Главные вкладки

    Конспект НОД по экспериментированию в средней группе " Путешествие по Царству Воды"
    опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Баранова Елена Николаевна

    Вода для нас – самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, одна из самых насущных потребностей человека.  К воде необходимо относиться очень бережно, ведь воды, пригодной для питья, на Земле не так уж много, несмотря на то, что водой покрыто 3/4 площади Земли. Исходя из этого, важно познакомить детей дошкольного возраста с важностью воды,  с её свойствами в процессе образовательной и экспериментальной деятельности. Представляем Вашему вниманию конспект НОД по экспериментированию в средней группе  « Путешествие в Царство Воды».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nod_puteshestvie_po_tsarstvu_vody.docx27.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  

    Детский сад №30 «Голубок» г. Осинники

    Конспект НОД по экспериментированию

     в средней группе « Путешествие по Царству Воды»

                                                                                 Выполнил:

                                                                  Воспитатели: Баранова   Е.Н.

                                                                                         

    Осинниковский городской округ

    2018

    Конспект НОД по экспериментированию

     в средней группе

    « Путешествие по Царству Воды»
     

     

    Цель: развивать познавательную активность в ходе экспериментальной деятельности, расширять знания детей о воде. 

     

    Задачи: 

    1.           Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение воды для всего живого.

    2.           Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

    3.           Учить образованию и использованию в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

    4.           Учить составлять композицию из заранее вырезанных  детьми заготовок. Продолжать учить делать аппликацию. Развивать мелкую моторику рук, аккуратность.

    5.           Воспитывать бережное, заботливое отношение ко всему живому, формировать интерес к окружающему миру, а также эмоционально-целостное отношение к нему.

     

    Предварительная работа: вырезание из цветного картона фигурок животных и растений, изготовление эскиза необитаемого озера, отгадывание загадок о воде, водных животных, рассматривание иллюстраций про обитателей водного мира.

     

     

    Материал и оборудование: 

    1.           Мультимедийная презентация «Кому нужна вода»

    2.           Мультимедийная презентация «Царство Воды»

    3.           Аудио-запись «Звуки воды»

    4.           Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, сахар, зеленка, марганцовка, ложечки, ведро, ваза, лейка, банка, кувшин, фужер, чайник.

    5.           Символы, обозначающие свойства воды.

    6.           Макет «Капелька», игрушечный ежик и лисенок.

    7.           Клей, салфетки, кисточки.

    8.           Шаблоны животных, насекомых, растений и др, предварительно вырезанные детьми для аппликации.

    9.           Шаблоны капельки (по количеству детей).

    10.      Шаблон-тучка (для воспитателя) 

      Ход деятельности.

    Деятельность педагога

    Деятельность детей

    I.        Вводная часть. Создание мотивации и эмоционального настроя на дальнейшую деятельность.

    Воспитатель: Звучит аудиозапись журчания ручья.

    - Ребята, вы слышите необыкновенные звуки? Прислушайтесь и определите, что это за звуки.

    - Действительно, это журчит ручей.

    - Ребята посмотрите, эти необыкновенные звуки услышали наши знакомые друзья-игрушки Лисенок и Ежик. Они пришли к нам в гости, но не одни. Посмотрите, кто-то еще с ними пришел. Как вы думаете, кто это?

     

    - Она поможет Ежику и Лисенку, отправиться в путешествие по Царству Воды. Эта Капелька путешествовала по всему свету, много видела, много интересного знает о воде. И мы сегодня будем путешествовать вместе с ней. Выполним опыты и оживим необитаемое озеро.

    II.     Основная часть.

    Капелька: 

    Вы слыхали о воде?

    Говорят она везде!

    В луже, в море, в океане

    И в водопроводном кране

    Так ли это? Как вы думаете?

     

    Воспитатель спрашивает у детей: А откуда взялась капелька, где она может быть?

     

    Воспитатель приглашает детей к просмотру мультимедийной презентации с фотографиями реки, озера, ручья, болота, океана, моря, болота.

    - Ребята, давайте рассмотрим те места, где путешествовала наша Капелька и назовем их.

    Дидактическая игра «Назови ласково».

    Воспитатель называет слово, а ребенок должен назвать это слово в уменьшительно-ласкательной форме. Например: пруд, озеро, болото, лужа и др.

     

    Лисенок: Мы видели на картинках огромное количество воды. Значит, капелька - это частичка чего?

    Ежик: А кому нужна вода?

     

     

     

    Психогимнастика «Кому нужна водичка».

    Воспитатель приглашает детей к просмотру мультимедийной презентации с фотографиями некоторых животных, насекомых, птиц, которым нужна вода. После просмотра каждой фотографии детям также предлагается превратиться и показать то животное, насекомое или птицу, которых они увидели. (Рыба, лягушка, цветок, птицы, заяц, пингвины, бабочка) Просмотр сопровождается аудиозаписью звуков ручья.

     

    - Воспитатель: А может ли человек прожить без воды? Зачем ему нужна вода? Для чего?

    - Воспитатель: Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Вода - это основа жизни.

    Как вы думаете, ребята, что может происходить с водой? Что может делать вода?

     

     

     

    - Ежик и Лисенок: Ребята, а у нас в группе есть вода, где она находится?

     

    Воспитатель приглашает детей на физкультминутку, раздает каждому ребенку капельки и тучку.

     

    Физкультминутка «Тучка и капельки»

    Дождик песенку поет:

    Кап, кап, кап.

    Только кто ее поймет

    Кап, кап, кап.

    Не поймем ни я, ни ты,

    Да зато поймут цветы.

    И весенняя листва,

    И зеленая трава.

    Лучше всех поймет зерно -

    Прорастать начнет оно:

    Кап, кап, кап.

     

    Ежик и Лисенок с Капелькой переходят в зону аквариума. А где еще у вас в группе есть вода? Аквариум мы уже видели, лейку с водой – тоже. Проходят в учебную зону (к столу для опытов). Ребята, а что это у вас такое интересное, для чего это?

    - Воспитатель: Это Капелька хочет с вами поиграть и рассказать, о том какая бывает вода. Хотите поиграть и узнать?

     

    Опыт №1. «Вода - это жидкость» 

    Капелька: Что такое вода? Ее можно налить во что-нибудь?

    Капелька: А вылить? Перелить из одного сосуда в другой? Давайте проверим.

     

    Капелька раздает детям различные сосуды, заранее приготовленные на столе, затем в эти сосуды наливает воду, а потом предлагает детям перелить воду из одного сосуда в другой. 

     

     

    Капелька: Итак, делаем вывод: вода – это жидкость. А как вы думаете почему?

    Капелька: Правильно, потому что ее можно вылить, перелить, налить.

     

    Ежик и Лисенок: А чтобы вы запомнили, мы приготовили вот такой символ.

    (воспитатель закрепляет первый символ на магнитной доске) 

     

    Опыт №2. «Вода бесцветная» 

    Ежик и Лисенок обращают внимание детей на второй стол для опытов. А что на этом столе? Молоко, что ли? Мы любим с Ежиком молочко.

    Капелька: А вот для чего. А сейчас ребята, мне понадобится ваша помощь. Помоги мне Ваня. Опусти, пожалуйста, ложечку в молоко.

    На втором столе для опытов стакан с водой, стакан с молоком, ложечка. 

    Капелька: Ребята, видно ложечку?

    А теперь опусти ложечку в воду.

     

    Теперь видно ложечку?

    Капелька: Какого цвета молоко?

    А вода какого цвета?

    Капелька: Правильно, у воды нет цвета, она бесцветная.

    Ежик и Лисенок выбирают ребенка для закрепления следующего символа на доске.

    Воспитатель: Ребята, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите в этом убедиться?

    На столе у воспитателя два стакана с водой, зеленка, марганцовка.

    Воспитатель: Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой.

    Изменила свой цвет вода? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку. Посмотрим, что произойдет с водой. Вода изменила свой цвет.

    Ежик и Лисенок: Значит, делаем вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в нее добавили. Но на самом деле вода бесцветная.

     

    Воспитатель приглашает детей на физкультминутку.

    Физкультминутка «Лодочка»

    Две ладошки прижму,

    И по морю поплыву.

    Две ладошки, друзья, -

    Это лодочка моя.

    Паруса я подниму,

    Синим морем поплыву.

    А по бурным волнам

    Плывут рыбки тут и там,

    Плывут рыбки тут и там.

     

    Опыт №3. «Вода без вкуса» 

    Лисенок и Ежик: Ой, что-то мы запыхались, пить хочется. 

    Воспитатель: Ребята, а давайте игрушек угостим и сами водички попьем. 

    Капелька: Вода, которую вы пили, была сладкая? Соленая? Кислая? Горькая? А какая на вкус?

    Воспитатель: Вода не имеет вкуса, она безвкусная.

    Лисенок и Ежик: А чтобы вы не забыли, мы приготовили символ этого свойства.

    Отдают символ детям.

     

     

    Капелька: Давайте продолжим наш опыт. Положите в стакан с водой вещество (сахар), которое находится у вас на столе.

     

    Размешайте, а теперь попробуйте воду.

     

    Какая она стала на вкус?

    Как вы думаете, что мы добавили в воду?

    Капелька: Оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в нее положили. Но на самой деле у воды нет вкуса.

     

    Опыт №4. «Вода без запаха»

    Капелька: А теперь я предлагаю вам понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

    Воспитатель: Есть ли у воды запах, если она ничем не пахнет?

     (Воспитатель предлагает закрепить символ этого свойства на магнитной доске) 

     

     Звучит музыка воды.

    Дидактическая игра «Найди место»

    Воспитатель: А сейчас ребята, путешествие Капельки и ее друзей-игрушек Ежика и Лисенка продолжается, и мы все вместе оказались на берегу голубого озера. Слышите, как плещется водичка? Но озеро оказалось необитаемым, ни рыбок, ни лягушек, ни растений. Давайте оживим это озеро, теми животными и растениями, которые нуждаются в чистой воде.

    Капелька: Молодцы ребята, теперь у животных и растений появился новый дом, и это место перестало быть необитаемым.

     

    III.  Заключительная часть. Итог деятельности.

    Воспитатель: Сегодня вы очень многое узнали о воде. Посмотрите на доску, где висят наши символы и вспомним, что нового о воде сегодня вы узнали.

     

     

     

     

     

    А что вам запомнилось и понравилось больше всего в нашем путешествии?

     

     

    Воспитатель:  Давайте поблагодарим наших друзей-игрушек Лисенка и Ежика и Капельку за увлекательное путешествие.

     А сейчас сюрприз от Капельки - сок.

     

     

     

       

     

    Слушают аудиозапись и определяют, что это звуки воды, звуки журчания ручья.

     

         

    Отвечают: капелька.

     

     

    Внимательно слушают воспитателя.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Да.

     

    Ответы детей.

     

     

    Предположительные ответы детей: в ручье, в луже, в воде, в аквариуме, в океане и др.

     

        Смотрят фотографии и называют, что на ней изображено.

     

     

     

    Прудик, океанчик, болотце, лужица и др.

     

      Воды.

    Предположительные ответы детей: цветам, животным, насекомым, слонам, бабочкам, лягушкам, рыбам, акулам и др.

     

     

     

     

     

     

    Дети смотрят на фотографию, превращаются и показывают того, кто на ней изображен.

     

     

      Нет.

     

    Ответы детей.

     

     

    Предположительные ответы детей: бежать, течь, литься, капать, бушевать, журчать др.

     

    Предположительные ответы детей: в водопроводном кране, в аквариуме, в душе и др.

     

     

     

     

     

     

    Выполняют физкультминутку.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Дети слушают Ежика, Лисенка и воспитателя.

     

     

    Да.

     

     

     

    Предположительные ответы детей: в стакан, в ведро, в вазу, лейку, банку, кувшин, чайник и др.

      Дети берут сосуды, в которые Капелька наливает воду. Затем начинают переливать воду из одной емкости в другую.

     

     

    Предположительные ответы детей: потому что ее можно вылить, налить, перелить, отлить и др.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Ребенок опускает ложечку в молоко. 

     

     

     

    Нет.

    Ребенок опускает ложечку в молоко.

     

    Да.

    Белого.

    Ответы детей.

    Ребенок закрепляет следующий символ на магнитной доске.

    Да.

     

     

    Наблюдают за действиями воспитателя.

     

     

    Наблюдают за действиями воспитателя и отвечают на вопросы.

     

    Дети совместно с Ежиком и Лисенком формулируют вывод.

     

     

     

     

    Дети выполняют физкультминутку.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Дети дают водичку Ежику и Лисенку.     Пьют воду.

     

        Ответы детей.

    Совместно с воспитателем формулируют вывод.

     

     

    Ребенок закрепляет символ на магнитной доске.

     

     

     

    Ребята берут по одному кубику сахара, кладут в стакан с водой и размешивают.

    Пробуют на вкус.

    Сладкая.

    Ответы детей.

     

     

    Слушают Капельку.

    Дети нюхают воду.

              Нет.

              Нет.

    Ребенок закрепляет символ на доске.

     

     

     

     

     

    Продолжают путешествие, и переходят к берегу необитаемого озера.

     

     

    Дети берут шаблоны животных и растений и приклеивают на лист.

     

     

     

    Дети смотрят на доску и называют по символам свойства воды:

                     Вода - это жидкость

                     Вода - бесцветная

                     Вода – безвкусная

                     Вода – без запаха.

     

    Вспоминают яркие и интересные моменты путешествия.

     

     

    Благодарят друзей-игрушек, говорят им спасибо.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект комплексного занятия в средней группе "Путешествие в Тридесятое царство к Ивану-царевичу"

    Открытое комплексное занятие- путешествие в сказочную страну, в гости к Ивану-царевичу. На своём пути дети встречаются с препятствиями, и для дальнейшего прохождения пути им необходимо справиться с оп...

    Конспект интегрированного занятия в средней группе «Путешествие в царство комнатных растений»

    Конспект открытого занятия - итог работы над проектом "Загадки комнатных растений"...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по ФГОС в средней группе «Путешествие в царство «Здоровье»

    - закреплять основные понятия: «здоровье», «чистота», «предметы гигиены», «доброта», «правильное питание»;-  учить детей правилам безопасного поведения;- развивать внимание, память, мышление, воо...

    Конспект НОД в средней группе «Путешествие в царство Волшебницы -Воды»

    Конспект НОД в средней группе «Путешествие в царство Волшебницы -Воды»...

    Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Путешествие в царство «Здоровье»

    - закреплять основные понятия: «здоровье», «чистота», «предметы гигиены», «доброта», «правильное питание»;-  учить детей правилам безопасного поведения;- развивать внимание, память, мышление, воо...

    План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе «Путешествие по Царству Воды»

    Тема «Путешествие по Царству Воды»Интеграция образовательных областей: «Познавательно-исследовательское развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Соц...