Проект "Синичкин день"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Матвеева Светлана Николаевна

Проекты для старшей группы по экологическому воспитанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования мэрии  города  Новосибирска 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города   Новосибирска  «Специальная (коррекционная) начальная школа № 60 «Сибирский лучик»

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Мини проект

«Синичкин день»

Автор:

Матвеева Светлана Николаевна,

Воспитатель МКОУ С(К)НШ№60

«Сибирский лучик»

г. Новосибирск 2017.

                                               

http://avtor.me/img/poems/389_725e563991c07a88ad294c622fee1973.jpeg

                         Паспорт проекта.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели  группы, родители.

Срок реализации: краткосрочный  01.12.2017г - 01.02.2018г

Актуальность проекта. У детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелетных птиц. Так же у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах.Для формирования обобщенных представлений о птицах, развития интереса к их жизни, расширения знаний и представлений об особенностях внешнего вида, жизненных проявлений, о повадках и способах приспособления к среде обитания, а также для развития познавательных способностей детей Проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. В дошкольном возрасте происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Цель: Сформировать знания о зимующих птицах.

Задачи:

         -  Развивать познавательный интерес детей.

         -  Знакомить с названиями птиц, которые живут в наших краях.      

         - Расширять представления о зимующих птицах (воробей, синица,

          ворона, снегирь) , об их строении, внешнем виде, питании, повадках.

        -Развивать речь, используя малые формы фольклорного жанра.

        - Развивать творческие способности детей.

        -Формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом

совершенствовании.

-Обогащать впечатления детей, при слушании музыкальных произведений, разучивании подвижных игр.

 - Воспитывать у детей сочувствие, сопереживание к зимующим птицам, желание оказать помощь.          

 Этапы реализации проекта.

1 этап: подготовительный (разработка проекта).

- определение проблемы;

- постановка целей, задач;

- определение методов работы;

- сбор информации, литературы, дополнительных материалов;

- составление перспективного плана работы над проектом.

           2 этап: практический (реализация проекта)

 Виды деятельности.

                         Содержание деятельности.

«Познание»

- Беседы с детьми о зимующих птицах

-Целевая прогулка наблюдение за птицами на участке

-Выставка раскрасок: «Зимующие птицы»

«Коммуникация»

- Составление рассказов на тему: «Какие птицы прилетают к кормушкам зимой?».

-Беседа по проблемным ситуациям: «Почему птиц стало меньше», «Синичка-гостья нашего участка!», «Почему синички и воробьи селятся рядом с человеком», «Чем питаются птицы зимой?»

«Чтение художественной литературы»

- Чтение С.Маршак: «Где обедал воробей», Е.Чарушин:«Воробей», В.Бианки: «Синичкин календарь», «Холодно, в лесу голодно»

-Чтение стихотворений: С.Михалков «Птичья столовая», А.Яшин «Покормите птиц зимой», А.Барто «Скачет шустрая синичка»

«Художественное творчество».

Домашнее задание раскрасить зимующих птиц, лепка: «Птички»

-Весёлый лабиринт

«Физическая культура»

Подвижные игры: «Птички и птенчики», «Перелёт птиц», «Воробушки и автомобиль», «Птички и кошка», «Стайки»

«Музыка»

-Прослушивание аудиозаписи голосов птиц: синица, воробей, ворона, снегирь

-Разучивание танцевальных движений: «Жили у бабуси два весёлых гуся»

-

«Социализация»

- Словесная игра «Угадай по описанию», «Назови ласково»

-  Настольно-печатные игры: «Собери картинку», «Четвертый лишний»

-Дидактические игры: «Загадки и отгадки», «Один-много», «Кто как голос подаёт», «Счёт птиц»

- Сюжетно-творческая игра «Мастерская»

-Компьютерные обучающие игры: «Чей голосок?»,  « Любимое лакомство», «Угадай, кто это?»

Деятельность родителей.

- Знакомство родителей с темой проекта «Покормите птиц зимой»

- Сбор информации: книги, альбомы, календари, фотографии, буклеты

-Наблюдение дома за птицами

- Составление вместе с ребенком рассказа на тему «Как мы делали кормушку»

-Изготовление кормушки для детского сада

-Заготовка корма для птиц

                               

 3 этап: заключительный:

-укрепление кормушек на  участке совместно с родителями

Приложение:

1.План – конспект развлечения «Синичкин день»  

2. Коллаж  с  изображением  зимующих  птиц.

3. Альбом «Зимующие птицы нашего края»

4.Фотографии

План – конспект развлечения «Синичкин день»  

Цель. Снятие напряжение у детей, создание благоприятной эмоциональной обстановки.

Воспитатель: Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев, избавились от своего пестрого наряда. Как только на улице похолодало, многие птички засуетились как будто их кто – то напугал. Да не, пугать никто не пугал. Вот только дождики да морозы не всем птицам по душе. Поэтому перелетные птицы улетают в теплые края, а зимующие птички, которые не боятся холода, остаются.

С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, это день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.

Почему именно Синичкин день? Да потому, что синица для Руси считалась главной птицей. Давным - давно на нее гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то в доме будет достаток.

Ребята, а какой же праздник без синички?! Давайте ее позовем!

Вос-ль, дети: Си-нич-ка, Си-нич-ка! (воспитатель вносит изображение синицы).

Синица: Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня?! Я очень рада, что вы не забыли про меня. Ведь трудно представить мир без птичьего щебета, весну без скворцов, море без чаек, рощу без соловьев. А сколько мы уничтожаем вредителей! И сегодня мы вместе с вами поприветствуем птичек, поиграем и порезвимся! А с начала для разрядки угадайте вы загадки. Посмотрите, я принесла волшебный мешочек, в котором лежат картинки с птичками. Сейчас ведущая будет загадывать загадку, и если вы разгадаете, то я показываю вам картинку с этой птичкой.

Воспитатель:

1 В серой шубке перовой

И в морозы он герой.

Зимовать не улетает,

Под карнизом обитает

(Воробей.)

2. На одной ноге стоит

В воду пристально глядит

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат

(Цапля.)

3. Зимой на ветках яблоки

Скорей их собери

И вдруг вспорхнули яблоки

Ведь это… (Снегири.)

4. Эта птица так болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока,

А зовут ее… (Сорока.)

5. Кто красуется на ветке

В желтой праздничной жилетке?

Это маленькая птичка,

А зовут её (Синичка.)

Синица: Молодцы ребята!

Воспитатель: засиделась детвора, поиграть пришла пора!

Игра «Накорми птиц»

Приглашается   5 человек. Каждый получает мячик. Его задача – попасть в кормушку (ведерко). Звучит муз.сопровождение.

Синичка: Ребята, вы такие ловкие и быстрые!

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. Мы предлагаем еще поиграть в игру «Кто как поет». Я буду называть птицу, а вы мне покажите, как она поет.

Петушок, кукушка, ворона, воробей, гусь, курица.

Молодцы, а теперь синичка хочет с вами поиграть!

Игра «Прилетели птицы»

Синичка: Ребята, когда я буду произносить названия птиц, вы хлопаете, если что - то другое, вы – топаете. Начали!

Прилетели птицы, голуби, синицы, мухи и слоны…

Прилетели птицы, голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…

Прилетели птицы, голуби, синицы, кролики…

Прилетели птицы, голуби, синицы, галки и стрижи, чижи и аисты. Кукушки, лебеди и утки и спасибо шутке!

Воспитатель: Ребята, что то вы засиделись, предлагаем станцевать веселый танец!

«Танец маленьких утят»

Синица: Ребята,   мне очень понравилось быть у вас  в  гостях! И в знак благодарности я хочу подарить вам подарочки! (Раскраска-синица)  Раскрашивание с целью закрепления материала

 Давайте их раскрасим. Карандаши, какого цвета нам понадобятся, чтобы раскрасить синичек?  Желтый, синий, черный.

Благодаря вам у каждой птички теперь появился друг!

Воспитатель: Спасибо тебе синичка за подарочки! А мы в свою очередь обещаем не дать погибнуть нашим птицам, повесим  для них кормушки и будем  подкармливать их зимой! Ну а мы прощаемся с синичкой, ее ждут другие дети в гости, давайте попрощаемся с синичкой. До свидания синичка!  

Отчет    Матвеевой Светланы Николаевны  

по  реализации мини-проекта   «Синичкин  день»

       В ходе реализации мини - проекта «Синичкин  день» у детей сформировались обобщенные представления о зимующих птицах. Дети по внешнему виду узнают птиц, прилетающих  на   кормушку, на картинах. Много узнали об образе жизни зимующих птиц, о   приспособленности птиц к жизни в зимнее время года. Дети научились сравнивать  разных птиц, выделяя как общие сходства, так и различия, особенности поведения, способы добычи пищи. Дети узнали, чем можно и чем нельзя кормить птиц зимой.

        Зачем нужно зимой развешивать кормушки. У детей сформировалось желание помогать птицам, когда им трудно, особенно в зимний период.

 У детей обогатился словарный запас, сформировалась любознательность,

наблюдательность, творческие способности, повысилась познавательная активность, коммуникативные навыки. В ходе проекта у детей формируется умение работать в коллективе, договариваться, помогать друг другу.

     Пополнилась предметно – развивающая среда в группе: литературой, иллюстрациями  птиц, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих  птицах, детскими работами.

    Почти все дети вместе разучили стихотворения о зимующих птицах, сделали  кормушки дома, некоторые родители вместе с детьми сделали творческие работы, оформили  фотоальбом.

   Я считаю, что проект «Синичкин  день» удался. Я уверена, что работа,

проведенная воспитателями  в рамках данного проекта, воспитала у детей чувство заботы, ответственности и желания помогать птицам зимой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«День Ромашки» (день рождения сада и День семьи, любви и верности)

8 июля детский сад «Ромашка» отметил свой первый День рождения. Праздник совпал с  Днем с емьи, любви и верности.    Для гостей и родителей дети подготовили концертную програм...

15 января - Всероссийский день зимующих птиц. Этот день начали отмечать в России в память о замечательном писателе Е. Носове, в день его рождения.

Многие из нас,  взрослых,  из детства, наверное, помнят,  как маленькими сидели зимой у окошка и наблюдали за птичками на кормушке. Зимой на улице, во дворе, в лесу ребёнка ожидае...

Проект "День памяти второй мировой Войны" "День памяти и скорби" День поселка"

Сейчас актуальна работа по проектированию непосредственно образовательной деятельности в различных образовательных областях, с использованием различных развивающих методик, что дает совершен...

"Осенняя ярмарка", "День матери", "Новый год", "День Победы", "Выпускной", "8 марта, "23 февраля"", "День космонавтики"

Мгновенный ответЦель праздников— порадовать, повеселить детей, обогатить запоминающимися впечатлениями, в интересной, увлекательной форме дать сведения о живой и неживой природе...

День народного зимнего праздника "Ефремов день" (день домового)

На Ефремов день задабривали домового — хозяина избы.Ведь Домовой — это Родовой дух-хранитель.Для того чтобы домовой понял, что его любят, люди создают обереги в виде кукол-домовят....

11 января во всем мире отмечается самый вежливый день в году "Международный день СПАСИБО." Слово "спасибо" является волшебным, которое подобно солнышку согревает нас даже в самый дождливый и хмурый день.

С самого раннего возраста необходимо знакомить детей с правилами этикета, в которые входят употребление вежливых слов.С целью напоминания о важной роли благодарности и вежливости в нашей жизни, в МДОУ...