Проект "Обитатели морей и океанов"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Фотиева Елена Викторовна

Смоленская область, город Вязьма, улица Ямская дом 41 «А», детский сад № 11.

 

 

 

Проект: «Обитатели морей и океанов»

 

старшая группа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала Фотиева Елена Викторовна

воспитатель группы «Звездочка».

2018год.

 

 

Паспорт проекта.

 

Тема проекта: «Обитатели морей и океанов».

 

Тип проекта исследовательско – творческий.

Вид: краткосрочный.

Возраст детей - 5 - 6- лет.

Направление проектаэкологическое воспитание.

Актуальность: у детей недостаточно знаний об обитателях морей и океанов, об их образе жизни, питании, размножении; о том, на каких глубинах живут обитатели; какие машины способны погружаться в воду; беден словарный запас.

 

Цель проекта: формирование знаний об обитателях морей и океанов, о том, какие машины способны погрузиться в воду и на какие глубины, об экологической обстановке в море и океане. Способствовать развитию речи детей на основе углубления знаний и представлений ребенка об окружающем мире, активизация словаря по теме.

 

Задачи проекта:

 

- формировать у детей представления об обитателях подводного мира (внешнем виде, способе передвижения, размножения, чем питаются);

- формировать желание пользоваться специальной терминологией;

- развивать умение делать выводы и устанавливать причинно — следственные связи между объектами живой природы;

- воспитывать бережное отношение к обитателям морей и океанов, к морям и океанам как экосистеме;

- формировать навыки исследовательской деятельности, умение правильно вести себя в природе .

 

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

 

Ожидаемый результат.

 

-У детей сформировано представление об обитателях подводного мира морей и океанов (краб, морской конек, дельфин, морская черепаха, морская звезда, осьминог, медуза, скат, касатка, кит);

- Дети знают и называют обитателей морей и океанов;

- Имеют представления об особенностях внешнего вида;

- Находят сходства и различия между ними;

- Составляют последовательный рассказ об обитателе по плану;

- Умеют с помощью различного материала совместно с воспитателем создавать образ обитателя моря или океана;

- Активизировалась коммуникативная функция речи и познавательная деятельность детей;

- Обогатился словарь по теме «обитатели морей и океанов».

 

Существительные: клешни, жабры, панцирь, трубочка, чешуя, конек, обруч, бутылконос, дыхало, дельфин, спаривание, бухта, яйца, черепаха, устрица, моллюски, лучи, звезда, присоски, ноги, хищник, осьминог, пещеры, оса, ожог, насос, скелет, пучки, щупальца, колокол, зонтик, стихия, шторм, медуза, плавники, электричество, рана, слизь, шип, бич, хвост, барханы, отверстия, лопата, ромб, скат, артист, тюлень, пингвин, дельфин, кальмары, щелчки, эхолокация, поколения, стая, семья, брюшко, касатка, ласты, сито, щетка, пластина, ус, планктон, детеныши, кит.

Прилагательные: теплокровные, млекопитающие, зубатые, усатые, китовый, массивная, обтекаемая, высокочастотные, донные, ядовитая, парные, плавающие, прозрачные, огненная, внутренний, наружный, упругая, реактивный, морская, подводные, малоподвижные, ракообразные, короткая, жонглируют, рисуют, дрессированный, враждебные, лошадиная, засасывает.

Глаголы: изменять, убирается, откладывают, мигрируют, вскармливают, отфильтровывают, охотятся, дышат, зарывается, выталкивает, сокращается.

 

Этапы реализации проекта

1. Организационный этап – включает в себя изучение научно – методической литературы по теме, подбор иллюстраций с изображением обитателей; видео сюжетов; подбор материала для продуктивной деятельности; подбор художественной и энциклопедической литературы.

2. Основной этап:

Работа с детьми: непосредственно - образовательная деятельность.

Образовательная деятельность осуществляемая в ходе режимных моментов:

рассматривание иллюстраций, энциклопедий, беседы, свободное рисование,

чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов.

Игровая деятельность:

Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Угадай кто?», «Лото – насекомые», «Найди 10 отличий», «Кого больше?», «Парочки», «Подбери слова», «Один – много» (с мячом), «Учись сравнивать», «Игра в слова».

Работа с родителями:

- создание альбома «Это интересно знать»;

- стенгазета «Обитатели морей и океанов»;

- конкурс для родителей «Мы с папой и мамой смастерили...»

3. Заключительный этап:

- фотоотчет по проекту;

- совместное творчество воспитателя и детей «Подводный мир» (лепка)

- открытое занятие по конструктивно — модельной деятельности «Вода в природе»

 

План — схема реализации проекта «Обитатели морей и океанов».

 

Образовательные области.

Вид деятельности: формы.

Ресурсы

Ознакомление с природой:

1) Познакомить с внешним видом обитателей морей и океанов, местах обитания, чем питаются, размножением.

2) Работа с макетом - «заселение» макета животными, соблюдая места обитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 


 


 

ФЭМП: «Составление предмета из треугольников».

Учить составлять конструкцию из 4 равнобедренных треугольников, ориентироваться на листе бумаги, словами называть направление: «слева», «справа», «вверху», «внизу»; упражнять в счете в пределах 6; развивать воображение.


 

«Деление целого на равные части».

Упражнять в делении квадрата на 4 равные части путем складывания по диагонали; учить показывать одну четвертую, составлять предмет из 4 равнобедренных треугольников, ориентироваться в пространстве.

Математика в режимных моментах:

Закреплять полученные знания в режимных моментах. Обеспечить свободный доступ к счетному материалу.


 

Речевое развитие.

Составление рассказа – описания с опорой на предлагаемый план.

(отводится два занятия и проводится работа в режимных моментах)

Рассказывание по картине.

Учить детей с помощью раздаточных карточек и основы-матрицы самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ.


 


 

Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение: «Что это?».

Упражнять детей в творческом рассказывании; в умении употреблять обобщающие слова.

Художественно – эстетическое развитие:

Аппликация силуэтная: «Стайка дельфинов»

Учить детей самостоятельно и творчески отражать представление о морских животных разными изобразительными средствами. Активизировать технику силуэтной аппликации или вырезания по нарисованному контуру. Развивать чувство формы и пропорций. Воспитывать эстетическое отношение к природе.


 

Лепка коллективная: «Плавают по морю киты и кашалоты».

Продолжать освоение рельефной лепки: создавать уплощенные фигуры морских жителей (кит, дельфин, акула), прикреплять к фону (основе), украшать налепами и контррельефными(прорезными) рисунками; ориентировать на поиск гармоничных сочетаний разных форм (туловище конусом + несколько вариантов хвоста и плавников) и развивать комбинаторные способности; совершенствовать умение оформлять поделки; вызвать интерес к раскрытию этой темы в других видах художественной деятельности.

Рисование — экспериментирование: «Я рисую море».

Вызвать интерес к созданию образа моря различными нетрадиционными техниками. Создать условия для экспериментирования с разными художественными материалами и инструментами. Развивать воображение, чувство ритма и композиции; создать условия для творческого применения освоенных умений.

Рисование: «Морская жизнь».

Продолжать учить детей самостоятельно отражать свои представления о море разными изобразительно — выразительными средствами. Вызвать интерес к рисованию морских растений и животных. Воспитывать эстетическое отношение к природе.

Конструктивно — модельная деятельность: «Морские жители».

Продолжать закреплять знания о морских жителях. Учить работать с фольгой и салфетками для создания объемных фигурок морских обитателей. Развивать воображение, мышление, интерес к конструированию. Воспитывать умение действовать самостоятельно.

Конструктивно — модельная деятельность: «Вода в природе».

Расширить представления о воде в природе и жизни человека. Вызвать интерес к конструированию различных водоемов их бумаги, фольги, ткани. Показать возможность создания коллективной композиции для обыгрывания созданных конструкций(ручьи вливаются в реки и озера, реки — в моря и океаны). Создать условия для экспериментирования (предложить сконструировать водопады и мосты). Продолжать учить работать с фольгой о салфетками. Развивать восприятие, воссоздающее и творческое воображение, память, пространственное мышление, коммуникативные способности. Поддерживать интерес к конструированию и обыгрыванию построек. Воспитывать любознательность, эстетическое отношение к воде в природе и изобразительном искусстве.

Творческое объединение «Веселая ярмарка»: аранжировки «Разноцветные стайки».

Продолжать знакомить детей с искусством писанкарства. Расширить представление о традиционных обрядах и народных играх, связанных с воспеванием весны и включающих яйцо как символ солнца и возрождения природы. Вызвать интерес к созданию оригинальных аранжировок из декоративных яиц расписанных детьми. Познакомить со способами конструирования воздушных мобилей (подвесных конструкций) для благоустройства интерьера. Развивать художественное восприятие, чувство гармонии. Воспитывать интерес к народной культуре.

Опытно – экспериментальная деятельность: «Тайны живой природы».

Тема: Что растет в воде?

Цели: Познакомить детей с особенностями роста и развития растений в водной среды. Продолжать учить детей выявлять свойства исследуемых объектов. Развивать интерес к практическим действиям.

Опытно — экспериментальная деятельность: «История воздуха и воды»

Тема: Из чего состоит вода?

Цели: познакомить детей с составом воды (кислород); продолжать учить исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий.

Социально — коммуникативное развитие: «Исследование морских глубин»

Рассказать о том как и для чего проводятся исследования морских глубин, какая техника участвует в исследованиях, на какую глубину способны опускаться аппараты. Дать понятие — давление. Обогащать словарь детей (акваланг простой и глубоководный — панцирный, батискаф, карта дна моря). Развивать любознательность. Воспитывать экологическое отношение к воде как к таковой.

Художественная литература.

Учить слушать литературное произведение, отвечать на вопросы, развивать связную речь.

Физическая культура.

Развивать двигательную активность, учить играть в коллективе, соблюдать правила игры, действовать по сигналу.


 


 


 


 


 


 


 

Викторина: «Знаешь ли ты морских обитателей?».

Обобщение знаний по теме с помощью вопросов .

Рассказ воспитателя о:

-крабе,

-морском коньке,

-дельфине,

-морской черепахе,

-осьминоге;

- медузе;

- скате;

- касатке;

- ките.

Д/и «Обитатели морей и океанов», «Разрезные картинки», «Найди 10 отличий», «Угадай кто?», «Парочки», «Лото».


 


 


 


 

См. Новикова В.П «Математика в детском саду» 5-6 лет стр.17-20.

Сидя за столом: коллективная аппликация «Рыбки в море»;

д/и «Загадочные медузы»


 


 


 


 

См. Новикова В. П. «Математика в детском саду» 5-6 лет стр.85-87.

Сидя за столом аппликация «По морям, по волнам».

Словесная игра «Да и нет».


 


 

- Счет прямой и обратный до 10

- Состав чисел (использовать материал на морскую тему)

- Ориентировка в пространстве «Найди водного обитателя»


 

Составляем описание по картинке (у каждого своя картинка), д/у «Узнай по описанию», речевое сопровождение или показ движения, игра в слова.


 

См. Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду» старшая группа стр. 49-50.

 Художественное слово (загадка); приглашение в путешествие, д/и «Чудесная коробочка», работа у магнитной доски, составление рассказа.

См. Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду» старшая группа стр.76.

Работа у магнитной доски (выкладывание картинки); зарисовывание своих картинок; рассказ о своей картинке; д/у «что это?»


 


 

См. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» старшая группа стр. 182-183.

Рассматривание иллюстраций на тему: «Морская азбука. Море.»; слушание и рассматривание ракушек, морских звезд; рассказ педагога о море; д/у «Закрой глаза»; непосредственное вырезание дельфинов; составление композиции; приклеивание на фон.


 

См. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» старшая группа стр.180-181

Пошаговый показ выполнения работы: показ способа лепки отдельных обитателей сопровождается словесным объяснением; непосредственно — лепка: скульптурным или комбинированным способом; оформление глаз пуговицами или бусинами; оформление «морской» композиции (водоросли, камни, песок и т.д.)


 


 


 


 

См. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» старшая группа стр.172-173.

Чтение художественного произведения перед занятием; экспериментирование с красками и материалами для рисования; оценивание результата своего творчества.


 


 


 

См. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» старшая группа стр.178-179

Разгадывание загадок, показ способов рисования морских растений и объектов, самостоятельный выбор детей способа рисования и самостоятельная деятельность; смешивание красок; рассматривание работ, оформление выставки для родителей: «Морская жизнь».


 

Отгадывание загадок, показ способа действия, самостоятельная деятельность, создание своей «волшебной коробочки», выставка для родителей «Морские жители».


 


 


 


 

См. Лыкова И.А. «Конструирование в детском саду» старшая группа стр.122-123

Сюрпризный момент, беседа, «волшебный момент», отгадывание загадок, рассматривание содержимого «Волшебной коробочки», непосредственно конструирование, заселение моря морскими жителями, и морской техникой.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 См. Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду» старшая группа стр.64-65.

Чтение «Сказ о мастере и писанке»; рассматривание «болванок», готовых писанок, показ способа действия, самостоятельная деятельность, создание коллективного мобиля и размещение его в раздевалке для родителей.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

См. технологические карты (папка).

Беседа, рассматривание, обсуждение, действия с фонариком, практическая деятельность, вывод.


 


 


 


 

Поисково-исследовательская деятельность, выкладывание карточек-схем, опытная деятельность, обсуждение, вывод.


 


 


 


 


 

Рассматривание иллюстраций, д/у «Я закрыл глаза и представил...», физ. минутка, рассказ, обсуждение, просмотр видео, рассматривание альбомов, энциклопедий.


 


 


 


 


 


 


 

Чтение, пересказ отрывка, отгадывание загадок, ответы на вопросы, д/у «Найдите лишнее слово и объясните свой выбор»


 

П.и. : «Море волнуется раз», «Удочка», «Лягушки и цапля», «Дельфины», «Караси и щука», «Лягушки на болоте», «Хитрые рыбки», «С кочки на кочку».

Эстафеты:

«Рыбалка» (перенос мешочков с песком двумя палочками);

«Пингвины» (с мячом);

Упражнения на расслабление:

«Шум прибоя», «Водоросли».


 

Проходит в форме тестовых вопросов — заданий.

Рассматривание иллюстраций по теме «Обитатели морей и океанов» см. Вохринцева С.В., просмотр фильма ВВС «Одиссея Жака Кусто» (выборочно).

Все рассказы воспитателя сопровождаются иллюстрациями из альбома «Это интересно знать».

Макет «Морская жизнь».


 


 


 


 


 


 


 


 

Для воспитателя: 2 ватмана с наклеенными водорослями и раскрашенными в разные оттенки синего (от светлого-поверхность моря, до темного- дно); цифры; обручи.

Для детей: квадраты разных цветов и размеров 2х2 см.; ножницы, клей, кисточки, салфетки, клеенка; по одной «медузе», сшитой из материала внутри-фасоль от 1 до 6 штук.


 

Для детей: листы бумаги синих тонов для фона, бумажные квадраты 3х3, 2,5х2,5; 2х2 см. разных цветов; ножницы, клей, клеенка, салфетки.


 


 


 


 


 

Использовать раздаточный материал Вохринцевой С.В на морскую тему, счетные палочки и геометрические фигуры.


 

У каждого ребенка своя картинка с изображением обитателя моря или океана из альбома: «Это интересно знать».


 


 

В коробочке вырезанные изображения обитателей морей о океанов на магнитной ленте; изображение водорослей, камней, подводных гор- у педагога, тоже на магнитной доске.


 


 

Магнитная доска, вырезанные силуэты морских обитателей на магнитной ленте; карандаши, листы бумаги для фона.


 


 


 

На каждого ребенка: полоски бумаги разных оттенков синего цвета, шаблон дельфина в движении, ножницы, клей, кисточки, салфетки матерчатые и бумажные, рабочая одежда.

Цветную бумагу дети выбирают сами.

У педагога: лист бумаги тонированный в разные оттенки синего цвета; набор для изготовления аппликации как у детей.


 

Пластилин разных цветов или соленое тесто; краски; стеки; керамические плитки или квадраты картона белого цвета на каждого; мелкие красивые пуговицы, бисер или пайетки, семечки для оформления мелких деталей.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Для рисования: листы бумаги (обои) удлиненной формы, поролоновые губки, старые зубные щетки; гуашевые краски в пластиковых емкостях с широким верхом; вода; клеенки.


 


 


 


 


 


 

Ранее подготовленный фон с предыдущего занятия, краски гуашевые, кисти, вода, палитры, салфетки матерчатые и бумажные, клеенка.


 


 


 


 


 


 


 

Фольга пищевая, салфетки разного цвета, коробочки на каждого.


 


 


 


 


 


 

В волшебной коробочке: ткань и бумага разной фактуры и оттенков, конструктор деревянный, бросовый материал, шнурки, фигурки людей, силуэты деревьев, пенопласт (куски), кораблики, морские жители с предыдущего занятия.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Коллекция писанок, декоративные яйца оформленные детьми на предыдущей неделе и «болванки»; яркая цветная бумага, конфетти, серпантин, пайетки, природный и бытовой материал, краски, кисти, вода, клеенки.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Аквариум с растениями, фонарик,карточки-схемы с изображением условий, необходимых для роста и развития растений (включено несколько карточек, не относящихся к теме).


 


 


 


 

Лупы, емкости с водой разного размера, формы, цвета, пластиковые бутылочки с водой, карточки-схемы с изображением свойств воды.


 


 


 


 


 

Иллюстрации с изображением глубоководных аппаратов, диск ВВС Жака Кусто, энциклопедии «Для самых любознательных» под редакцией Татьяны Фроловой.

 


 


 


 


 


 


 

Стихи и сказки из книги Т.А. Шорыгина «Беседы о мире морей и океанов», Клинт Твист «Атлас морских хищников», В.Бианки «Морской чертенок»


 

Обручи, веревка с грузом, мешочки с синтепоном, палочки, мяч, аудиозапись со звуками моря.


 


 


 


 


 


 


 

Вопросы см. Шорыгина Т.А. «Беседы о мире морей и океанов» стр.60-61

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для родителей.Лексическая тема: "Обитатели морей и океанов"

С целью организации речевой среды дома предлагаю  следующий материал по теме: "Обитатели морей и океанов"...

Животные морей и океанов

Материал поможет закрепить знания детей о морских обитателях...

Игра-путешествие "По морям, по океанам"

Обощающее и закрепляющая игровая   деятельность в рамках  тематической недели "Вода"...

Осьминоги - обитатели морей и океанов

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию конспект по художественному творчеству (художественный труд) для детей подготовительной к школе группы....

Конспект познавательно-речевого занятия с детьми подготовительной к школе группы по теме «Обитатели рек, морей и океанов».

Давайте вспомним всё, что мы знаем об обитателях красивого и загадочного подводного мира....