Конспект НОД в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект НОД по познавательному развитию "Насекомые"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

по познавательному развитию

Тема: «Насекомые»

 

 

 

Цель: показать детям закономерные связи в природе, роль насекомых в этом процессе; вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.

Задачи:

·        Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому - что. Продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии картин.

·        Воспитывать  доброе отношение к маленьким соседям по планете.

·        Развивать зрительную и слуховую память.

·        Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.

·        Развивать связную речь.

·        Развивать образность речи.

·         Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.

·        Продолжать учить отгадывать загадки, кроссворд  и обосновывать свою отгадку.

·        Развивать общую моторику, координацию.

·        Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.

Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза).  Дидактическая игра «Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку). Кроссворд. Мягкая  игрушка –   гусеница, стол, покрытый зеленой тканью на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха. Аптечка скорой помощи. Плакаты: «Муравейник», строение пчелы, «Превращение гусеницы в бабочку». Подушки для релаксации. Корзинка.

 

Ход мероприятия:

Воспитатель: Дорогие ребята, к нам сегодня пришли гости, поздоровались все. Ребята, сегодня мы с вами отправимся  в гости к маленьким жителям  лесной полянки – насекомым. Итак, в путь…

Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы и письмо.  Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит письмо, из которого дети узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука.

Воспитатель: Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает  письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук  заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!» (Приложение 1)

Воспитатель: Ребята, с насекомыми что-то случилось, вы готовы помочь? Воспитатель  читает текст:

Однажды над насекомыми, пронёсся злой паук

На полянке разноцветной, он всех заколдовал.

Чтоб бабочки порхали, трудился  муравей.
И осы чтоб жужжали, ты помоги скорей.

Возьми с собой ты знанья, и доброту возьми,

И этим шестиногим малышкам  помоги!

Воспитатель: А чтобы им помочь, мы с вами должны расколдовать насекомых, выполнив все задания паука. Посмотрите сюда,  а вот и первое задание от паука: «Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».

Загадки. Беседа по теме.

Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на фланелеграф.

·        У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее…

Дети:.... (Стрекоза).

Воспитатель: Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?

·        Сок цветов душистых пьет, дарит нам и воск, и мед.

 Людям всем она мила, а зовут ее...

Дети:....  (Пчела).

Воспитатель: Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

·        Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом.

Дети:....  ( Муравей).

Воспитатель: Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

·        Она ярка, красива, изящна, легкокрыла.

 Сама похожа на цветок и любит пить цветочный сок.

Дети:.... (Бабочка).

Воспитатель: Какие слова  вам подсказали, что это бабочка?

·        Чёрен, да не ворон,

 Рогат, а не бык,

 Летает, а не птица.

Дети:....  (Жук)

Воспитатель:  А в этой загадке, какие слова подсказали, что это жук?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

Ребёнок: Насекомые.

Воспитатель: Какой основной признак всех насекомых?

Ребёнок: У всех насекомых по 6 лапок.

Воспитатель: А паук – это насекомое?

Дети: У насекомых шесть (три пары) ног, а паука восемь (четыре пары) ног. Паук не насекомое. Паук относится к отдельной группе.

Это - паукообразные. К ним относятся пауки, скорпионы, сенокосцы. У всех у них 8 ног.

Воспитатель: Про насекомых нам расскажет…(Ребёнок)

(Приложение 1)

Ребёнок: Называются они так потому, что у многих из них, словно глубокими насечками, тело разделено на несколько частей. Насекомые от слова «насекать» Насекомые бывают полезные , вредные и хищные.

Воспитатель: Назовите насекомых, которые относятся к хищным

Дети: Стрекоза, кузнечик, божья коровка.

Воспитатель:  Почему их называют хищниками?

Ребёнок: Потому что они охотятся за другими насекомыми.

Воспитатель: Назовите полезных насекомых.

Дети: Бабочка, пчела, муравей.

Воспитатель: Какую пользу приносят  пчелы, бабочки, муравей?

Дети: Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.

Воспитатель: Назовите вредных насекомых.

Дети:  Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.

Воспитатель: Иногда людей сравнивают с насекомыми. Угадайте, про какого человека  можно сказать «Трудолюбив как пчела»

Ребята давайте подумаем пчела – это  «Хорошо  или  плохо»

Дети:  Пчела приносит мёд – это хорошо.

            Если пчела укусит – это плохо.

            Пчела трудится с восхода до заката солнца – это хорошо.

            Много пчёл много жужжат – это плохо.

Воспитатель последовательно предлагает каждому ребёнку ответить на вопрос «Почему?»

Воспитатель: Молодцы загадки отгадали, задания выполнили и здесь мы  спасли стрекозу, жука и пчелу, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.(на фланелеграфе картинки)

Дидактическая игра  «Четвёртый лишний»

Цель: закрепить умение находить четвёртый лишний предмет и объяснить, почему он лишний, составлять сложные предложения, используя союз «Потому что»

Ход игры: педагог выкладывает четыре картинки, на которой нарисованы предметы, три из них подходят друг другу, по какому-то признаку, их можно назвать одним словом, а четвёртая лишняя. Какая? (Приложение 2)

Воспитатель: Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

 Дети:                             

·        Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.

·        Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.

·        Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.

·        Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным. 

Здесь спасаем божью коровку

Воспитатель читает загадку:

Стоит под ёлкой городок

К нему сто тропок, сто дорог.

По тем дорожкам взад-вперёд народец крохотный снуёт.

Что за городок? Что за народ?

Дети: Муравейник, муравьи.

Воспитатель: Кто нам про муравья расскажет

 Рассказы детей.(Приложение 2)

Ребёнок: Муравей, хоть и маленький, а настоящий силач! Он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее своего веса. А ещё муравьи отличные строители. Они строят прекрасные дома муравейники.

Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир. Тёплый, уютный, с кладовками, со спальнями, с детскими комнатами и туалетом - где хранят весь мусор. Муравьи содержат свой дом в идеальной чистоте. Все входы и выходы охраняются муравьями – солдатами.

Воспитатель: Чем  питаются муравьи?

Ребёнок: Больше всего муравьи  любят лакомиться пядью – так называется сладкое вещество, которое выделяется тлями. В муравейнике есть специально кладовка, где зимой муравьи хранят тлю а весной они высиживают тлю на листочки. Чтобы они выделяли сладкое вещество по больше. А ещё они любят кузнечиков, едят грибы и семена растений.

Воспитатель: Как в природе муравьёв называют?

Ребёнок: В природе муравьёв называют «санитарами леса» Это значит, муравьи уничтожают вредных вредителей.

Воспитатель: А враги есть у муравьёв?

Ребёнок: Муравьями питаются многие птицы, звери иногда даже человек.

Воспитатель: А кто самый главный в муравейнике?

Ребёнок: В муравейнике самая главная – это муравьиная царица. В молодости у неё были небольшие крылышки, а когда она стала матерью, она их отгрызла и стала жить в муравейнике.

Царица в муравейнике яйца отложила

Их заботою родня тут же окружила.

Ну а рост муравья дальше продолжается

И личинки из яиц вскоре появляются

Ждут с надеждой муравьи, в каждом закоулке

Что личинки муравьёв превратятся в куколки

Вот из куколки своей, вышел новый муравей.( Показывает)

Воспитатель: Вот мы с вами еще спасли муравья (Появляется муравей). Идём дальше.

Здесь паук заколдовал насекомое, нам предстоит разгадать кроссворд,  и мы узнаем кого. (Приложение 3)

Кроссворд.

1.      Какая коровка, скажите пока,

Ещё никому не дала молока? (Божья коровка)

2.     Он сети,  как рыбак готовит,

А рыбы никогда не ловит. (Паук)

3.     Разрешенья не спросил

Подлетел и укусил. (Комар)

4.     Кто, за печкой поёт

Спать нам ночью не даёт? (Сверчок)

5.     Очень хочется трудиться

 Вот и меду принесла

 Работящая   ……. (Пчела)

6.     Шевелились у цветка

 Все четыре лепестка.

 Я сорвать его хотел -

 Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Цель: продолжать учить детей связно выражать  свои мысли, составлять сложные предложения, определять причину и следствие в предложенной ситуации.

Ход игры: появляется гусеница, ворчит, очень недовольна:

Всё про муравьёв, да про бабочек, а про меня забыли. Воспитатель:

Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку.

Воспитатель проводит беседу: (Приложение 3)

Воспитатель: Что сначала откладывает бабочка?

Ребёнок: Бабочка откладывает яйца.

Воспитатель: Кто появляется из яйца?

Ребёнок: Из яйца появляется гусеница.

Воспитатель: Что делает гусеница?  

Ребёнок: Она питается листьями и растет.

Воспитатель: В кого она превращается?  

Ребёнок: Гусеница превращается в куколку.

Воспитатель: Кто выходит из куколки?

Ребёнок: Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут,  бабочка начинает летать.

 Воспитатель: Ребята сейчас нам Владик прочитает стихотворение, как гусеница превращается в бабочку, а Катя покажет нам на плакате.

Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница».

Этот странный дом без окон         (медленно поворачиваются вокруг себя)

У людей зовётся «кокон».

Свив на ветке этот дом,                   (вращают руками)

Дремлет гусеница в нём.            (ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму.      (ладошки под левой щекой)  

Но зима проходит мимо -           (взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна…       (хлопки руками на каждое слово)

Просыпайся, соня – сонюшка!       (потягиваются)

Под весенним ярким солнышком  (рисуют руками солнышко)

Гусенице не до сна.                         (грозят пальцем)        

Стала бабочкой она!                      (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

 Рассказы детей по цепочке:

·        Бабочка отложила яички на цветке.

·        Потом появилась   гусеница.        

·        Гусеница питалась листьями и росла.       

·        Потом гусеница превратилась в куколку.         

·         Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.

А здесь ребята мы спасли бабочку.

Воспитатель: Ребята на пороге стучится лето. Давайте вспомним летние месяцы это…(июнь, июль, август).

Лето нам дарит много счастливых, тёплых и радостных дней. И очень хочется, чтобы это время отдыха не омрачали такие неприятности, как укусы насекомых.

« Аптечка скорой помощи» (Приложение 4)

Воспитатель: Это у нас аптечка скорой помощи., что нам понадобиться в ней при укусах насекомых.

Дети: перекись водорода для промывания места укуса, йод, зелёнка, мазь спасатель, вата бинт, пластырь, а также таблетки против аллергии.

Воспитатель: На прогулке нас укусила пчела, как вы будете оказывать помощь пострадавшему?

Дети: Необходимо с начало вытащить жало, затем, обработать перекисью место укуса, прикладываем холод, мажем мазью, а если на улице то подорожником прикладываем, и к медсестре.

Воспитатель: Так же нас очень беспокоят комары. Как мы себя защищаем от комаров?

Воспитатель: Есть опасное насекомое, которого мы можем встретить в лесу, на прогулке - это …клещ. Какие меры мы применяем против клещей?

Дети: Обработка тела и вещей репеллентом. Если всё же укусил клещ, то мы срочно идём к врачу.

Воспитатель: Молодцы ребята.  В беду вы точно не попадёте.

Воспитатель: Вот мы и выполнили все задания, которые для нас приготовил паук . Благодаря вам, и вашим знаньям  вы помогли насекомым. Они вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.

(Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов.)

Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым.

Ребята, а что вам  больше всего понравилась?

(Понравилось спасать насекомых)

Релаксация «Порхание бабочки» (Приложение 4)

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами хорошо поработали, устали? Давайте  отдохнем. Ложитесь на коврик, закройте глаза и представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы — легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие — это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки... (пауза — поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к... (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Просыпаемся на счёт 3. 1, 2, 3 улыбнись и посмотри. Улыбнитесь друг другу.

 Воспитатель:

 Спасибо вам ребята!  я хочу сказать вам что:

У меня сегодня дети просто чудо хороши.

Этот знает всё на свете, ты играешь от души.

Ты внимателен, ты весел ты послушен, ты звезда

Я бы с вами ребятишки, не рассталась никогда.

Но пришла пора прощаться и хотела бы я знать,

Вам понравилось, ребята?  

А вам гости дорогие?

Ну, тогда: «Добро пожаловать всегда!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе Тема: «Снег и лед». Воспитатель: Колчева Н.В. МАДОУ ЦРР Д/С №4; г. Кропоткин

Конспект ОД в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности по экспериментированию в старшей группе и презентация по ознакомлению с окружающим миром по  теме: «Снег и...

НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на тему «Совушка» План - конспект

НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на т...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой в старшей группе.

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природойв старшей группе....