Консультация для педагогов «Экологическая тропа в детском саду»
консультация по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Курносова Любовь Вадимовна

Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т.д., дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsudtatsiya_dlya_vospitateley_2.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Экологическая тропа в детском саду»

                                                                                 

Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т.д., дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.

Работу на экологической тропе можно построить интересно и содержательно, чтобы решить практически все задачи экологического образования детей дошкольного возраста. Именно экологическая тропа позволяет понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь живых организмов в экосистемах, их взаимное влияние друг на друга и т. д.

Все это способствует закреплению и обогащению речевого материала, отрабатываются навыки правильного звукопроизношения, развиваются психические процессы.

В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, проявляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Большое значение для воспитания у детей любви к родному краю.

Планирование работы на экологической тропе возможно осуществлять с учетом сезонных изменений и местных условий. Важно сочетать ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе.

Учитывая особенности возраста, а также специфику этой развивающей среды, при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники. Таким образом, с помощью экологической тропинки можно грамотно использовать земельный участок детского сада в экологическом образовании детей.

Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания. Она выполняет познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции.

Основными целями работы являются:

  • Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой.
  • Формирование системы экологических знаний и представлений.
  • Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).
  • Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада:

– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

По экологической тропе дети проходят по видовым точкам в виде красивых указателей. В состав экологической тропинки могут входить видовые точки, такие как:

1. «Полянка Маши и медведя».

Педагог обращает внимание детей на полянку с маленькими елочками и грибочками, разные цветы по краям полянки, фигуру Машеньки и медведя. Зачитывает письмо медведя детям.

Вместе с педагогом дети рассматривают схему тропы, для определения последовательности маршрута.

2. Правила поведения в природе.

Дети знакомятся с правилами поведения в природе при помощи информации на стенде, рассматривают иллюстрации, делятся своим жизненным опытом. Педагог обращает внимание детей на то, что во время путешествия по тропе тоже необходимо соблюдать правила:

  • Ни в коем случае не сходить с тропы
  • Не мешать жить обитателям тропы – проходить без лишнего шума.
  • Запрещается срывать растения, вытаптывать траву, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.
  • С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п.
  • С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!
  • На тропе разрешена охота только на комаров.
  • Не сорите на тропе – вы на ней не последние посетители.
  • Понадобятся в путешествии знания о природе, внимание и наблюдательность.

3. «Цветник»

Цель: ознакомление детей с цветами, растущими на клумбе, расширяя знания детей о строение цветка и воспитание бережного отношения к цветам растущим на клумбе детского сада и на городских клумбах через развитие трудовых навыков при уходе за цветами.

Воспитатель проводит наблюдение за цветами.

Провести беседу «Радуга на клумбах».

Рассказ воспитателя о нарциссах, пионах, ирисах, настурциях, бархатцах и других цветках, растущих на клумбах.

Чтение рассказов и стихов о цветках: «Ландыш», «Колокольчик», В.Корабельников «Фарфоровые колокольчики».

Уход за цветником (поливка, прополка, рыхление, сбор семян).

4. Станция «Огородная»

Цель: расширять представления детей об овощных культурах, их внешнем виде и вкусовых качествах, о способах их использования в пищу.

Дети рассматривают мини-грядки с овощными культурами (кабачки, огурцы, помидоры, капуста, лук, салат и др.) наблюдают за их ростом и развитием, приобретают практические навыки ухода за растениями (полив, прополка, рыхление, сбор урожая)

Педагог беседует с детьми об овощных культурах и растениях огорода, предлагает отгадать загадки о них, рассказывает о том, как человек ухаживает за растениями, инструментах, необходимых для этого; помогает сделать выводы о взаимосвязи состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.

5. Станция «Плодовый сад»

6. «Дорожка здоровья»

"Тропа здоровья" позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме.

Основными целями организации "Тропы здоровья" являются:

  • профилактика плоскостопия;
  • улучшение координации движения;
  • улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;
  • улучшение эмоционально-психического состояния детей;
  • приобщение детей к здоровому образу жизни.

7. «Лесной дом сказок»

8. «Муравейник»

Цель: расширять представления о муравьях, знакомить с особенностями их жизни, с некоторыми формами защиты от врагов.

Дети рассматривают муравейники из хвои и веточек, фигурки муравьев, рассматривают схему муравейника.

Педагог предлагает отгадать загадки про муравьев и муравейник, рассказывает детям об устройстве муравейника, интересные факты из жизни этих насекомых, знакомит с пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с муравьями, читает стихи и сказки про муравьев и муравейник.

9. «Метеостанция»

Метеостанция включает в себя флюгер, указывающий направления ветра, вертушку, показывающую силу ветра, осадкометр (посуда для сбора осадков, расположенная под деревом и на открытом участке), термометры, расположенные в тени и на солнечном участке, столик для занятий (дети иногда зарисовывают свои наблюдения), календарь погоды.

Дети изучают и наблюдают явления природы (осадки, направление ветра), пользуются простыми приборами, помогающими определять погоду, Дети имеют возможность наблюдать интересные явления. Педагог знакомит детей с приборами для наблюдения за погодой, обращает внимание на интересные факты, помогает сделать выводы о взаимосвязи живой и неживой природы, предлагает сделать отметки в календаре погоды

10. «Зеленая аптека»

Цель: расширение знаний детей о лекарственных растениях, о том, что люди стали все чаще прибегать к растения, используя их для исцеления и недугов.

Воспитатель знакомит детей с лекарственными травами, с правилами их сбора и заготовки. Организует наблюдения, опыты, дидактические игры.

Воспитатель в беседе с детьми рассказывает, о том, что люди стали все чаще прибегать к растениям, используя их для исцеления и недугов.

11. «Лесная зона»

Объект включает разные породы деревьев смешанного леса (дуб, береза, рябина, сосна, ель, осина и др.), фигуры животных-обитателей леса (медведь, волк, лиса, заяц, белка), полянку с пеньками и бревном, с обитающими под ним насекомыми (муравьи, червяки и др.)

Дети рассматривают и наблюдают за деревьями, травами и кустарниками, сравнивают их, отыскивают различных насекомых в траве, под лежащим бревном, пнями, отдыхают, сидя на пнях и вдыхая лесной воздух, собирают природный материал для поделок (листья, шишки, желуди и т.д.)

Педагог беседует с детьми об обитателях леса (растениях, животных, насекомых), загадывает загадки о них. Закрепляет знания детей о правилах поведения в лесу с помощью экологических знаков, расположенных по периметру полянки для отдыха, организует словесные и подвижные игры. («Угадай дерево», «Я знаю пять названий животных/ насекомых леса», «Раз, два, три – к дереву беги», «Кто быстрей займет пенек» и т.д

12. «Камни-самоцветы»

13. «Водоем»

Дети рассматривают искусственный водоем с водными растениями, насекомыми, улитками, живущими в воде, альпийскую горку с разными видами растений, фигурки лягушки, цапли, уток, наблюдают за изменениями живых объектов природы, отгадывают загадки, связанные с прудом и его обитателями.

 Педагог, используя иллюстративный материал беседует с детьми об обитателях пруда (растения, животные, насекомые).

14. «Птичья столовая»

Цель: расширение знаний детей о птицах, которые прилетают на участок детского сада.

Дети наблюдают за птицами, прилетающими к кормушке, поилке, скворечнику в разное время года, слушают их пение, отгадывают загадки о зимующих и перелетных птицах, узнают их на картинках.

Педагог обращает внимание детей на объекты «птичьей столовой» (скворечник, кормушки, поилки, фигурки птиц), беседует с детьми о птицах, их особенностях, о том, чем они питаются, какую пользу приносят природе, о том, как человек может помочь птицам; предлагает насыпать корм, наполнить водой поилки, помогает сформулировать детям правила поведения в «птичьей столовой».

В конце маршрута педагог с детьми возвращаются на  «полянку Доброго Гнома», где хозяин тропинки «спрашивает» детей о том, где они побывали, что нового узнали, благодарит за соблюдение правил поведения на тропинке, доброе и заботливое отношение к природе и «награждает» ребят различными призами (конфеты, медали «Мы друзья природы», картинки для раскрашивания, книжки –малышки и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Экологическая тропинка в детском саду»

Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объе...

Консультация для педагогов "Экологическое воспитание в детском саду"

Теоретические аспекты экологического воспитания в ДОУ...

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание в детском саду»

Тема по экологическому воспитанию у детй всегда была и остается актуальной....

Консультация для родителей «Экологическая тропа в детском саду. Её роль в развитии детей дошкольного возраста»

Ребёнок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому и яркому. Всё это он может увидеть в природе, и все это для него впервые, всё удивляет и радует. Поэтому в ДОУ должна постоянно ...

Консультация для родителей "Экологическая тропа в детском саду"

Методический материал. Консультация для родителей "Экологическая тропа в детском саду"...

Консультация для педагогов "Экологическое воспитание в детском саду"

Консультация по экологичеакому воспитанию в детском саду...

Консультация для родителей «Экологическая тропа в детском саду. Её роль в развитии детей дошкольного возраста»

Экологическое воспитание - это формирование осознанного, правильного отношения детей к объектам природы. Одной из интересных и новых  форм работы по экологическому воспитанию и образованию детей ...