Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии в средней группе «Трудно птицам зимовать, будем птицам помогать»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Староверова Елена Ивановна

Цель: формирование представлений о зимующих птицах и роли человека в их жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_sredney_gruppe.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» с. Ижевское.

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по экологии в средней группе

«Трудно птицам зимовать, будем птицам помогать»

Составила:

воспитатель высшей квалификационной категории

Староверова Елена Ивановна

МБДОУ детский сад «Светлячок»

Конспект  НОД в средней группе.

Тема: «Трудно птицам зимовать, будем птицам помогать»

Цель: формирование представлений о зимующих птицах и роли человека в их жизни.

Задачи:

Образовательные:

- расширять знания детей о жизни птиц в зимний период, об их внешнем виде, о питании;

- формировать понятие зимующие птицы;

Развивающие:

-  совершенствовать умение слушать, анализировать и отгадывать описательные загадки;

- развивать познавательный интерес;

- совершенствовать двигательную активность;

- развивать творческие способности, мелкую моторику рук;

Воспитательные:

- воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им выжить в зимнее время

Образовательные области: познавательное , художественно- эстетическое, физическое, социально- коммуникативное развитие.

Оборудование: картина для рассматривания, мультимедийное оборудование, набор корма для птиц,  модель кормушки, разноцветные обручи, шапочки с изображением птиц, распечатанные птицы на веточках на каждого ребенка, нарезанные салфетки, клей.

Ход занятия

Вводная часть.

Организационный момент.

Игра психологической направленности «Приветствие»

Воспитатель: Добрый день, добрый час!

                           Как я рада видеть вас.

                           Друг на друга посмотрели,

                           И тихонечко все сели.

Мотивационная часть

Воспитатель: Ребята,  сегодня художник принес в детский сад свою картину.  Но чтобы ее рассмотреть , нам нужна подзорная труба.  Возьмем  лист  бумаги и свернем его в трубочку .(дети сворачивают листы бумаги трубочкой)  А теперь нанесем глазок подзорной трубы на картину.

Игровой прием: «Кто самый внимательный»

Воспитатель: Что вы видите?

Дети: (по очереди называют объекты, изображенные на картине)

Воспитатель: Очень хорошо! Вот сколько всего интересного вы заметили.

Какое время года изобразил художник  на картине? 

Дети: зима

Воспитатель: Давайте расскажем какая бывает зима?

Дети: 

Воспитатель: Молодцы! Как вы много знаете о зиме

Игра «Хорошо- плохо».

Воспитатель: За что вы любите зиму?

Дети: стало красиво кругом, земля покрыта пушистым снегом, можно кататься на санках, коньках, лыжах. Лепить снежную бабу, играть в снежки.

Воспитатель:  Ребята, неужели все хорошо зимой, а что плохо зимой?

Дети: очень холодно, скользкие дорожки, и птицам тоже холодно и трудно находить пищу под снегом.

Воспитатель: Значит выходит, что зимой тоже есть и хорошее и плохое.

Основная часть. 

Воспитатель:  Вы знаете,  ребята, не радостно птицам зимой.  Особенно им  трудно находить корм.   Недаром говорится «Зима страшна не холодом, а голодом».  И поэтому  птицы приближаются к жилищам людей. Сегодня мы поговорим о птицах, которые остаются жить вместе с нами. Таких птиц называют зимующие. 

Как называют  птиц, которые остаются зимовать с нами?

Дети: зимующие.

Воспитатель: Узнать зимующих птиц вы сможете, отгадав загадки.

Серый маленький комочек

Чик- чирик замерз он очень!

Солнце выгляни скорей

Кто тепла ждет?

Дети: воробей.  ИКТ.(После правильного ответа вылетает воробей  на дерево)

Воспитатель: Воробей – маленькая птичка с коричневой спинкой и серой грудкой. Живут воробьи стайкой. Зимой воробьям голодно. Они прилетают к жилью людей в поисках корма. Питаются воробьи зернышками и хлебными крошками.

Вопросы к детям:

Чем питаются воробьи?

Ответы детей:

 Воспитатель:  Сейчас посмотрим,  кто прилетит на наше дерево.

Хоть поменьше воробья,

Не боюсь зимы и я,

Всем известная вам птичка.

А зовут меня…

Дети: Синичка.

Воспитатель: Правильно!  ИКТ (Вылетает синичка)

Этих птичек мы каждый день видим на улице. Синички очень подвижные и ловкие. Голова, горлышко, у них черные, крылья и хвост голубоватые, спинка желто- зеленая, грудка желтая, а щеки и пятно на затылке белые.  Зимой собираются маленькими стайками и ищут пропитание возле людей. Синица питается так же, как и воробей зернышками и хлебными крошками. Еще она очень любит сало.

Вопросы к детям:

Чем питаются синички?

Ответы детей:

 Воспитатель:  А вот еще одна загадка.

Птички на рябинку сели,

Посчитай-ка: раз, два, три.

На зимовку прилетели

С красной грудкой…

Дети: Снегири.

Воспитатель: ИКТ  (вылетает  снегирь ).

Снегиря называют вестником зимы, как только он появится – жди первого снега. Попробуйте описать их внешний вид: цвет головы, грудки, крыльев.

Дети: Голова черная, грудка красная, крылья серые.

Воспитатель: Вот какие красивые птички! Живут снегири стайками в лесу. Но в холодную зиму прилетают к жилью людей. Снегири  питаются семенами деревьев, склевывают ягоды рябины.

Какое лакомство для снегирей?

Воспитатель: Отгадав загадки, мы узнали какие птицы летят зимой к человеку, чтобы их покормили.

Физкультминутка.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам побыть «птичками», поиграть в игру«Птицы на прогулке». Для начала каждый из вас выберет себе птицу.

(воспитатель раскладывает на полу обручи серого цвета- для воробьев, желтого- для синичек и красного – для снегирей. В  них лежат шапочки птичек воробья, синички, снегиря.)

 (Дети выбирают, одевают шапочки).  Изображая птиц, дети передвигаются по группе. По команде воспитателя птички слетаются в свои домики. (2 раза) Воспитатель и дети определяют самую быструю и ловкую птичью стайку.

Закрепление материала.

Воспитатель: Зима – очень трудное для птичек время года. Особенно если зима морозная и снежная. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям.

 Дети, чем мы можем им помочь.

Дети:

Проблемно-поисковая деятельность.

Воспитатель:  У нас есть кормушка с птичками, и есть различные лакомства. Вам надо выбрать те продукты, которыми можно покормить птиц. 

Дидактическая игра «Покормите птиц зимой»

(на столе разложены варианты корма для птиц: конфеты, семена подсолнечника, пшено, пшеничный хлеб, шоколад, картофель, морковь)

 (дети выбирают стаканчики с нужным кормом и ставят в кормушку).

Воспитатель: Вот какое угощение приготовили для птиц. Теперь птичкам легче  будет пережить холода

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь – сосед,

Будет вам зимой обед.

(З. Александрова «Новая столовая»).

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой грустный снегирь сидит у нас на веточке. Почему?

Дети:

Воспитатель: Снегирь прилетел на рябинку полакомиться, а ягодок нет. Давайте поможем птичкам – сделаем ягодки.

Ребята, проходите за столы.

(Дети садятся)

Воспитатель: Какой формы ягоды рябины?

Дети: круглой

Воспитатель: Какого цвета ягоды?

Дети: красного.

Воспитатель: 

Сейчас я научу вас делать ягодки из бумажных салфеток. Надо смять кусочек салфетки, скатать большим и указательным пальцами маленький шарик. Этот шарик похож на ягодку рябины?

Дети:

Воспитатель: Надо сделать таких ягодок много, а потом нанести клей на кисть рябины и приклеивать каждый шарик «ягодку». Приступайте к работе.

( на столах стоят тарелочки с нарезанными на квадратики салфетками, клей, клеенки, тряпочки, нарисованная заготовка)

Самостоятельная деятельность детей.

(воспитатель руководит, контролирует действия каждого ребенка).

Воспитатель: Дети, покажите свои работы. Вот какие вкусные и красивые ягодки вы сделали для птичек.

А теперь давайте снова встанем в круг.

3.Итог занятия

Рефлексия: 

Воспитатель: Ребята, Что понравилось вам на занятии?

Вы довольны, что помогли птичкам?

Воспитатель: А птицы как рады!

Как мы должны помогать птицам?

Дети:

Воспитатель:  Ребята, на память о нашей встрече, я хочу подарить вам кормушку, вы повесите ее на своем участке и будете подкармливать птичек.

Наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии в средней группе "В гости к хозяйке луга".

Конспект образовательной деятельности в средней группе по экологии "В гости к хозяйке луга". Задачи: Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Фор...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии в средней группе. Тема:"Прохождение экологической тропы"

Пояснительная записка. На территории детского сада создана экологическая тропа, где находится небольшой парк с разными деревьями и кустарниками. Мы решили с детьми совершить увлекательное путешествие ...

Планирование образовательной деятельности в подготовительной группе по теме: «Трудно птицам зимовать, будем птицам помогать»

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного бережного отношения к нимЗадачи:Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жиз...

Конспект занятия в средней группе «Трудно птицам зимовать, будем птицам помогать»

Цель: Создание условий для развития познавательных способностей через ознакомление детей с перелётными и зимующими птицами. Задачи:Образовательные:- продолжать формировать обобщенное представлени...

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ (СРЕДНЯЯ ГРУППА) «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»

Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц....