Конспект занятия НОД "Как дикие звери готовятся к зиме"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Гридина Светлана Васильевна

Занятие по экологическому воспитанию дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_gridina_s.v.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Детский сад №6 «Колокольчик»

Каменского муниципального района

Непосредственная образовательная деятельность по экологическому воспитанию в средней группе №1

Тема: «Как дикие звери готовятся к зиме»

Разработал:

воспитатель

Гридина С. В.

2016 год

Цель: уточнить и расширить представления детей о жизни диких животных в лесу.

Задачи:

  1. Формировать умения детей устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе.
  2. Закрепить представление о том, что у каждого времени года свои особенности.
  3. Формировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего вида животных, чем питаются и как приспосабливаются к жизни в зимних условиях.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

Материал к занятию:

  1. Карточки-схемы «Приметы зимы»
  2. Цветные карточки – белая, зеленая, красная, желтая на каждого ребенка.
  3. Мультимедийная доска.
  4. Мягкие игрушки: медведь, лиса, заяц, еж, белка, мышка.
  5. Нарисованная картина зимнего леса.

     6. «Волшебный мешочек». Угощение для животных: зерно, шишка, морковка, яблоко, рыбка, бочонок с медом, косточка (игрушки).                                                                Раздаточный материал: цветные картинки животных, клей, салфетки.

Ход занятия:

Раздается стук в дверь. Приходит Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте, ребята.                                                                                          

Дети: Здравствуй, Незнайка!                                                                                    Незнайка: Я был на уроке природоведения в школе и нам учитель задал домашнее задание – узнать, как лесные животные подготовились к зиме. Решил я сходить в лес, для того чтобы побольше узнать о животных, но никого там не встретил, тихо там, не с кем поговорить. Все вокруг изменилось: на деревьях нет листьев, нет травы, все кругом покрылось снегом, холодно. Ребята, что же случилось в лесу и куда подевались все звери?

Воспитатель: Ребятки, давайте объясним Незнайке, почему все вокруг так изменилось?

(на наборном полотне выставляются карточки-схемы «Приметы зимы»).

Ответы детей: Потому, что наступила зима.

Воспитатель: Что происходит в природе зимой?

Дети: Стало холодно, солнышко реже светит и почти не греет; деревья приготовились к зиме – сбросили листву; трава пожелтела и спряталась под снегом.                              

Незнайка: Зима наступила? А что до этого было?

Дети: Осень!                                                                                                                          Воспитатель: Незнайка, неужели ты не знаешь о временах года?

Незнайка: Нет, не знаю. А сколько их этих времён года?

В.: Ребята, давайте расскажем Незнайке, какие времена года бывают.

Дети: Зима, весна, лето, осень.

Воспитатель: Давайте подберём для каждого времени года цвет карточки.

 Весна – какой цвет выберем? А для лета? А для Осени? А для Зимы?

А теперь давайте возьмем по одной карточке (воспитатель спрашивает у нескольких детей, какое время года обозначает его карточка).                                                          

Замечательно. У каждого времени года есть свои приметы. Я буду загадывать загадки, а вы поднимайте карточки, если услышите загадку о своём времени года. Слушайте, ребята, внимательно, и ты, Незнайка, поиграй с нами и запоминай.

Д/игра «Когда это бывает»

Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня….. (Зима)

Дети: Это зима, потому что все кругом покрыто снегом, холодно, лед на реках.

В: Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела

Первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Весной)

Незнайка: А почему вы подняли зелёную карточку? А я красную поднял, может это лето?

Дети: Потому, что это весна. Снег тает, появляются ручьи, появляется травка, листочки на деревьях, прилетают грачи, просыпаются насекомые.

В: Солнце печет,

Липа цветет.

Рожь колосится,

Золотится пшеница.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Летом)

(Незнайка путает цвета, дети объясняют ему, почему выбрали соответствующую карточку)

Дети: Это лето, потому что летом солнышко греет, все кругом цветет, жарко.

В.: Если на деревьях листья пожелтели,

Если в путь далекий птицы улетели,

Если небо хмурится, если дождик льется-

Это время года как зовется?

Дети: Осенью.

Это бывает осенью. Становится холоднее, темнеет рано. Листья на деревьях сначала желтеют, потом опадают.

Незнайка: Теперь понятно. А где же мои друзья, лесные звери, куда они подевались?

В.: А вот посмотри, Незнайка, на экран.

Н.: А что на него смотреть, я в лесу уже видел голые деревья, сугробы и снег?

В.: Это необычный экран, посмотри внимательно, он волшебный.

(работа на мультимедийной доске).

Давайте посмотрим, вот под деревом огромный сугроб, в котором есть маленькое отверстие, из которого идет пар. Как вы думаете, кто

там спрятался?

Дети: Это, наверное, берлога медведя.

В.: Давайте, ребята. потихоньку отодвинем сугроб. И правда, там спит медведь.

Незнайка: Почему медведь спит зимой?

В.: Дети, кто сможет ответить на вопрос Незнайки?

Дети: Потому что медведь ест ягоды, мед, траву, а этого зимой нет в лесу. Медведь копит жир все лето и осень, затем строит берлогу и спит до весны.

В.: Посмотрите, кто-то ещё спрятался в сугробе вот под этим пеньком. Кто же это? Давайте посмотрим! (предлагает детям отодвинуть сугроб)

Дети: Это ежик!

Незнайка: Он что, тоже спит? А почему же он спит?                                                                

Дети: Ёжик, как и медведь, копит жир, затем строит себе уютное гнездо под корнем дерева или пня и засыпает до весны, потому что ему трудно зимой добывать себе еду.

В.: Правильно, потому что ежик питается разными корешками, ягодами, грибами, насекомыми, мелкими грызунами, может поймать лягушку или змею, а зимой этого ничего нет в лесу.

Незнайка: А вот, посмотрите, вход ещё в чью-то норку!

Воспитатель: Там, наверное, какие-то маленькие зверьки, вход очень маленький. Давайте посмотрим, кто там?  (дети отодвигают сугроб) Кто это?

Дети: Это мышки!

Незнайка: А мышки тоже спят?

Воспитатель: Нет, Незнайка мышки не спят зимой.  Они роют себе норки и ходы в земле на Зиму. Летом и осенью мышки делают себе запасы зёрнышек и складывают в норку, поэтому им не страшно пережидать холодную зиму, много еды в кладовой.

Незнайка: А на дереве в дупле кто спрятался?

Дети (открывают дупло): Там белочка!

Н.: Какая-то белочка другая стала, не узнаю ее.

В.: Дети, что изменилось во внешнем виде белочки с наступлением зимы?

Дети: Белочка поменяла цвет своей шубки с рыжего на серый.

Незнайка: А зачем это ей нужно?

Дети: Чтобы прятаться от врагов.

Воспитатель: Серая шубка меньше заметна на стволе зимнего дерева, чем ярко-рыжая.

Н.: А чем она будет питаться зимой?

Дети: А в дупле у нее тоже много запасов: и грибы, и орехи, и шишки.

В.: Молодцы, правильно, всё рассказали Незнайке. Сейчас в лесу нет ни шишек с орехами, ни грибов, ни ягод. Голодно стало, но белочка заботливая хозяйка, она заранее сделала запасы еды в кладовых и теперь может спокойно зимовать. Ребята, а какие животные еще меняют шубку с летней на зимнюю?

Дети: Зайчик. Летом он серый, а зимой белый.

Незнайка: Зачем ему это нужно? Какая разница, какого цвета шубка, лишь бы тепло в ней было.

Дети: Если он будет серым, то на снегу его увидит лиса или волк.

В.: Правильно, молодцы. А еще лиса меняет свою шубку с ярко-рыжей на серо-рыжую, чтобы быть менее заметной в зимнем лесу. И у нее, и у волка зимой мех становится гуще и теплее, чтобы не мерзнуть в зимнюю стужу.

А сейчас, давайте превратимся в зайчиков и немного поиграем.

Физкульминутка «Зайка»

Скок – поскок, скок – поскок,

Прыгнул зайка на пенек.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки поднялись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок, скок, скок,

А теперь вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

В.: Вот тут у нас на полке сидят игрушечные звери, они живут у нас в группе, а не в лесу, но любят все то же самое, что и настоящие звери. Давайте расскажем Незнайке об этих лесных зверятах. (Дети берут игрушки и читают стихи).                            

Медведь:

Я в берлоге крепко сплю,

И меня нельзя будить.

С осени свой жир коплю,

Много ем и много пью.

Медведю зимой одна работа-

Крепко спать и весны ждать.

Заяц:

Я заяц, расскажу, как живется мне в лесу.

К зиме, ребята, побелел, шубку новую надел.

Очень трудно зимой бывает

Когда сильный мороз и еды не хватает,

А питаюсь я корой, ягодой замерзшей,

Что под снегом заяц найдет — все ему впрок пойдет.

Еж:

Зимой я крепко сплю,

зарывшись в теплую нору.

Я поохотился за лето:

Грибы искал, мышей ловил,

Мне нужно отдохнуть за это,

Устал я, выбился из сил.

Волк:

Я сейчас вам расскажу,

Как зимует волк в лесу.

Волк зимою очень злой.

В одиночку не ходит: волки стаями бродят.

Серые, худые, голодные, злые.

Лучше им не попадаться,

надо нас остерегаться.

Волку трудно зимой,

Еды не хватает, и он голодает.

Мышка:

Я маленькая мышка,

Живу у себя в норке.

Запасов наготовила я на зиму себе.

Забиты кладовые зерном и корешками,

Всю зиму буду сыта,

Тепло в моей норе.

Лиса:

Я зимы не боюсь:

В шубу теплую ряжусь,

Хвост, красивый какой -

Он мне нравится самой!

Живу в норе. Там сплю, отдыхаю,

А затем охотиться начинаю.

Ищу мышку полевую или живность какую.

Об этом, наверное, мало кто знает,

Но и мне зимой трудно бывает.

Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем.

Белка:

Я белка, рыжий зверек,

по деревьям скок да скок,

Но зимою я меняюсь,

в шубку серую одеваюсь.

Мне приходится прыгать, скакать,

Чтобы как-то себя согревать!

Я всю осень дупло утепляла,

Пуха, соломки туда натаскала.

К зиме готовила запас - орехи, шишки, ягоды, грибы,

Чтобы зимой не голодать.

Где ж еду зимой достать?

В.: Ребята, наши звери игрушки, наверное, проголодались, давайте их угостим. У меня есть волшебный мешочек, а в нём угощение для зверей. Давайте определим, кому какое угощение подойдёт.

Д/игра «Чудесный мешочек».

(мёд, морковка, яблоко, косточка, мешочек с зёрнами, рыбка, шишка)

Молодцы, ребята, угостили всех зверей на славу.

В.: Дети, а зайчик нам хочет что- то передать (берёт у зайчика снежинку с пословицей, читает пословицу).

Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте!

В.: Дети как вы понимаете эту пословицу?

Дети: Нельзя обижать животных и птиц. Когда мало еды, надо их подкармливать, строить им кормушки.

В.: Молодцы, правильно. Особенно сейчас, когда наступила зима, птицам и животным в лесу не хватает еды. Птицы прилетают поближе к жилью человека в поисках корма. У нас на участке есть кормушка, и мы будем во время прогулки насыпать птицам корм. А в лесу зимой тоже подкармливают животных и птиц. Есть такая профессия – лесничий. Это человек, который отвечает за порядок в лесу и подкармливает зимой в лесу животных.

Ну что, Незнайка, на все твои вопросы ответили дети и наши игрушечные животные?

Незнайка: Спасибо большое. Теперь я знаю, почему стало так холодно, и куда подевались мои друзья дикие животные. Буду ждать весны, чтобы встретится с ними опять.

В.: Ребята, давайте подарим Незнайке на память о нашей встрече картину «Жизнь зверей в зимнем лесу» и тогда он точно не забудет то, о чем мы ему рассказывали. Но только на этой картине кого-то не хватает. Кого? (животных и птиц). Давайте правильно их разместим на картине.

(Дети прикрепляют фигурки животных на картину где кто живет зимой и дарят картину Незнайке).                                                            

Незнайка: Спасибо, ребята, замечательная картина! Я её покажу своим друзьям, чтобы они тоже узнали, как живут дикие животные в зимнем лесу. До свиданья ребята. Спасибо вам за помощь.                              

Итог занятия: Ребята, вам понравилась сегодняшняя встреча с Незнайкой. Как вы думаете, мы смогли помочь Незнайке?

А что узнал от нас Незнайка? (Как лесные звери подготовились к зиме.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому развитию детей в старшей группе на тему: «Как дикие звери готовятся к зиме»

Занятие способствует развитию речи детей, систематизирует экологические знания и учит детей устанавливать причинно - следственные связи....

конспект занятия"Как дикие звери готовятся к зиме"

конспект занятия"Как дикие звери готовятся к зиме"...

Конспект НОД "Как дикие звери готовятся к зиме"

На данном занятии в средней группе по образовательной области "Познавательное развитие" дети знакомятся с тем, как готовятся к зиме заяц, белка и ёж....

Конспект ООД «Как дикие звери готовятся к зиме»

Тема: «Как дикие звери готовятся к зиме»Цель: формировать у детей представление о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий.Задачи:- закрепить представле...

Конспект занятия "Как дикие животные готовятся к зиме"

Конспект ООД по экологическому воспитанию....

Занятие: "Как дикие звери готовятся к зиме"

Расширять представления детей о многообразии природных явления, представления о жизни животных в природных условиях....

Конспект занятия "Как дикие животные готовятся к зиме"

Цель: расширять знания детей о диких животных, их повадках и особенностях. Показать детям как дикие животные готовятся к зиме....