Конспект по познавательно-экологическому развитию
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Закирова Альбина Зинфировна

Конспект организованно-образовательной деятельности по познавательно-экологическому развитию на тему: "Воздух-невидимка" для детей старшей группы(эксперименты с воздухом)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_zanyatie_po_ekologii.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 32 «Золушка» городского округа город Октябрьский

Республики Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

по познавательно-экологическому развитию

на тему: «Воздух-невидимка»

для детей старшей группы

( эксперименты с воздухом)

                                                                Воспитатель:

                                                                                                 I квалификационной категории

                                                                  Закирова А.З.

                                                                                             Дата проведения: 22.11.2017г

г. Октябрьский

2017

Образовательная область: Познание.

Интеграция образовательных областей:  речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие. Технологии: ТРИЗ, здоровье сберегающая, экспериментирование.

Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Задачи:

Обучающие:

- Продолжить знакомство с понятием воздух;

- Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха;

- Учить делать выводы.

- Продолжить знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом-кляксографией.

Развивающие:

- Развивать у детей способности устанавливать прилично-следственные связи на основе элементарного эксперимента;

- Развивать речь детей, речевое дыхание;

- Развивать память, зрительное внимание.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

 Предварительная работа: Беседа: «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательная.

Методы и приемы: игровые приемы, словесные пояснения, вопросы, практические методы.

Материал: пластмассовые стаканчики, трубочки, полиэтиленовые мешочки, зубочистки, резиновая игрушка, кусок резины, мыльные пузыри , колпачки от фломастеров, краски, листы бумаги (А5).

Словарная работа: кляксография, лаборатория.

Ход совместной образовательной деятельности

Воспитатель: По дороге в детский сад я встретила нашего друга  Буратино и он мне передал вот эту шкатулку, в ней находится клад сказал Буратино. Давайте её откроем и посмотрим, что же в ней находиться. Интересно, что там?

Дети: Да

Воспитатель: Мне тоже очень интересно.

Воспитатель: В шкатулке что-то должно быть, но я, например ничего не вижу, а вы?

Дети: Мы тоже.

Воспитатель: Я ничего не понимаю…  Загляните ещё раз, что вы видите внутри шкатулки?

Дети: Мы видим только дно и стенки.

Воспитатель:  Может  кто догадался, что это может быть? (предположение детей)

Дети: Это воздух!

Если дети не догадываются, то можно использовать загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем.  (Воздух)

Воспитатель: Правильно, в шкатулке находится воздух. Как узнать какой воздух? (ответы детей). 

Воспитатель: Провести исследование воздуха можно в лаборатории. А кто знает, что такое лаборатория? (ответы детей). 

Воспитатель: Лаборатория-это место, где исследуют что-нибудь, ставят опыты, наблюдают эксперименты. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. Как вы думаете, что мы будем сегодня исследовать?

Дети: Воздух и его свойства.

Воспитатель: Правильно. Но прежде, чем нам отправиться в лабораторию и приступить к исследованиям, я хочу вам напомнить правила, которые  обязательно нужно соблюдать: не шуметь, не перебивать друг друга, работать тихо, аккуратно, внимательно, руками ничего не трогать без разрешения воспитателя. Запомнили? Отправляемся в нашу лабораторию, присаживаемся за столы  и приступаем к исследованию.

Эксперимент 1

Поднесите свои ладони ко рту или носу. Что почувствовали? (тепло от своего дыхания).

Перед вами стакан с водой и трубочка (трубка в стакане с водой). Будем вдыхать носом, а выдыхать в трубочку.

Что мы наблюдаем? Воздух выходит из нас в виде воздушных пузырьков.

Какой сделаем вывод? (у нас внутри есть воздух, мы им дышим)

Поставьте стаканы. Откуда же попадает к нам воздух? Где он находиться?

Дети: Воздух находиться вокруг нас.

Воспитатель: Ребята, внимательно посмотрите налево, направо, вверх, вниз. Закройте глаза. Откройте. Вы видите воздух?

Дети: Нет.

Воспитатель: Значит, воздух какой?

Дети: Воздух невидим и прозрачный.

Эксперимент 2 «Как поймать воздух?»

Воспитатель: Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём?

Дети: Он пустой.

Воспитатель: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? (ответы детей). 

Воспитатель: Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух. (ответы детей)

Воспитатель: Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Дети: Воздух

Воспитатель: Какой делаем вывод?

Дети: Воздух можно почувствовать.

Воспитатель: Правильно. Ребята, а  вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)

Эксперимент 3 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

Воспитатель: Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и закрыли его в мешочке, а потом выпустили. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы)

Воспитатель: Сейчас мы это  проверим! Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт. Ой, ребята, что это происходит с водой?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: А как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы). Значит, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Вывод: Когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух. А почему пузырьки поднимаются на поверхность? Потому что воздух легче воды.

Эксперимент №4 «Имеет ли воздух вес?»

Воспитатель: Это мы сейчас проверим. На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины. Возьмем кусочек резины и опусти его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?

Дети: воздух

Вывод: Правильно. Потому что воздух легче воды.

Физкультминутка «Мыльные пузыри»

У меня для вас есть небольшой сюрприз. Что это? Как думаете, что находиться внутри пузырей? Давайте немножко поиграем. Я буду надувать пузыри, а вы ловите.

Воспитатель: Садитесь. Продолжаем наши эксперименты. Нас ждут новые открытия. Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

Эксперимент №5 «Слышим воздух»

Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат колпачки  от фломастеров. Как вы думаете, что можно сделать с этими колпачками, чтобы услышать воздух? Дети: Нужно в них подуть.

Воспитатель: Что мы слышим?

Дети: Писк, воздух.

Воспитатель: С помощью чего мы услышали воздух?

Дети: нам помогли колпачки от фломастера.

Вывод: Воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что с воздухом можно рисовать? (ответы детей). Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать? Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть её при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)

Воспитатель: Ребята,  вам понравились сегодняшнее экспериментирование в лаборатории? Чем понравилось? Что вы сегодня узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-экологической экскурсии в средней группе «Осеннее приключение Старичка-лесовичка»

На территории детского сада создана экологическая тропа. Это своеобразный учебно-просветительский кабинет в природных условиях, сочетающий в себе возможности отдыха, образования и воспитания. В качест...

Познавательно-экологический проект как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников.

В условиях современного общества резко обострилась проблема интеллектуального развития  и воспитания интеллектуальной культуры детей дошкольного возраста...

Конспект познавательно - экологического занятия в средней группе Тема: « Путешествие в лес»

Совершенствование  знаний  об  объектах  окружающего  мира....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательно - экологическому развитию на тему: «Путешествие в мир насекомых»

В конспекте представлен НОД об образе жизни насекомых, их особенностях, о роли насекомых в экологической системе. Благодаря доступности знаний в игровой форме воспитывается любознательность и интерес ...

Конспект проведения НОД по познавательному экологическому развитию на тему: « Путешествие в страну витаминов» в средней группе.

                               Дать детям представление о здоровье, как ценности, о которой необходимо  пост...

Проект, направленный на познавательное, экологическое развитие детей, расширение представлений об окружающем мире. Тема «Живая планета». Часть 1 «Я люблю свою лошадку»

Создавать условия для познавательного развития детей, формирования экологического сознания, расширять представления об окружающем мире, содействовать эмоциональному восприятию объектов живой природы....