Конспект ООД "Помощники Лесной феи"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Тукмачёва Марина Валериевна


Коллективная образовательная деятельность "Помощники Лесной феи" одно из мероприятий в рамках краткосрочного экологического проекта "Удивительный мир насекомых". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ood_pomoshchniki_lesnoy_fei.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 5 с.Ежево, Юкаменского района, УР

Конспект ООД в подготовительной группе

Педагог: Тукмачёва Марина Валериевна - воспитатель         

Тема: Помощники Лесной феи 

Вид ООД: комплексное (предъявление нового материала и закрепление ранее приобретенных знаний и умений)

Цель: Расширять представление дошкольников об особенностях внешнего вида и жизненных проявлений насекомых.

Задачи:

Образовательные задачи:

- Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные

связи; делать обобщения; отвечать на вопросы

- Продолжать учить составлять небольшой рассказ по картинке.

- Закреплять знания детей о звуках; упражнять в звукопроизношении, в употреблении  местоимений МОЙ, МОЯ

- Формирование целенаправленной воздушной струи.

- Закреплять представления детей о геометрических фигурах

- Продолжать учить решать логические задачи, используя знаки (+) и (-)

Развивающие задачи:    

- Развивать творческую активность; воображение; речь.

- Развивать зрительную и слуховую память, мелкую моторику рук

- умение рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.

- Продолжать учить отгадывать загадки 

Воспитательные задачи:  

- Воспитывать бережное отношение к природе, самостоятельность, устойчивый интерес к знаниям

Предварительная работа: наблюдение за насекомыми на прогулке,

рассматривание иллюстраций с насекомыми, чтение стихов и рассказов про насекомых

Предполагаемый результат: знает о многообразии насекомых, умеет их различать по внешнему виду, определять особенности их строения, составляет небольшой рассказ по картинке; имеет представление о структуре задачи, решает логические задачи; определяет в словах наличие заданного звука, выделяет его место в слове; знает геометрические фигуры; умеет ориентироваться в лабиринтах.

Этапы занятия

Планируемый результат

Содержание этапа

Методы и приемы

Организационный момент

Цель: Мотивация детей к восприятию материала на занятии.

Задачи: 

- Создание психологического настроя на учебную деятельность и проблемной ситуации с целью активизации внимания.

- Мотивация детей на предстоящую деятельность

Звуковое письмо лесной феи.

                    Здравствуйте, дорогие ребята! (Слайд 1)

Я лесная фея. Мне известно, что вы настоящие любители природы. Много знаете о моих лесных помощниках: птицах, зверюшках и насекомых. Я так хотела встретиться с вами, но, к сожалению, не могу. С наступлением весны у меня много хлопот: встретить перелётных птиц, разбудить медведей и ежей, поворошить прошлогоднюю листву, чтобы насекомым было легче выйти из своих зимних домиков навстречу солнышку. Поэтому к вам я посылаю своих помощников. Они уже рядом с вами. И каждый со своим заданием. Успешно справитесь со всеми - вас ждет сюрприз. Задания в конверте.                             Желаю вам  удачи!

Словесные (беседа). Наглядные  (демонстрация слайда). Игровые  (воображаемая ситуация, создание игровой ситуации).

Повторение изученного на предыдущих занятиях

Цель: Активное включение детей в работу

Задачи:

- Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте с взрослым

1. Задание лесной феи -  Рассказ о весне

Воспитатель: Открываем конверт и читаем первую загадку:

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой, улей, пчела

Первый мед принесла.

Кто скажет? Кто знает?

Когда это бывает?

Дети: Весной.

Воспитатель: Правильно, весной. А давайте расскажем, что мы знаем о весне. (По цепочке, передавая мячик, с опорой на картинки)

СОЛНЦЕ (Слайд 2)              НЕБО (3) ТРАВА, ЦВЕТЫ (4)  ДЕРЕВЬЯ (5) 

                                                                                                                                   

   ИГРЫ ДЕТЕЙ ВЕСНОЙ (9)  ПТИЦЫ (8) ЗВЕРИ (7)   ЛЮДИ (6)

Наступила весна. Весной солнце появляется чаще, греет теплее.

Небо весной голубое, высокое, чистое. Облака на небе легкие, пушистые, перистые (как перышки).

Земля весной оттаивает. Она рыхлая, теплая, мягкая. Трава весной молодая, светло-зеленая, шелковистая.

Деревья весной просыпаются. Появляются на деревьях почки, потом листочки. Почки зеленые, липкие, пахучие.

Люди рады весне. Они надевают весеннюю одежду, копают, сеют, сажают.

Просыпаются весной звери. Они линяют, бегают, прыгают, ищут пищу.

Возвращаются с юга птицы. Они щебечут, вьют гнезда, ищут корм.

Дети любят весной пускать по ручьям кораблики, играть в песочнице, прыгать со скакалкой.

2. Задание муравья

Воспитатель: Молодцы! Вы замечательно справились с заданием!

 Теперь  внимание! Вторая загадка:

 На полянке, возле ёлок,        

 Дом построен из иголок,

 За травой не виден он,        

 А жильцов в нем миллион.                

 Дети: Муравейник с муравьями. (Слайд 10,11)

Воспитатель: Ребята, а что интересного вы знаете про муравья?        

  Дети: Муравей самый сильный на земле. Муравьи - прекрасные строители.
В муравейнике разные муравьи выполняют разные виды работ. Муравьи -
 солдаты   охраняют  вход   в   муравейник.   Другие   муравьи   ухаживают  за    личинками. Третьи собирают пищу. Есть муравьи, которые пасут тлей.

Воспитатель: Вопросы  от муравья:

  • Как вы думаете, где обитают насекомые?

 Дети: Насекомые обитают не только на земле, некоторые из них прекрасно  себя чувствуют и в воде, и под землей, и в воздухе.

  • Вспомните, как передвигаются насекомые?

Дети: Пчела летает, кузнечик прыгает, а некоторые жуки

умеют даже плавать. (Слайд 12)

Воспитатель: муравей решил прогуляться, но выбраться из муравейника не может. Помогите ему.

Лабиринт «Помогите муравью выбраться из домика» (Слайд 13)

3. Задание пчелки 

Воспитатель: А сейчас, внимание: третья загадка феи:

 Не мотор, а шумит,
Не пилот, а летит,
Не гадюка, а жалит.

  Дети: Пчела (Слайд 14)

Воспитатель: Что вы знаете про пчел?

Дети: Пчела – летающее насекомое, близкая родственница осы и муравья. Эта  труженица приносит нам мёд. Кушают пчелки цветочную пыльцу и нектар. Живут эти насекомые семьями, ищут еду и воду вместе, вместе защищают свой дом от врагов 

Воспитатель: Ребята!  Я хочу, чтобы вы отдохнули и посоревновались. Для этого лесная фея отправила к вам пчелок. Они помогут вам принять участие в игре «Чья пчелка быстрее?» (Дыхательная гимнастика за столом: глубокий вдох через нос,   длительный выдох через рот в трубочку, не раздувая щек на ватных пчелок)        

4.Задания жука

Воспитатель: Послушайте четвертую загадку феи:

 Два рога - не бык,

Шесть ног - без копыт.

Дети: Жук (жук-олень). (Слайд 15)

 Воспитатель: Правильно. Слышите, как он вдалеке тихо жужжит? Давайте и мы

 тихо пожужжим. Фонематическое упражнение «Жуки»

 Дети: (Тихо жужжат).

Воспитатель: А если мы подойдем поближе, то жужжание громче.

 Дети: (Жужжат громче).

Воспитатель: Теперь мы рядом с жуком.        

 Дети: (Жужжат громко).

 Воспитатель: Что же хочет спросить у нас жук-олень?  (воспитатель читает вопросы  жука):

 •        Ребята! Что интересного вы знаете обо мне?

Дети: Жук-олень - самый большой жук. Его назвали так, потому что челюсти у него похожи на рога оленя (оленьи рога). Питается он гниющей  древесиной.

•         Ребята!    Сосчитайте,   сколько раз вы   услышите   мой   звук   Ж   в
стихотворении? Назовите,  в каких словах и где находится звук
 (в начале, в конце, в середине слова):

 Жук упал, и встать не может,

 Ждет он, кто ему поможет.

Дети: Четыре раза. В слове жук (в начале слова), не может (в середине слова), ждет (в начале слова), поможет (в середине слова).

Воспитатель: жук предлагает поиграть с ним в игру «Жадина».

Воспитатель  показывает на картинку, а дети произносят названия насекомых с местоимениями МОЙ, МОЯ.

Дети: Моя бабочка, мой шмель и т.д.

5. Задания комара

Воспитатель: Послушайте пятую загадку феи:

Не зверь, не птица,

Носок как спица,

Летит - кричит,

Сядет — молчит, 

Дети: Комар. (Слайд 16)

 Воспитатель: Что интересного вы знаете о комаре?

Дети: Комар не пищит. Звук, который он издает, получается, от дрожания  крыльев. Комары разговаривают друг с другом с помощью крыльев.

Воспитатель: Какое же задание приготовил нам комар? (воспитатель читает вопрос комара):

 Я, ребята, приготовил вам интересную игру «Что на картинке лишнее?».  Нужно найти лишний объект и объяснить, почему он лишний. (Слайды 17, 18, 19)

6.Задания стрекозы.

Воспитатель: Следующая шестая  загадка феи:

 На ромашку у ворот

Опустился вертолет –

Золотистые глаза.

Кто же это? …

Дети: Стрекоза (Слайд 20)

Воспитатель: что интересного вы знаете про стрекозу?

Дети: У стрекозы очень большие глаза. Она может смотреть сразу и назад и вперед, поэтому  хватает добычу на лету. Покушать эти насекомые предпочитают комарами или мошками. Откладывает свои яички в воду и размножается в воде.

Воспитатель: Скорее превращайтесь в стрекоз и летите.

Физминутка

Летит стрекоза,                           Бегут по кругу, расставив руки.

Как горошины глаза.                  Руками показывают большие глаза.

Вверх, вниз,                                 Сначала бег на носочках, затем в

                                                                                                  полуприседе.

Взад, вперед,                                Меняют направление бега.                               

Как прозрачный самолет.           Продолжают бег по кругу.

Воспитатель: Что за задание она приготовила? (Воспитатель читает задания стрекозы)

Решите задачки:

Под кустами у реки 

Жили майские жуки: 

Дочка, сын, отец и мать. 

Кто их может сосчитать?  (4)

(Слайд 21)

Пять ворон на крышу сели, 

Две еще к ним прилетели, 

Отвечайте быстро, смело: 

Сколько всех их прилетело?  (7)

(Слайд 22)

У жука 3 пары ног. Сколько всего ног у жука? (6)

(Слайд 23)

На подоконнике лежали 5 зелёных помидоров. Через 3 дня они покраснели. Сколько зелёных помидоров осталось? (0)

(Слайды 24, 25)

Словесные (вопросы, побуждающие мыслительной деятельности, пояснение, объяснение, загадки, рассказы детей). Наглядные  (демонстрация слайдов, демонстрация предметных картинок, показ способов действий). Игровые (дидактическая игра, физминутка, воображаемая ситуация, загадывание и отгадывание загадок, выполнение игровых действий, создание игровой ситуации, дыхательная гимнастика). Практические  (упражнение, лабиринт, моделирование)

Изучение нового материала

Цель: постановка конкретной учебной цели перед детьми

Задачи: изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен детьми

7.Задания бабочки

Воспитатель: А вот и последняя загадка феи (седьмая):

Шевелились у цветка        

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

Дети: Бабочка.         (Слайд 26)

Рассказ  воспитателя

Воспитатель: Самка бабочки откладывает яйца на  листья растений. (Слайд 27)

Вылупившиеся гусеницы сразу начинают поедать листья.

Питаясь, гусеницы растут, меняя оболочки.

Последняя оболочка затвердевает, образуется куколка, внутри которой идет превращение личинки во взрослую особь.

Когда твердая оболочка куколки  лопается, из нее выходит взрослая бабочка.

Закрепление нового материала

Цель: Отслеживание обратной связи.

Задачи: Закрепление полученных знаний через самостоятельное выполнение задания

Воспитатель: Ребята, бабочка приготовила нам вот какое задание:

        «Последовательно выложить, как появляется  бабочкой».        
Дети: (Выкладывают, объясняя)

Рисование «Укрась бабочку»

Воспитатель:  У вас на листочках бабочка, но у нее нет крыльев. Крылышки нужно украсить с помощью геометрических фигур. Посмотрим, у кого получится самая нарядная бабочка.

Дети: (выполняют задание, на фоне спокойной мелодии звучит стихотворение) 

Когда в душистом сквозняке

Присядешь тихо в сосняке,

Внимательно вглядись вокруг-

Ты многое заметишь, друг.

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок

И собирает мед пчела.

Все заняты, у всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь!

Заключительный этап

Цель: подведение итогов деятельности

Задачи:

- Педагогическая оценка результатов деятельности детей

- закрепление полученных знаний через вопросы.

- Предвосхищение оценки с целью формирования положительной учебной мотивации.

Воспитатель: Ребята! Назовите помощников Лесной феи?

Как вы думаете, мы со всеми заданиями справились?

Задание, какого насекомого вам показалось трудным?

А чьё задание было самым легким?

Наступило время долгожданного сюрприза от лесной феи.

Воспитатель раздает детям «Волшебные цветы» (оформленные разноцветными лепестками конфеты)

Словесные (беседа, вопросы, педагогическая оценка). Игровые  (внезапное появление объекта)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия " Лесная полянка"

Учить детей любить и беречь природу...

Конспект занятия "Лесная сказка", коллаж.

-   учить понимать образное содержание поэтического текста, связывать его с реальными картинами природы,-   развивать творчество,-   воспитывать любовь к природе - ...

конспект занятия "Лесные звери"

Конспект занятия "Лесные звери" для детей с ОНР старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия "Лесная птица - дятел"

Предлагаю конспект занятия для детей средней группы при знакомстве с птицами, в частности с дятлом....

Конспект НОД "Лесная прогулка"

Цель:формирование у дошкольников элементарных знаний о деревьях, о взаимосвязях в природе, способствовать формированию начал экологической культуры поведения...

Конспект НОД "Лесные чудеса"

"Дикие животные - развитие речи, движений,формирование сенсорных эталонов."...

План-конспект: "На лесной полянке"

План-конспект: "На лесной полянке"...