Путешествие в лес вместе с Медвежонком-невежей.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Нигматзянова Регина Ильдаровна

Конспект открытой НОД (включает в себя презентацию)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности.

Образовательная область «Познавательное развитие» (экология), старшая группа.

  Автор: Нигматзянова Р.И.

Тема: «Путешествие в лес вместе с Медвежонком – невежей».

Цель: формирование и закрепление знаний детей о лесе и лесных обитателях.

Задачи:

Образовательные: закреплять правила поведения в природе; формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с нормами и правилами поведения в природе

Развивающие: Развивать у детей навыки решения проблемных ситуаций; развивать образное восприятие, умение логически мыслить; развивать коммуникативные умения.

Воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость при познании окружающего мира; воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.

Предварительная работа: беседы о правилах поведения в лесу; отгадывание загадок об обитателях леса; наблюдения за деревьями в парке; чтение сказки А. Барто «Медвежонок – невежа»; чтение и обсуждение рассказа Н. Сладкова «Дятел».

Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный.

Материалы и оборудование: письмо от медвежонка; презентация; ширма для кукольного театра, перчаточная кукла или игрушка Медвежонок, кукла или игрушка Сорока, две игрушечные птички, аудиофайлы с записями песен: «Паровозик из Ромашкова» (из м/ф «Паровозик из Ромашкова», муз. В. Юровского, сл. Г. Сапгира, Г. Цыферова), «Паровоз Букашка» (муз. А. Ермолова, сл. А. Морозова); аудиофайлы «Голоса птиц. Сорока», «Голоса птиц в природе»; материалы для аппликации для каждого ребёнка – по одному листу белой и зелёной бумаги, лист голубого картона, клей – карандаш, чёрный фломастер; раздаточный материал - по количеству детей грустный и весёлый смайлик; ноутбук, экран, проектор для показа презентации.

Ход деятельности воспитателя с детьми.

Мотивационно – побудительный этап (введение в ситуацию).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло сегодня! Давайте с ними поздороваемся и подарим им наши улыбки, чтобы у них было хорошее настроение!

Дети, я сегодня на окошке нашла письмо, наверно, его принес Дятел – почтальон. Мы сейчас откроем конверт и прочитаем, что там написано.

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам медвежонок. Мне очень нужна ваша помощь. У меня совсем нет друзей. Я хочу дружить со всеми в лесу, но никто со мной дружить не желает, говорят, что я невежа и грубиян. А я никак не пойму, что же я делаю не так, ведь я весёлый и добрый! Пожалуйста, приезжайте ко мне в лес, помогите мне найти друзей».

Создание проблемной ситуации.

Воспитатель: Дети, как же нам поступить? Как помочь медвежонку? Ребята, отправимся в гости к медвежонку. Итак, на чём можно отправиться в лес? (ответы детей) Да, можно, доехать на автобусе или на машине. Но я предлагаю отправиться на веселом паровозике. Давайте построимся друг за другом вагончиками и отправимся в путь (звучит фонограмма песенки «Паровозик из Ромашкова», дети делают круг по группе.)

Основной этап.

Воспитатель: Ну вот, станция «Лесная», где живет наш Медвежонок –невежа, дальше наш паровозик не пойдёт (дети усаживаются на свои места). А вот и медвежонок нас встречает (Слайд № 2 появляется изображение медвежонка, одновременно с этим из –за ширмы появляется Медвежонок).

Воспитатель: Здравствуй, медвежонок – невежа! Кто тебя обидел?

Медвежонок: Меня жители лесные не любят, говорят, что я грубый и сердитый! А я всего лишь люблю играть, бегать, прыгать, кувыркаться, толкаться! Но со мной никто играть не желает! Помогите мне подружиться со всеми!

(звучит фонограмма «Голоса птиц. Сорока»)

Воспитатель: Ребята, вы слышите? К нам летит какая- то птица. Отгадайте загадку и узнаете, какая.

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её…. (сорока)

(появляется изображение сороки)

Сорока: Здравствуйте, ребята! Как вас много! А вы умеете себя вести в лесу? (дети отвечают: «да») Тогда добро пожаловать!

Воспитатель: Мы не просто так приехали, уважаемая Сорока! Мы хотим помочь Медвежонку – невеже подружиться с лесными жителями!

Сорока: Это дело непростое! Медвежонок у нас хоть и упитанный, да невоспитанный, много бед натворил. Но если вы, ребята, хотите ему помочь, придется вам его ошибки исправить и научить его, как нужно себя вести. Согласны? (дети отвечают: «да») Тогда отправляемся на прогулку по нашему лесу, я с вами полечу, буду вам дорогу показывать.

(Слайд № 3)

Воспитатель: Какой красивый ваш лес!

Сорока: Да, лес у нас красивый! Но вот посмотрите, здесь медвежонок побывал, все цветы вытоптал, берёзку сломал.

(Слайд № 4) 

Медвежонок: Да я просто в догонялки хотел с друзьями поиграть!

(Слайд № 5) 

Воспитатель: Ай-ай-ай, медвежонок! Разве так можно? Дети, подскажите, что медвежонок сделал не так?

(ответы детей «Нельзя вытаптывать цветы», «Нельзя ломать деревья и кусты», «Лес нужно беречь»)

Воспитатель: Почему необходимо беречь деревья?            

(ответы детей: «Потому что деревья дают планете кислород»)

Воспитатель: Да, дети совершенно правы. К сожалению, этому дереву уже ничем не поможешь, но мы надеемся, медвежонок, что теперь ты будешь беречь деревья.

Сорока: Идём дальше, друзья! Посмотрите на это дерево! Отсюда медвежонок дятла выгнал и дерево засохло! (Слайд № 6) 

Медвежонок (ворчит): А чего он стучит и стучит с утра до ночи, только голова от него болит! Зачем он вообще тут нужен?!

Воспитатель: Что ты натворил! Дети, расскажите медвежонку, зачем дятел стучал по дереву с утра до ночи?

Дети: Дятел из- под коры вредителей выдалбливал! (Слайд № 7)

Воспитатель: Конечно, дятел – это санитар леса! А ты его выгнал и дерево засохло, его вредители погубили!

Медвежонок: Я же не знал! Я больше так не буду! И перед дятлом извинюсь.

(раздается щебетание птиц, вылетают 2 маленькие птички)

Птичка: Не знает он приличий, он дом разрушил птичий! (Слайд № 8)

Медвежонок: Да я только посмотреть хотел!

Воспитатель: Да уж, медвежонок! Не зря тебя невежей зовут! Ничего-то ты не знаешь! Расскажите, дети, можно ли брать руками яйца птиц из гнёзд или гладить птенцов?

Дети:  Нет, потому что птицы больше к потревоженному гнезду не вернутся и птенцы погибнут.

Медвежонок, чуть не плача:  Простите меня, птички! И вы, ребята, простите, я не хотел губить птенцов. Я всё делал неправильно, теперь я понимаю, почему на меня все обижаются и никто со мной играть не хочет!

Воспитатель:  Ладно, медвежонок, не расстраивайся! Мы с ребятами верим, что ты исправишься. Мы приглашаем тебя поиграть вместе с нами.

Физминутка «Звери быстро просыпайтесь».

Кто тут будит всех вокруг

Тук – тук, тук. Тук – тук, тук. (Дети сидят по кругу с закрытыми глазами)

«Звери быстро просыпайтесь,

На зарядку собирайтесь». (Воспитатель хлопает в ладоши, дети встают и идут по кругу)

Звери делают зарядку-

Кто вприскочку, (прыжки)

Кто вприсядку, (приседают)

Кто-то плечи поднимает (Встать на носочки, поднять плечи)

Кто-то плечи опускает (опуститься на стопу, опустить плечи)

Сделаем руками взмах, (руки в стороны)

Вправо мах и влево мах, (маховые движения ногами вправо и влево)

Полуприсед (Полуприсед, руки на поясе)

И наклон, (наклон вперёд, руки в стороны)

Всем спортсменам шлём поклон.

Воспитатель: Ой, а это что за поляна? Сколько мусора! (Слайд № 9)

Медвежонок: Это не я, честное слово! Это тут люди отдыхали и мусор бросали, а я это увидел и решил их напугать. Как рявкнул из кустов, они вещи бросили и убежали. Вот какой я молодец!

Воспитатель: Ты, конечно, молодец, медвежонок! Только мусор этот надо будет убрать. А куда убрать, ребята, подскажите, может быть, сжечь его?

Дети: Нет, в лесу костер разжигать нельзя! Мусор нужно закопать.

Воспитатель: Справишься сам?

Медвежонок: Конечно, справлюсь.

Воспитатель: Тебе, медвежонок, нужно помириться с лесными жителями, а мы тебе поможем. Я предлагаю ребятам сделать подарок для дятла. Давайте оживим засохшие деревья.

Перед вами листы белой и зелёной бумаги, лист голубого картона, чёрный фломастер. Лист голубого картона – это фон, на который вы будете приклеивать свои деревья. Из белого листа нарвём полосы разной длины и величины и наклеим их на картон. Это стволы берёз. Теперь из зелёной бумаги нарвём мелкие кусочки – это листья. Их нужно наклеить вокруг берёз. Чего не хватает нашим берёзкам?

Дети: Чёрных полосок.

Воспитатель: Правильно, возьмите чёрный фломастер и нарисуйте на берёзках полоски. Посмотрите, как красиво получилось! Зелёная берёзовая роща!

(Дети делают берёзовый лес в технике обрывной аппликации)

Итоговый этап. Рефлексия.

Воспитатель: Ну что ж, ребята, а мы подведём итог, как нужно себя вести в лесу, чтобы сберечь природу, чтобы на вас не обижались лесные жители. Я буду задавать вам вопрос, а вы хором отвечать – можно или нельзя.

        Ломать ветки деревьев и кустарников - нельзя.

        Сажать больше деревьев – можно.

        Ходить и топтать на лугах цветы – нельзя.

        Ходить только по тропинкам – можно.

        Рвать большие букеты цветов – нельзя.

        Любоваться ими – можно.

        Оставлять мусор в лесу – нельзя.

        Собирать мусор в яму и закапывать его – можно.

        Разжигать костры в лесу – нельзя.

        Беречь лес от пожара – можно.

        В лесу шуметь – нельзя.

        Разорять птичьи гнёзда, муравейники и норы зверей – нельзя.

        Быть другом животных – можно.

Медвежонок: Спасибо вам, ребята! Я всё понял! Я исправлюсь и буду вежливым и воспитанным! (Слайд № 10 , слайд № 11 «Берегите лес!»)

Сорока: Ой, какая хорошая новость! Полечу, разнесу её по всему лесу! (сорока улетает, звучит фонограмма «Птичьи голоса. Сорока»)

Воспитатель: Вот и пришло время возвращаться нам обратно. Наш паровозик уже ждёт нас.

(дети выстраиваются в паровозик, звучит фонограмма песни «Паровоз Букашка», делают круг по группе и рассаживаются на места)

Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, чем мы сегодня занимались? Что мы делали в лесу? Вам понравилось сегодняшнее путешествие? Что вам понравилось? Что запомнилось больше всего? Ребята, если вам было легко и понятно на сегодняшнем занятии, поднимите весёлый смайлик, если было трудно или скучно, поднимите грустный смайлик.

Я благодарю вас, ребята, за активное участие и надеюсь, что сегодняшнее занятие было увлекательным и полезным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Медвежонок - невежа

Конспект НОД, группа раннего возраста...

КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ А. Л БАРТО «МЕДВЕЖОНОК - НЕВЕЖА».

Цель: - расширять знания о творчестве А. Л. Барто.Задачи: - развивать способность понимать и чувствовать настроение произведения, элементарно анализировать его содержание; - развивать память, худ...

Презентация по сказке А.Барто "Медвежонок-невежа"

Материал для развития связной речи детей с ОНР подготовительного возраста....

Игра-театрализация сказки-стихотворения Агнии Барто «Медвежонок-невежа» в старшей группе

Игра - театрализация содействует нравственному развитию детей, создаёт условия для развития творческой активности детей....

Беседа по сказке А.Л.Барто "Медвежонок невежа"

Конспект занятия по развитию речи на тему Беседа по  сказке А.Барто "Медвежонок - невежа" Задачи:Образовательные: - дальнейшее развитие интереса к художественной литературе и чтени...