Помогите Айнэ
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Дригерт Наталия Евгеньевна

В процессе игры дети, проходя различные испытания, помогают хантыйской девочке Айнэ расколдовать ее любимого друга, освободив его от чар злого колдуна Кынь Лунка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pomogite_ayne.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 60 «Золушка»

Конспект образовательной деятельности

«Помогите Айнэ»

(Интеграция образовательных областей «Социализация», «Познание»)

для детей старшего дошкольного возраста первого периода

                                                                              Воспитатель:

Дригерт Наталия Евгеньевна

г.Нижневартовск, 2012

Тема: «Помогите Айнэ»

Форма проведения: Игра.

Цель: Способствовать  формированию знаний  о жизни  народов ханты и манси.

 

Задачи:

  1. Закреплять представления:

- о жилищах ханты и манси;

- о животном и растительном мире;

- о праздниках народов Севера;

- о народных праздниках ханты и манси.

  1. Воспитывать умение работать в команде, согласовывать свои действия с правилами для  достижения общего результата.

  1. Развивать познавательный интерес к своему родному краю, к жителям севера.

               

Оборудование:  

  1. Доска, 4 магнита;
  2. Стол, стулья по количеству детей, стул для воспитателя;
  3. Песочные часы.

Демонстрационный материал:

  1. Письмо;
  2. Изображение хантыйской девочки;
  3. Изображение оленя, черный лист бумаги, разрезанный на 4 части.

Раздаточный материал:  

  1. картина - паззл «ХМАО»  формат А - 3 (детали на каждого ребенка);
  2. карточки с изображением: чума, лабаза, нарт, праздников народов Севера, кис, малицы, куклы «акань», посуды из бересты, ягод (морошка, голубика, клюква).

Предварительная работа:

  1. рассматривание альбомов насмотренности «Жизнь народов ханты и манси»
  2. беседы по темам: «Праздники народов Севера», «Жилища», «Одежда и обувь»,
  3.     «Посуда», «Игрушки детей», «Занятия народов Севера»;
  4. Словарная работа:  северное сияние, чум,  лабаз, нарты, кисы, малица, акань,  береста,  морошка,  голубика, клюква, ханты, манси;
  5. Использование художественного слова: загадывание хантыйских загадок, чтение ханты – мансийских сказок «Гордый олень», «Отчего у зайца длинные уши»,  «Откуда пошло северное сияние», «Как ворон землю мерил».                                      

                                       

Ход занятия:

  1. Создание игровой мотивации.

  (Дети сидят на ковре)

Воспитатель:  - Ребята, нам пришло письмо от хантыйской девочки Айнэ.

 ( Воспитатель читает письмо):

 «Ребята, Злой колдун   Кынь Лунк  заколдовал моего любимого друга. Помогите его  

 

расколдовать.  Я отправляю вам свою и его фотографию».

- Ребята, мы не сможем увидеть, кто лучший друг Айне, пока вы не пройдете все испытания.

(Воспитатель показывает детям фотографию – рисунок закрыт черной бумагой, которая разрезана на части).

- Вы готовы помочь Айнэ? Вы не боитесь трудностей? Тогда начнем.

1 испытание «Загадки» (Задание выполняется сидя на ковре)

  1. Седая старуха заячью шерсть разбрасывает. (Снег)

  1. Безрукий, безногий волшебник за ночь вышивает узоры, орнаменты. (Мороз)

  1. На верхушке дерева сидит кукла с косами (Белка)

  1. С четырьмя руками-ногами мужичок в белом гусе в лесу скачет-прыгает. (Заяц)

  1. Сердитый голодный нож с узким лезвием в поисках еды шныряет. (Волк)

  1. Чёрная меховая малица по лесу шатается-мотается. (Медведь)

- Молодцы, ребята, все загадки отгадали.

- Мы можем открыть первую часть фотографии.

  (Воспитатель убирает один черный лист с фотографии)

2 испытание: «Собери паззл».  (Задание выполняется за столом)

- Ребята, каждый из вас получит часть от паззла.  

 Вместе вы должны собрать одну картину и сказать, что на ней изображено.  

 Но собрать картину вы должны успеть за время, пока будет сыпаться песок в песочных  часах (3 - 5 мин.)

- Успеете ли вы пройти испытание, если будете ссориться?

  Как нужно выполнять задание? (быстро и быть дружными)

- Вы готовы к испытанию? (Да)

- Время пошло.

После того, как паззл собран воспитатель спрашивает:

- Что изображено на картине? (наш округ)

- Как называется округ, в котором мы живем? (Ханты – Мансийский автономный округ)

Молодцы, ребята. Вы прошли и это испытание. Мы открываем следующую часть фотографии.  (Воспитатель убирает один черный лист с фотографии)

3 испытание:  Физкультминутка.

- Ребята, если вы дружно будете выполнять движения, мы сможем открыть еще одну часть фотографии.

- Вы готовы?  (Да)

Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево - вправо)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх, подняться на носки)
И дотянемся до тучки.
Встали ровно. Наклонились. (Наклоны вперед – назад)
Раз - вперёд, а два — назад.
Потянулись. Распрямились.

Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох.)

-  Молодцы, ребята. Мы открываем еще одну часть  фотографии.

 (Воспитатель убирает один черный лист с фотографии)

- Ребята, последнее испытание.

  На каждом стуле лежит карточка, возьмите карточку и сядьте на стул.

  Рассмотрите карточку.

 

 -  Каждому из вас я задам вопрос о том, что изображено на карточке.

    Если вы не знаете  ответа, может ответить любой из вас.

    Вы готовы к испытанию?

4  испытание «Вспомни и назови»  (сидя на стульях)

- Как называется дом у хантов? (чум)

- Какое необычное явление можно наблюдать в небе и только на Севере?

  (северное  сияние)

- Какие народные  праздники есть у ханты и манси? (медвежий праздник, день ворона, праздник солнца)

- Как называется дом, где хранятся продукты у хантов? (лабаз)

- Как называются сани у народов Севера? (нарты)

- Как называется верхняя одежда у мужчин?  (малица)

- Как называется зимняя обувь? (кисы)

- Почему хантыйские куклы без лица? (в куклу мог вселиться злой дух и ребенок мог  

                                                                  заболеть)

- Как называются ягоды, которые растут  на болоте? (морошка, клюква, голубика)

- Из чего делали посуду ханты и  манси? (из бересты)

Молодцы, ребята. Что вам помогло пройти это  испытание? Кому было легко? Кому было трудно?

- Мы открываем последнюю часть фотографии.

  Мы освободили  лучшего друга хантыйской девочки Айнэ.

- Ребята, кто у девочки лучший друг? (северный олень)

5. Итог.

- Какое испытание было самым легким?

- Какое испытание было самым трудным?

- Ребята, почему вы смогли пройти все испытания?

- Ребята, вы меня порадовали своими знаниями. Молодцы.

- Ребята, вы можете нарисовать своего лучшего друга, и мы отправим ваши рисунки вместе с фотографией оленя для девочки Айнэ в подарок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Помогите воспитывать!

Воспитатели и родители часто не могут дать ответ на вопрос: почему дети становятся неуправляемыми; почему ребенок, которому ни в чем нет отказа, взращивает в своей душе жадность и злость; почему родит...

занятие "Я здоровье берегу- сам себе я помогу"

занятие для детей старшего дошкольного возраста "Я здоровье берегу- сам себе я помогу"занятие по формированию  здорового образа жизни...

Помогите Айнэ

В процессе игры дети, проходя различные испытания, помогают хантыйской девочке Айнэ расколдовать ее любимого друга, освободив его от чар злого колдуна Кынь Лунка....

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Эй, пожарные, бегите! Помогите! Помогите!

Выполнила: Казанцева Л.В.Конспект занятия в старшей группе на тему: «Эй, пожарные, бегите! Помогите! Помогите!Цель: Закрепить у детей понятие « пожарная безопасность», убедить в необходимости соблюден...

Дидактическая игра «Помоги геологу» или «Помоги геологу найти полезные ископаемые для творчества»

Дидактическая игра «Помоги геологу» или «Помоги геологу найти полезные ископаемые для творчества»Цель: Обогащение и расширение знаний детей о полезных ископаемых Республики Баш...

Помогать , не помогать …

Не ДЕЛАЙТЕ РАБОТУ ЗА ДЕТЕЙ Ребенок пролил воду на пол – не спешите вытирать лужу, лучше напомните, где взять бумажное полотенце или тряпку. Чтобы ребенок научился принимать решения и делать...

"Помогать - не помогать? Или как привлечь ребенка к домашним обязанностям"

   Должны ли дети помогать родителям? Многие родители считают, что не стоит обременять детей домашними обязанностями. Они думают, что работа по дому будет отнимать у детей беззаботное...