 

Вы сегодня хорошо все поработали, мне было с вами  очень интересно.

В нашей группе еще всю неделю будут размещены материалы для экспериментирования в уголке природы, и вы можете сделать те эксперименты, которые делали сегодня ваши товарищи, и надеюсь мы еще придумаем немало других экспериментов с песком и на прогулочном участке.

 

Нацеливание на дальнейшую продуктивную деятельность по теме

 

Дети слушают воспитателя

Желание детей проводить эксперименты с песком в дальнейшем.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия с использованием песочной техники "Волшебный песок"

Стимуляция эмоционального фона у детей с помощью песочной  техники....

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Здравствуй, песок» в старшей группе

Конспект занятияпо познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Здравствуй, песок»в старшей группе Цель: Создание условий для развития познавательно...

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Здравствуй, песок» в старшей группе

Конспект занятияпо познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Здравствуй, песок»в старшей группе Цель: Создание условий для развития познавательно...

открытое занятие по экспериментальной деятельности "Волшебный песок"

Экспериментирование в детском саду считаю наиважнейшим условием развития любознательности и мыслительной деятельности детей. На представленном занятии представлены примеры опытно - экспериментальной д...

Открытое занятие по экспериментированию в средней группе «Волшебный песок»

Открытое занятие по экспериментированию в средней группе «Волшебный песок»...

Конспект открытого занятия "Чудесный песок"

Развитие познавательных способностей посредством игр с пском....

Открытое занятие с элементами песочной технологии: «Веселый песок».

Развитие эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики детей дошкольного возраста с помощью песочной терапии....