«Планета Земля в опасности» (акция «Час Земли»)
презентация урока для интерактивной доски по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Илюшина Наталия Николаевна

Закрепить знания детей о природе, о нашей планете. Дать представление о том, что наша планета Земля сейчас в опасности. Развивать сообразительность , логическое мышление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zemlya.docx324.16 КБ

Предварительный просмотр:

                                Конспект

открытого занятия в старше - подготовительной группе на тему: «Планета Земля в опасности»

(акция «Час Земли»)

                                                   Выполнила:воспитатель МБДОУ                                      

                                                    «Детский сад №15»  

                                                     Илюшина Н.Н.

                                                   2018г.

               «Планета Земля в опасности»

  

Цель: Закрепить знания детей о природе, о нашей планете. Дать представление о том, что наша планета Земля сейчас в опасности. Развивать сообразительность , логическое мышление.

Задачи:

1.Развивать способность осуществлять самостоятельный поиск путём решения экологических проблем.

2.Систематизировать и закреплять имеющиеся у детей экологические знания о связях и зависимостях в живой и неживой природы.

3.Формировать осознание необходимости беречь окружающую среду.

Оборудование: Презентация, дидактическая игра «Рассортируй мусор», дидактическая игра «Живая-неживая природа»,игра «Что хорошо,а что плохо?»,для опытов:шарики,флажки,банка с водой,стаканы,воронка,марля.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций экологического содержания, беседы с детьми, медальки с изображением  планеты Земля.

                                                   Ход занятия

Дети  вместе с воспитателем заходят в зал.

Воспитатель:Ребята давайте поздороваемся с нашими гостями, подарим свои улыбки, и пусть в течение дня у всех будет хорошее настроение.

Реб.

Здравствуй солнце!

Здравствуй небо!

Здравствуй вся моя Земля!

Мы проснулись очень рано,

И приветствуем тебя.

Если каждый улыбнётся,

Утро доброе начнётся.

Дети садятся

Воспитатель: Сегодня речь пойдёт о том, что вся планета -  общий дом, где мы с рождения живём. Ещё о том пойдёт сегодня речь, что мы наш дом должны беречь.

- Ребята, а как называется наша планета на которой мы с вами живём? ( ответ детей, Земля).

- Ребята,  посмотрите какая красивая наша планета.   А какую форму она имеет? Верно, форму шара. Только шар этот такой большой, чтобы объехать его, нужно много месяцев.Отгадайте загадку: 

Города, моря найдём,

Горы, части света.

Умещается на нём

Целая планета.

(Глобус)

Правильно, глобус (макет нашей планеты Земля, в уменьшенном размере).Посмотрите,  какой он разноцветный,  что обозначает каждый цвет?

На глобусе есть зеленый цвет. Это леса. Посмотрите как много лесов в России. Самый огромный лес на Земле – тайга. Лес – это деревья, из которых делают огромное количество разных предметов, бумагу, на которой печатают книги, делают тетради и альбомы. В лесу растут ягоды, грибы, живут различные животные. Лес – это природное богатство, его много, но и его надо беречь.

На глобусе есть темно-желтый и желтый цвет. Это степи и пустыни. В степи растительность очень бедная – трава и низкорослые кустарники, в пустыне только один песок.

На глобусе есть коричневый цвет. Это горы: Уральские и Кавказские горы (показываю на глобусе). В горах добывают полезные ископаемые. Это то, что находится в Земле и то, что очень нужно для жизни человека: уголь, различная руда, которая необходима для изготовления металла. Нефть, золото и алмазы составляют богатство страны.

На глобусе очень много синего цвета – это значит, что на нашей Земле много воды. Вот текут реки, они нарисованы тонкой, синей линией. Рек много и все они стекаются и образуют моря. Морей меньше, чем рек. А моря превращаются в большие океаны. Мы прочли на глобусе, что вот здесь Тихий океан, наверное, на нем никогда не бывает бурь и кораблекрушений, там всегда тихо и спокойно.

На глобусе есть белый цвет. Это снег, лед. Это Антарктида. Там вечный холод, снег, лед и постоянно живут только пингвины. А люди поселяются лишь на время, чтобы изучить этот загадочный материк вечной мерзлоты.

Воспитатель: Наша планета уникальна. Планета Земля общий дом.

Давайте расскажем про наш общий дом стих. « Дом под крышей голубой» 

1.Словно крыша над землёю,  
Голубые небеса.
А под крышей голубою –
Реки, горы и леса.
Океаны, пароходы,
И поляны, и цветы,
Страны все, и все народы,
И, конечно, я и ты.

2.Кружит в небе голубом         
Наш огромный круглый дом.
Под одною голубою,
Общей крышей мы живём.
Дом под крышей голубой
И просторный и большой.
В этом доме мы соседи
И хозяева с тобой.

3.Вместе мы с тобой в ответе
За чудесное жильё.
Потому, что на планете
Всё твоё и всё моё:
И пушистые снежинки,
И река, и облака,
И тропинки, и травинки,
И вода из родника.

4.Дом кружится возле солнца,
Чтобы было нам тепло,
Чтобы каждое оконце
Осветить оно могло.
Чтобы жили мы на свете,
Не ругаясь, не грозя,
Как хорошие соседи
Или добрые друзья.

Воспитатель: Ребята! Конечно, наша планета прекрасна и удивительна, благоприятна для жизни. На её поверхности плещутся моря и океаны, текут реки и ручьи, расстилаются широкие равнины, шумят зелёные леса, поднимаются высокие горы. На нашей планете прекрасная и разнообразная природа.

- Вы знакомы со словом «природа»?   А что оно означает?(Мир,в котором мы живём).

Дети высказывают свои знания о том, что такое природа, и приводят примеры: Солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы и т. д.

Воспитатель: Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой и мир живой природы. Объясните, чем они отличаются? (живая природа – это то, что движется, растет, умирает и размножается, а к не живой природе – камни, вода, горы) 

 Динамическая игра  «Живая -  неживая природа»

Воспитатель показывает детям  на экране картинки  с изображением живой и неживой природы и предлагает разделить их на две группы: живая  - топают,  неживая – хлопают.

Воспитатель: Ребята! а вам бы хотело посмотреть, как видят нашу удивительную планету космонавты из своих ракет?( На экране картина планеты с видом из космоса).

  Воспитатель:Но не всё так прекрасно на нашей планете - Земля. Планета в опасности. На ней много больных мест. Как же так получилось?( ответ детей) . Да, люди построили много заводов, фабрик,  электростанций. Дым от предприятий загрязняет воздух, который выходит из труб, отходы заводов сливают в реку от этого гибнет всё живое. 

Посмотрите ! Как планета будет выглядеть из космоса ( на экране изображение грязной планеты). Она стала вся чёрная, планета превратилась в одну большую свалку, везде летает мусор, стоит зловонный запах , погибли растения, вода стала мутной и грязной  на Земле.

Поговорим  о самом важном,              

Взглянуть на землю стало страшно,

Вода мутнеет с каждым днем,

А воздух - сколько грязи в нем!

Когда-то чистый, голубой,

Теперь он грязный и больной,

Погибнуть может всё живое,

Земля, - что сделали с тобою?

Воспитатель:Ну что ребята будем делать? ( ответ детей, будем спасать планету).Как же мы  с вами можем помочь нашей планете? ( ответы детей)

Воспитатель: ребята,а вы знаете сигнал бедствия? (Ответы.)

- Я вам скажу: «SOS -это призыв о помощи. Как же мы с вами можем помочь нашей планете? (Дети обмениваются мнениями.)

- Надо поучиться любить природу, понимать, как живут все живые существа. Этим занимаются люди – экологи. Хотите стать юными экологами?

Я должна убедиться в том , что вы сможете помочь спасти планету от вымирания. Вам придётся пройти небольшие испытания и доказать мне, что вы дружные, добрые  и можете работать в команде. Ведь только вместе мы сможем спасти наш общий дом.

Испытание 1

Воспитатель: Ответьте мне на вопросы:

- Без чего человек не сможет прожить ни одной минуты ( ответ детей , без воздуха)

Представьте себе если бы не было воздуха, что бы случилось?

Мы его видим? Может его вовсе нет?Чтобы ответить на все эти вопросы,

давайте исследуем свойства воздуха и проведем опыты.

Опыт

Воспитатель берет в руки стакан.

Ребята как вы считаете этот стакан пустой?

А давайте проверим так ли это?

Воспитатель ставит на столик банку с водой и стакан .

Переворчивает его вверх дном и медленно опускает в банку с водой. Что получается? Попадает ли вода в стакан? А почему нет?

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

А почему мы сначала думали, что в стакане ничего нет? (прозрачный, невидимый). Это первое свойство воздуха. Ребята, нам удалось увидеть воздух –невидимку, а теперь предлагаю и услышать его.

Опыт с шариками.

- А где воздух чище и легче дышится? (ответ детей,в лесу.)

- Почему в городе воздух загрязненный? (Газуют машины, дымят фабрики.) Действительно, в городе труднее дышать, так как воздух в нем загрязняют заводы, фабрики, автомобили.

- Что же делать, чтобы воздух в городе был чище? ( ответ детей ,на фабриках, заводах нужно ставить фильтры, которые задерживают загрязняющие вещества.)

- Почему на природе - в лесу, на лугу - дышится легко? ( ответ детей,там чистый воздух.)

- Почему в лесу воздух чистый? (Там нет фабрик, машин, а есть много кислорода.)Правильно, в лесу больше кислорода, которым мы дышим. Это заслуга растений, ведь именно они выделяют кислород. Больше растений - больше кислорода.

- Что можно сделать, чтобы помочь городу очистить воздух? ( ответ детей,посадить деревья, кустарники.)

Игра «Что хорошо, а что плохо?»

У меня флажки красные и зеленые. Рассмотрим изображения и поместим под ними флажки. Зеленый флажок - положительное влияние на природу, красный - отрицательное.

1. Костер в лесу (Красный флажок)

2. Мусор в лесу (Красный флажок)

3. Сломанные ветки (Красный флажок)

4. Срубленные деревья (Красный флажок)

5. Браконьерство (Красный флажок)

6. Посадка деревьев (Зеленый флажок)

7. Развешивание кормушек (Зеленый флажок)

8. Не рвать цветы (Зеленый кружок)

9. Создание красной книги (Зеленый флажок)

10. Создание заповедников (Зеленый флажок)

2 испытание.

Воспитатель. Но человек загрязняет не только воздух, но и почву.

-   Какие вредные вещества вы знаете?

( ответ детей :  Бензин, краска, лак, ртуть и многое другое. )

 -  Вы видели, где – нибудь, чтобы вредные вещества попадали на почву?

(дети приводят примеры попадания в почву вредных веществ).

-  Правильно! Кажется, они лежат и никому не мешают. Но вот пошёл дождь! -   Что происходит!

( ответы детей: Грязная вода пошла глубже в почву.)

-    Исчезло ли вредное вещество?

(Дети:  Нет.)

-    Если оно не исчезло, то куда оно делось?

 (дети высказывают свои предположения: в реки, озёра, моря, океаны).

 ВЫВОД:  Вот и получается, если загрязнена почва, то вредные вещества обязательно попадут в воду. Кому в природе нужна вода? (Человеку, деревьям, животным…..)

-  На земле нет ни одного живого организма, который может прожить без воды. Вода нужна всему живому на Земле. Например, человек без воды может прожить всего 7 дней.

 - Откуда, у нас дома и в детском саду вода?(Из реки, из под земли…)

- Как человек использует воду? (Пьет, моется, стирает…)

- А какая нам нужна вода, для того чтобы мы были здоровыми, крепкими.

(Чистая)

- А может ли человек употреблять грязную воду?(Нет)

- Почему?

(В грязной воде много микробов, можно заболеть)

 Воспитатель: Если мы с вами знаем, что вода в кран поступает из реки, представьте, что случиться с рекой, если все люди будут оставлять краны открытыми, и не будут бережно относиться к воде?(Реки высохнут, обмелеют…).

- Что вы можете рассказать о воде? Какая она бывает? (Пресная, морская, питьевая, очищенная, минеральная, мутная, грязная).

- Где живет вода? (В океане, в море, речке, озере, водопроводе, фонтане, и т. д.).

На Земле соленой – морской воды больше, а пресной воды становится все меньше и меньше.

- Почему это происходит? (Отходы предприятий, ядовитые вещества, мусор сбрасываются в реки). (Обращает внимание детей на слайд).

Воспитатель: что мы с вами можем сделать,чтобы пресной воды было больше?

(не загрязнять водоемы, останавливать тех, кто бросает мусор, убирать за собой мусор на берегу).Посмотрите на экран(слайд с загрязнённым водоёмом).Что здесь лишнее?

Воспитатель показывает банку с загрязненной водой и просит детей помочь очистить воду.

Предлагается детям  очистить воду через фильтр.

Опыт:

 Пропускаем загрязненную воду  через простой фильтр (воронка с ватой) . Обращается внимание детей, как изменилась вода.

Испытание 3

Воспитатель: - Да, ребята, прямо скажем ситуация плачевная. Замусорили мы нашу землю. Вы знаете о том, что каждый человек за год выбрасывает тонны мусора - это целый грузовик. На планете несколько миллиардов жителей. Очень скоро, если ничего не придумать,   человечеству придется спасать себя от мусора. С каждым днём горы мусора растут, воздух около них очень неприятный и даже вредный!!!- Что же делать ( Ответы детей).

- Ребята! Поговорим с вами о том, какую вторую жизнь можно дать мусору?

- Что же можно придумать? Может мусор можно как-то использовать? (Дети высказывают свои предложения)

 В некоторых странах этот мусор сортируется, разный мусор помещается в разные контейнеры. Уже давно люди научились использовать  старую бумагу, металл и стекло. Существуют специальные места – пункты приёма мусора, где принимают бумагу, стекло , металл. Из бумаги делают упаковочный материал, картон. Металл переплавляют и снова используют. Разбитое стекло перерабатывают и добавляют в строительные материалы. Но и в нашей стране тоже стали сортировать мусор в специальные контейнеры.

Воспитатель:Но  ведь мусору можно дать и вторую жизнь. А как ребята мы можем мусору дать  вторую жизнь .

Ребята, скажите, можно ли сжигать мусор? (Нет, он выделяет вредный дым). А закапывать в землю? (Не всё сгнивает в земле).

- Мусор можно перерабатывать, и уже везде строят мусороперерабатывающие заводы, но чтобы вести мусор на этот завод его  надо рассортировать:

Воспитатель: А мы с вами поиграем в игру «Рассортируем мусор»

Проводится игра «Рассортируем мусор».

бумага, картон - макулатура,

банки, бутылки - стекло,

пластиковые бутылки, пакеты - пластик,

консервные баночки, жесть - металлолом,

шкурка от банана, картофеля - пищевые отходы

Если каждый будет заботиться о планете, то планета станет чище!Я надеюсь, что вы извлекли урок из нашего  занятия и будете беречь нашу планету. А вот Настя К. Хочет нам всем дать один, но очень важный совет.  

            Есть одна планета-сад              
                 В этом космосе холодном.
                Только здесь леса шумят,
                  Птиц скликая перелётных,

               Лишь на ней одной цветут,
               Ландыши в траве зелёной,
               И стрекозы только тут
               В речку смотрят удивлённо.

              Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!

Воспитатель: теперь я уверена, что вы- настоящие защитники природы, нашей планеты. Хочу вам вручить эмблемы « Защитник природы  планеты Земля» (под музыку вручаются эмблемы).

Литература

1.Белавина И, Найдёнская Н. «Планета- наш дом.Мир вокруг нас». Методика проведения занятий для дошкольников и младших школьников. Москва, «Лайда».

2.Иванова   А.И.   «Живая   экология».   Программа   экологического

образования дошкольников. Москва, 2007

3.Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми». Пособие для воспитателей и учетелей. Минск, « Асар», 2001г.

4.Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к

школе группе детского сада. 6-7 лет. «Мозаика-Синтез», 2010.

5.«Планета- наш дом.Мир вокруг нас». Учебник- хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников. Москва, «Лайда».

6.Плешаков А.А. « Зелёный дом.Мир вокруг нас». Москва, «Просвещение», 2002г.

7.Рыжова Н.А « Экологическое образование в детском саду». Москва, Издательский дом «Карапуз», 2001г.

8.«Экологическое воспитание дошкольников» (на основе развивающих

форм образования) Разработка занятий под ред. Т. В. Бабыниной –

Набережные Челны,2009.

Час Земли — акция для всего мира,
Чтобы в будущем он стал счастливей.
На один лишь час погаснет в доме свет,
Чтобы завтра ярче стал рассвет,
Чтобы воздух был немного чище,
Чтобы сохранить ручьи все,
Чтобы жизнь была благополучней,
Чтобы мир и человек были созвучней!

        

Час земли — это время, чтоб прожить без суеты,
И подумать, что сегодня для планеты сделал ты?
Отключи всё электричество всё на один час.
Удивился ты, узнав бы, сколько ты ресурсов спас.

Мы привыкли жить в комфорте, думаем лишь о себе.
Потребляем все ресурсы, что заложены в земле,
Но они не бесконечны, и всему есть свой предел.
Запиши ты Час земли в личный список добрых дел.

В суматохе будних дней,
Позабыли мы о ней.
О планете нашей чудной,
Населённой, многолюдной.

Из неё черпаем силу,
Чтоб энергии хватило.

Ни минуточки покоя,
Мы не можем ей устроить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию:"Планета Земля в опасности"

Конспект занятия разработан  для детей подготовительной группы, для знакомсва с планетой Земля, её особенностями. О важности чистой экологии для всего живого на Земле. Учить работать с картой....

Планета-Земля в опасности

«Планета Земля в опасности!»Воспитатель: Море – это громадное водное пространство. Если на катере отъехать далеко от берега, то кругом будет одна вода. Можно долго плыть и день, и два – все равно буде...

Планета Земля в опасности.

Закрепить с детьми знания о природе,  нашей планете. Дать представление о том, что наша планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, почва, воздух стали грязными....

Беседа "Планета Земля в опасности"

Цель: -закрепить с детьми знания о природе,  нашей планете; - дать представление о том, что наша планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, почва, воздух загря...

Занятие по экологическому воспитанию на тему «Планета Земля в опасности», для детей подготовительной группы.

Занятие для детей подготовительной группы по экологическому воспитанию....

Занятие "Планета Земля в опасности"

Занятие  по экологии в старшей коррекционной группе...

Конспект открытого НОД «Планета Земля в опасности» в рамках проведения экологической акции

Дети являются стихийными материалистами и хотят причину всех явлений. Опыт показывает, что уже  в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если ...