Конспект НОД " Кукла Акань"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию
в подготовительной группе по теме
«Кукла Акань»
Цель: Познакомить детей с традиционной хантыйской игрушкой –куклой Акань - посредством музейных технологий.
Задачи:
- Познакомить детей с игрушкой коренных народов Севера (ханты) – куклой Акань;
- Расширять представления детей о хантах (стойбище, чум, домашний скот, одежда);
- Закреплять представления детей о родном крае (название региона, города, городов-соседей, достопримечательностей, деревьях севера);
- Учить называть виды хантыйских орнаментов;
- Развивать познавательный интерес, внимание, мышление;
- Воспитывать умение договариваться, работать в команде, самостоятельность;
- Воспитывать желание посещать музеи, уважение к культуре и традициям народов ханты, любовь к родному краю.
Словарная работа:
Активизация: Акань, безликие, домашний обиход, малица, ягушка.
Обогащение: чум-жилище кочевых народов Севера;
тайга –хвойный лес;
орнамент-узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов;
Методы и приемы:
Практические:
Дидактическая игра «Назови дерево», решение проблемной ситуации «где найти куклу Акань», создание коллажа.
Наглядные:
Рассматривание глобуса, просмотр презентации «На стойбище».
Словесные:
Беседа «Что мы видим на глобусе», дидактическая игра «Назови».
Предварительная работа:
Беседа «Югра – наш общий дом», чтение художественных произведений о народах, живущих в России, дидактическая игра « Быт народов ханты и манси», экскурсия в музей, рассматривание альбома «Достопримечательности города Когалыма»,
Материалы и оборудование:
Глобус, мяч, иллюстрации с одеждой ханты и других национальностей, иллюстрации лиственных и хвойный деревьев, презентация (ханты, национальная одежда, ягода), кукла Акань, раскраски для создания коллажа.
Ход НОД
Сюрпризный момент.
Воспитатель со сломанным глобусом в руках привлекает внимание детей, играющих в группе.
В:
Разноцветный и большой
Он с рисунком, мячик мой.
Вышла я во двор гулять,
Предложила всем сыграть.
- Ребята, этот замечательный мяч нас зовет поиграть.
Дети подходят и поправляют педагога.
Д: это не мяч, а глобус
В: Правда? А почему вы думаете, что это глобус?
Д: Потому что на нем нарисованы моря, океаны, земля.
В: И вправду, это глобус. Какая я невнимательная! Тогда покажите мне на глобусе, где же здесь мы – где находится наша страна, наш край.
(Дети показывают на глобусе и называют – Россия, ХМАО-Югра)
В: Молодцы! Что ж, раз это глобус, кто за то, чтобы взять мяч и поиграть? Ира называется «Назови».
Дидактическая игра с мячом «Назови»
В: Как называется наш округ?
В: Как называется город, в котором мы живем?
В: Назовите города-соседи.
В: Назовите достопримечательности нашего города.
В: Молодцы! Сколько вы знаете о нашем городе! Но мне кажется, что есть люди, которые лучше всех знают Югру и наш город. Как вы думаете, кто это?
Д: Это коренные жители Югры - ханты и манси
В: Верно. Почему вы так думаете?
Д: Потому что они давно-давно живут в эти местах – здесь родились их бабушки и дедушки, они здесь родились сами, и живут на природе, в лесу.
В: Ребята, а давайте вспомним этих замечательных людей, которые не боятся морозов, леса и живут с природой в мире и согласии. Присаживайтесь на ковер.
Воспитатель предлагает присесть перед телевизором. Демонстрирует презентацию.
Просмотр презентации «На стойбище»
В: Ребята, посмотрите, как живут ханты в лесу. Кто хочет об этом рассказать?
Д: Ханты живут в стойбище. Здесь есть чум: он бывает зимний и летний. Зимой чум покрывается оленьей шкурой, а летом – тканью.
Д: Еще здесь есть загон для оленей – это домашние животные хантов, которые они держат для приготовления еды и шкур.
Д: Ханты зимой надевают теплую одежду, которую сшили сами. У мужчин- малица, у женщин- ягушка.
В: Молодцы. Стойбище находится далеко в лесу, чтобы оленям было хорошо и их никто не тревожил шумом. Наш лес называется тайга. Повторите – тайга. В тайге много хвойных деревьев, но есть и лиственные. И сейчас мы узнаем с вами, как вы хорошо их знаете – поиграем в игру «Назови дерево». Для этого нужно разделиться на 2 команды и выбрать капитана.
Дидактическая игра в командах «Назови дерево»
Дети делятся на 2 команды и выбирают капитана.
В: Задание: нужно выбрать на столе только те иллюстрации, на которых изображены деревья, растущие в нашей тайге, то есть на севере: 1 команда отбирает хвойные, а 2 – лиственные деревья. Капитаны их называют.
В: Молодцы! Все верно. Ребята, вы так подробно описали чум, а где мы могли видеть чум, и даже лес, как он выглядит?
Д: В музее: в нашем музее и в краеведческом.
В: Верно. Мы с вами не раз ходили на экскурсию. И сегодня нас к себе ждет в гости Юлия Викторовна. У вас есть дома игрушки? И у детей –хантов тоже есть свои любимые игрушки. Интересно узнать, какие? Тогда собираемся в гости.
Дети и педагог отправляются в мини-музей.
Ю.В: Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть.
В: Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, Юлия Викторовна, чем же любят играть дети-ханты?
Ю.В.: Самыми любимыми игрушками хантыйских детей являются куклы- акань. Повторите – кукла АКАНЬ. Всегда дети любили эту игрушку, а взрослые верили, что кукла охраняет детский сон ребенка и оберегает его. Вот она – кукла Акань.
Дети рассматривают, а педагог продолжает рассказ.
Издавна девочки-ханты играли тряпичными куклами, которые им шили бабушка или мама, в дальнейшем девочка сама училась изготавливать себе куклу. Куклу шили в одежде с орнаментом, но лицо не рисовали. Посмотрите, сколько разных кукол в нашем музее. Назовите орнамент, которыми украшена их одежда.
Д: оленьи рога, лисьи локотки, заячьи ушки и т.д.
- Молодцы! Обычно у девочек был целый набор различных кукол, кукольный гардероб и хозяйство (предметы домашнего обихода из бересты, дерева, меха, кожи, сукна и т. д.). Для игр взрослые делали девочкам берестяную посуду и утварь, колыбель, постель. Всего было достаточно, чтобы девочка усвоила основы женского труда, стала в будущем хорошей матерью и хозяйкой.
В: Спасибо, Юлия Викторовна, за интересный рассказ.
Ю.В.: На память о нашей сегодняшней встрече я хочу сделать Вам подарок, пойдемте в комнату. подарю вам вот такие раскраски, которые могут украсить вашу группу.
Дети и педагог проходят в комнату конструирования.
Ю.В: Ребята, я дарю вам вот такие раскраски, которые вы можете украсить.
Вручает раскраски.
В: Ребята, что же нам делать с этими подарками?
Дети предлагают свои варианты, приходят к идее создания коллажа.
В: Замечательная идея – сделаем коллаж.
Под музыку дети раскрашивают фигурки кукол акань и украшают ее одежду орнаментом. Приклеивают на основу, создавая коллаж (коллективную работу).
В: Молодцы! Какой замечательный коллаж у нас получился! Но нам пора возвращаться в группу.
Дети и педагог возвращаются в группу.
В: Ребята, куда мы разместим наш коллаж?
Д: на доску. (закрепляют)
- Ребята, а чем мы сегодня занимались? Какие игры вам запомнились? Где были и что нового узнали? Что вам показалось трудным? Покажите свое настроение знаком!
- Я надеюсь, что вам интересно, ребята, узнавать все новое и новое о наших коренных жителях –хантах, о нашем крае. Любите наш город, наш край, знайте его, ведь он самый родной для вас, самый богатый и красивый. Правда?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия ручного труда "Изготовление хантыйской куклы Акань"
Изготовление хантыйской тряпичной куклы Акань с детьми подготовительной к школе группы....
Педагогический проект Кукла Акань
Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с коми – народной игрушкой и коми игр. Знакомство детей с различными коми куклами, о приемах изготовления кукы Акань...
Презентация на тему: "Кукла Акань"
Презентация к проекту : "Кукла Акань"...
Изготовление куклы - "Акань"
Народная память пронесла традиционные образы кукол через века и поколения. Всегда дети любили эту игрушку, а взрослые верили, что кукла охраняет детский сон ребенка и оберегает его....
Конспект занятия по образовательному направлению "Физическое развитие" во 2 младшей группе по теме: "Знакомство с Коми народной куклой Акань"
Задачи: 1. Физическое развитие: - Учить детей внимательно слушать воспитателя, выполнять движения четко в соответствии с заданием по показу воспитателя; - Упражнять в прыжках на двух ногах с продв...
Мастер - класс с родителями по изготовлению куклы "Акань"
Акань - это традиционная куколка, любимая многими народами Севера. Для тех, кто верил в её волшебные свойства, она становилась настоящим оберегом. Всегда дети любили эту игрушку, а взрослые верили, чт...
Конспект познавательного занятия с элементами ручного труда «Друзья для куклы Акань» в средней группе
Конспект познавательного занятия с элементами ручного труда «Друзья для куклы Акань»в средней группе Цель: Формирование первичных представлений о Югре как малой родине, пред...