Открытого занятия по природным зонам в средней группе «Жители Тундры»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Муслумова Кямале Шамсаддин кызы

Знакомство  детей с образом жизни, бытом коренного населения Тундры, особенностями их одежды. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Открытого занятия по природным зонам в средней группе

«Жители Тундры»

Цель: Знакомство детей с особенностями жизни жителей тундры.

Задачи: Познакомить детей с образом жизни, бытом коренного населения Тундры, особенностями их одежды. Воспитать уважение к людям другой культуры.

Материалы: Изображения  жителей Тундры, фотографии Тундры, их жилища, оленеводов, рыболовов и охотников.

Ход занятия.

Воспитатель: «Ребята, посмотрите это глобус - маленький макет земного шара. Скажите какие цвета вы здесь видите? (ответы детей). А вы любите путешествовать? (ответы детей). Мы сейчас с вами будем путешествовать по Крайнему Северу. Там очень холодно, суровый климат, температура очень низкая. Здесь долгие суровые зимы, а лето короткое и холодное. Зимой здесь совсем не бывает солнца. Наступает полярная ночь. Полгода полярная ночь и полгода полярный день. Полярная ночь — период, когда Солнце более 24 часов (то есть более суток) не появляется из-за горизонта. А полярный день — период, когда Солнце не заходит за горизонт дольше 1 суток. Поэтому почва не успевает прогреваться, а растения не успевают вырастать. Зимой на Севере часто бушуют метели, свирепствуют морозы. Давайте попробуем изобразить с вами метель»

Физкультминутка.

Дуют ветры ледяные, (Дети машут руками вверху)

Горы снежные крутые, (Руки поднять вверх, встать на носочки)

Там о лете не слыхали, (Ладонь прижать к уху, наклоны в стороны)

Там согреешься едва ли, (Обнять себя руками)

Он не мал и не велик (Руки свести и развести в стороны)

Этот снежный материк. (Хлопнуть в ладоши на уровни груди)

Воспитатель сажает детей на места.

-Нас тут встречают  жители Севера. Они граждане нашей большой страны. Здесь живут люди разной национальности: чукчи, ненцы и т.д. Не смотря на то, что они живут в  сложных природных условиях, ни за что не променяют свою землю на что-то другое. Крайний Север - это их родной дом, малая родина, которую они любят всем сердцем.

Жители Тундры живут в домах похожих на палатки, называются они Чум. (Как называется дом жителей Тундра? Дети отвечают) Чум делают из жердей, а сверху покрывают сшитыми оленьими шкурами, а летом берестой. Чум хорошо защищает от ветра и холода. Легко собирается и разбирается.

Воспитатель предлагает поиграть в подвижную игру «Кто быстрее построит чум?» Воспитатель берет 2 обруча разного цвета и сообщает каждой команде у кого какого цвета «чум»(обруч). Команда должны запомнить свой цвет. Дети должны найти свой «чум», то есть встать вокруг обруча и всем соединить руки наверху. Выигрывает та команда, которая быстрее в построит  «чум».

Основное занятие жителей тундры - это оленеводство. Из оленевого меха  они шьют себе одежду и обувь. Одежда называется малица, а обувь из оленьей шкуры называется пимы.
Игра «Исправь ошибки».

  •  Малица нужна чтобы не провалиться в снег. (Чтобы не замёрзнуть).
  •  Пимы нужны, чтобы не замёрзли руки. (Чтобы не замёрзли ноги).
  •  В чуме живут олени. (Оленеводы).

Ребята, как вы думаете,  чем занимаются оленеводы? (ответы детей: выращивают оленей)

Северные олени нигде больше не могут жить кроме тундры, потому что они питаются мхом. Летом оленям хорошо, а зимой он должны добывать себе корм из-под снега. Они разгребают копытами мох и достают мох. А если пить захотят, лижут снег. Оленеводы перегоняют стада с места на место, туда, где больше мха. А сами вслед за ними переезжают вместе с чумом. Помните, мы говорили о том, что чум легко собирается и разбирается.

Как вы думаете, зачем жителям нужны олени и какая от них польза?(ответы детей)

Многие народы Тундры издавна занимаются рыболовством. Что такое рыболовство? (ответы детей)

Как вы думаете, чем еще занимаются жители Тундры? (ответы детей)

Жители Тундры передвигаются по бесконечным заснеженным просторам на лыжах. Посмотрите на лыжи, которыми пользуются жители Тундры и на лыжи, на которых катаемся мы. Чем они различаются? (ответы детей)

Воспитатель: Они более короткие и широкие. Как вы думаете, почему? Потому что, на Севере людям приходиться ходить  на лыжах по нетронутому и глубокому снегу. И  широкие лыжи позволяют им не проваливаться в снег.

Воспитатель: Ой, ребята, что-то холодно стало. Давайте согреемся! Игра с элементами массажа «В Тундре нашей мороз».

В тундре нашей мороз,
Ну-ка все потёрли нос!

Поглаживать нос от ноздрей к переносице.

Ни к чему нам бить баклуши,
Ну-ка, все взялись за уши!

Указательным и большим пальцами "лепить"  уши снизу вверх

Покрутили, повертели,
Вот и уши отлетели,
У кого не отлетели,
С нами вместе полетели!

Все движения выполняются в соответствии с текстом.

Головою покачали!
По коленям постучали!
По плечам похлопали!
А теперь потопали!

Есть на Крайнем Севере и свои чудеса. Темно-синее небо вдруг озаряется разноцветными всполохами. Нигде больше нельзя наблюдать такое красивое явление, которое называют северное сияние. Хотите мы с вами немного поэкспериментируем? Подойдите все ко мне. Я вам предлагаю создать свое необычное северное сияние при помощи молока и разноцветных красок. Попробуем?(ответ детей) Посмотрите, что происходит. О, какое чудо получилось!

Итог занятия.

Давайте вспомним, как живут коренные жители народов Севера, как они одеваются, чем они питаются, где они живут, как они передвигаются по снегу и какие основные занятия народов Тундры?(ловля рыбы, оленеводство, охота.)

-Вам понравилось занятие? Что нового вы узнали?

Наше занятие закончилось, и я хочу вас похвалить, что вы слушали меня внимательно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД на развитие эмоционально-лличностной сферы в средней группе "Жители волшебной страны чувств"

Занятие проводилось со средней группе в кабинете педагога-психолога...

Конспект открытого занятия Тема: "Природные явления осенью"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида №16 "Тополек"города Новошахтинска(МБДОУ д/с №16)   Конспект открытого занятия Те...

Конспект занятия по природному миру в средней группе на тему: " Лесные жители"

Расширять  и  уточнять знания о жизни диких животных, их внешнем виде и образе жизни....

Конспект занятия по природному миру в средней группе "Жизнь птиц зимой".

Цель: создание благоприятной эмоциональной обстановкиРасширение и уточнение знаний детей о характерных признаках зимы.Закрепить знание детей о зимующих и перелетных птицах.Учить отгадывать загадк...

Занятие по природному миру в средней группе : Дикие и домашние животные .

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение:«Детский сад №79 комбинированного вида»Конспект занятия по природному миру на тему:«Дикие и домашние животные»/средняя...

Итоговое занятие по природному миру в средней группе «Поможем солнышку»

Цель: Обобщить, уточнить, закрепить знания детей, полученные за год.Задачи:Познавательное развитие: закрепить представления о признаках весны, о диких и домашних животных, о деревьях, фрукта...

Конспект развивающего занятия в средней группе «Жители леса»

Конспект развивающего занятия в  средней группе «Жители леса»   Продолжать знакомить детей с дикими животными и местом их обитания....