Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Вода-волшебница» в форме интеллектуальной игры-викторины «Вопрос на засыпку» (Подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Систематизировать, расширить и углубить знания о свойствах воды в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_igra-viktorina_vopros_na_zasypku_-forum.docx37.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8»

Конспект НОД

по опытно-экспериментальной деятельности

«Вода-волшебница»

в форме интеллектуальной игры-викторины

«Вопрос на засыпку»

(Подготовительная к школе группа)

Составила:

воспитатель

МКДОУ «Детский сад № 8»

Кириллова Т.П.

Киренск, 2017 г.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности

«Вода-волшебница» в форме интеллектуальной игры-викторины

«Вопрос на засыпку»

(подготовительная к школе группа)

Цель: Систематизировать, расширить и углубить знания о свойствах воды в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей.

Задачи:

Образовательные:

-Закрепить знания детей о свойствах воды (бесцветная, прозрачная, жидкая). Дать представление о разных состояниях воды (вода, лёд, снег, пар).

-Учить делать выводы на основе опытно-экспериментальной деятельности.

Развивающие:

-Развивать поисково-познавательную деятельность, наблюдательность, внимание, речь, мелкую моторику.

Воспитательные:

-Воспитывать бережное отношение к воде как к основному природному ресурсу.

-Формировать навыки самоконтроля, умение общаться со сверстниками во время проведения опыта.

Образовательные области: "Познавательное развитие", «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,«Физическое развитие», «Музыкальное развитие».

Обогащение словаря:  научная лаборатория, жидкость, безвкусная, прозрачная, непрозрачная, бесформенная, хрупкий, рыхлый и др.

Технология:  Исследовательская деятельность.

Методы и приемы: Словесный метод (вопросы, указания, объяснения,, пояснения, описание, инструкция),

наглядный метод (карточки-схемы, мультимедиа),

 практический метод (опыты, эксперименты, работа с перфокартой), игровой метод (создание игровой ситуации, сюрпризность, эмоциональность, интригующие обстановки).

Материалы и оборудование: фартуки, нарукавники, шапочки (10 шт.), стаканы с водой, лёд, снег, графин с водой, тарелочки,  термос, сосуды разной формы,    разносы, салфетки, картинки для коллажа,  мешочки с песком, песочные часы, табло с цифрами, магический шар, маркеры, 2 мольберта, лист А3- перфокарты (2 шт.), молоточек, А3-чистые листы, музыка, молоточек, ткань для укрывания столов, клей по количеству детей, зеркало, предметы, проектор, экран, магнитофон, столы (7 шт.),  детские стулья (10 шт.).

Ход игры-викторины

Вводная часть

1. Организационный  момент

-Ребята, давайте поздороваемся и познакомимся:

Встанем рядышком по кругу

Скажем "Здравствуйте" друг другу

Нам "Здороваться" не лень,

Всем "Привет" и "Добрый день",

Если каждый улыбнётся,

Утро доброе начнётся!

Своё имя назови - руку другу ты пожми!

-Давайте назовем свое имя по кругу, при этом пожав друг другу руку. (дети поворачиваются друг другу произносят свое имя и здороваются)

-А меня зовут Татьяна Петровна! Я очень рада с вами познакомиться!

Воспитатель: - Ребята! Сегодня мы с вами будем играть в очень интересную игру-викторину «Вопрос на засыпку».  Но сначала нам нужно разделиться на 2 команды. Возьмите себе по одному жетончику (дети берут с разноса жетончики). У нас получилось 2 команды: команда «Капелька» и команда «Огонёк». И непросто команды – а команды учёных! И сегодня нас ждут увлекательные опыты и интересные задания в самой настоящей научной лаборатории! А теперь наденьте  фартуки, нарукавники и шапочки,  и пойдемте с вами в  научную лабораторию. (Дети заходят в зал, на экране  отображены правила безопасности)

-А вы когда-нибудь работали в научной лаборатории? (Ответы детей). Если вы работали, то, конечно же, знаете правила безопасности. Давайте вспомним их.

- все опыты, работы в научной лаборатории проводим вместе со взрослым;

-перед работой надеваем защитную одежду (фартуки, нарукавники, шапочки, при необходимости очки);

-во время эксперимента нельзя трогать глаза руками;

- во время опыта ничего нельзя брать в рот;

 -все вещества и материалы для экспериментов нужно брать только специальными инструментами (например – ложкой).

 - Вспомнили правила? Молодцы! (Звучит музыкальная заставка из игры-викторины «Вопрос на засыпку»)

Основная часть

Воспитатель:

- Команды займите свои места. Правила нашей игры очень просты, услышав вопрос, его обсуди. На раздумье у вас 10 сек., после сигнала на кнопку нажми. Кто первый нажал, тот и отвечает.  За каждый правильный ответ получи мешочек с волшебным песком. А в конце мы пересчитаем, сколько мешочков у каждой команды. ( Детям в каждом раунде будет предложен вопрос. В течение 10 сек., они должны обсудить его и по окончании времени успеть нажать на кнопку. Кто  нажал первым, тот и отвечает. Если  команда ответила неправильно, право ответа переходит другой команде. Команда, которая дала правильный ответ, подтверждает его опытом).

Воспитатель: Ну, что ж я вижу - обе команды решительно настроены на победу, а значит, нас ждет увлекательная игра! (звучит музыка)

-  Мы начинаем с самого волшебного раунда.

Первый раунд «Магический шар».

(Когда воспитатель объявляет название раунда, на интерактивной доске под музыку появляется яркое оформление с названием раунда.)

(Воспитатель показывает детям магический шар, в котором находится таинственный предмет.)

Воспитатель: Какой сюрприз приготовил нам магический шар! Что же лежит в нём! Вы узнаете, отгадав загадку.

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я,

Кто я такая?

-Итак, ребята, время для обсуждения вопроса пошло!

(После каждого задаваемого вопроса,  дети обсуждают его, звучит тихая музыка, когда музыка заканчивается – это значит, что время закончилось и нужно нажать на кнопку,  пора давать ответ на вопрос.)

- Команда «…» была быстрее. (Воспитатель определяет, чья команда была первой, выслушивает ответ команды.)

Воспитатель: Ну, что ж посмотрим…  (Воспитатель открывает магический шар и достает графин с водой.). И это правильный ответ - вода!

Воспитатель: Команда «….» возьмите свой первый мешочек с волшебным песком. (За правильный ответ одной из команд вручается мешочек с волшебным песком.)

Воспитатель: Итак, тема нашей игры-викторины «Вода-волшебница». Сегодня мы с вами узнаем много интересного о самой обыкновенной воде.

Воспитатель: Я объявляю второй раунд (звучит музыка). 

Раунд «Капелька»

 (На первом столе у каждой команды расположены атрибуты:  стаканы, вода, сосуды разных размеров, предмет)

Воспитатель: Слушайте внимательно  вопрос!

Первый вопрос: Как вы думаете, что такое вода?

Варианты ответов: Жидкость, смола, сыпучесть.

Воспитатель: Капитан команды «……» успел нажать на кнопку  первым.

(ответ детей:  вода -это жидкость).

Воспитатель: Это правильный ответ. Докажите ваш ответ, выполнив опыт по карточке-схеме. (На экране отображается карточка-схема).

Воспитатель: Команда «…» возьмите мешочек с волшебным песком. Молодцы! Занимайте свои места.

-Второй вопрос: Имеет ли вода запах?

-Варианты ответов: да, нет.

Воспитатель: И команда «…..» оказалась быстрее. (ответы детей - вода не имеет запаха)

Воспитатель: Действительно это так. Докажите ваш ответ, выполнив опыт по карточке-схеме.

Воспитатель: Команда «…» вам сегодня улыбается удача, возьмите мешочек с волшебным песком. Молодцы! Занимайте свои места.

-Третий вопрос: Какая вода на вкус?

-Варианты ответов: горькая, безвкусная, кислая.

Воспитатель: Команда  «……», оказалась быстрее. (ответы детей - вода не имеет вкуса)

Воспитатель: Совершенно верно. Докажите ваш ответ, выполнив опыт по карточке-схеме.

Воспитатель: Вам достается  волшебный мешочек с песком. Молодцы! Занимайте свои места.

-Четвертый вопрос: Вода прозрачная?

-Варианты ответов: мутная, прозрачная, цветная.

Воспитатель: И команда «…..» была быстрее. (ответы вода - прозрачная)

- Конечно это правильный ответ. Докажите ваш ответ, выполнив опыт по карточке-схеме.

 Воспитатель: Вам достается  волшебный мешочек с песком. Молодцы! Занимайте свои места.

Пятый вопрос: Вода имеет форму?

Варианты ответов: да, нет.

Воспитатель: И команда «…..» была быстрее. (ответы детей).

Воспитатель: Разумеется это правильный ответ. Докажите ваш ответ, выполнив опыт по карточке-схеме.

 Воспитатель: Возьмите свой мешочек, он вам скоро понадобиться! Молодцы! Занимайте свои места.

Вывод:  - Итак во втором раунде вы доказали, что вода - это жидкость, она  не имеет запаха и вкуса, бесцветная, прозрачная и бесформенная. ( Вывод сопровождается показам на экране схем обозначающих свойства воды).

Воспитатель: Вот это борьба, счет…..

-Давайте передохнем и повеселимся, приглашаю все на переменку.

(На интерактивной доске под музыку появляется яркое оформление с названием «Переменка».)

Переменка

Воспитатель: Я прошу участников выйти ко мне на игровое поле.

Музыкальная игра «Пяточка-носочек»

Воспитатель: И каждая команда получает мешочек с волшебным песком. Молодцы! Занимайте свои места.

Воспитатель: Я объявляю третий раунд «Превращение»

(На втором столе у каждой команды лежат атрибуты:  тарелочки, снег, лед, картинки, молоточек)

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы будем изучать  свойства воды, ее превращение.

Первый вопрос: Назовите   свойства снега:

Варианты ответов: прозрачный,  непрозрачный, белый.

Воспитатель: Команда «…….» была быстрее. (ответы детей -  снег непрозрачный, белый)

- Это правильный ответ. Докажите ваш ответ, выполнив опыт по карточке-схеме.

Воспитатель: Команда «…» возьмите мешочек с волшебным песком. Молодцы! Занимайте свои места.

Второй  вопрос: Назовите ещё одно из свойств снега:

Варианты ответов: рыхлый, жидкий, колючий.

Воспитатель: Команда «……» была быстрее. (ответы детей снег - рыхлый).

- Докажите ваш ответ, выполнив опыт по карточке-схеме.

Воспитатель: Команда «…» возьмите мешочек с волшебным песком. Молодцы! Занимайте свои места.

Третий вопрос: Назовите одно из свойств льда:

Варианты ответов: прозрачный,  непрозрачный.

Воспитатель: Команда «…….» оказалась быстрее. (ответы детей)

- Докажите ваш ответ, выполнив опыт по карточке-схеме.

Воспитатель: Команда «…» возьмите мешочек с волшебным песком. Молодцы! Занимайте свои места.

Четвертый вопрос: Как вы думаете лед хрупкий? 

Варианты ответов: да, нет (ответы детей)

Воспитатель: Команда «……» была быстрее. (ответы детей снег- хрупкий).

- Конечно это правильный ответ. Докажите ваш ответ, выполнив опыт по карточке-схеме.

Воспитатель: Команда «…» возьмите мешочек с волшебным песком. Молодцы! Занимайте свои места.

Следующий вопрос: Что произойдет со снегом и льдом в помещении? Варианты ответов: растают, замерзнут, засохнут.

Воспитатель: Команда «……» была быстрее. (ответы детей снег и лед -растают).

- Действительно это  правильный ответ. Докажите ваш ответ, выполнив опыт по карточке-схеме.

Воспитатель: Команда «…» возьмите мешочек с волшебным песком. Молодцы! Занимайте свои места.

Воспитатель:  - Итак,  в третьем раунде вы доказали, что снег - белый, непрозрачный, рыхлый;  лед – бесцветный, прозрачный, хрупкий.

(вывод сопровождается показам на экране схем обозначающих свойства снега и льда)

Воспитатель: А впереди самый подвижный раунд нашей игры «Физкульт- привет». Я прошу команды выйти на игровое поле.

Командная игра на внимание и выбывание «Светофор». (желтый цвет -присесть, зеленый цвет – ходьба, красный цвет - стоять). Та команда, которая будет внимательнее, получит мешочек с волшебным песком. Внимание гонг!

Воспитатель: Игра продолжается! Пока лидирует команда «…», соперники не унывайте, все может измениться в любой момент.

Продолжаем игру!

Воспитатель: Я объявляют самый таинственный раунд нашей игры – «Облака»

Раунд  «Облака»

Воспитатель:  Внимание на экран. (Демонстрируется видеоролик  «Кипячение чайника»). Воспитатель проводит опыт на своем столе.

Опыт: У меня на столе термос. Как вы думаете, что мы увидим, когда я открою крышку? (ответы детей-пар). Если я поднесу зеркало к термосу, что произойдет  с паром? (ответы детей – зеркало запотеет от пара и на нем образуются капельки воды).

Ответьте на вопрос: Что такое пар?

Варианты ответа: вода, снег, грязь.

- Капитан команды «….» был быстрее. (ответы детей пар - вода)

- Разумеется это правильный ответ. Команда «….» возьмите волшебный мешочек с песком.

Воспитатель:  - Итак, в этом раунде вы узнали, что пар -  это вода.

(вывод сопровождается показам на экране схем обозначающих свойства пара)

Воспитатель: Мы переходим к следующему раунду «Вода вокруг нас»

Воспитатель : Ребята мы сегодня с вами много узнали о воде.

- Слушайте внимательно мой вопрос: Как нужно беречь воду?

- Ответы на вопрос вы найдете, выполнив задание всей командой. Подойдите каждая команда к своему столу. У обеих команд на столах лежат картинки, вам нужно составить коллаж. Внимание гонг!

Составление коллажей.

Воспитатель: Итак, время для выполнения задания закончилось.

- Начну проверку с команды «…». Выполнили все правильно. А как с этой задачей справилась команда «….». Молодцы ребята! Так как у нас сегодня честная борьба, то за проделанную работу обе команды получают по волшебному мешочку с песком.

Воспитатель: Объявляю решающий раунд «Вопрос на засыпку». Наступает самый ответственный момент игры-викторины. Та команда, которая выиграет этот раунд, станет победителем всей игры.

- Пришло время посчитать мешочки с волшебным песком.  И узнать, сколько же секунд заработала каждая команда за всю игру. Напоминаю,  что в каждом волшебном мешочке песка ровно 10 сек.

- Команда «….» считаем. На решения финального задания «Вопрос на засыпку». (9 меш.×10=90 сек.). Возьмите мешочки развяжите и подходите к волшебным часам, а я пока открою крышку. Ребята будьте аккуратны, не рассыпайте песок, вам пригодится каждая секунда вашего времени. Я закрываю крышку. (То же самое с другой командой)

Воспитатель:  И мы продолжаем. Перед каждой командой стоит доска, с «Вопросом на засыпку». Он находится под белым листом, в решении этого задания принимает участие вся команда. Но только капитаны могут делать необходимые записи.

-  Капитаны возьмите у меня маркеры. Вставайте каждый около своей доски, сейчас мы перевернем песочные часы и время начнет свой отсчет. Помните, что с каждой упавшей песчинкой, его будет становится все меньше и меньше. Сосредоточьтесь  и быстро выполняйте задание. Потому что как только закончится песок в ваших часах, вам придется занять свои места.

 - Капитаны  откройте задание. Перед вами разные картинки, в центре капелька воды. Ваша задача, ответить на вопросы на экране и соединить капельку с картинками,  где спряталась вода. Игроки помогают своим капитанам. Переворачиваем часы время пошло. Друзья не спешите в «Вопросе на засыпку» главное не ошибиться. (Вопросы на экране в программе LearningApps.org,  картинки с изображением агрегатных состояний воды в окружающем мире)

Воспитатель: Команды время закончилось. Капитаны верните мне маркеры. Начну проверку с команды «…». Да здесь все правильно. Принимаю ваш ответ. Присаживайтесь на места. Проверяю команду «…». Да здесь тоже все верно. Принимаю ваше решение. Внимание на экран.

(на экране показан правильный ответ)

Воспитатель: Ребята совершенно правильно. Обе команды справились с «Вопрос на засыпку».

Заключительная часть

Воспитатель: А значит в нашей сегодняшней игре-викторине два победителя. И все получают суперпризы. Молодцы, здорово играли, как настоящие учёные. Поздравляю вас -вы большие молодцы! Это была напряженная борьба в самой настоящей научной лаборатории! В самой увлекательной интеллектуальной игре - викторине «Вопрос на засыпку»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторский конспект игры- викторины по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе"Путешествие в сказочный лес" с использованием мультимедиапрезентации воспитателя МБДОУ ЦРР №5 Мельниковой Л.И.

Авторский конспект  игры- викторины по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе"Путешествие в сказочный лес" с использованием мультимедиапрезентации воспитателя МБДОУ ЦРР №5 Ме...

КОНСПЕКТ Организации интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию с национально-региональным компонентом с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Малая Родина»

Организации интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию с национально-региональным компонентом  с детьми подготовительной к школе группы ...

Познавательный опытно-экспериментальный групповой проект «Вода - волшебница»

Этот проект позволит дошкольникам познакомитьчся со свойствами воды....

Опытно – экспериментальная работа с водой «Волшебница вода»

Опытно – экспериментальная работа с водой  для дошкольников «Волшебница вода» Цели и задачи:показать важное свойство воды — давать жизнь живому.показать свойство окра...

Игра-викторина «Звездный час. Для детей подготовительной к школе групп.

Цели и задачи:Продолжать формировать учебную мотивацию, готовность и способность принять позицию ученика, положительное отношение к школе;способствовать развитию познавательных процессов, самостоятель...

Интеллектуальная игра-викторина «Что? Где? Когда?» в подготовительной к школе группе

Цель: формирование и закрепление элементарных математических представлений у детей подготовительной группы Задачи: Образовательные - Закрепить с детьми количественный и порядковый счет в пределах 20; ...