Конспект НОД по экологии «Мой край родной – заповедные места Плесецкого района».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Конспект образовательной деятельности составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, предусматривает интеграцию образовательных областей («Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие»). . Данный конспект НОД направлен на развитие познавательных способностей у детей и помогает дошкольникам расширить знания о  родном крае. В ходе проведения НОД используются различные приёмы и методы работы: игровые, репродуктивные, наглядные, проблемно-мотивационные,где дети приобретают новые знания и используют различные источники информации. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx34.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД по экологии в подготовительной группе

Тема: «Мой край родной – заповедные места Плесецкого района».

Природа - это наш родной край, земля, которая нас растит и кормит. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти качества с детства. Добрые чувства уходят своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира.

Цель: создание  условий для формирования у детей представления  об уникальной ценности заповедных территорий Кенозерского национального парка.

Задачи

Образовательные

Закрепить знания детей о заповедниках и их назначении.

Познакомить детей с Кенозерским национальным парком,  который располагается на территории родного Плесецкого района.

Формировать представление детей о редких растениях и животных Кенозерского национального парка, занесённых в Красную книгу.

Развивающие

Развивать у детей познавательный интерес, экологическое мышление.

Развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

Воспитательные

Воспитывать чувства гордости и  сопричастности к природным достопримечательностям  Плесецкого района, чувство ответственности за родную природу.

Пробуждать желание побывать в заповедных местах Кенозерского национального парка.

Интеграция образовательных областей:  познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Предварительная работа:
1. Беседа «Знакомство  с заповедниками »
2. Беседа «По страницам Красной книги», просмотр презентации «Красная книга России»

3. Знакомство с творчеством А.Н.Нечаева, чтение былин и сказок.

4. Совместное с родителями оформление журнала «Кенозерский национальный парк»

5. Подготовка сообщений о животных и растениях, которые нуждаются в охране.

7. Заучивание стихотворений о природе

Материальное обеспечение:
- рассказ Н.Сладкова «Друг или враг»;

- ноутбук;
- аудиозапись с пением птиц;

- оформленный  с помощью родителей  журнал «Кенозерский национальный парк».

Ход непосредственной образовательной деятельности.

  1. Вводная часть. Актуализация знаний.
    Звучит фонограмма с записью лесных звуков: кукует кукушка, журчит ручей. Воспитатель кратко пересказывает  рассказ Н.Сладкова «Друг или враг».
              Вошел человек в лес. Тихо в лесу, пусто вокруг. И кажется человеку, что он наедине с собой. Но со всех сторон невидимо следят за ним настороженные глаза: кто это пришел в лес — друг или враг? «Ружья нет! — решает рябчик.— Но, может, он петли хочет поставить? Лучше не покажусь». «На охотника не похож,— думает белка.— Да вон палка в руке. Кто его знает? Лучше затаюсь». «Покажись ему, а он еще, по незнанию, меня, безногую ящерицу-веретеницу, за ядовитую змею примет! Убьет ни за что». «Ну я-то с ногами, всем видно, что я просто ящерица. А вдруг ему захочется проверить, как ящерицы хвост отбрасывают? Отбросишь хвост, а потом отращивай целый год!» «Пусть себе идет — я и глазом не моргну! Будто меня и нет. А то для людей так: раз нос крючком, раз когти на лапах — значит, ты вредный ястреб. Пристукнет за вредность, доказывай потом, что ты полезная сова. За людьми надо глядеть в оба!». «Нужен глаз да глаз! Чуть зазеваешься — сейчас тебя палкой, камнем или ногой. А за что? А так, чтобы не прыгал или на глаза не попадался. Вот и не покажусь. И не квакну». Идет человек удивляется, почему никого не видно? Идет и обижается: чего они меня боятся, чего от меня прячутся – ведь я им ничего плохого не делаю!
               И верно не делает. Но и хорошего тоже. А откуда лесным жителям знать, что он друг? На лбу у него не написано. Лесные жители верят только делам. Плохие дела – значит, враг. Хорошие дела – друг. А чему же им еще верить? Не словам же…

Беседа по содержанию рассказа.

     В: Почему обижался человек? Почему боялись человека лесные жители? По каким делам животные могут узнать  друзей леса?

     Д: Друзья леса не шумят, не мусорят, не разжигают костры, не разоряют муравейники.
     В: По каким делам узнают врагов леса?

     Д:  Враги леса разрушают грибницы, ломают деревья и ветки, разоряют гнёзда, шумят.
      В: Из-за жестокого обращения к природе, из-за того, что люди часто становились её врагами,   в наше время есть очень редкие, исчезающие виды птиц, животных и растений.  Ребята, как вы думаете, что значит исчезающие? 

      Д: Исчезающие - это такие виды, которых осталось очень мало, и они могут исчезнуть совсем, если не позаботиться об их сохранении.

      В: Для этого в нашей стране созданы заповедники. Ребята, давайте вспомним, что такое заповедники?
    Д: Заповедники - это особое место, где растения и животные оберегаются и охраняются.
     В: Как вы думаете, какая главная задача заповедников?
      Д: Главная задача заповедников - сохранить и увеличить количество редких видов животных, растений, рыб, насекомых, которые исчезают по вине человека. Заповедную территорию не только охраняют, но и изучают. 
Заповедники охраняются государством.

   В: Скажите,  что запрещается делать в заповедниках?
     Д: Никто в заповедниках не охотится на животных и птиц, не ловит бабочек, не рвёт цветы, не вырубает деревья, в озёрах и реках, которые находятся в этих заповедниках, не ловят рыбу. В заповедниках запрещена не только охота и рыбалка, но и сбор ягод и грибов.

2. Постановка цели

В нашем родном Плесецком районе  тоже есть заповедная территория – Кенозерский национальный парк.  Сегодня мы познакомимся с особенностями, природой Кенозерья, так ещё называют этот чудесный край. Поможет в этом «устный» журнал. Картинки этого журнала мы увидим, а вот читать его не будем - будем листать страницы и рассказывать. Назовём  наш журнал  «Кенозерский национальный  парк». 

Воспитатель демонстрирует журнал,  странички которого оформлены на листах формата А2.  На  обложке журнала  -  название «Кенозерский национальный парк».

3. Основная часть. Знакомство с достопримечательностями и характерными особенностями Кенозерского национального парка. 

  В:  Открываем первую страницу.

Страница 1-я «Историческая» расскажет о возникновении парка.

Кенозерский национальный парк – это удивительная сказочная земля среди лесов Русского Севера. Это одно из немногих мест в нашей стране, где сохранилась частичка старины, частичка древней Руси. На Кенозерской земле можно увидеть  много интересных памятников архитектуры - избы, старинные дома, церкви.  Глаз не перестает радоваться удивительной красоте природы.  Большие прозрачные озёра, песчаные пляжи удивительной белизны с соснами-великанами, огромные камни-валуны на фоне зеленых лугов…

Уникальная неповторимая природа и наличие старинных построек послужило основанием для создания  Кенозерского национального парка. В 2016 году  парку исполняется 25 лет.  На эмблеме Кенозерского национального парка - изображения деревянной часовни, зелёной ели и синих волн. Ребята, как вы думаете, почему эти изображения появились на эмблеме?  (Ответы детей)

На первой странице «устного» журнала размещены фотографии пейзажей природы Кенозерья, памятники архитектуры парка, эмблема.

Страница 2-я «Географическая» расскажет о расположении парка.

В: Кенозерский национальный парк располагается в двух районах Архангельской области: Каргопольском и Плесецком. Территория его напоминает вытянутый многоугольник.  Посмотрите на карту и скажите, какие природные объекты есть в Кенозерье?

         Д: Большую часть занимают леса, на карте они обозначены зелёным цветом. Озёра, реки на карте изображены синим  цветом.  

         В: Действительно, большую часть территории национального парка занимают леса. Кенозерский парк богат озёрами, их около трёхсот, крупных озёр два.  Самое глубокое, большое   – Кенозеро, сердце парка. Оно является и самым глубоким озером  Архангельской области.   Второе по размеру и по значению — Лекшмозеро. Вода в них очень чистая.  Восхитительны болота Кенозерского национального парка, которые представляют собой безграничные моховые поля. Один из центров Кенозерского национального парка — село Вершинино.

        На второй странице «устного» журнала расположена карта Кенозерского национального парка. Воспитатель сопровождает рассказ показом природных объектов и населённого пункта на карте.

       

   Физкультминутка                     

Территория парка очень большая (руки в стороны).

Озёра глубокие (наклон туловища вниз).

По многоводным озёрам плавают лодки (руками изображают волны).

В лесах растут высокие деревья (руки вверх).

В чаще леса живут пугливые зайцы (изображают зайцев), рыжие лисицы (изображают лисиц).

Страница 3-я  «Красная книга»  расскажет о редких растениях и животных Кенозерья.

В: Вспомним, для чего создана Красная книга.

Ребёнок

Мы живём на планете, где много цветов,
Полей безграничных, зелёных лугов.
Мы живём на планете, где много зверей,
Но что-то забыли все люди на ней.
Они позабыли что нужно народу
Беречь и любить всю нашу природу.

Ребёнок
Но люди жестоки: зверей убивают,
В лесу очень много деревьев срубают.
Поэтому помощь природе нужна.
Ведь справиться с ними не в силах она.
И многие, многие, многие виды
Народы внесли в свои Красные книги.

         В: В Красные книги Архангельской области и России включены 114 видов животных и растений.

        В: Сейчас ребята расскажут  о   растениях и животных Кенозерского национального парка,  которые занесены в Красную книгу. 

Выходят заранее подготовленные дети и рассказывают небольшие  сообщения о таких животных как бобр,  малый лебедь, белая чайка, о растениях: башмачок настоящий, прострел, кувшинка.

        На четвёртой  странице «устного» журнала  - приготовленные совместно с родителями фотографии животных и растений из Красной книги, рассказ детей сопровождается показом фотографий.

Страница 4-я «Литературная» расскажет о творчестве сказочника А.Н. Нечаева.

        В Кенозерье, в краю  живописных мест и удивительных  озёр,  родились многие  русские былины и сказки. В давние  времена сказочные истории  не записывались, а передавались из уст в уста, от поколения к поколению, рассказывались не только детям, но и взрослым. Долго сказки жили только в народной памяти.

        В:  Назовите имя сказочника, который родился и вырос в Кенозерском крае,   благодаря которому  сказки стали жить и в книгах?

        Д: Александр Николаевич Нечаев был одним из первых сказочников, кто начал собирать и записывать сказки и былины. Для этого он ездил в экспедиции  и встречался с людьми, которые помнили сказочные истории и могли их рассказать.  А свои первые сказки Нечаев услышал и запомнил именно в Кенозерье.

В: Вспомните,  с какими былинами и сказками в обработке А.Н. Нечаева вы знакомы?

Дети называют знакомые произведения – «Садко», «Сума, дай ума!», былины.

На пятой  странице «устного» журнала  портрет А.Н. Нечаева, фотографии обложек книг «Садко», «Сума, дай ума» и др.

Физкультминутка

Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем — и снова в путь!

Рано утром в заповедник (ходьба на месте),

Мы ходили на прогулку (махи руками),

А потом с горы катились (волнообразные движения руками),

И лепили мы Снегурку (прыжки).

Со снежинкой покружились (кружимся на месте),

В звонком танце ледяном,

И мохнатого мишутку

Разбудили подо льдом! (показывают медведя)

Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?

Снова в путь!

 В путь нас приглашает  страница 5-я «Туристическая». Она  расскажет о самых интересных и впечатляющих местах парка, об увлекательных событиях, которые там происходят.

        В Кенозерском парке может побывать каждый и своими глазами увидеть и оценить  красоту здешних мест. Гостей в Кенозерье ждут и приветливо встречают, размещают в домах, где собрано много старинных вещей. Вам предложат прокатиться на теплоходе по Кенозеру, посмотреть стоящую у дороги  одинокую  раскидистую сосну, украшенную разноцветными лентами. Ленту, платок может повязать каждый. Сосна считается священной. Ей около 200 лет.

Каждый год в  Кенозерье проводится  праздник -"Кенозерская дураковина», который посвящён главному герою русских сказок – Иванушке-дурачку. Праздник был основан в память об Александре Нечаеве, который первым на Руси вступился за Иванушку, напомнив всему миру, что Иван-Меньшой – разумом большой, совестливый да сметливый! Хотя его и дурачком кличут…

Местные жители из ближних и дальних деревень одевают национальные костюмы, исполняются народные песни. На праздник приезжает множество гостей. Показывают спектакли по мотивам русских народных сказок. Приглашаются артисты и умельцы из других городов.  Устраивается ярмарка. Здесь продают плетение из бересты, деревянные поделки, глиняные игрушки, пироги, грибы, ягоды.

На шестой  странице «устного» журнала фотографии праздничных мероприятий «Кенозерской дураковины», фотографии убранства домов, священной сосны.

В.: Хотелось бы, чтобы каждый из нас побывал в Кенозерском национальном парке, увидел красоту родной природы собственными глазами. Гостям парка необходимо знать правила поведения в природе. Их поможет вспомнить игра «Запрещается-разрешается».

Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать «запрещается» или «разрешается».
• В лесу шуметь (запрещается)
• Оставлять мусор в лесу (запрещается)
• Беречь лес от пожара (разрешается)
• Рвать букеты цветов (запрещается)
• Ломать деревья и ветки (запрещается)
• Ходить и топтать на лугах траву и цветы (запрещается)
• Разжигать костры в лесу (запрещается)
• Сажать деревья (разрешается)
• Беречь лес от пожара (разрешается)
• Кричать и включать громкую музыку в лесу (запрещается)
• Разорять птичьи гнёзда (запрещается)
• Ловить бабочек и насекомых (запрещается)
• Разорять муравейники (запрещается)
• Разрушать грибницы (запрещается)

В.: Наш журнал закончим стихотворением.

Ребёнок

Любите родную природу -
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.

4.Итоги, рефлексия.

- Что такое заповедник?

- Какая охраняемая территория есть в нашем районе?

- Что находится под охраной в Кенозерском национальном парке?

- К какой странице нашего журнала вы хотите вернуться ещё раз? Почему?

- Продолжите фразу: я хотел бы….

Литература

1. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. Пособие для воспитателей детского сада. М., 1985.

2. Красная книга Архангельской области: официальное издание / Администрация Архангельской обл. [сост.: П. Н. Амосов и др.]. — Архангельск: Администрация Архангельской обл., 2008.

3.  Пантелеева Н.Г.  Знакомим детей с малой родиной: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015.
Интернет-ресурсы

http://www.kenozero.ru/

http://kulttur.com/zapnac/nacp/131-kenozero

http://fairypot.narod.ru/collektors/nechaev.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой край родной - заповедные места Ленинградской области.Нижне-Свирский заповедник"

Мой край родной-заповедные места Ленинградской области Нижне-Свирский заповедник . Цель: Развитие познавательных интересов у детей. Познакомить детей с заповедником, памятником природы своей мест...

Конспект занятия в старшей группе «Мой край родной-заповедные места. Кавказский заповедник»

Конспект занятия в  старшей группе      «Мой край родной-заповедные места. Кавказский заповедник»Тема: «Мой край родной - заповедные места «Кавказский запов...

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группе «Мой край родной. Заповедные места Талдомского района»

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы "Мой край родной. Заповедные места Талдомского района"....

Проект" Мой край родной: заповедные места".

*Проект; «Мой край родной: заповедные места и памятники природы”.*Цель: создание условий для формирования у детей представления обуникальной ценности заповедных территорий .*Задачи*Образов...

Парциальная программа по краеведению и экологии "Мой край родной"

Программа обеспечивает знакомство детей дошкольного возраста c социальным и природным миром городом Новосибирск (Новосибирской области)....

«Мой край родной — заповедные места Воронежской области»

В 2023 году исполняется 100 лет одному из самых старейших российских заповедников -Воронежскому государственному биосферному заповеднику им. В. М. Пескова Цель: воспитывать нравственно-патриотические ...

Конспект интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста ( 5-6 лет) «Мой край родной – заповедные места»

laquo;Мой край родной – заповедные места»  Цель: систематизация знаний дошкольников о родном крае.Задачи:Уточнить и обобщить знания детей о заповедниках Приморского края, уникальных ...