Конспект НОД "В мире часов"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Холодова Марина Георгиевна

Конспект занятия по познавательному развитию будет по лезен воспитателям при знакомстве детей с понятием "Часы" и "Время"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_chasov.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию

 «В мире часов».

Воспитатель: Холодова Марина Георгиевна

Старшая группа.

Цель: знакомство детей с часами, их историей, назначением.

Задачи:

  1. развивать познавательную активность и логическое мышление;
  2. активизировать словарный запас детей и наполнить его новой лексикой;
  3. закреплять знания о времени и часах;
  4. воспитывать бережное отношение ко времени;
  5. воспитывать умение слушать воспитателя и друг друга.

Ход:

Ребята, все любят загадки. И вы, вероятно, тоже. Поэтому для начала предлагаю вам отгадать две загадки:

Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу.

Когда спать, когда вставать, когда работу начинать.

Что это?

Дети: часы.

Воспитатель. Молодцы. А вот ещё одна.

Мы день не спим, мы ночь не спим.

И день, и ночь стучим, стучим.

А что это?

Дети: тоже часы.

 Хотите узнать побольше о часах и о времени? (Да)

А как вы думаете, зачем людям нужны часы?

Дети : чтобы не проспать, чтобы не опаздывать.

Воспитатель: А что такое время?

Дети: это часы.

Воспитатель: Как вы думаете, когда появилось время?

Дети: давно.

Воспитатель.

Время было всегда, и всегда оно бежало вперёд. Само слово «время» происходит от старого русского слова «вертемя». Что вы слышите в этом слове? Повторите его. Дети повторяют. В этом слове угадываются два слова: «время» и «вертеть». Время вертится, движется. Оно не видимо, без цвета и запаха. Его нельзя руками потрогать. Например, воздух – он тоже невидимый и мы его никак не ухватим руками. Так и время. И всё-таки люди придумали для отчёта невидимого времени вполне видимые часы. Часы - это не время, а всего-навсего машинка, которая отсчитывает его.

 

В столице нашей Родины Москве, на высокой Спасской башне Кремля мы видим большие часы с золотыми стрелками. Одна стрелка длинная, а другая короткая. Короткая стрелка указывает часы, а длинная - минуты. Часы на башне Кремля называются куранты, потому, что в шесть и в двенадцать часов, они исполняют музыкальную мелодию.

Включается аудиозапись «Бой курантов»

В нашем мини – музее часов мы собрали различные виды часов и многие из них вы знаете, потому что видели их дома или на улице.

Давным-давно, когда часов ещё не было, люди узнавали время по солнцу.

(Показывается иллюстрация солнечных часов). Время узнавали по тени от палочки, воткнутой в землю.

Солнечные часы – всех часов предки!

Сейчас они редки.

Циферблат на земле лежит,

А по небу солнышко бежит!

Они бывают на площадях,

На лужайке, в саду-

У солнышка на виду.

Но пользоваться солнечными часами человек не всегда мог. Почему?

Дети: нет солнца на небе – нет и тени.

Воспитатель. Правильно. Узнавали люди время и по живым часам.

Он носом в землю постучит,

взмахнет крылом и закричит.

Кричит он даже сонный,

крикун неугомонный. Кто это?

 Почему петуха называют живыми часами?

Дети: Он кричит по утрам и всех будит.

(включается аудиозапись крика петуха)

Но хотя и кричит петух в одно и то же время, и с ним оплошности бывали: то во сне с жёрдочки свалится – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнёт кричать. Неудобными оказались живые часы.

А вы слышали когда-нибудь такое выражение: «Время течёт»? А ведь когда-то время действительно текло и капало. В водяных часах. (Показ иллюстрации)  В высокий и длинный стеклянный сосуд с дыркой у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. Но водяные часы тоже оказались неудобными, требовалось постоянно доливать воду в опустевший сосуд.

Воспитатель.

«Течёт» время и в песочных часах.

Стих читает ребёнок:

Часы песочные – точные!

В них песчинки текут-

Секунды бегут!

Как песчинки собрались,

Холмиком улеглись

В колбочке из стекла,

Так и минутка истекла!

Песочными часами люди пользуются и теперь, например, в поликлиниках.

(Демонстрация песочных часов в действии).

Воспитатель. А знаете ли вы, что восковая свеча – это тоже часы, древние, огненные. Брали восковую свечку, наносили на неё полоски, каждая полоска – час. Тает от огня воск, исчезают полоски одна за другой. Сколько полосок растаяло, столько прошло часов. Получилось, что время не только течёт, но ещё и сгорает. Сейчас мы с вами тоже понаблюдаем, как сгорает время. Как только на нашей свечке исчезнет одно деление, пройдет одна минута. (Демонстрация модели огненных часов).

А сейчас немного отдохнем.

Физкультминутка:

Мы ходим ночью, ходим днем, (ходьба на месте)

но никуда мы не уйдем.  (грозим пальцем)

Мы день не спим, мы ночь не спим,  (наклоны головы к правому и левому              плечу)

а все стучим, стучим, стучим: (удары кулаком о кулак)

-тик-так, тик-так, тик-так. (Хлопки руками по бокам).

(Дети выполняют физические упражнения)

Воспитатель. А какие часы существуют сейчас?

Дети: будильник, настенные часы, наручные, говорящие и т. д. (дети рассматривают музей часов)

Читают стихи, заранее подготовленные дети:

1.А ходики-избушки!

В них живут кукушки.

Окошко распахнётся,

Оттуда донесется:

Ку-ку! Ку-ку! -

Как в лесу на суку.

2. А вот будильник!

С вечера заведёшь

И спокойно спать пойдёшь.

Будильник всех разбудит-

Никого не забудет! 

 3.А есть часы настенные-

Чинные, степенные!

Не убегают, не отстают-

Вовремя бьют!

Маятник туда-сюда…

Сегодня, завтра и всегда!

4.А есть и новые – электронные

Часы неугомонные.

Только раз заведи,

Заведёшь – и год ходи!

Воспитатель: Видите, сколько мы сегодня нового и интересного узнали о времени и о часах. Понравилась вам экскурсия?

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению дошкольников с часами "В мире часов" с использованием ИКТ

Занятие по ознакомлению дошкольников с часами "В мире часов"  с использованием ИКТ  Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Познакомить дет...

Конспект НОДв области «Речевое развитие» для детей старшего возраста моторная сказка - «Зайкина избушка»

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие ...

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД "В гости к Незнайке"

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД...

БЕСЕДА «В мире часов»

Математика, беседа "В мире часов" для старшей группы...

Конспект НОДв средней группе: "Мы здоровью скажем: "Да!"

Тема: «Мы здоровью скажем «Да!» Цель: Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.   Программные задачи:Образовательные:  Расширять представление д...

НОД по ознакомлению старших дошкольников с часами "В мире часов" с использованием ИКТ

Занятие по ознакомлению старших дошкольников с часами "В мире часов" с использованием ИКТЦель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:·...

конспект занятия "Экскурсия в мини-музей"В мире часов""

Данный материал  можно использовать  при знакомстве детей подготовительной группы с  часами по окружающему миру и познавательному развитию....