Конспект НОД по ФЦКМ в подготовительной к школе группе Тема: «Перелетные птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Курносова Любовь Вадимовна

                    Цель:

  • Обобщение имеющихся у детей знаний о перелётных птицах: продолжить знакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют, дать определение словам «насекомоядные», «водоплавающие».
  • Развивать активный и пассивный словарь детей.
  • Совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt-pereletnye_ptitsy.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ФЦКМ в подготовительной к школе группе

Тема: «Перелетные птицы»

Цель:

  • Обобщение имеющихся у детей знаний о перелётных птицах: продолжить знакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют, дать определение словам «насекомоядные», «водоплавающие».
  • Развивать активный и пассивный словарь детей.
  • Совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы.

Образовательная область:

— познавательное развитие;

— социально-коммуникативное развитие;

— речевое развитие.

Задачи:

1. Обучающие:

— Расширить знания детей о птицах.

— Закрепить знания о перелетных птицах.

— Закрепить обобщающие понятия.

— Обучать развернутому высказыванию.

— Расширить представление детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни.

2. Развивающие:

Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.

3. Воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности. Воспитание бережного отношения к природе.

Методы и приемы:

Практические - игра, игровая ситуация.

Наглядные – рассматривание, прослушивание.

Словесные - художественное слово, вопросы.

Словарь:

Активизировать в речи детей следующие слова: перелет - стаей, вереницей, поодиночке, клином; насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий.

Предварительная работа:

  • Наблюдение за птицами во время прогулки;
  • чтение стихов, рассказов о птицах (В. Бианки «Кто чем поёт? », «Хитрый лис и умная уточка», русская народная сказка «Лиса и журавль», Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая шейка» и др.
  • Рассматривание иллюстраций с различными видами птиц, предметных картинок с изображением различных видов птиц.

Оборудование:

— плакат с изображением природы, перелетных птиц,

-  схема для составления описательного рассказа о перелётных птицах:

- предметные картинки, карточки с изображением перелетных и зимующих птиц,

- игрушка – зайка (листопадничек).

Ход:

1. Организационный момент. Развитие мимической моторики. Упражнение «Осень»

Воспитатель: Дети! Посмотрите, к нам сегодня пришел в гости обитатель леса – маленький зайчонок – листопадничек. (При необходимости напомнить сказку И. Соколова – Микитова «Листопадничек»), чтобы немного поиграть и узнать что-нибудь новое и  интересное. Какое сейчас время года? (осень). Правильно, давайте немного поиграем с вами.

-Осенью часто идёт дождь. Нам это не нравится – нахмурим брови. Но иногда солнышко всё же выглядывает из-за туч – улыбнёмся солнышку. Вот оно посветило нам в правый глаз – зажмурим его, теперь в левый – зажмурим его.

- А сейчас выполним все движения поочерёдно: нахмурим брови, улыбнёмся, зажмурим сначала правый глаз, затем – левый.

2. - Ребята, а какие приметы осени вы знаете (перечисляют). Правильно, вы заметили, что одна из примет осени – отлет перелетных птиц в теплые края.

- Вот зайчику очень интересно, а  почему птицы улетают? (становится холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений, скоро замерзнут водоемы, птицам будет трудно добывать корм).

3. - Давайте вместе вспомним названия перелетных птиц (грачи, скворцы, ласточки, стрижи, журавли, дикие гуси, утки, лебеди и др.) и разделим их на слоги (хлопками).

4. Игра с мячом «У кого кто?» (воспитатель бросает ребенку мяч и называет взрослую птицу, ребенок обратно – как называются ее птенцы)

У скворца – скворчата, у аиста – аистята, у журавля – журавлята, у грача – грачата, у утки – утята, у гуся – гусята и т.д.

5. -Я уверена, ребята, что вы много знаете о перелётных птицах. Давайте расскажем нашему гостю - листопадничку о них. А чтобы вам было легче, я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте на них полными предложениями. (Вспомнить и обобщить имеющиеся у детей знания о перелётных птицах, при необходимости еще раз повторить материал; развитие логического мышления и связной речи, активизация предметного и глагольного словаря по теме).

• Почему перелётные птицы улетают на юг? (становится холодно и им нечего есть)

• Какие птицы улетают первыми? (те, которые питаются насекомыми, т. е. насекомоядные: скворцы, соловьи, ласточки)

• Какие птицы улетают последними? (водоплавающие, т. е. лебеди, гуси, утки, т. к. водоёмы долго не замерзают)

• Как улетают журавли? (клином)

• Как улетают гуси, утки? (вереницей)

• Как улетают ласточки, скворцы, грачи? (стаей)

• А какие птицы улетают поодиночке? (кукушки)

• Что перелётные птицы делали весной? (вили гнёзда, выводили птенцов)

• Что перелётные птицы делали летом? (растили птенцов, добывали им пищу, учили летать)

• С кем улетают журавли? (с журавлятами). Грачи? Гуси? Утки? Скворцы? Лебеди? Кукушки?

-Молодцы! Теперь наш малыш многое узнал о перелётных птицах.

6. -Наш малыш немного устал. Покажем ему, как мы умеем двигаться (физминутка).

Осень-непогодушка (подняли руки вверх,

Тополь пожелтел (наклоны туловища влево-вправо) .

Вдруг на ветке скворушка (руки в стороны)

Песенку запел (повороты туловища влево-вправо) .

Ветка чуть качается (руки вперёд,

Дождик не кончается (наклоны вперёд-назад) .

С нами старый скворушка

До весны прощается (приседания) .

7. А теперь давайте поиграем в загадки (по желанию – можно выучить наизусть)

Вдоль по берегу гуляет.

На лягушек нападает.

На носу повисла капля,

 А зовется птица…(Цапля)

Клином выстроились птицы,

Им на месте не сидится.

Закурлыкали вдали,

Чудо-птицы - .. (Журавли)

Птица белая как снег.

Птица, что красивей всех,

Выгибает грозно шею.

Назови ее скорее!(Лебедь)

Он гогочет и шипит,

Он имеет грозный вид.

На широких красных лапах.

Для гусят он просто папа (Гусь).

На шесте весёлый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поёт отец –

Он и лётчик, и певец. /Скворец/

Нос у него белый.

Сам он чёрный, очень проворный,

Друг садов и полей,

Поедает червей. /Грач/

Никогда не строит для себя гнезда.

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. /Кукушка/

Молодцы, ребята, хорошо загадки отгадываете!

8. - Я думаю, что сегодня наш малыш – зайка – листопадничек узнал очень много нового и интересного. Сейчас побежит в лес и расскажет своим братишкам – зайчишкам о перелётных птицах. Как вы думаете, ему у нас понравилось? Мне тоже кажется, что он захочет к нам ещё раз прийти. Давайте попрощаемся с ним и пригласим его к нам снова. (Дети прощаются с малышом и приглашают его в гости).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная образовательная деятельность по ФЦКМ в подготовительной к школе группе "Перелетные птицы"

Программное содержаниеРасширить активный словарь детей по теме «Перелётные птицы»;Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, фонематическое восприятие, диалогическую речь, слуховое и зрительн...

Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Перелетные птицы»

Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Перелетные птицы»...

Конспект занятия по ФЦКМ в средней группе на тему "Перелетные птицы"

Формирование целостно картины мира в средней группе на тему "Перелетные птицы"....

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Перелетные птицы. Весна"

Тема: «Перелетные птицы. Весна»Задачи:Закреплять представления детей о перелетных птицах.Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.Систем...

конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе "Перелетные птицы"

Расширить знания детей о перелетных птицах: их внешнем виде, образе жизни; формировать умения классифицировать птиц в зависимости от типа питания, совершенствовать умение различать и называть перелетн...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Перелетные птицы»

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Перелетные птицы»Цель: расширять представления детей о перелетных птицах, их внешнем виде, жизни в весенний период;Задачи: Расширен...