Конспект НОД " Кукла Акань"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Будукова Асель Галимжановна

конспект по познавательному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Кукла Акань"23.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию

в подготовительной группе по теме

«Кукла Акань»

Цель: Познакомить детей с традиционной хантыйской игрушкой –куклой Акань -  посредством музейных технологий.

Задачи:

  1. Познакомить детей с игрушкой коренных народов Севера (ханты) – куклой Акань;
  2. Расширять представления детей о хантах (стойбище, чум, домашний скот,  одежда);
  3. Закреплять представления детей о родном крае (название региона, города, городов-соседей, достопримечательностей, деревьях севера);
  4. Учить называть виды хантыйских орнаментов;
  5. Развивать познавательный интерес, внимание, мышление;
  6. Воспитывать умение договариваться, работать в команде, самостоятельность;
  7. Воспитывать желание посещать музеи, уважение к культуре и традициям  народов ханты, любовь к родному краю.

Словарная работа:

Активизация: Акань, безликие, домашний обиход, малица, ягушка.

Обогащение:  чум-жилище кочевых народов Севера;

тайга –хвойный лес;

орнамент-узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов;

Методы и приемы:

Практические:

Дидактическая игра «Назови дерево», решение проблемной ситуации «где найти куклу Акань», создание коллажа.

Наглядные: 

Рассматривание глобуса, просмотр презентации «На стойбище».

Словесные:

 Беседа «Что мы видим на глобусе», дидактическая игра «Назови».

Предварительная работа:

Беседа «Югра – наш общий дом», чтение художественных произведений о народах, живущих в России, дидактическая игра « Быт народов ханты и манси», экскурсия в музей, рассматривание альбома «Достопримечательности  города Когалыма»,

Материалы и оборудование:

Глобус, мяч, иллюстрации с одеждой ханты и других национальностей, иллюстрации лиственных и хвойный деревьев, презентация (ханты, национальная одежда, ягода), кукла Акань, раскраски для создания коллажа.

                                               

                                             Ход НОД

Сюрпризный момент.

Воспитатель со сломанным глобусом в руках привлекает внимание детей, играющих в группе.

В: 

Разноцветный и большой

Он с рисунком, мячик мой.

Вышла я во двор гулять,

Предложила  всем сыграть.

- Ребята, этот замечательный мяч нас зовет поиграть.

Дети подходят и поправляют педагога.

Д: это не мяч, а глобус

В: Правда? А почему вы думаете, что это глобус?

Д: Потому что на нем нарисованы моря, океаны, земля.

В: И вправду, это глобус. Какая я невнимательная!  Тогда покажите мне на глобусе, где же здесь мы – где находится наша страна, наш край.

 (Дети показывают на глобусе и называют – Россия, ХМАО-Югра)

В: Молодцы! Что ж, раз это глобус, кто за то, чтобы взять мяч и поиграть? Ира называется «Назови».

Дидактическая игра с мячом «Назови»

В: Как называется наш округ?

В: Как называется город, в котором мы живем?

В: Назовите города-соседи.

В: Назовите достопримечательности нашего города.

В: Молодцы! Сколько вы знаете о нашем городе!  Но мне кажется, что есть люди, которые лучше всех знают Югру и наш город. Как вы думаете, кто это?

Д: Это коренные жители Югры - ханты и манси

В: Верно. Почему вы так думаете?

Д: Потому что они давно-давно живут в эти местах – здесь родились их бабушки и дедушки, они здесь родились сами, и живут на природе, в лесу.

В: Ребята, а давайте вспомним этих замечательных людей, которые не боятся морозов, леса и живут с природой в мире и согласии. Присаживайтесь на ковер.

Воспитатель предлагает присесть перед телевизором. Демонстрирует  презентацию.

Просмотр презентации «На стойбище»

В: Ребята, посмотрите, как живут ханты в лесу. Кто хочет об этом рассказать?

Д: Ханты живут в стойбище. Здесь есть чум: он бывает зимний и летний. Зимой чум покрывается оленьей шкурой, а летом – тканью.

Д: Еще здесь есть загон для оленей – это домашние животные хантов, которые они держат для приготовления еды и шкур.

Д:  Ханты зимой надевают теплую одежду, которую сшили сами. У мужчин- малица, у женщин- ягушка.

В: Молодцы. Стойбище находится далеко в лесу, чтобы оленям было хорошо и их никто не тревожил шумом. Наш лес называется тайга. Повторите – тайга. В тайге много хвойных деревьев, но есть и лиственные. И сейчас мы узнаем с вами, как вы хорошо их знаете – поиграем в игру «Назови дерево». Для этого нужно разделиться на 2 команды и выбрать капитана.

Дидактическая игра в командах  «Назови дерево»

Дети делятся на 2 команды и выбирают капитана.

В: Задание: нужно выбрать на столе только те иллюстрации, на которых изображены деревья, растущие в нашей тайге, то есть на севере: 1 команда отбирает хвойные, а 2 – лиственные деревья. Капитаны их называют.

В: Молодцы! Все верно. Ребята, вы так подробно описали чум, а где мы могли видеть чум, и даже лес, как он выглядит?

Д: В музее: в нашем музее и в краеведческом.

В: Верно. Мы с вами не раз ходили на экскурсию. И сегодня нас к себе ждет в гости Юлия Викторовна. У вас есть дома игрушки? И у детей –хантов тоже есть свои любимые игрушки. Интересно узнать, какие? Тогда собираемся в гости.

Дети и педагог отправляются в мини-музей.

Ю.В: Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть.

В: Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, Юлия Викторовна, чем же любят играть дети-ханты?

Ю.В.: Самыми любимыми игрушками хантыйских детей являются куклы- акань. Повторите – кукла АКАНЬ. Всегда дети любили эту игрушку, а взрослые верили, что кукла охраняет детский сон ребенка и оберегает его. Вот она – кукла Акань.

Дети рассматривают, а педагог продолжает рассказ.

Издавна девочки-ханты  играли тряпичными куклами, которые им шили бабушка или мама, в дальнейшем девочка сама училась изготавливать себе куклу. Куклу шили в одежде с орнаментом, но лицо не рисовали. Посмотрите, сколько разных кукол в нашем музее. Назовите орнамент, которыми украшена их одежда.

Д: оленьи рога, лисьи локотки, заячьи ушки и т.д.

- Молодцы! Обычно у девочек был целый набор различных кукол, кукольный гардероб и хозяйство (предметы домашнего обихода из бересты, дерева, меха, кожи, сукна и т. д.). Для игр взрослые делали девочкам берестяную посуду и утварь, колыбель, постель. Всего было достаточно, чтобы девочка усвоила основы женского труда, стала в будущем хорошей матерью и хозяйкой.

В: Спасибо, Юлия Викторовна, за интересный рассказ.

Ю.В.: На память о нашей сегодняшней встрече я хочу сделать Вам подарок, пойдемте в комнату. подарю вам вот такие раскраски, которые могут украсить вашу группу.

Дети и педагог проходят в комнату конструирования.

Ю.В: Ребята, я дарю вам вот такие раскраски, которые вы можете украсить.

Вручает раскраски.

В: Ребята, что же нам делать с этими подарками?

Дети  предлагают свои варианты, приходят к идее создания коллажа.

В: Замечательная идея – сделаем коллаж.

Под музыку дети раскрашивают фигурки кукол акань и украшают ее одежду орнаментом. Приклеивают на основу, создавая коллаж (коллективную работу).

В: Молодцы! Какой замечательный коллаж у нас получился! Но нам пора возвращаться в группу.

Дети и педагог возвращаются в группу.

В: Ребята, куда мы разместим наш коллаж?

Д: на доску.  (закрепляют)

- Ребята, а чем мы сегодня занимались? Какие игры вам запомнились? Где были и что нового узнали?  Что вам показалось трудным? Покажите свое настроение знаком!

- Я надеюсь, что вам интересно, ребята, узнавать все новое и новое о наших коренных жителях –хантах, о нашем крае. Любите наш город, наш край, знайте его, ведь он самый родной для вас, самый богатый и красивый. Правда?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия ручного труда "Изготовление хантыйской куклы Акань"

Изготовление хантыйской тряпичной куклы Акань с детьми подготовительной к школе группы....

Педагогический проект Кукла Акань

Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с коми – народной игрушкой и коми игр. Знакомство детей с различными коми куклами, о приемах изготовления кукы Акань...

Презентация на тему: "Кукла Акань"

Презентация к проекту : "Кукла Акань"...

Изготовление куклы - "Акань"

Народная память пронесла традиционные образы кукол через века и по­коления. Всегда дети любили эту игрушку, а взрослые верили, что кукла охраняет детский сон ребенка и оберегает его....

Конспект занятия по образовательному направлению "Физическое развитие" во 2 младшей группе по теме: "Знакомство с Коми народной куклой Акань"

Задачи: 1. Физическое развитие: - Учить детей внимательно слушать воспитателя, выполнять движения четко в соответствии с заданием по показу воспитателя; - Упражнять в прыжках на двух ногах с продв...

Мастер - класс с родителями по изготовлению куклы "Акань"

Акань - это традиционная куколка, любимая многими народами Севера. Для тех, кто верил в её волшебные свойства, она становилась настоящим оберегом. Всегда дети любили эту игрушку, а взрослые верили, чт...

Конспект познавательного занятия с элементами ручного труда «Друзья для куклы Акань» в средней группе

Конспект познавательного занятия с элементами ручного труда «Друзья для куклы Акань»в средней группе Цель: Формирование первичных представлений о Югре как малой родине, пред...