Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Язык игры, язык дружбы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Галеева Вазифа Абдулхаковна

  В рамках проекта по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры народов России мной было проведено интегрированное занятие по познавательному развитию в подготовительной группе "Язык игры,язык дружбы"

Цель : Становление толерантного отношения к собственной культуре и культуре других народов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС НОО, утвержденном Министерством образования и науки РФ, нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения выступают в качестве первоначальных задач системы образования.

Я считаю, что педагог обязан создать такие условия реализации программы, которые обеспечивают полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Этим обосновывается выбор темы представленного занятия.

   Значение взаимоотношений с окружающим в жизни человека огромно. Поэтому, начиная с дошкольного возраста, необходимо целенаправленно учить детей соотносить свои действия с действиями других людей, умение дружить в группе со всеми детьми, не выделяя их национальные признаки. Расширять представления детей о нашей Родине, о ее месте на планете Земля о том, как много государств ее окружают, и какое огромное значение для нашей Родины имеет слова «Дружба» и «Мир», как важно сохранить дружбу с людьми других национальностей, проживающих в России. И с этой целью необходимо вызвать интерес детей к жанрам устного народного творчества через пословицы, поговорки, считалки, потешки, загадки, сказки; познакомить детей с историей, традициями, национальными играми народов России.

Поэтому в рамках проекта по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры народов России, с помощью народных игр мной было проведено интегрированное занятие по познавательному развитию «Язык игры, язык дружбы»

Цель: Становление толерантного отношения к собственной национальной культуре и культуре других народов.

Задачи:

  1. Формировать первоначальные представления о людях разных национальностей, населяющих Россию, их равноправии.
  2. Стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории и культуры своей страны.
  3. Формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности.
  4.  Воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к людям разных национальностей, живущих в нашей стране, приобщать детей к истокам народного творчества.

  Целевые ориентиры: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.

Ребенок проявляет любознательность, обладает начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором он живет.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Радуга» муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области

694620 Россия г. Холмск, ул. Школьная, д. 52, тел.: 2-00-91

      Конспект интегрированного занятия

         по познавательному развитию

            в подготовительной группе

                  Тема: «Язык игры, язык дружбы»

                   

        Воспитатель первой квалификационной

          категории: Галеева Вазифа Абдулхаковна

                                             

                          Конспект НОД  в подготовительной группе

                                 «Язык игры, язык дружбы»

Цель: Становление толерантного отношения к собственной национальной культуре и культуре других народов.

Задачи:

  1. Формировать первоначальные представления о людях разных национальностей, населяющих Россию, их равноправии.
  2. Стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории и культуры своей страны.
  3. Формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности.
  4.  Воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к людям разных национальностей, живущих в нашей стране, приобщать детей к истокам народного творчества.

 Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

«Речевое развитие»:

-Учить владеть речью как средством общения и культуры.

-Обогащать активный словарь, через подбор родственных слов к словам: дружба, мир,     Родина,национальность,россияне

Развивать связную речь.

«Социально-коммуникативное развитие»:

- Развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми.

- Формировать самостоятельность, эмоциональную отзывчивость и сопереживание.

- Воспитывать умение работать в группе, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.

«Физическое развитие»:

- Приобщить детей к разнообразию подвижных игр с правилами.

- Развивать внимание и быстроту реакции.

«Художественно-эстетическое развитие»:

- Развивать творческие способности детей.

- Развивать интерес к народному творчеству.

Предварительная работа:

Познавательная деятельность:

  • беседа – путешествие по карте России;
  • рассматривание альбомов “Культура народов России”.

Речевая деятельность:

  • разучивание пословиц и поговорок разных народов России;
  • чтение сказок разных народов России.

Изобразительная деятельность:

  • рисование элементов традиционного костюма, орнаментов разных народов России;
  • аппликация “Волшебные узоры”.

Музыкальная деятельность:

  • слушание народной музыки, песен народов России, других стран;
  • разучивание народных танцев, хороводов.

Игровая деятельность:

  • дидактические игры: “Одень куклу в национальный костюм”, “Собери пейзаж”, “Четвертый лишний”.
  • подвижные игры разных народов: башкирские народные игры (“Юрта”, “Липкие пеньки”), татарские народные игры (“Скок-перескок”, “Лиса и курочки”), русские народные игры (“Гори, гори ясно”, “Плетень”, “Лапоть”, “Дрема”).

Материал к занятию: географическая карта России, настольно-печатные игры (“Одень куклу в национальный костюм”, “Собери пейзаж”, “Четвертый лишний”), иллюстрация с изображением пограничника, аудиозаписи песен о России (“У моей России…”, муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой, “Гляжу в озера синие…” на слова И. Шаферана), слайды с изображением природы России для демонстрации через медиапроектор.

Ход НОД

1.Орг.момент

Воспитатель: Ребята, в наш детский сад пришло письмо от детей, которые живут в соседней стране из Белоруссии. Эти дети, так же, как и вы, ходят в подготовительную группу детского сада и очень скоро пойдут в школу. В школе, в которую они пойдут, будут учиться не только белорусские дети, но и дети других национальностей, в том числе и русские. Белорусские дети очень хотят с ними подружиться и поэтому хотели бы узнать, как можно больше о России, узнать, как живут люди в России, какие у нас красивые города и села, какая у нас природа. Кто- то этим детям рассказал, что вы так много знаете о России, о людях, которые живут на ее территории, у вас в группе есть много альбомов с картинками о природе, о том, как живут люди в России, вы знаете много национальных игр. Белорусские дети просят вас рассказать им в письме о нашей стране. Расскажем детям о России?

2.В.: Ребята, послушайте замечательное стихотворение о России:

Я скажу “Россия”,
В этом слове синем
Шум ветров, шорох трав,
Шелест рощиц и дубрав,
В этом слове блещут росы,
Скрип снегов, метель, морозы,
В этом слове голос мамы,
Соловьиных трелей гаммы,
В нем я слышу смех друзей,
В нем улыбки теплых дней,
Это слово навсегда
Полюбил всем сердцем я.
                     М. Новикова

В.: Покажите на карте нашу большую Родину.

Россия – большая страна. Она занимает большую территорию.

В.: Ребята, какие цвета преобладают на карте нашей Родины? (Примерные ответы детей: зеленый, синий). Что означают эти цвета? (Примерные ответы детей: зеленый цвет – это леса, синий – реки, моря и озера.)

В России есть реки, моря и озера, горы и степи, леса и тундра.

В.: Предлагаю вам поиграть в игру, во время которой вы вспомните о том, что в России природа очень богатая и красивая.

3.Настольно-печатная игра “Собери пейзаж” (разрезные картинки или пазлы). Дети делятся на подгруппы. Каждая группа собирает совместно картинку с изображением пейзажа в разное время года.

В.: Много песен придумано о России. Послушайте одну из них. Звучит аудиозапись песни “Гляжу в озера синие…” на фоне демонстрации иллюстраций с изображением природы в разное время года через медиапроектор. (слайды)

В.: Предлагаю поиграть еще в одну игру, которая напомнит вам о том, что природа в России отличается от природы других стран.

4. Д/игра “Четвертый лишний”.

На медиапроекторе появляется карта с четырьмя картинками, на которых изображены (деревья, животные, пейзаж). Одна из четырех картинок не относится к природе России. Дети должны сказать, что лишнее и ответить, почему они так решили.

В.: Вот и поиграли мы с вами в игры, которые напомнили вам о том, что природа России очень богатая и ценная. Люди берегут ее, заботятся о ней.

-- Воспитатель обращает внимание детей на карту России: “Ребята, а как узнать, где кончается территория России?” (Примерные ответы детей: по границе.) Правильно, Россия со всех сторон ограждена границей (воспитатель проводит указкой по линии границы на карте).

-Кто охраняет границу? (Примерные ответы детей: пограничники.) Верно, границу России охраняют воины – пограничники (показывает иллюстрацию с изображением пограничника). Армией своей Россия славилась всегда. Россияне очень любят свою страну и всегда ее защищают.

В: Как в любом другом государстве в России есть земля, на которой она расположена; граница, которая показывает, где кончается ее территория; армия, которая охраняет эту границу; люди которые на ней живут.

В: Как называются люди, которые живут на территории России? (Примерные ответы детей: россияне.)

Люди, которые живут на территории России, называются россиянами независимо от их национальности.

В: Ребята, люди каких национальностей живут в России? (Примерные ответы детей: русские, татары, башкиры, удмурты, чуваши.)

На территории России в городах и селах, кишлаках и аулах живет много людей разных национальностей – русские, башкиры, удмурты, татары, чуваши, чукчи, карелы, буряты, евреи и многие др.

Люди, проживающие на одной территории, должны друг друга уважать и быть, как братья, вот совсем как пальчики вашей руки в интересной игре “Братцы”, в которую мы с вами сейчас поиграем. Представьте, что каждый палец на руке означает людей разных национальностей, например: большой палец – башкиры, указательный – русские, средний палец – татары, безымянный – удмурты, мизинец – коми – пермяки.

5.Пальчиковая игра “Братцы”. 

Засиделись в избушке братцы, (мизинец в сторону (в плоскости ладони)),
Захотел меньшой прогуляться (мизинец покачивается и возвращается в и.п.)
Да скучно ему гулять одному,
Зовет он братца вдвоем прогуляться (мизинец и безымянный – в сторону, затем в и. п.).
Да скучно им гулять вдвоем,
Зовут братца втроем прогуляться (отвести вбок три прижатых друг к другу пальца).
Грустно старшим сидеть в избе (большой и указательный пальцы соединяются подушечками 4 раза),
Зовут они братцев домой к себе (все пальцы соединяются в “щепоть”).

В.: Ребята, как вы думаете, что сильнее: один палец или пальцы, собранные вместе. (Примерные ответы детей: когда пальцы вместе.) Вот так и с людьми разных национальностей, проживающих на территории России: чем крепче дружба людей, тем они сильнее.

В.: Предлагаю поиграть в игру, которая напомнит вам об особенностях национальной одежды народов России.

6.Настольно– печатная игра “Одень куклу в национальный костюм”

 (с бумажными куклами). Дети делятся на микрогруппы, одевают кукол в национальную одежду (русскую, татарскую, удмуртскую). После выполнения задания дети рассказывают об основных особенностях, элементах, орнаментах национальной одежды своих кукол.

В.: Ребята, у каждого народа, проживающего на территории России, есть не только национальная одежда, но и любимые игры.

Какие любимые игры русских людей вы знаете? (Примерные ответы детей: “Лапоть”, “Горелки”, “Ручеек”, “Лапта”, “ Арам шим-шим”, “Плетень”). По предложению воспитателя дети играют в игру “Плетень”.

7.Русская народная игра “Плетень”.

Дети строятся в две шеренги напротив друг друга, сцепив руки в положении крест – накрест. По сигналу первая шеренга идет на встречу второй шеренге, которая стоит на месте, и кланяется ей. Затем отходит на первоначальные позиции. То же делает вторая шеренга. По сигналу дети начинают хаотично передвигаться по площадке, а затем приседают. Говорят слова:

Есть старинная игра,
Называется “Плетень”,
Нам в нее играть охота,
Нам в нее играть не лень.
Раз плетень, два плетень,
Спрячемся от солнца в тень.
Посидим, отдохнем
И опять играть начнем.

С окончанием слов дети должны построиться в шеренги.

Правила игры: выигрывает та команда, которая быстро и правильно построится.

В.: Ребята, а какие игры других народов вы знаете? (Примерные ответы детей: башкирская игра “Юрта”, татарская игра “Тюбетейка”.) По предложению воспитателя дети играют в башкирскую народную игру “Юрта”.

(Звучит башкирская музыка)

Подгруппы детей по четыре человека образуют круг около свернутого платка, который лежит на стуле. Взявшись за руки, дети идут кругами переменным шагом под национальную музыку. Музыка заканчивается, и дети должны развернуть платки. За четыре конца поднять его высоко над головой. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

Молодцы, какие красивые юрты у вас получились!

В.: Все люди, которые живут на территории России, имеют равные права, свои традиции, свою культуру, которую нужно ценить и уважать.

Россия – очень сильная, культурная страна, ее знают во всем мире.

8.Рефлексия

-- Ребята, все ваши рассказы я запишу, и мы их отправим в письме детям, которые живут в Белоруссии. Что еще можно отправить им из того, что поможет им лучше узнать о России. (Примерные ответы детей: картинки о природе, игру “Одень куклу в национальный костюм”, описание любимых игр разных народов, стихи, песни о России.)

Молодцы, ребята, как вы все хорошо придумали! Думаю, что белорусские дети обрадуются, когда получат наше письмо.

А наше занятие я хотела бы закончить песней о нашей Родине.

(Звучит аудиозапись песни “Моя Россия” (муз. Г. Струве, слова Н. Соловьевой))


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного НОД (познавательное развитие с физическим воспитанием) для детей старшей группы «Путешествие за здоровьем».

Занятие разработано для старшей возрастной группы детского сада. Занятие интегрированное по следующим образовательным областям- познавательное развитие и физическое воспитание. Здесь решаются вопросы ...

Конспект интегрированного НОД (познавательное развитие с физическим воспитанием) для детей подготовительной группы группы «Знай свое тело».

Интегрированное НОД разработано для дошкольников подготовительной группы в соответствии с требованиями ФГОС. В НОД реализуются задачи по "Познавательному развитию" и "Физическому воспитанию"....

Конспект интегрированного занятияпо речевому развитию "В гости к весенней березке"

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в подготовительной компенсирующей группе.Компоненты интеграции: речевое развитие, музыкальная деятельность, трудовая деятельность.Занятие содержи...