НОД «Крылатый Крым» по краеведению в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) по теме

Абкеримова Зарина Серверовна

Программное содержание: знакомить с разными птицами Крыма, которых дети могут наблюдать; формировать представление о приспособленности птиц к условиям наземно-воздушной и морской среды обитания и сезонным изменениям этой среды; раскрыть связь строения органов и их функционирование (лёгкое тело покрытое перьями, крылья для полёта и др.) . Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Дать знания о роли птиц в природе и жизни человека. Развивать интерес и любовь детей к природе Крыма. Формировать реалистическое представление о птицах. Учить детей давать ответы на вопросы. Обогащение словарного запаса. Активизировать внимание и память (через элементы раскрашивания запоминать внешний облик птицы) .

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций птиц проживающих на территории Крыма, Черноморского района, чтение произведения В. Бианки «Синичкин календарь», обсуждение с детьми происходящих изменений в природе по произведению, работа с родителями: изготовление кормушки для зимующих птиц и дальнейшее шефство над ними, наблюдение за птицами на прогулках, при экскурсии в парк, к морю. Привлечение детей к самостоятельному загадыванию загадок друг другу о птицах. Разучивание пальчиковой игры «Пеликан». Изготовление с детьми оригами птиц.

Ход занятия:

Снится ночью червяку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит, плохи дела!

А кого червяк боится?

Угадали. … Это птица.

Рассказ воспитателя«Какие бывают птицы», который сопровождается показом иллюстраций. Есть птицы очень большие, есть совсем крошечные, не больше бабочки (колибри). Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть такие которые вовсе не летают (страусы, пингвины) .одни птицы живут в лесу (совы, кукушки, другие только в степи. Но есть и такие птицы, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или в горах, а другие только на берегу моря.

Сегодня мы будем говорить о птицах нашего края. Ребята, какие птицы обитают в нашем краю? (ответы детей). Я предлагаю вашему вниманию загадки, послушайте внимательно и дайте ответ.

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу

Хоть и скрылся под корой-

Всё равно он будет мой!

(Дятел)

Любит мошек, крошки, сало,

Вкус имеет без изъяна,

Угадайте, что за птица,

Желтогрудая …

(Ответ: Синица)

В певчем ДЕЛЕ ЭТА ПТИЦА

ПРЯМО СКАЖЕМ МАСТЕРИЦА

РОДСТВЕННИК ОН ВОРОБЬЯ

И НАПАРНИК СОЛОВЬЯ.

(Дрозд)

Вертится стрекочет

Весь день хлопочет

(сорока) .

Ребята мы с вами живём возле моря и я предлагаю вспомнить про морскую птицу Пеликана (пальчиковая игра «Пеликан»:

Морская птица пеликан

Довольно знатный рыболов

У Пеликана есть карман

В который он кладёт улов.)

Ребята, какое сейчас время года (Зима, а месяц (Январь) .а знаете ли вы, что в конце января раздаётся первая песня синицы большой. Начинают петь овсянки, дрозды чёрные, «барабанит» большой пёстрый дятел. Степные жаворонки кочуют стаями. Серые куропатки, когда всё усыпано снегом, приближаются ближе к человеческому жилью. В горных лесах живут стаи дроздов-рябинников, и лесных голубей-витютней. Бекасы и вальдшнепы зимуют у родников ЮБК. Канюки, луни, орланы белохвосты активно охотятся.

Ребята давайте покормим зимующих птиц.

Физкультминутка "Зимующие птицы"

Рано утром на опушке

Мы повесили кормушку

Для щеглов и для синичек

И для всех голодных птичек.

Не едите вы с ладошки

Зерна, семечки и крошки

Прилетайте на опушку

Угощение ждет в кормушке.

Мир птиц, ребята, очень разнообразен и велик. Есть в нём птицы разного размера и окраски. Но их объединяет то, что у каждой есть … что?

(Перья, крылья, клюв, ноги, голова, глаза, хвост) .

Птицы-это украшение нашей природы: такое же, яркие цветы и кудрявая зелень, как пушистые зверята и бабочки, как серебристые рыбки и весёлые лягушата. Кроме того, птицы приносят природе и человеку чрезвычайно большую пользу. Что они делают (Дети с помощью воспитателя вспоминают: птицы уничтожают вредных насекомых, жуков, гусениц, спасают жизнь растениям. И поэтому птиц нужно беречь, защищать и любить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 1128705.ppt1.24 МБ
Файл krylatyy_krym.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Грачи

Слайд 2

Содержание Внешний вид грача; Места обитания; Пища; Места гнездования; Месторасположение гнезда; Строительный материал гнезда; Форма и размеры гнезда; Сроки гнездования; Хозяйственное значение; Особенности кладки.

Слайд 3

Внешний вид грача. Тело 46 см в длину, черное, с синим металлическим блеском; Клюв более тонкий, чем у вороны, и у взрослых птиц с основанием и белой кожей вокруг клюва; Крылья несколько уже, чем у вороны, оперение голеней слегка удлинено и как бы взлохмачено. Далее

Слайд 4

Места обитания грача. Увидеть грача можно обычно на полях, полезащитных полосах, а также в больших городах; Грач распространен в лесостепи и культурном ландшафте почти повсюду, кроме большей части Сибири и Дальнего Востока. Обычен к югу от лесной зоны, а в центральных областях, вероятно, появился лишь во время сельскохозяйственного освоения в IX-XIIвеках. Далее

Слайд 5

Пища грача. Питание грачей очень разнообразно: насекомые, моллюски, черви, мелкие млекопитающие, плоды, падаль. Во время весенней пахоты грачи поедают в огромном количестве проволочника (личинок жука-шелкуна) и других вредителей сельского хозяйства; Позже они с не меньшим энтузиазмом выдергивают всходы пшеницы и других культур, так что не всегда можно с уверенностью сказать, чего от них больше — пользы или вреда. Далее

Слайд 6

Места гнездования грача. Гнездится грачи колониями на деревьях. Колонии-грачевники иногда существуют десятки лет. Гнездование у них в апреле-мае; В средней полосе грач — типичный обитатель культурного ландшафта. Для устройства гнезд ему нужны деревья, а для поиска пищи — поля, луга, открытые пространства. Поэтому небольшие светлые рощи, парки, отдельные группы крупных деревьев, окруженных пахотными полями, лугами, огородами, являются излюбленными местами гнездования этой птицы. Далее

Слайд 7

Месторасположение гнезда грача. Гнездятся колониями численностью от нескольких гнезд до нескольких десятков и даже сотен гнезд в каждой. Гнезда располагают близко друг к другу, иногда до нескольких десятков на одном дереве. Гнездовые колонии чаще всего устраивают на старых ветлах, березах и иных крупных деревьях в населенном пункте или около него, в липовых парках, березовых рощах, садах, реже на опушках леса, примыкающего к полям. Гнезда помещают на высоте 15-20 м от земли как у главного ствола дерева, так и в развилке толстых ветвей Далее

Слайд 8

Строительный материал гнезда. Гнездо грача построено обычно из веток деревьев, на которых поселилась колония; Нижний слой его состоит из крепко соединенных толстых сучьев, верхний — из более тонких веточек; Лоток выстлан мягкой травой, мочалом, тряпьем, клочками шерсти. Далее

Слайд 9

Форма и размеры гнезда. В отличие от вороньего, грачиное гнездо обширнее и глубже, так что от сидящей в нем грачихи виден только хвост. Далее

Слайд 10

Сроки гнездования. Грачи прилетают во второй половине марта и вскоре приступают к ремонту гнезд. Во второй половине апреля самки приступают к насиживанию яиц, которое длится 16-20 суток; В первой половине мая в гнездах появляются птенцы, вылет молодых птиц из гнезд происходит в месячном возрасте, примерно около середины июня. Далее

Слайд 11

Хозяйственное значение. Большую роль играет грач в сельском хозяйстве, где на угодьях уничтожает личинок, жуков, вредных кобылок и грызунов. Далее

Слайд 12

Особенности кладки. В кладке 3-5 зеленых яиц с бурыми пятнами, концентрирующимися на тупом конце. Размеры яиц: (30-45) х (24-35) мм.



Предварительный просмотр:

Программное содержание: знакомить с разными птицами Крыма, которых дети могут наблюдать; формировать представление о приспособленности птиц к условиям наземно-воздушной и морской среды обитания и сезонным изменениям этой среды; раскрыть связь строения органов и их функционирование (лёгкое тело покрытое перьями, крылья для полёта и др.) . Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Дать знания о роли птиц в природе и жизни человека. Развивать интерес и любовь детей к природе Крыма. Формировать реалистическое представление о птицах. Учить детей давать ответы на вопросы. Обогащение словарного запаса. Активизировать внимание и память (через элементы раскрашивания запоминать внешний облик птицы) .

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций птиц проживающих на территории Крыма, Черноморского района, чтение произведения В. Бианки «Синичкин календарь», обсуждение с детьми происходящих изменений в природе по произведению, работа с родителями: изготовление кормушки для зимующих птиц и дальнейшее шефство над ними, наблюдение за птицами на прогулках, при экскурсии в парк, к морю. Привлечение детей к самостоятельному загадыванию загадок друг другу о птицах. Разучивание пальчиковой игры «Пеликан». Изготовление с детьми оригами птиц.

Ход занятия:

Снится ночью червяку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит, плохи дела!

А кого червяк боится?

Угадали. … Это птица.

Рассказ воспитателя«Какие бывают птицы», который сопровождается показом иллюстраций. Есть птицы очень большие, есть совсем крошечные, не больше бабочки (колибри). Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть такие которые вовсе не летают (страусы, пингвины) .одни птицы живут в лесу (совы, кукушки, другие только в степи. Но есть и такие птицы, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или в горах, а другие только на берегу моря.

Сегодня мы будем говорить о птицах нашего края. Ребята, какие птицы обитают в нашем краю? (ответы детей). Я предлагаю вашему вниманию загадки, послушайте внимательно и дайте ответ.

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу

Хоть и скрылся под корой-

Всё равно он будет мой!

(Дятел)

Любит мошек, крошки, сало,

Вкус имеет без изъяна,

Угадайте, что за птица,

Желтогрудая …

(Ответ: Синица)

В певчем ДЕЛЕ ЭТА ПТИЦА

ПРЯМО СКАЖЕМ МАСТЕРИЦА

РОДСТВЕННИК ОН ВОРОБЬЯ

И НАПАРНИК СОЛОВЬЯ.

(Дрозд)

Вертится стрекочет

Весь день хлопочет

(сорока) .

Ребята мы с вами живём возле моря и я предлагаю вспомнить про морскую птицу Пеликана (пальчиковая игра «Пеликан»:

Морская птица пеликан

Довольно знатный рыболов

У Пеликана есть карман

В который он кладёт улов.)

Ребята, какое сейчас время года (Зима, а месяц (Январь) .а знаете ли вы, что в конце января раздаётся первая песня синицы большой. Начинают петь овсянки, дрозды чёрные, «барабанит» большой пёстрый дятел. Степные жаворонки кочуют стаями. Серые куропатки, когда всё усыпано снегом, приближаются ближе к человеческому жилью. В горных лесах живут стаи дроздов-рябинников, и лесных голубей-витютней. Бекасы и вальдшнепы зимуют у родников ЮБК. Канюки, луни, орланы белохвосты активно охотятся.

Ребята давайте покормим зимующих птиц.

Физкультминутка "Зимующие птицы"

Рано утром на опушке

Мы повесили кормушку

Для щеглов и для синичек

И для всех голодных птичек.

Не едите вы с ладошки

Зерна, семечки и крошки

Прилетайте на опушку

Угощение ждет в кормушке.

Мир птиц, ребята, очень разнообразен и велик. Есть в нём птицы разного размера и окраски. Но их объединяет то, что у каждой есть … что?

(Перья, крылья, клюв, ноги, голова, глаза, хвост) .

Птицы-это украшение нашей природы: такое же, яркие цветы и кудрявая зелень, как пушистые зверята и бабочки, как серебристые рыбки и весёлые лягушата. Кроме того, птицы приносят природе и человеку чрезвычайно большую пользу. Что они делают (Дети с помощью воспитателя вспоминают: птицы уничтожают вредных насекомых, жуков, гусениц, спасают жизнь растениям. И поэтому птиц нужно беречь, защищать и любить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный план работы по краеведению для старшей группы

В перспективном плане предлагаются темы занятий, содержание работы по месяцам....

«Славный город Лебедянь». Проект по краеведению в старшей группе

В канун 400-летия нашего города мы с детьми и родителями решили воплотить в жинь, созданный совместно проект. И вот, что из этого получилось....

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по сказке: «Крылатый, мохнатый да масляный» в старшей группе

Цель: Формировать у детей интерес к устному народному творчеству. Познакомить с  русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный». Задачи: Учить детей понимать характер и поступки г...

МБДОУ «Ужурский детский сад №2» Программа по региональному компоненту “Знакомство с краеведением” в старшей группе Вариативная часть

          Краеведение – золотой запас нашей духовности, это сокровище на века. Это изучение природы и природных богатств, истории быта и культуры населения, его хозяйст...

Конспект занятия по экологическому воспитанию (краеведение) в старшей группе. Тема НОД: «Заповедники Крыма».

Аннотация. Данный конспект занятия имеет цель: воспитывать у детей любовь к Родине, гордость за родную природу. Формировать экологическую культуру у детей, сознание того, что природу нужно беречь. Рас...

Конспект НОД по краеведению в старшей группе детского сада «Крым наш общий дом»

Занятие составлено с учётом регионального компонента программы "Крымский веночек"...

Конспект ООД по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» в старшей группе.

Цель:  Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный», помочь понять ее смысл.Задачи: Учить детей понимать характер и поступки героев.Развивать...