НОД в подготовительной группе "Играем с шахматами"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Шайнурова Алсу Владимировна

     Шахматная игра - увлекательная игра для детей. но в месте с тем необходимо поддерживать к ней интерес, как традиционными, так и нетрадиционными методами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_nod_shahmaty_podg.gr_.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным  осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»

Технологическая карта

непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие».

Раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

в подготовительной группе

Составила: воспитатель Шайнурова А.В.

г. Югорск, 2017

Цель  – Формирование представлений воспитанников об учебной деятельности, интереса к интеллектуальной деятельности, обеспечения самостоятельной поисковой деятельности через игру в шахматы.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • продолжать учить ориентироваться на шахматной доске: различать горизонталь, вертикаль, диагональ; знакомить с названиями шахматных фигур; правилами хода и взятия каждой фигуры, расстановкой фигур перед игрой;
  •  учить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами;

  1. Развивающие:
  • развить  интерес к шахматной игре, стремление к познавательной деятельности;
  • развивать творческое воображение, логическое мышление, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
  • продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
  • продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.

  1. Воспитательные :

     - воспитывать коммуникативные навыки, уверенность в себе, стремление к преодолению трудностей;

     - воспитывать навыки работы в паре.

Материалы и оборудование: шахматная доска напольная, большие шахматные фигуры; мяч; дорожка для линейной «Да-нет-ки» с кармашками (11 штук); морфотаблица с элементами ее заполнения; раздаточный материал: карточки-схемы на планшетах для составления текстов сказочного содержания, шаблоны шахматных фигур, фишки (по 5 штук на команду), простые карандаши.

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Методы, формы,

приемы, возможные виды деятельности, № или образ слайда из мультимедийной презентации.

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность воспитанников

Организационный этап

(3 мин)

Формирование интереса к содержанию НОД; направление внимания детей; раскрытие образовательной задачи.

Развивать  стремление к познавательной деятельности, интерес к шахматной игре.

Беседа.    Сообщение информации. Игровое  упражнение «Что мы знаем о шахматах».

Воспитатель с детьми приветствуют гостей, предлагают пройти.

- Вставайте, пожалуйста, в круг, чтобы мы хорошо видели друг друга.  Вы, конечно уже знаете о чем мы сегодня с вами будем говорить? О шахматах. Как хорошо вы знакомы с шахматами нам поможет узнать этот мяч…

Воспитатель бросает детям по очереди мяч и задает вопросы:

-Сколько горизонталей у шахматной доски?

-Не люди, не звери, не часы, а ходят?

-Самая сильная шахматная фигура

-Как называется черная или белая клетка?

-Самая слабая фигура

-Как ходит конь?

-Как по другому называют ферзя?

-Что такое диагональ?

-Назовите главную цель игрока в шахматы

-Где были изобретены шахматы?

- Здравствуйте, проходите,  пожалуйста, присаживайтесь.

Встают в круг.

Осознают и принимают поставленную задачу.

Дети по очереди ловят мяч, отвечают на вопрос педагога.

-8

-шахматные фигуры

- ферзь

- поле

- пешка

- буквой Г

- королева

- поля шахматной доски одного цвета, находящиеся на одной линии

- поставить мат королю противника

- в Индии

Актуализация

(3 мин)

Актуализация имеющихся знаний,

представлений.

Беседа, дидактическая игра «Да-нет-ка» (линейная).

-Молодцы, ребята, вы уже знаете о шахматах не мало. Недавно дети из старшей группы попросили у нас таблицу-подсказку для игры шахматы, которой мы раньше пользовались. Но вот задача – оказывается она иногда и нам бывает необходима для решения спорных вопросов. Я предлагаю составить новую таблицу. Вы согласны?

-Игра «Да-нет-ка» нам поможет узнать с какой фигуры начнем… Итак, я загадала фигуру…

Дети сидят на ковре.

- Да

Дети задают вопросы, на сужение поля поиска…

-Пешка

Закрепление и систематизация имеющихся знаний и умений

(10 мин)

Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи, развивать логическое мышление, мыслительные операции; продолжать учить ориентироваться на шахматной доске. Учить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.

Воспитывать коммуникативные навыки, уверенность в себе, стремление к преодолению трудностей.

Приемы активизации

самостоятельного мышления

детей.   Моделирование.

Наглядный показ образца, способа действия. Беседа.

Наблюдение.  Обсуждение.

Воспитатель демонстрирует детям пустую таблицу: 4 горизонтали (изображение шахматной фигуры, ее название, количество, схема ходов) и 6 вертикалей для каждого вида фигур.

После обсуждения каждой фигуры звучит вопрос или практическое задание «Живые шахматы» на напольной доске.

-Молодцы. Наша таблица готова.  

Сидят на ковре

Дети рассматривают таблицу, участвуют в обсуждении и заполнении таблицы.

Отвечают на вопросы. Выполняют задание «Живые фигуры» перевоплощаясь в конкретную шахматную фигуру.

Динамическая пауза  

(2 мин)

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости.

Закреплять представление о расстановке фигур перед игрой. 

Игровое упражнение «Расставь фигуры».

Вы конечно знаете, что шахматисты перед игрой должны правильно расставить свои фигуры. Объявляю маленькое соревнование «Кто быстрей расставит фигуры». Белые против черных.

Дети принимают задачу и на счет «Раз, два, три» – выставляют фигуры согласно правилу.

Практическая

работа

10 мин

Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений: продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему. Развивать творческое воображение. Воспитывать навыки работы в паре.

Формирование элементарных навыков  самоконтроля. Корректирование

деятельности и результата в соответствии с поставленными задачами.

Выполнение практической

творческой работы «Составление текста сказочного содержания». Фантазирование,

моделирование (использование схем).

Парные формы организации деятельности.

-Ребята, вы знаете много сказок и даже сами умеете их придумывать. Но вот о шахматах сказок придумано очень мало. Вы со мной согласны? Тогда предлагаю сегодня стать шахматными сказочниками, которые смогут рассказать истории из Шахматного королевства… Для этого мы воспользуемся планшетами-схемами и простыми карандашами. Прошу выбрать себе пару и распределить, кто из вас будет выбирать с помощью считалки героев и их характер, а кто зарисовывать историю с помощью обозначений.

Проверка полученных результатов, исправление возможных ошибок.

Дети встают вокруг шахматной доски.

Дети с помощью    считалок и шаблонов заполняют морфологическую дорожку на планшете. Выполняют работу, взаимодействуя  в паре  (договариваются, распределяют действия).

Заключительный этап. Рефлексия

 (2-3 мин)

Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки.

Индивидуально-коллективная работа

-Ребята, я предлагаю вам подойти к гостям и рассказать новую шахматную историю. Если у гостей появятся к вам вопросы, вы обязательно на них найдете ответ.

Дети подходят к гостям, рассказывают свои сказки и отвечают на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в страну шахмат"

Цель:1.     Вызвать у детей интерес к игре в шахматы, познакомить детей в игровой форме с историей шахмат.Задачи:1.     Воспитывать у детей интерес к шахматам.2...

Конспект НОД по шахматам в подготовительной группе: "Рокировка и всё о ней."

Этот материал поможет при подготовке к открытому просмотру НОД по шахматам....

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе с элементами обучения детей игре в шахматы "Путешествие на шахматную планету"

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе с элементами обучения детей игре в  шахматы"Путешествие на шахматную планету".Шахматы являются почти идеальной моделью для успешного развит...

Конспект занятия с элементами обучения детей игре в шахматы подготовительной группы «Шахматная страна»

Цель занятия:Закрепление названий шахматных фигур и правил их движения.Повторить, как выглядят и как грамотно называются шахматные фигуры. Закрепить правила игры. Прививать интерес к мудрой и полезной...

Мастер – класс для родителей воспитанников подготовительной группы по обучению игре в шахматы.

Познакомить родителей воспитанников с правилами игры в шахматы, с историей возникновения шахмат, тем самым способствовать формированию навыков игры в шахматы....

Рабочая программа непосредственно-образовательной деятельности "Шахматы" в подготовительной к школе группе.

В соответствии с требованиями нашего современного общества, педагогу необходимо искать новые формы и средства обучения детей, вовлечения их в мир познания! Шахматы – это не...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.

Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...