Конспект НОД "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Хоменко Татьяна Викторовна

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_k_zanyatiyu.ppt2.66 МБ
Файл konspekt.docx79.47 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Серый, маленький, смешной, Скачет рядышком со мной. Я ему насыплю крошек, Отгоню подальше кошек. Ты чирикай веселей, Мой хороший… ( воробей).

Слайд 20

Птичка на большой сосне Нам стрекочет: клё-клё-клё. Твердый клюв похож на крест, Семена из шишек есть.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное общеразвивающее учреждение

«Самойловская начальная общеобразовательная школа»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

 по познавательному развитию

на тему: «Зимующие птицы»

 для детей 4-6 лет 

Разработан  воспитателем

Хоменко Т.В.

 

Актуальность. Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края и её обитателям – одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Для решения задач я использую благоприятные условия: интересный и доступный материал для детей дошкольного возраста. Дети получили возможность другими глазами посмотреть на зимующих птиц своего края, осознать значимость их охраны, бережного отношения к ним.

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах.

Задачи:

Образовательные:

1. Уточнять и расширять представления детей о разнообразии  зимующих птиц. Учить видеть особенности строения (клюв, способы передвижения, перьевой покров).  Расширять знания детей о жизни птиц зимой.

2. Дать детям представление о видах питания зимующих птиц.

3. Формировать умение выслушивать других детей при обсуждении проблемной ситуации.

Развивающие:

1. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; сообразительность в процессе отгадывания загадок.

2. Развивать познавательный интерес у детей к жизни птиц.

3. Развивать творческие способности детей.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к живой природе.

2. Воспитывать интерес к жизни птиц, заботливое и доброжелательное отношение к птицам, и желание помочь им пережить суровое зимнее время.

3. Воспитывать экологическую культуру.

4. Воспитывать аккуратность и самостоятельность, эстетические эмоции.

Коррекционные:

Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, целостное восприятие предметов, общей и мелкой моторики пальцев рук.  Развивать связанную речь.

Здоровьесберегающие технологии: Динамическая пауза - подвижная музыкальная игра «Червячок». Пальчиковая игра «В гнездышке».

Словарная работа:  Активизировать в речи обобщающие слова: «зимующие птицы», «перелетные птицы», ввести в активный словарь выражение «зимующие птицы», названия птиц, которых дети видели на прогулке (снегирь, воробей, синица, ворона, галка). Расширять словарный  запас: корм, кормушка, холодно, голодно, дятел, сова, клест.

Направление: Познавательно-речевое развитие.

Образовательная область: Познавательное развитие.

Задачи ОО: Познание: Закрепляла умение описывать птиц по характерным признакам;

Речевое развитие:  расширяла словарный запас детей;

Коммуникация: дети участвовали в общей беседе, слушали не перебивая своих сверстников; активизировала словарь детей за счет слов-названий птиц, упражняла в согласовании существительных, прилагательных;

Социализация: учились самостоятельно выражать доброжелательность, сопереживать. Физическая культура: развивала двигательное воображение и координацию движений.

Виды деятельности:  Игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Предварительная работа: Беседы о птицах, наблюдение на прогулке за птицами, рассказ воспитателя о жизни птиц, о сезонных изменениях в природе, изготовление кормушки совместно с детьми, объяснение её назначения, чтение художественных произведений.

Форма проведения: Непосредственно образовательная деятельность.

Материалы и оборудование:  Аудиозапись голосов птиц - воробей, синица, снегирь; разрезная картинка птицы - синица; мультимедийная  презентация «Зимующие птицы», еловые шишки, тарелки с кормом  для птиц, клейстер мучной, влажные салфетки, шапочка птицы.

Методические приёмы: Аудиозаписи, показ, беседа, смена видов деятельности, сюрпризный момент.

Музыкальный репертуар: Пальчиковая игра «Воробьята», музыкальная игра «Червячок и птица».

Ход образовательной деятельности:

В.  Ребята, сегодня нас одна гостья обещала посетить, где же она?

(СЛАЙД-1 «Каркуша»)

В. Вы узнали нашу гостью?

( Это Каркуша из передачи «Спокойной ночи малыши».)

В. Ребята, Каркуша так взволнована, она была в лесу – одни птицы улетели, другие остались. Ничего не поймет что к чему!

Давайте поможем Каркуше разобраться, какие птицы улетели в теплые края  и  почему, а какие пернатые друзья  остались зимовать, но сначала  нам нужно рассказать  Каркуше какое время года на дворе? ( На улице зима.)

В. Какие птицы улетели, давайте посмотрим и вспомним.

(СЛАЙД-2 Перелетные птицы)

В. Вы узнали этих птиц? (Ответы детей - утка, лебедь, скворец).

Как называют птиц, которые улетают в теплые края? (Перелетные птицы).

Почему они улетают? (Нет корма, все насекомые спрятались, на улице холодно).

В. А какие же птицы остались? Как их называют? (Зимующие птицы).

Вот об этом мы сейчас и расскажем Каркуше.  Отгадайте  загадку и отгадка появится на экране.

(СЛАЙД-3 Загадка)        

      Серый, маленький, смешной,

Скачет рядышком со мной.

Я ему насыплю крошек,

Отгоню подальше кошек.

Ты чирикай веселей,

Мой  хороший… (воробей).

(СЛАЙД-4  Воробей)

В.   Сережа, расскажи про воробья Каркуше.

Сережа: Очень шустрый, суетливый,

Разговорчивый,  крикливый.

По дорожке, прыгает

Чик-чирик! Чирикает. 

В. Какой воробей?  (маленький, подвижный, с округлой головой, короткой шеей, овальное туловище, короткие и округлые крылья. Клюв тонкий, твердый к концу заостренный, короткие, но сильные ножки.)

Как передвигается? – ( Прыгает) -хочет сделать шажок, получается прыжок.

Как поет? (Чик-чирик).

(песня воробья - аудиозапись)

В. Где же прячется воробей от мороза? (Под крышами домов, сараев)

(СЛАЙД-5  Воробей под крышей)

 В.  У маленьких воробышков желтые рты, которые они широко открывают и просят корм, поэтому птенцов называют «желторотиками».

(СЛАЙД- 6   Воробышки в гнезде)

В. А это что такое? ЧТО за безобразие?  Кто так пошутил? Каркуша  никогда не узнает что это за птица. Посмотрите - что вы видите? Что осталось от птички? Чего не хватает? (дети собирают картинку синички). Кто желает превратиться в птичку-синичку и рассказать о себе?

(СЛАЙД-7 8 Синица)      

(ребенок надевает шапочку синички  и рассказывает про синичку –  

на голове черная шапочка, щечки белые, черный галстук, брюшко желтое, крылья и хвост серые).

В. Как поет синица? Синь-синь за эту песенку ее и назвали  синицей. Хотите послушать?

(звукозапись "Голос синицы")

-Синичка свои гнезда устраивает в щелях гнилых пней, стволах деревьев.

(СЛАЙД- 9 Гнезда синицы) 

В. Ребята,  Егор  выучила стихотворение, а о ком пойдет речь  мы сейчас узнаем.

Егор: Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине 

Он появится опять.

(СЛАЙД-10 Снегирь) 

Что это за птица? Почему ее так называют? (Они прилетают к нам с первым снегом. Среда обитания снегирей хвойные леса. Это малоподвижная птица, по земле прыгает короткими прыжками, ныряет и купается в снегу. Снегири очень красивые птицы, своим внешним видом украшают зимнюю природу. Словно красные яблоки висят на деревьях и кустах. Питаются снегири семенами шишек, растений, ягод рябины, вынимают клювом семена, а мякоть выбрасывают).

         (СЛАЙД-11 Снегирь на рябине) 

В. Ребята, летом птички любят полакомиться жучками и червячками, давайте поиграем в веселую игру «Червячок».

(Слайд- 12  Муз. подвижная игра «Червячок»)

В.  Про каких птиц мы уже рассказали Каркуше? (Воробей, синица, снегирь)  Что объединяет всех этих птиц? (Зимующие птицы).

-Ребята, назовите, какие  птицы еще  остаются зимовать в наших краях.

(Дятел, ворона, сова, голубь, галка, сорока, глухарь, клест).

(СЛАЙД-  13-20  Зимующие птицы)  

В. Что это за птица?

    Птичка на большой сосне

Нам стрекочет: клё-клё-клё.

Твердый клюв похож на крест,

Семена из шишек есть.           Это клест.

В. Попробуйте описать клеста  (красновато – оранжевые перья, цепкие лапы, длинный хвост ).

В. Главная особенность этой птицы клюв, сложенный крестиком.

(СЛАЙД- 21  Клест) 

Этим клювом клест добывает семена из шишек.

(Видео-слайд)

В. Как устроен клюв у клеста? (наперекрест)

Чем питаются клесты? (семенами шишек)

-Попробуем и мы на недолго превратиться в клестов. С помощью только одной руки развернем конфетку и съедим ее.

Игра « Разверни конфетку»

В. Очень трудно приходится птицам зимой, почему? (Холодно и голодно)

Что страшнее голод или холод? (голод)

Да, правильно, ребята, голод для птиц страшнее всего. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям.

А как вы думаете, почему птицы прилетают к людям? (Люди могут помочь)

Как можно помочь птицам? (смастерить кормушки, подсыпать корм)

В. Правильно, потому, что люди заботятся о птицах, подкармливают их, делают кормушки. Вот и  мы с вами сделаем необычные кормушки, из сосновых шишек.

 (Работа детей).

Итог:

- А сейчас давайте вспомним, про  каких птиц мы  рассказали  Каркуше? (снегирь, синица, воробей, клест).

– Как можно назвать их одним словом? (зимующие)

– Мы с вами сейчас пойдём на прогулку и покормим птиц.

 В. Каркуша благодарит вас – вы очень умные и заботливые ребята, спасибо вам за прекрасные кормушки! 

(Каркуша прощается с детьми)  

(СЛАЙД-22    Каркуша)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Птица счастья"

Итоговое занятие в форме игротреннига по теме "Птицы"....

Конспект-занятие "Птицы"

для воспитателей....

Конспект занятия "Птицы республики Коми"

Программное содержание.-Учить детей устанавливать причинно-следственные связи различного характера.-Формировать умение использовать для обобщения предметно-схематическую модель.-Развивать обобщенные п...

Конспект занятия " Птица счастья" (подготовительная группа)

Содержание занятия по ручному труду  основано на знакомстве детей с птицей, которая издавна в народе считалась символом счастья и называлась "Птица счастья"....

Конспект занятия "Птица счастья"

Итоговое занятие в форме игротреннинга по теме "Птицы"...

конспект "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать"

беседы о птицах, наблюдение на прогулке за птицами, рассказ воспитателя о жизни птиц, о сезонных изменениях в природе, изготовление кормушки совместно с детьми, объяснение её назначения, чтение художе...

Конспект "Зимующие птицы"Конспект ООД по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

Конспект ООД по оброзовательной оьбласти "Художественно- эстетическое развитие" для детей 6 - 7 лет...