"Вежливым быть легко"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Бойко Марина Николаевна

Данное занятие представленно в виде увлекательного путешествия с выполнением интересных заданий , и может быть использовано для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vezhlivym_byt_legko.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

                    «Вежливым быть легко»

                                   Конспект занятия для детей старшей группы

                                       по разделу нравственное воспитание.

Задачи:                                                                                                                                      Формировать у детей  представления о нормах и правилах культурного поведения в быту, в различных жизненных ситуациях, в общественных местах.                                           Развивать у детей навыки общения с окружающими их людьми, упражнять в использовании вежливых слов.                                                                                           Совершенствовать  культуру диалогической речи: выслушивать собеседника,  отвечать на вопросы  полными предложениями и фразами;

Словарная работа:                                                                                                         Активизация словаря: спасибо, пожалуйста, добрый день, утро, вечер, ночь; доброй ночи, приятного аппетита., здравствуйте, извините.                                                                Обогащение словаря: будьте добры.

Оборудование: музыкальное сопровождение; сюжетные картинки о правилах столового этикета, книги (К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», В. Осеева «Волшебное слово»), презентации и отрывки мультфильмов.

                                                       Ход занятия.

Ребята сегодня мы с вами поговорим о вежливости и проверим, насколько вы вежливы и воспитаны. Вас ожидают различные задания, с которыми, я думаю, вы без труда справитесь.  Усаживайтесь поудобнее, закрывайте глаза и представьте, что отправляемся в путешествие по маршруту Детский сад – страна «Задания «Как стать вежливым». (Звучит музыка)   - А вот и наша первая остановка.

  1. Остановка «Добрые слова».                                           

Речевое упражнение «Закончить фразу.»

- Как вы думаете, зачем люди произносят вежливые слова?

- В каких случаях говорят вежливые слова?  - Какие вежливые слова вы знаете?

Растает даже ледяная глыба от слова теплого…. спасибо!

Зазеленеет старый пень, когда услышит: ……Добрый день!

Когда нас бранят за шалости, Говорим: …..Прости, пожалуйста!

И во Франции, и в Дании На прощанье говорят ……до свидания!

  Загадки

Встретив зайку, ёж-сосед                                  К Осьминожке Камбала

Говорит ему: «… » (Привет)                             В понедельник заплыла,

А его сосед ушастый                                         А во вторник на прощанье

Отвечает: «Ёжик, … » (Здравствуй)                Ей сказала … (До свиданья)

Неуклюжий песик Костик                                Трясогузка с бережка

Мышке наступил на хвостик.                           Уронила червячка,

Поругались бы они,                                           И за угощенье рыба

Но сказал он «… » (Извини)                             Ей пробулькала …. (спасибо)

Говорит Лиса Матрёна:                                    Из болота крокодил

«Отдавай мне сыр, ворона!                              Дольше всех не выходил.

Сыр большой, а ты мала!                                 Члены жабьего совета

Всем скажу, что не дала! »                               Дали приз ему за это -

Ты, Лиса, не жалуйся,                                       Наградили попугаем

А скажи: «… » (Пожалуйста)                           И кричали …. (поздравляем)

Бык ромашек накосил                                       Олениху в два часа

И барана пригласил.                                          Навестить  пришла лиса.

Тот один съел угощенье,                                  Оленята и олень

Но сказал: «… » (Прошу прощенья)               Ей сказали ….. ( Добрый день)

На закате мотылёк                                             Катя пупсика Игнатку

Залетел на огонек.                                             Уложила спать в кроватку.

Мы, конечно, рады встрече.                            Больше он играть не хочет,

Скажем гостю: «… » (Добрый вечер)            Говорит …. (Спокойной ночи)

Девочка Рита возле дорожки

Стол накрывает собаке и кошке.

Плошки расставив, скажет им Рита

«Ешьте! Приятного вам … » (аппетита)

- А что нужно сказать незнакомому человеку, если захотите что то узнать? (Будьте добры, скажите, пожалуйста …..)    Сможет ли после таких слов этот человек вам не ответить? Конечно, он вам ответит, потому, что ему будет очень приятно беседовать с таким вежливым человеком.

Задание  «Правила поведения»

- Знакомо ли вам это слово «Правило» и где вы его встречали.

- правильно вы встречали слово «Правило», правила дорожного движения, правила игры.

-Что было бы, если бы правил не существовало?

Правила существуют и в общении людей. Придерживаясь правил общения, люди лучше понимают друг друга. Вот послушайте рассказ одного мальчика который не умеет умеет правильно общаться со своими близкими:

Я не знаю, как мне быть -Начал старшим я грубить.

Скажет папа: - Дверь открыта! Притвори её, герой! -Я ему в ответ сердито

Отвечаю: -Сам закрой!

За обедом скажет мама:- Хлеб, лапуся, передай! -Я в ответ шепчу упрямо:

- Не могу, сама подай!

Очень бабушку люблю, всё равно — и ей грублю. Очень деда обожаю,

Но и деду возражаю... Я не знаю, как мне быть -Начал старшим я грубить. А они ко мне:

- Голубчик, Ешь скорее! Стынет супчик!.. — А они ко мне:

- Сыночек, Положить ещё кусочек? — А они ко мне:- Внучок, Ляг, лапуся, на бочок!..

- Как вы оцениваете поведение мальчика?

-Что бы вы могли ему посоветовать?

-Как бы вы повели себя в этой ситуации?

-Ребята вы смотрели мультфильм «Винни Пух в гостях у Кролика».

Можно посмотреть фрагмент мультфильма. Краткое описание сюжета:

Винни Пух с Пятачком стучатся в дом к кролику. Кролика озадачило посещение гостей, так как он не был готов к приему. Однако он приглашает незваных гостей в дом, усаживает за стол и подает угощения. После того как гости отведали угощения, побеседовали, кролик из вежливости спрашивает, не торопятся ли гости по делам? Винни Пух отвечает, что они вовсе не торопятся и готовы полакомиться еще чем-нибудь вкусненьким. В результате гости съели все запасы кролика.

- Можно ли назвать поведение Винни Пуха и Пятачка вежливым?  Почему?

-А Кролика? Почему?

В каких сказках мы с вами встречаемся с героями, которые учатся вежливости? («Волшебное слово» В. Осеевой. «Федорино горе» К. Чуковский «Слоненок» Киплинга и др.)

А теперь закрываем глаза и едем дальше.

                                           2.Остановка «Верные друзья».

- А живет здесь герой знакомого вам мультфильма. Отгадайте, кто это? (МУЗЫКА) Он самый добрый. Его любимая фраза: «Ребята, давайте жить дружно! » (ответы детей)

- А как вы считаете, можно ли назвать кота Леопольда Вежливым? Почему?

- Кто из вас помнит, что случилось  с ним, когда он принял «Озверин», лекарство которое ему доктор прописал, от доброты? А самому Леопольду понравилось быть злым?

- А что можно сказать о мышатах? Они были злобными, грубыми, жестокими и поэтому Леопольд всегда выходил победителем из всех приключений.

- Леопольд очень добрый кот. Он всегда говорит о том, что мальчики и девочки должны быть хорошими, верными друзьями. А друзей, как мы уже знаем, нужно беречь. Нужно заботиться о них. Нужно вести себя с ними воспитанно и вежливо.

А для того, чтобы у Вас было много друзей, помните несколько советов кота Леопольда:

- Никогда не груби своим товарищам.

- Не называй обидными словами.

- Не давай прозвищ.

- Не толкайся и не дерись.

 Сценка: «Мальчик оказывает любезные знаки внимания девочке».

Для этого распределим роли.      (Дети обыгрывают ситуации).

- Мальчик подходит вместе с девочкой к двери. Пропускает ее вперед.

- Мальчик уступает в автобусе место девочке.

- Мальчик помогает девочке нести тяжелые предметы.

- Мальчик делает комплимент девочке.

- Мальчик знакомится с девочкой.

Девочки должны уметь принять эти услуги и поблагодарить за них, или вежливо отказаться, сказав спасибо.

Я думаю, в нашей группе все дети будут дружить и никогда не ссориться.

 Игра: «Веселые детки».

Я буду называть вам ситуации, а вы молча показывать красный или зелёный кружок. Красный означает, что вы не согласны с моим утверждением, а зелёный – что вы согласны с ним.

Никогда не делись игрушкой с другом.

Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается.

Не старайся всегда быть первым.

Злись и завидуй, когда проигрываешь.

Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно.

Никогда не уступай, спорь по пустякам.

Зазнавайся, если что-то умеешь делать лучше других.

Умей принять помощь, совет и замечание друга.

Если друг попал в беду, не помогай ему.

Решай споры словами, а не кулаками.

А для того, чтобы у Вас было много друзей, помните  советы кота Леопольда.

Физкультминутка «Быстро встаньте».

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Ну что, едем дальше?

                                         3.Остановка «Хорошие поступки».

- Что такое быть добрым?      Доброта – вещь удивительная.

Быть легче добрым или злым?   Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит отдавать   тепло свое другим.

Быть добрым – значит понимать    и близких и чужих

И радости порой не знать,   заботясь о других.

Конечно, доброму трудней,  и все же посмотри:

Как много у него друзей!    А злой всегда – один…

Задание «Опиши поступок». Перед вами картинки с изображениями хороших и плохих поступков. Дети рассматривают картинки, обсуждают их содержание.

- Какие хорошие поступки вы совершали?

Выслушиваются рассказы детей.

Игра «Ласковые слова для друга».

 Дети делятся на команды ( или команды мальчиков и девочек) по очереди называют по одному слову: вежливые и ласковые  слова. За каждое слово получают флажок.

Вот и закончилось наше путешествие. Надеюсь вы поняли, что для того, чтобы вас все любили и у вас всегда было много друзей, вы должны быть добрыми, вежливыми, отзывчивыми людьми. И конечно на забывать, что добрые слова называют волшебными. Почему? На добрую вежливую просьбу невозможно отказать.

Не забывайте, ребята, использовать «волшебные слова» в своей речи. И что бы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Вас окружают ваши близкие, ваши товарищи. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно в этом и состоит настоящая вежливость.

Ребята, хочу напомнить вам, чтобы вы не забывали про улыбку. Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Улыбка длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда. Улыбайтесь друг другу чаще!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по нравственному воспитанию детей второй младшей группы"Добрым быть легко"

Материал о том,как углубить представления детей о доброте,совершенствовать коммуникативные навыки,добиваться доброжелательной интонации речи....

Социально - значимый проект "Здоровым быть легко!"

Социально – значимый проект, направленный на формирование у детей старшей группы и их родителей мотивации навыков здорового образа жизни, через традиции и ценности  культуры в области здоро...

Здоровым быть легко

консультации для родителей...

проект "Здоровым быть легко"

Формирование привычки к здоровому образу жизни...

Проект "Здоровым быть легко" вторая младшая группа

Паспорт проекта на тему:«Здоровым быть легко» Ф.И.О. автораЯнкевич Ирина Николаевна, воспитательназвание учебного заведениямуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреж...

Краткосрочный проект "Здоровым быть легко!" в первой младшей группе

Воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие здорового образа жизни. На сегодняшний день остро стоит проблема сохранения и укрепления здоровья детей, так как уровень состояния физического и пс...

Социальный проект «Здоровым быть легко»

Паспорт проекта на тему:«Здоровым быть легко» Ф.И.О. автораЯнкевич Ирина Николаевна, воспитательназвание учебного заведениямуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреж...