Конспект НОД "Лесная прогулка"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Бабурина Татьяна Васильевна

Цель:формирование у дошкольников элементарных знаний о деревьях, о взаимосвязях в природе, способствовать формированию начал экологической культуры поведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_lesnaya_progulka.docx27.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  «Лесная прогулка»

 подготовительная к школе группа

Цель:

Формирование у дошкольников элементарных представлений о жизни деревьев, их взаимосвязях в природе. Способствовать формированию начал экологической культуры поведения.

Задачи:

Образовательной области «Познание»

- обобщить и закрепить знания детей о деревьях, растущих в лесах Республики Коми;

- уточнить представления детей об условиях жизни деревьев зимой;

- учить сравнивать, классифицировать, анализировать, делать выводы;

- развивать логическое мышление, внимание;

Образовательной области «Коммуникация»

-учить правильно строить ответ на поставленный вопрос, отвечать полным    предложением;

- обогащать словарный запас детей;

- развивать связную речь;

- закреплять умение отгадывать загадки;                                              

Образовательной области «Музыка»

- развивать музыкально-двигательное творчество, побуждать к использованию знакомых танцевальных движений;

Образовательной области «Социализация»

- дать представление о березе, как о символе России;

- воспитывать бережное, заботливое отношение к природе;

Материалы и оборудование:

- картины с изображением зимнего леса;

- шишки;

- фломастеры, контуры деревьев на альбомных листах («Дорисуй дерево»);

- рисунки детей на тему «Белая береза»;

- картинки с изображением хвойных и лиственных деревьев;

- костюмы для Лесовика и Ученого;

- картинки с изображением стадий развития ели;

- панно «Зимний лес»;

- аудиозапись песни «Чунга – чанга» (муз. В.Шаинского, сл.Ю.Энтина)

Ход:

(Дети входят в зал)

Воспитатель: Ребята, сегодня нас ждет встреча с одним интересным человеком, он приехал издалека и очень нуждается в вашей помощи.

Появляется ученый из Африки

Ученый: Здравствуйте, ребята! Я прибыл к вам из Африки. Я ученый и хочу больше узнать о деревьях, которые растут у вас на севере, хотел бы привезти и посадить их у себя на родине. Я отправился в лес и встретил там вредного старика, который не пустил меня в лес, а зовут его лес… лесной…

Воспитатель: Лесовичок?

Ученый: Да-да! Он отправил меня к вам, чтобы вы научили меня узнавать деревья, рассказали о том, как они растут. Лесовичок приготовил трудные задания, надеюсь, что вы мне поможете справиться с ними.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем ученому из Африки больше узнать о деревьях, которые растут в наших лесах. А для этого поспешим в лес (подводит к картинам с зимним пейзажем, звучит музыка)

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес! (С.Погорельский)

Посмотрите, какие красивые деревья у нас зимой: принакрылись снегом, стоят торжественные, величавые в зимнем убранстве. Красиво и тихо вокруг!

Ученый: Холодно и морозно у вас. Смотрите, какая интересная шишка, да это не просто шишка – здесь первое задание!

ИГРА «УГАДАЙ, КТО Я»

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки.  (Березы)

Елка иль не елка,

Зелена иголка, а совсем не колка. ( Лиственница)

Шуба вся ежовая,

Служит век, как новая. (Ель)

Стоит столб до небес,

А на нем шатер – навес.

Красной меди столб точеный,

А навес резной, зеленый. (Сосна)

Кудри в речку отпустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит. (Ива)

Что за дерево стоит,

Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

- Какие еще деревья растут в нашем лесу? (Тополь, рябина, черемуха)

- На какие две группы можно разделить все деревья? (Хвойные, лиственные)

На полу картинки с изображением деревьев, дети раскладывают их на две группы.

- В чем отличие? (Ответы детей)

Ученый: Как много в лесу деревьев, и молодых и старых. А как вы думаете, ребята, откуда появляются новые деревья? (Ответы детей)

ИГРА «ЧТО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ?»  

                Детям предлагается разложить картинки (семя – росток - маленькое деревце - большое дерево - семя)

-Как распространяются семена? (Ветер, животные)

-Все ли семена деревьев прорастают и появляется новое дерево? (Ответы детей)

Воспитатель: Все деревья красивы: могучие сосны и ели, стройные березки и осинки, тоненькие рябинки. Все деревья разные, но у них есть много общего. Давайте подумаем, что? (Корень, ствол, ветви, сучья, листья-хвоя; ствол дерева покрыт корой).

-Для чего дереву нужны корни? (Удерживать ствол, дышать, питаться) 

-Листья? (Дыхание, испарение воды, образование питательных веществ)

- Ствол? (Проводит питательные вещества к веткам и листьям) 

-Кора? (Защищает ствол от жары, морозов, микробов)

«ДОРИСУЙ ДЕРЕВО»

        Детям предлагаются карточки с нарисованными частями березы, нужно дорисовать дерево.

Ученый: Какое красивое дерево! Как оно называется? (Береза) Хочу узнать о ней побольше!

Воспитатель: Береза - единственное дерево в мире с белой корой. Березу всегда любил наш народ, да и теперь она не утратила этой любви. Наши далекие предки вообще считали березу особенным деревом и воздавали ей особые почести. Крестьянские девушки заплетали березовые ветки, и считалось, что если заплетенные ветки завянут, то это плохая примета, если нет - хорошая. Кроме того верили, что береза, если ее уважать и любить, передаст свою большую силу и рост хлебному полю, и будет богатый урожай зерна. Русские люди считали березу священной.

Писатели и поэты посвятили березе много сказок, былин, стихов; композиторы сочинили прекрасную музыку. Наши ребята тоже знают стихотворение о березе (ребенок читает стихотворение)

Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется, – но не ломится!
(А. Прокофьев)

Воспитатель: Еще мы знаем песню о березе, послушай, уважаемый ученый.

ПЕСНЯ «БЕЛАЯ БЕРЕЗА»

Ученый: Очень понравилась мне береза, надо обязательно посадить такое дерево у меня на родине. Но семена даст Лесовичок, только когда ответим на все его вопросы.

Ученый: Я нашел еще одну шишку! Что же там Лесовичок еще придумал?

 Воспитатель: Какой трудный вопрос! Ребята, подумайте и скажите, что общего между людьми и деревьями? (Относятся к живой природе) 

- Почему деревья мы относим к живой природе? (Дышат, растут, питаются, размножаются)

Ученый А как же деревья дышат, ведь у них нет рта, носа, чтобы дышать? (Ответы детей)

Воспитатель: Почему в лесу так легко и хорошо дышится? (Деревья очищают воздух)

Ученый: Как у вас в лесу и правда хорошо дышится. Но мороз, холодно. Как в таком холоде деревья растут?

Воспитатель: Ребята, а растут ли деревья зимой? (Ответы детей)

-Как деревья готовятся к наступлению зимы? (Ответы детей)

 Деревья сбрасывают листья. Соки дерева постепенно густеют и почти не движутся по стволу. Корни деревьев не впитывают воду и питательные вещества. Дерево словно засыпает и почти не дышит. Особенно глубоко спят деревья с осени до конца года. Веточки деревьев становятся особенно хрупкими и ломкими, их очень легко сломать, поэтому нужно быть очень осторожными.

Ученый: Удивительно! Нужно записать эти сведения в мою записную книжку.

Воспитатель: Посмотрите, я нашла еще одну шишку от Лесовичка, и это последнее задание, которое мы должны выполнить.

-Как вы можете помочь перезимовать деревьям, растущим на вашем участке? (Укрыть корни снегом, не ломать веточки)

-Всегда ли мы бережно относимся к нашим деревьям? (Ответы детей)

- Зачем укрывать корни деревьев снегом? (Чтобы не замерзли)

-Когда деревья проснутся и начнут расти? (Весной) 

-Что необходимо для роста деревьев? (Свет, тепло, вода, почва) 

Ученый: Правильно!

Лесовичок: (из-за ширмы) Молодцы! (Выходит)

А вот и я, старичок-Лесовичок, хозяин леса. Слежу за его сохранностью и порядком. Я не вредный, а заботливый, чужаков в лес не пускаю. Вот и решил, чтобы ты, чужеземный гость, познакомился с нашими деревьями и порядками.

Ученый: Да, много интересного я узнал о деревьях вашего северного края. Все деревья очень красивые, но больше всех мне понравилась береза. Какой ствол, белый - белый! Ее хочу посадить у себя в Африке.

Лесовичок: К сожалению, мой друг, в этом я помочь тебе не могу. Давай у ребят спросим, будет ли береза в Африке расти? (Ответы детей) Почему?

ИГРА «РАСТЕТ-НЕ РАСТЕТ»

Воспитатель: Уважаемый ученый! Наши ребята недавно рисовали красавицу-березку в снежном наряде и хотели бы тебе на память подарить наши рисунки. Ученый Спасибо большое! Я так рад, что готов танцевать мой  веселый танец

ОБЩИЙ ТАНЕЦ

(Под песню «Чунга – чанга», сл.Ю.Энтина, муз. В.Шаинского)

После танца Ученый благодарит детей за помощь, угощает бананами. Герои прощаются и уходят.

Resource id #1796

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект оздоровительной прогулки на тему: «Прогулка со снеговиком»

Конспект оздоровительной         прогулки на тему:«Прогулка со снеговиком»...

Конспект проведения прогулки "Зимняя прогулка"

Конспект проведения зимней прогулки у детей средней группы...

Конспект проведения прогулки во второй младшей группе по теме «Весенняя прогулка»

Учить детей определять состояние погоды, знакомить с некоторыми характерными особенностями весны. Обратить внимание на красоту весенней погоды.Привлекать детей к трудовой деятельности, приучать соблюд...

Конспект проведения прогулки во второй младшей группе по теме: «Прогулка весной».

Представлен конспект прогулки во второй младшей группе. Присутствует художественное слово, индивидуальная работа, подвижная игра, наблюдение и самостоятельная деятельность....

Конспект организации прогулки в 1 младшей группе «Звёздочки». Тема прогулки: «Улыбнёмся солнышку».

Цель: Продолжать учить детей замечать и называть состояние погоды: светит солнце. Уточнить знания детей о том, что весной солнце светит ярко, начинает припекать. Учить устанавливать причинно-след...

Конспект организации прогулки в первой младшей группе Тема прогулки: «Улыбнёмся солнышку»

Цель: 1.  Продолжать учить детей замечать и называть состояние погоды: светит солнце. Уточнить знания детей о том, что весной солнце светит ярко, начинает припекать.2. Учить устанавливать пр...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...