НОД "Загадочный мир стекла"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Землякова Людмила Владимировна

Дать детям представление о стекле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_steklo.docx27.82 КБ

Предварительный просмотр:

НОД  в средней группе  «Загадочный мир стекла».

Вид НОД: познавательно-исследовательская деятельность

Цель:

Дать детям представление о стекле.

Задачи.

Обучающие задачи:

Уточнить и расширить представление детей о свойствах стекла, как рукотворном материале.

Познакомить с историей происхождения стекла, опытным путем определить качество стекла.

 Развивающие задачи:

Содействовать развитию познавательных процессов.

Развивать наблюдательность,  интерес к опытно-исследовательской деятельности.

Развивать речь детей, пополнять словарный запас.

Воспитательные задачи:

Формировать правила обращения со стеклянными предметами на основе полученных представлений.

Воспитывать бережное отношение к результатам труда.

Оборудование:

проектор, ноутбук, мультимедийная презентация, предметы из стекла: ваза, стаканы, тарелка, баночки, аквариум, стеклянные шарики, очки, стеклянные сувениры; костер, пеньки, гуашь, кисточки, палочки, вода, столы, стулья.

Этап  занятия

Содержание

Деятельность

детей

Деятельность

воспитателя

Примечание

1.Организационно – мотивационный

момент

1.1.Организационный момент

1.2.Работа с наглядным материалом, выполнение заданий

1.3. Рассказ воспитателя

Воспитатель обращается к детям:

- Ребята сегодня к нам пришли гости.  Давайте поздороваемся.

Слайд 1.Входящий звонок. Слайд 2.

Незнайка: Здравствуйте, ребята! У меня очень интересная и игра,  которая называется

«Рукотворный мир человека и мир природы». Только вот все картинки у меня случайно перепутались.  Помогите  правильно определить картинки, относящиеся к  знаку «человек» и «природа»?

Воспитатель: Мы с удовольствием  тебе поможем.  Правда,  ребята?

Воспитатель: Девочки называют  картинки с предметами,  которые сделал человек (значок «Человек»), а мальчики картинки, которые относятся к миру природы (значок «Природа»).

Незнайка: Какие вы молодцы! Все картинки правильно разделили. Спасибо!

Воспитатель: Ребята,   а у меня что в руке?

-Правильно, это стекло. Как вы думаете, к какому значку его  можно отнести? Слайд 3. (Человек. Природа.)

Воспитатель: -Конечно, же, стекло придумал человек.  А вы хотите узнать о свойствах стекла?  Тогда я приглашаю вас в загадочный мир стекла. Пойдемте со мной. Слайд 4.

-Были времена - когда человек не знал, что такое стекло. Когда-то, давным-давно мореплаватели Слайд 5. пристали к одному песчаному берегу и решили развести костёр, чтобы согреться и приготовить пищу. Обычно, они обкладывали костёр камнями, чтобы он дольше горел, но камней поблизости не было и тогда они обложили костёр камнями из соды и мела, которые у них были на корабле. А когда утром проснулись, то увидели на песке между камнями соды и мела блестящие камушки-капельки. Так впервые люди получили стекло. Подойдите, поднимите камни?

-Какие они?

-Как они образовались?

-В настоящее время стекло изготавливают вот так. Посмотрите. Слайд 6.

Приветствуют гостей.

 Слушают воспитателя, здороваются c Незнайкой,

Предполагаемый ответ: да.

Играют в игру.

Предполагаемый ответ:

стекло.

Предполагаемый ответ:

его делает человек.

Подходят костру, присаживаются  возле кострища на пенёчки. Слушают.

Дети находят блестящие стеклянные капельки и рассматривают их.

Предполагаемые ответы:

красивые, гладкие, блестящие; из мела и соды.

Смотрят видео фильм.

Организует детей.

Обыгрывает

 ситуацию,

мотивирует детей

на дальнейшую деятельность.

Объясняет задание.

Показывает

стекло.

Ведет детей к костру. Рассказывает

легенду.

Задает наводящие вопросы.

Показывает  видео фильм «Как изготавливают стекло?».

Выход на середину зала

Видео звонок,

игра «Рукотвор

ный мир человека и мир природы»

2.Основная часть

2.1. Беседа.

2.2 Физкультминутка «Стеклодувы»

2.3. Практическая деятельность.

2.3.1

Рассматривание

выставки.  

2.3.2. Проведение исследований.

Опыт 1

Опыт 2

Опыт 3

Опыт 4

Опыт 5

Опыт 6

Опыт 7

Опыт 8

2.3.4. Рефлексия.

Воспитатель: Люди, которые делали стеклянные предметы, назывались стеклодувы. Слайд 7.

 А знаете почему? Потому, что стеклодувы путем выдувания горячей стеклянной массы создают  разнообразные предметы. Давайте посмотрим, на работу стеклодува? Слайд 8. 

-Ребята, а вы хотели бы потрудиться стеклодувом? Попробуем!

Управляя раскалённой каплей,

Облачая в форму вещество,

Создавая лебедя иль цаплю,

Стеклодув в любое существо

Жизнь вдохнёт. И вот уже воркует (дети, изображают движения животных)

Пара сизокрылых голубей,

И кокетливо уже гарцует

Рыжий конь, и шустрый воробей

Червяка, схватив, вспорхнул на ветку,

А за ним охоту кот ведёт…

Стеклодув-он как кудесник редкий-

Хоть кого на свет произведёт. 

- Ребята посмотрите, на выставке представлены работы стеклодува, назовите их. А какие предметы из стекла вы знаете, только не повторяйтесь!? Как называются предметы сделанные из стекла? А почему на выставке нет игрушек из стекла? Молодцы!

- Ребята,  а какое оно стекло? Давайте его исследуем.

Проходите в лабораторию и садитесь  за столы. Прежде чем преступить к работе мы должны запомнить главное правило обращения со стеклом. Помоги нам Незнайка. Слайд 9.

Незнайка: Со стеклом будь осторожен -

Ведь оно разбиться может.

А разбилось – не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат-совок

И для мусора бачок-

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегут.

Воспитатель: Перед вами стаканы, сделанные из стекла Слайд 10. Потрогайте, какие они на ощупь? (по щелчку выставляется символ)

- Приложите стакан к щеке. Какой он. (по щелчку выставляется символ)

-Ребята, возьмите стакан в руку, сожмите его. Получается? Почему? Стекло какое мягкое ли твердое? (по щелчку выставляется символ)

 -Положите предметы в стакан. Вы их видите? Почему?

(по щелчку выставляется символ)

 - Что может произойти, если стеклянный предмет упадёт.

-  Значит стекло какое? (по щелчку выставляется символ)

Ребята, а вы знаете, что у стекла есть голос и оно может звучать. Постучите по стакану палочкой и послушайте, как он звучит. У теперь попробуем простучать знакомую мелодию.Какой голос у стекла?

- Значит какое стекло? 

(по щелчку выставляется символ)

- А сейчас предлагаю вам попробовать самим поиграть на бокалах, готовы? Подходите к музыкальному столу.

- На стеклянных бокалах играют музыканты-вертуозы, послушайте Тимофея Винковского (А. Вивальди «Времена года. Зима»). Слайд 11.

-  А теперь нас ждет творческая мастерская. Где мы будим рисовать ни на ватмане не на альбомных листах, а на стекле.

- Ребята вам понравилось путешествовать в мире стекла? Какое у вас настроение? Радостное или грустное? Если вам все нравится то нарисуйте солнышко, если вам трудно – облачко. Прислушались к своему настроению?

Предполагаемый ответ:

нет.

Смотрят видео фильм.

Предполагаемый ответ: да.

Выполняют физминутку.

Предполагаемый ответ:

аквариум, окна, очки и т.д.

Стеклянные.

Могут разбиться.

Дети рассаживаются за столы.

Слушают.

Предполагаемый ответ: Гладкие

Холодный .

Нет. Стекло твёрдое.

Да. Стекло прозрачное.

Стеклянный предмет разобьётся.

Хрупкое

Нет

Стучат, стучат под мелодию.

Звонкий.

Звонкое.

Подходят к столу.

Играют на бокалах.

Слушают игру на бокалах.

Переходят. Садятся за

столы.

Рисуют гуашью

Задает наводящие вопросы.

Показывает  видео фильм «Стеклодувы».

Показ и выполнение движений вместе с детьми.

Предлагает

рассмотреть

стеклянные

предметы. Задает

вопросы.

Активизирует

внимание на видео

Включает видео обращение Незнайки

Задает наводящие вопросы, обращает внимание на изображение картинок- схем.

Направляет деятельность

3.Заключительная часть. Итог.

- Наше путешествие в мир  стекла подошло к концу.

Что вы узнали о стекле? Оно какое, какие качества и свойства есть у стекла?

- Стекло это рукотворный мир человека или

 мир природы?

Слайд 12.

Незнайка: На память о стекле я вам хочу оставить вот этот предмет, его части сделан из стекла. Кто знает, что это?

 Кто знает, какое свойство у микроскопа? Вот вы и посмотрите. А мне пора, поспешу друзьям рассказать все

о стекле. До свидания ребята!

Предполагаемый ответ:

повторяют качества и

свойства стекла.

Микроскоп.

Микроскоп увеличивает предметы.

Прощаются с Незнайкой.

Стимулирует детей

Получает микроскоп

от Незнайки

Коробка с микроскопом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие на тему: "Свойства стекла"

Занятие проходило в группе, все материалы заранее подготовлены....

Витражное стекло

Роспись детей акриловыми красками по стеклу...

«Рисуем песком на стекле». Обучение технике рисования песком на стекле в совместной деятельности детей и взрослого

Детям очень полезно "общаться" с песком, как и любыми сыпучими материалами. Песочное изотворчество  это не только развлечение для ребенка, это  ещё развитие тактильных ощущений, мелкой мотор...

Конспект занятия по рисованию (нетрадиционное рисование на стекле) в подготовительной группе "А вот и чудо на стекле."

Нетрадиционное рисование на стекле с детьми старшего дошкольного возраста. Увлекательное творчество с помощью своих пальчиков и пальчиковых красок + стекло. И это все, что вам понадобится для создания...

Учебно-исследовательская и творческая работа. Направление: Прикладное искусство. Роспись по стеклу. Тема работы: «ПАЛИТРА НА СТЕКЛЕ»

Проектная деятельность в детском садуПроектная деятельность в ДОУ является одним из методов развивающего обучения и самообразования; направлена на выработку исследовательских умений (постановка п...

Мастер-класс по рисованию: гуашью на стекле "Волшебное стекло"

Введение:      В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения.      Ребят захватывает сам процесс р...

Эксперименты со стеклом. Свойства стекла.

Нам хотелось: больше узнать о свойстве стекла, так как оно играет важную роль в нашей жизни. Цель нашего исследования: доказать, что стекло имеет различные свойства....