Колокола на Руси
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Маркова О.В.

Конспект занятия в саршей группе по ознакомлению с окружающим

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolokola_na_rusi.docx39.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение

 «Детский сад  № 27»

        

Конспект НОД

по формированию целостной картины мира

- ребенок и окружающий мир

«История возникновения колоколов на Руси и в других странах».

 (Старшая группа)

.

Конспект разработала:

Ольга Владимировна Маркова

Г.Ярославль

2018 год

Основная взрослая цель: формирование представления  о колоколах и колокольных звонах на Руси

Детская цель: отправиться в экспедицию, чтобы узнать все о колоколах

Задачи

  • Образовательные;
  • познакомить  со свойством колокола;
  • закрепить знания о составе отливки колоколов.
  • расширить представление об особенностях звучания колоколов

  • Развивающие
  • развивать умения поддерживать беседу;
  • содействовать развитию мыслительных операций по высказыванию своей точки зрения, наблюдения, сравнения, анализ
  • способствовать развитию качеств личности: любознательность.

  • Воспитательные
  • содействовать развитию положительных эмоций (радость, восхищение) при прочтении стихотворения Е. Шкловского и прослушивании музыкальных про- извелений Э. Грига, С. Чикобава,
  • воспитывать у детей чувство патриотизма. любви к своей Родине;
  • содействовать развитию чувства прекрасного
  • обеспечить поддержку в развитии собственного «Я».

Вилы детской деятельности:

игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно- исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Материалы и оборудование:

  • Запись: «Колокольчик» » (сл. Вс. Рождественского, муз. С. Чикобава);
  • «Колокольные звоны»;
  • Слушание музыки. «Колокольные звоны» (музыка Э. Грига);
  • Репродукция картины К. Юона «Купола и ласточки»;
  • Колокольчики для выставки
  • Картинки или материал для отливки колоколов.
  • Иллюстрация самого большого колокола – «Царь-колокол»

Предварительная работа:

  • Знакомство с разными сувенирными колокольчиками;
  • Экскурсия к Яковлевскому Благовещенскому храму(наблюдение за колокольным звоном)
  • Информация для чего нужны были колокола на Руси?
  • Знакомство с мастерами, которые отбирали нужные материалы  для отливки колоколов. Чтение информации о том,  как занимались отливкой колоколов
  • Знакомство с «Царь Колоколом». Доступная информация о нем
  • Разучивание логоритмического упражнения «Самолет»
  • Игра «Комплименты»

Содержание организованной образовательной деятельности

Дети с педагогом входят в зал.

- Дети, посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Подойдите к ним, поздоровайтесь. Узнайте, какое у них настроение, задайте им интересующие вас вопросы, расскажите о себе.

Дети подходят к гостям, здороваются с ними, рассказывают о себе, задают гостям вопросы. Затем  подходят к воспитателю.

Девочки, вы любите получать подарки? (Да, любим.).

 Какие? (Я люблю получать в подарок кукол.), (Я люблю, когда мне дарят книги.), (Мне нравится, чтобы дарили конфеты.).

- Мальчики, какие подарки любите вы получать? (Я люблю, когда мне дарят роботов), (Я люблю получать в подарок машинки.), (Мне нравится, когда дарят любые игрушки.).

- Я тоже люблю получать подарки, вчера мне подарили очень необычный музыкальный подарок.

Воспитатель включает музыку.

Звучит куплет песни Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты»

-Что такое комплимент?

 (Это восхищение), (Комплимент это доброе слово), (Комплименты говорят людям, когда они красивы), (Комплименты говорят людям за хорошие поступки), (Комплименты это слова любви, признания, что человек тебе нравится), (комплименты говорят, когда человек умный, аккуратно или, чего либо достиг)

- Для чего нужны комплименты в общении людей?

(Комплимент нужен, чтобы порадовать друга), (От комплиментов появляется хорошее настроение), (Друг становится уверенный в себе и захочет быть еще лучше, чем он есть), (Говорить комплименты нужно, чтобы человек захотел с тобой и дальше общаться)

-  В каких случаях  следует говорить комплименты?

(При разных хороших поступках), (При достижениях), (При желании быть красивым), (Даже если в группе мальчик безобразник, а ему скажешь комплимент похвалишь, он становится добрее, будет вести себя правильно).

-  Приходилось ли вам кому-либо говорить эти высокопарные слова – комплименты?

На фоне музыки педагог предлагает встать в круг, где звучат слова:

«Давайте восклицать, друг другом восхищаться.

Высокопарных слов не надо опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты».

- Скажите друг другу комплимент, чтобы в сердце каждого поселилось лучистое солнышко и грело душу своим теплом.

(Дети встают в круг передают цветок колокольчик  по кругу, говоря комплимент, например Аня, ты хорошая подружка, я хочу с тобой дружить, Ира, у тебя сегодня очень красивое платье, Игорь, ты такой веселый, с тобой всегда хочется играть, разговаривать и т.д.)

             - И вам мои милые дети, я хочу сказать комплимент:

- «У вас такие красивые лица и улыбки. В ваших глазах столько тепла и света, что при встрече с вами я забываю о грустном. Радуюсь и улыбаюсь. Я люблю вас»!

- Кто из вас знает на что похож цветок колокольчик?   (Это растение.), (Это цветок.), (Не знаю, что это), (похож на колокольчик)

- Значит это какой - то нам незнакомый колокольчик!  Вы хотите узнать, что-то интересное о колокольчиках и разных колоколах? ( Да, хотим.)

- Мы сможем это сделать? (Да, сможем.), (Попробуем сделать.), (Да, конечно.).

- Почему? (Потому что мы любознательные.), (Мы не боимся трудностей.), (Потому что мы любим узнавать все новое.).

- Как  узнать что-то новое о колокольчиках, колоколах?  (Надо посмотреть картинки.), (Надо  отправиться  в экспедицию.), (Надо спросить у кого-нибудь из взрослых.)

- Какое интересное предложение – отправиться в экспедицию!  Что такое  экспедиция?

( Это путешествие, в котором можно узнать что-то новое, неизвестное.).

-  Отправляемся в экспедицию, чтобы узнать все о колоколах!

- На  чем отправимся? (На машине.), (На  поезде.), (На вертолете.), (На самолете.). (На тройке лошадей с колокольчиками)

На чем доберемся быстрее? (На самолете.)

Значит,  отправляемся на самолете.

Речь с движением «Самолет».

Руки в стороны – в полет

Полетит наш самолет.

Дети поднимают прямые руки в стороны.

Сделал правый поворот,

Поворачиваются вокруг себя через правое плечо, подняв правую руку.

Сделал левый поворот,

Поворачиваются через левое плечо, подняв левую руку.

Крыльями покачал,

Покачивают прямыми руками.

Загудел и задрожал.

Поднимаются на носки, опускаются на всю ступню и гудят «у-у-у…»

Начинается полет,

Полетел наш самолет.

Бегут «змейкой», расставив руки в стороны.

Вот закончился полет, Приземлился самолет.

Замедляют бег, опускаются на одно колено.

- У меня в руках цветок колокольчик  Послушайте музыкальное произведение.

Слушание песни «Колокольчик» (сл. Вс. Рождественского, муз. С. Чикобава).

Колокольчик! Колокольчик!         

На лугу со всех сторон        

Лёгкий-лёгкий, тонкий-тонкий        

Будто слышится мне звон.        

Колокольчик! Колокольчик!

Неужели это ты

Так звенишь и так трепещешь

Там, где травы и цветы.

Может быть, звонишь ты тоже

Но твой звон не слышен нам,

И понятен только пчёлам

Роще, травам и цветам.

- Скажите, как можно  назвать это музыкальное произведение?

(Я бы назвал эту песенку «Колокольчик»), Колокольчик на лугу), (звенящий колокольчик), (цветок-колокольчик)

Рассказ воспитателя об истории возникновения колоколов на Руси и в других странах.

  • Посмотрите на этот необычайно красивый цветок колокольчик. Легенда рассказывает что когда-то давным-давно, ещё в конце IV века, епископу Ноланскому приснился сон, в котором он увидел полевые цветы - колокольчики, от дуновения ветра которые издавали необыкн венной чистоты приятные звуки. После своего сна епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении.

 С принятием христианства на Русь принт колокола и сразу стали символом державы и мощи духа русского человека.

- Я приглашаю вас посетить нашу выставку колокольчиков.

-  Что вы можете сказать про колокола на нашей выставке?

(Колокольчики на выставке  с надписью или гербом), (Колокольчики с рисунком или портретом), (Колокольчик всегда напоминает о том месте, которое ты посетил).

  - Подумайте, что вы сможете сказать об этом колокольчике?

(берет разные колокольчики и предлагает высказаться каждому воспитаннику)

(Я думаю, что этот колокольчик свадебный, потому, что на нем два колечка и два голубя) (Этот колокольчик музыкальный на нем изображен музыкант с гармошкой), (Этот колокольчик для музыкальных занятий), (Этот колокольчик символ нашего города Ярославля, на нем нарисован герб города), (Этот колокольчик тоже из Ярославля на нем нарисована беседка на нашей набережной), Этот колокольчик из детского сада Земляничка, он подарен на память о встрече) (Этот колокольчик подарен выпускнику школы)

      - Да ребята школьный колокольчик зовёт детишек в школу, последний звонок школьного колокольчика возвещает о важном рубеже выпускников - о вступлении во взрослую, серьёзную жизнь.

     - Колокольчики полюбились в народе и стали составляющей частью национальной культуры.

Звучат колокола.

    - Колокол - это ударный музыкальный инструмент. А вы знаете, для чего нужны были колокола на Руси?

(Колокола созывали народ на церковные службы и праздники), (Колокола оповещали людей о пожарах и нападении врагов). (Каждый день утром и вечером, с раннего детства и до самого смертного часа человек слышал колокольный звон).

   -  Русь издавна славилась искусством отливки колоколов. Колокольные мастера пользовались особым почётом и уважением. Обучались мастерству долго...

   -  Какие материалы нужны для отливки колоколов?

Детей приглашают в уголок экспериментирования, где лежат картинки или материалы для отливки колоколов (детей с ними уже знакомили), Каждый из детей берет картинку или материал и называет, что требуется для отливки колоколов.

(Требуются красная и зелёная медь), (требуется олово), (Для отливки кладут проволочное железо), (Требуется серебро), (Чтобы отлить колокол требуются гвозди), (Чтобы отлить колокол требуется говяжье и свиное сало), (Требуется вар), (Для отливки необходима белая глина), (Необходимы весы), (Для колокола необходимы подъёмные и кузнечные снасти). (Нужны верёвки из лыка),(Нужны вожжи),

-  Кто и как отливают колокол?

(Если колокол большой отливают, его человек сто). (Колокол отливают  православные, добрые, душевные люди). (Колокол начинают отливать с молитвой, чтобы всё удалось).

 (В глубокой яме форма стоит, туда колокольную медь заливают). (Настаёт момент, когда он рождается). (Верёвки тугие, их мужики подбирают, колокол со всех сторон цепляют. С трудом поднимают, с молитвой, чтобы не сорвался, не разбился), (Как дитя малое оберегают люди колокол).

Тихо звучит колокол...

  • Колокола льют сейчас так же, как в старину, по описаниям прадедов, дедов.
  • Колокол словно живое существо. Как человек он имеет уши, плечи, язык, туловище, ему давали имена Сокол, Георгий, Гавриил, Неопалимая Купина, Медведь.
  • Колокола подвергались наказанию: их били кнутом, зарывали в землю, отбивали уши, вырывали язык.
  • Когда колокол испугал коня Ивана Г розного, царь велел отрубить колоколу уши.

Сохранившиеся древние колокола - это самые ценные исторические памятники Православия, письменности, декоративно-прикладного искусства, наконец, литейного мастерства.

Педагог приглашает детей к мольберту, где висит картинка с изображением

 «Царь колокола»

-  Скажите, какой самый большой колокол и где он находится?

(Самый большой колокол - Царь-колокол), (Стоит Царь- колокол сейчас в Московском Кремле и является  памятником России).

 - Может быть кто-то из вас еще вспомнит интересное о Царь колоколе?

 (Он весит 200 тонн), (Этот Царь-колокол никогда не звонил),  (При пожаре Москвы люди, боясь, что колокол расплавится, стали лить на него воду) – (От перепада температуры он треснул и от него откололся кусок весом 11,5 тонн),

  • Как вы думаете, отчего зависит звук колокола?

(Язык у колокола как смычок у скрипки),  (Звук зависит во многом от языка),

(Звук колокола зависит из какого материала он сделан), (Звук зависит от формы колокола), (Звук зависит от веса колокола).

- Только с годами к звонарю, как к музыканту  приходит мастерство и виртуозность, которые заставляют с волнением слушать колокольные звоны. Колокольный звон - это целая наука.

- Звоны называются:

Благовест - если мерные удары в большой колокол - это призывает к началу службы.

Трезвон - несколько или все колокола вместе - после благовеста.

Перезвон - во все голоса, но по очереди - перед водосвятием.

Красный звон - целый день на большие праздники.

Слушание колокольных звонов.

Педагог переворачивает мольберт, где расположена картина «Купола и ласточки»

  • Посмотрите на картину К. Юона «Купола и ласточки». Подумайте, отчего церковные колокола принято устанавливать на башнях?

(Для того чтобы звуки были слышны далеко-далеко), (Люди строили высокие звонницы и колокольни, чтобы звук был слышен далеко).

    - В те времена колокола были солистами и выступали с хором птиц, под аккомпанемент шелеста листвы, журчания ручьёв. Силу колокола люди знают давно. В старину существовал такой обычай: стать под колокол, дёрнуть за верёвку и, замерев, принять на себя падающие звуки. Люди с большой охотой становились под колокол, ожидая обновления внутри себя.

     - Уже стало традицией привозить из далёких путешествий сувениры – колокольчики. Многие из них вы видели га нашей выставке.

 Итог.

И так нам пора возвращаться из экспедиции, садимся в  «Самолет».

Руки в стороны – в полет

Полетит наш самолет.

Дети поднимают прямые руки в стороны.

Сделал правый поворот,

Поворачиваются вокруг себя через правое плечо, подняв правую руку.

Сделал левый поворот,

Поворачиваются через левое плечо, подняв левую руку.

Крыльями покачал,

Покачивают прямыми руками.

Загудел и задрожал.

Поднимаются на носки, опускаются на всю ступню и гудят «у-у-у…»

Начинается полет,

Полетел наш самолет.

Бегут «змейкой», расставив руки в стороны.

Вот закончился полет, Приземлился самолет.

Замедляют бег, опускаются на одно колено.

Вот мы и в детском саду.

Проходите, отдохните с дороги.

Напомните, где мы сегодня были?(отправились в экспедицию), (Были на выставке колокольчиков.)

-Зачем мы туда отправились? (Чтобы узнать все о колоколах на Руси)

- Вы смогли узнать что-то новое? (Да.)

-Что вы для этого сделали? (Полетели на самолете), ( Посетили выставку колокольчиков), (Выполнили задания, отвечали на вопросы), (Слушали колокольный звон)

-Что нового вы сегодня узнали? (Узнали, как называются разные звоны) (Узнали, что колокол - это ударный музыкальный инструмент)

-Что было сегодня трудным?  (Я еле вспомнил из чего отливают колокола)

- Ребята, что вам сегодня понравилось? (Слушать колокольный звон), (Мне понравилась выставка.), (Выполнять задания.).

-Как вы думаете, почему  у вас всё получилось? (Мы знаем  много о колоколах, (Мы внимательно слушали), (Мы дружные, смелые, умные.)

Сегодня, я радуюсь за вас, ребята и горжусь вами, вы были внимательны, отзывчивыми. Много чего вспомнили, рассуждали, восхищались прекрасным звучанием колокола – символом нашей  Родины, чувствовали радость, тревогу, грусть.

Послушайте стихотворение, написал его  Е.Шкловский

:

Слышу вас, колокола,        Позабудутся на миг

Над землёю.        Боль да горе.

Против горя, против зла        Озарится светом лик

Вы со мною        В каждом взоре.

Сколько веры и тепла!        Раскрываются сердца.

Сколько силы!        Люди-братья.

До чего же вам мила        Словно не было конца

Мать-Россия!        И распятья,

Вам и роща дорога,        Словно не было потерь

И былинка,        И печали -

И дорога на века,        Снова радуйся и верь,

И тропинка,        Как вначале,

И могучий богатырь,        И для жизни собирай

И старушка,        Снова силы,

Златоглавый монастырь        И сражайся и страдай

И церквушка,        Для России.

Вы слышны и мудрецу,        Голоса колоколов,

И ребёнку.        Словно пламя,

Вы летите ко дворцу        Как свидетели веков

И в избёнку        Все вы с нами,

Вот, гудя, ударит бас:        То ль сомнения вас жгли,

Слушай! Слушай!        То ли беды -

Словно с неба Божий глас -        Всё равно вы с нами шли

Прямо в души.        До победы.

Всё призывней, всё сильней,        Никогда ваш гул и стон

Всё набатней,        Не остынет -

Всё соборней для людей,        Потому что боль жива

Всё понятней.        В вашем сердце,

Собирает он народ        Потому что знали вы

Воедино        Слёзы жизни

И на подвиги зовёт        И страдали для любви,

Исполина.        Для отчизны.

А вослед ему звучат        Так взлетайте вновь и вновь

Говорливо        В купол синий,

Колокольчиков-внучат        Чтоб всегда жила любовь

                                                                                                    Над Россией!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию ("Музыка") "ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОЛОКОЛОВ НА РУСИ" (в соответствии с ФГОС ДО)

ЦЕЛИ:  Приобщать  к истокам  русской  народной   культуры; формировать чувство  сопричастности к национальной  истории; воспитывать  у  детей  чувство...

Колокола на Руси.

Во время беседы, я рассказала детям о истории колокола. Дети узнали много нового о русских традициях....

Занятие для старших дошкольников «История возникновения колоколов на Руси и в других странах».

Цель: сформировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси; познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания; воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине....

История возникновения колоколов на руси и в других странах.

Познакомившись с этой темой мы с детьми решили сходить к нам в Храм и посмотреть на наши колокола!Детям очень понравилась наша экскурсия! А на следующий день мы даже послушали их звон!Цель: Сформирова...

«История возникновения колоколов на Руси и в других странах».

Формирование знаний дошкольников о колоколах и колокольных звонов....

Презентация "История возникновения колоколов на Руси"

Презентация рассказывает об истории возникновения колокола в Древней Руси...

Консультация для родителей "История возникновения колоколов на Руси и в других странах"

Сформировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси; познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания; воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине....