Кто скоро помог, тот дважды помог
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Бесена на нравственную тему с детьми подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_na_nravstvennuyu_temu_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx353.18 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа на нравственную тему в подготовительной группе

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Кто скоро помог, тот дважды помог»

Сегодня, дорогие ребята, мне хотелось бы поговорить с вами об отзывчивости, тактичности и равнодушии.

Какого человека мы называем отзывчивым? Того, кто отзывается на наши просьбы, старается помочь, поддержать нас и словом и делом.

«Кто скоро помог, тот дважды помог» — есть такая русская народная поговорка. Почему так говорится? Да потому, что отзывчивый человек старается помогать друзьям быстро, не откладывая на завтра, не перекладывая на других.

Откликаться на просьбу нужно сразу, не отговариваясь другими делами. Например, если кто-то из родных заболел и просит вас принести лекарство или воду, усталая после работы мама просит помочь убрать посуду или подмести пол, нужно немедленно помочь.

Отзывчивый человек понимает душевное состояние другого человека и сочувствует ему.

♦ Приведите пример отзывчивости, сочувствия.

♦ Расскажите о себе. Проявляете ли вы отзывчивость по отношению к родным, друзьям?

Какого человека мы называем тактичным?

Слово «тактичный» происходит от слова «такт». Оно означает умение вести себя достойно, уважая других людей, проявляя в поведении и поступках чувство меры.

Тактичный человек не обидит друга ни грубым словом, ни неуместным любопытством, ни ненужным вопросом.

Давайте вместе обсудим такую ситуацию.

Однажды Настя пришла в детский сад заплаканной, с покрасневшими глазами.

Подруга Марина сразу заметила, что Настя грустная.

♦ Как бы вы поступили на месте Марины? Спросили подругу, что случилось или сделали бы вид, что ничего не заметили?

Конечно, нужно мягко и тактично расспросить подругу о том, что произошло. Ведь если вы сделаете вид, что не заметили слез и грустного настроения девочки, то проявите равнодушие.

Слово «равнодушный» означает безразличный, безучастный. Но вам, я думаю, вовсе не безразлична ваша подруга, вы искренне хотите ей помочь, проявить участие.

Очень важно, в какой форме вы зададите вопрос. Как бы вы спросили Настю о том, что с ней случилось? Можно спросить так:

— Настя, почему ты ревела?

А можно и по-другому:

— Настенька, почему у тебя плохое настроение? Может быть, я могу тебе чем-то помочь?

Или так:

— Настя, у тебя неприятности? Я постараюсь помочь тебе.

♦ Какой из трех вопросов кажется вам наиболее неудачным?

Конечно, первый. Ведь он поставлен в грубой форме. На него можно ждать и грубого ответа. Недаром говорится: «Каков вопрос, таков и ответ». Едва ли вам самим понравилось бы услышать такой вопрос. И отвечать на него вам бы не захотелось, потому что в нем звучат не доброта и участие, а любопытство и бестактность.

Второй и третий вопросы поставлены правильно. Если вы обратитесь к подруге ласково, участливо, она и сама вам все расскажет. Недаром говорится: «Ласковое слово лучше мягкого пирога», «Ласковое слово, что весенний день».

Послушайте стихотворение.

Ласковое слово

Ласковое слово

Говорите чаще!

Ласковое слово.

Даже меда слаще.

Ласковое слово

Согревает душу,

Ласковое слово

Слушал бы да слушал.

Ласковое слово

Будто солнце светит.

Ласковое слово

Нужно всем на свете!

Если хотите, чтобы друзья тянулись к вам, будьте отзывчивы, внимательны, проявляйте к ним заботу и сострадание. Никто не любит равнодушных людей, занятых только собой и своими делами.

Известный чешский писатель Юлиус Фучек когда- то сказал: «Бойтесь равнодушных! С их молчаливого согласия в мире творится зло!»

Послушайте историю и ответьте на вопросы.

Ваня вырезал бумажного змея и нечаянно порезал ножницами любимую бабушкину салфетку. Мальчик очень огорчился: такая красивая салфеточка, а теперь на ней зияет дырка.

Он решил попросить Олю помочь ему заштопать дырку и позвонил ей по телефону.

— Олечка, я нечаянно на салфетке прорезал дырку. Ты не могла бы помочь мне ее заштопать?

— Попробую, — согласилась девочка. — Ты принеси завтра салфетку в детский сад. Я попрошу у Анны Анатольевны шкатулку для шитья и заштопаю салфетку.

Утром Оля посмотрела салфетку и увидела, что дырка большая и штопка займет много времени и труда.

— Ладно, я завтра этим займусь, — сказала она и отложила салфетку в сторону.

Но и завтра и послезавтра у девочки находились важные дела, а времени на помощь другу не было.

Подружка Оли, Любочка, заметила, что Ваня чем- то расстроен, и, узнав в чем дело, предложила ему свою помощь. Она взяла нитки, иголку и старательно заштопала салфетку.

♦ Как вы считаете, хороший ли друг Оля? Почему?

♦ Можно ли ее назвать равнодушной к чужим неприятностям?

♦ Что вы можете сказать о Любе?

♦ Как в подобном случае поступили бы вы?

♦ Расскажите о том, как друзья помогли вам.

Тест

Выберите ответ и объясните свой выбор.

I. Подруга звонит вам по телефону и просит объяснить ей задание по рисованию, но в этот момент вы заняты. Как вы ей ответите?

1. Несмотря на занятость, спокойно, не торопясь объясню задание.

2. Скажете, что заняты и попросите позвонить позже.

3. Скажете, что у вас нет времени, и, ничего не объясняя, положите трубку.

II. Мама просит вас поиграть с младшим братом, а вы собираетесь с друзьями на прогулку. Как вы поступите?

1. Поможете маме — поиграете с братом, а гулять пойдете позже.

2. Скажете маме, что поиграете с братом после прогулки.

3. Убежите гулять с друзьями.

III. Вы встретили старушку соседку, которая несет тяжелые сумки. Как вы поступите?

1. Предложите свою помощь.

2. Поможете донести сумки, если старушка вас об этом попросит.

3. Пройдете равнодушно мимо.

Послушайте сказку.

Хорошие помощники

Алеше подарили игрушечную машинку. Очень красивую, белую, с красным крестом на боку.

— Папа, как называется такая машина? — спросил мальчик.

— «Скорая помощь», — ответил папа.

— А почему она так называется? — продолжал рас- просы Алеша.

— Называется она так потому, что врачи, которые на ней приезжают, оказывают людям помощь очень быстро. Ведь случается, что человек не может долго ждать прихода врача, ему может стать плохо, и помощь нужна очень скоро, почти немедленно, вот она и называется машиной «скорой помощи», — терпеливо объяснял мальчику папа.

— Ведь недаром народ приметил: «Кто скоро помог, тот дважды помог», — добавила бабушка.

Алеша взял новую машину, ушел в комнату и стал играть с ней. Он посадил в машину маленького пластмассового человечка — доктора. Игрушечный котенок «звонил» по телефону — вызывал «скорую помощь» для зайки. Пластмассовый человек быстро приезжал на белой машине с красным крестом и излечивал бедного зайчика — делал ему уколы и давал таблетки.

Поиграв, Алеша пошел на кухню к бабушке и сказал ей:

— Бабуля, я хочу быть твоим помощником! Чем тебе помочь?

— Вот хорошо! Вытри посуду и расставь ее по местам.

Алеша быстро вытер посуду и убрал ее в буфет.

Когда с работы вернулась мама и принесла сумки с продуктами, Алеша открыл ей дверь и тут же взял из рук мамы сумки.

— Мамочка, я твой помощник. Отнесу сумки на кухню.

Папе он подал тапочки, быстро нашел дедушкины очки, бабушке помог вдеть нитку в иглу. Словом, весь день мальчик всем помогал.

К вечеру Алеша устал, улегся в кроватку и сразу уснул. Скоро весь дом погрузился в сон и тишину.

Когда серебристый лунный луч проник в комнату Алеши, пробежался по столу, потом упал на диван, игрушки, сидевшие на диване, зашевелились и ожили. Щенок Тишка сказал зайке:

— Алеша уснул, кто теперь будет всем помогать? Я слышал, что «скорая помощь» работает и днем и ночью!

— Давайте, мы будем помощниками, — предложил котенок Барсик.

— Давайте, — согласились игрушки.

— Я буду всех, кто заболел, лечить, — важно сказал маленький пластмассовый человечек. Ведь я — врач «скорой помощи»!

— Но кому мы станем помогать? — спросил зайка. — Все давно спят.

— Помогите мне, — попросило друзей полосатое полотенце. — Я соскользнуло с крючка и упало на пол. Поднимите меня.

— Хорошо, — отозвался Барсик. Он схватил лапкой полотенце, -вскарабкался на стул и повесил полотенце на место.

— Спасибо, большое спасибо, — вежливо поблагодарило полотенце.

— И мне помогите, и мне, — пропищала маленькая прозрачная пуговка. — Я вчера нечаянно оторвалась от дедушкиной рубашки и закатилась под стол. Никто не смог меня найти. Не хочу здесь пылиться! — капризно закончила она.

— Конечно, мы тебе поможем, — пообещали игрушки.

Барсик, который прекрасно видел и в темноте, быстро отыскал пуговицу и положил ее на стол.

— А нам кто-нибудь поможет? — хором спросили мягкие Алешины тапочки. — Алеша очень устал и оставил нас посреди комнаты, кто-нибудь может о нас споткнуться и упасть.

Мишка тут же схватил тапочки и поставил около Алешиной кровати.

— Друзья, помогите и нам, — хором попросили Алешины шорты и маечка. — Алеша захотел спать и забыл нас аккуратно положить на стул возле кровати. Мы можем измяться и стать некрасивыми.

Зайка тотчас бросился им на помощь: лапками расправил все складки и сложил одежду на стул у кроватки мальчика аккуратной стопкой.

Незаметно стало светать. Звездочки и месяц побледнели, а потом и вовсе исчезли. Первые солнечные лучи заиграли в небе. Игрушки снова чинно расселись на диване и замерли, как ни в чем не бывало.

♦ Что подарили Алеше?

♦ О чем папа и бабушка рассказывали мальчику?

♦ Как Алеша помогал домашним?

♦ Помогаете ли вы своим домашним?

♦ Почему говорится: «Людям помогать — горя не знать»

Перспективные планы по нравственному воспитанию детей старшей группы

Юлия Адамова

Перспективные планы по нравственному воспитанию детей старшей группы

(5–6 лет)

Перспективные планы по нравственному воспитанию детей старшей группыя разделила на четыре блока: «Я и моя семья», «Я и общество», «Красота отношений» и «Мир природы».

Сентябрь

Читайте также: Каталог статей - Межрегиональный центр дополнительного образования "Луч"

1. «Кто я такой»

.

Цель: развивать самосознание; учить называть полное имя, отчество, фамилию, адрес, телефон, страну, родной язык и сведения о родителях (фамилию, имя, отчество и место работы)

.

2. «Зачем нужны правила»

.

Цель: воспитывать осознанное отношение к нормам и правилам, формировать умения и навыки поведения в обществе; развивать способность к умозаключениям, к оценке и самооценке.

3. «Как добро побеждает зло».

Цель: развивать в детях стремление к справедливости, веру в победу добра над злом, при отрицательном отношении к жестокости; воспитывать чувство уверенности в своих силах; учить мечтать.

4. «Животные – наши друзья»

.

Цель: формировать доброжелательное отношение к животным, желание обрести в животном друга; развивать чувство доброты, сопереживания.

Октябрь

1. «Наша дружная семья»

.

Читайте также: Конспект занятия по ПДД в средней группе «Играем, правила дорожного движения изучаем».

Цель: формировать представление детей о семье и семейных традициях, о доброжелательных отношениях родных людей.

2.«Будем тактичными и миролюбивыми»

.

Цель: развивать понимание необходимости считаться с мнением и интересами сверстников; формировать умения и навыки общения со сверстниками.

3. «Учимся правильно разговаривать»

.

Цель: познакомить детей правилами ведения диалога с взрослыми и детьми; подвести к пониманию необходимости соблюдения правил.

4. «Человек – существо разумное»

.

Цель: рассказать о значении человека в сохранении природы, помощи другому существу; формировать понятие о потребностях человека, отличающих его от животного (сходство и различие)

.

Ноябрь

1. «Я люблю свою семью»

.

Цель: формировать представление о принципах родословной; развивать у детей стремление сделать своими руками что-то для членов семьи.

Читайте также: Презентация на тему посуда в младшей группе. Посуда Старшая группа Цель: познакомить детей с столовыми принадлежностями, посудой, активизировать словарь детей

2. «Как вести себя в общественных местах»

.

Цель: развить представления о необходимости знания правил поведения; формировать навыки поведения в общественных местах, опираясь на опыт детей.

3. «Мы не будем ссориться»

.

Цель: воспитыватьумения и навыки общения: не обижать, прощать, сочувствовать; формировать представление о дружбе, друге.

4.«Природа добрая и злая»

.

Цель: учить детей видеть связь человека с природой, её ответ на доброе и недоброе от-ношение.

Декабрь

1. «За что я умею отвечать»

.

Цель: развивать чувство ответственности за начатое дело, данное слово, живое существо; формировать навыки выполнения определённых действий, ввести в словарь моральные оценки.

2. «Правила безопасности»

.

Цель: формировать понятие о необходимости знать данные о себе; учить умению правильно вести себя в незнакомом и людном месте; воспитывать уверенность в своих силах.

3. «Здравствуйте!»

Цель: продолжать знакомить с разными вариантами приветствия; формировать навыки вежливости, учтивости.

4. «Мы охраняем природу»

.

Цель: рассказать детям, чему можно научиться у взрослых, лесников, пожарных, геологов; довести до понимания детей связь между невыполнением правил и бедой в лесу, на реке, в поле.

Январь

1. «Я выбираю сам»

.

Цель: воспитать чувство собственного достоинства, желание выбора и уверенность в его реальной возможности; развивать понимание разумности выбора в ущерб другим.

Читайте также: Основные направления инновационного развития дошкольного образовательного учреждения

2. «Что я думаю о себе и о дружбе»

.

Цель: развивать у детей умение анализировать свои действия и поступки, соотносить их с общепринятыми нормами поведения.

3. «Любимые и добрые герои сказок»

.

Цель: учить понимать чувства литературных героев, их настроение; подбирать слова, определяющие состояние и качества характера; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

4. «Красота в природе»

.

Цель: вызвать не только восхищение природой, но и отвращение к безобразному в отношениях с природой; формировать навыки отношения к природе по принципу «не навреди»

,
«можешь — помоги»
.

Февраль

1. «Какой я без взрослых»

.

Цель: развивать умение анализировать свои поступки, сравнивать их с общепринятыми нормами; воспитать чувство юмора, терпимое отношение к чужим поступкам и критическое к своим.

2. «Труд человека кормит, а лень портит»

.

Цель: познакомить с понятием «коллективный труд»

; продолжать учить
детей уважительно относиться к труду взрослых; вызвать желание помогать взрослым.
3.
«Нарочно и нечаянно»

.

Цель: развивать нравственные чувства: сожаление, сочувствие; формировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнёров.

4. «Огонь добрый и злой»

.

Цель: формировать у детей основы пожарной безопасности, навыки осознанного, безопасного поведения; продолжать знакомить детей с огнём и его свойствами.

Март

1. «Я среди людей»

.

Цель: развить представление о ходе развития человека; показать взаимозависимость отношений.

2. «Мальчики и девочки»

.

Цель: закрепить у детей понимание различий полов; формировать правильное отношение к различиям во внешнем облике и поведении.

3. «Волшебные слова»

.

Цель: формировать у детей навык устанавливать доброжелательные отношения с людьми; учить видеть хорошие качества характера; воспитывать чуткое, добро-желательное отношение к окружающим.

4. «Мы помогаем растениям»

.

Цель: развивать понимание взаимосвязи человека и природы; продолжать учить относиться к растениям как к живым существам; вызвать желание беречь и защищать природу.

Апрель

1. «Если ты гуляешь один»

.

Цель: развивать у детей понятие о необходимости соблюдения правил безопасности во время прогулки без взрослых; формировать навыки поведения в отношениях с незнакомыми людьми.

Читайте также: Конспект НОД «Добрые сердечки» для детей средней группы

2. «Я в гостях»

.

Цель: закреплять определённые манеры поведения; совершенствовать навыки поведения за столом; формировать представления о сервировке стола.

4. «Кто такой хвастун?»

Цель: учить детей различать хвастовство и шутку-преувеличение; развивать отрицательное отношение к хвастовству, уметь в корректной форме высказать порицание в адрес хвастуна.

4. «Красная книга»

.

Цель: дать детям понятие о «Красной книге»

, связав его с природой своего края; показать роль человека в охране природы.

Май

1. «Кто такие мудрецы?»

Цель: раскрыть понятие «мудрец»

,
«мудрость»
; вызвать удивление перед тем, как много может знать человек, если он долго живёт и всё время узнаёт что-то новое; учить
детей почтительности.
2.
«Можно ли приносить свою игрушку в детский сад?»

Цель: развивать у детей сочувствие, внимание к другому ребёнку; предупредить возникновение зависти, злорадства.

3. «Учусь прощать»

.

Цель: продолжать учить детей не обижаться по пустякам, различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; развивать самоконтроль; учить сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов.

4. «Земля – наш общий дом»

.

Цель: воспитывать у детей экологическое сознание; формировать понятие о хороших и неблагополучных условиях жизни живых существ в зависимости от отношения людей к природе.

Образовательная деятельность по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему «Дружба и взаимопомощь»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

по нравственному воспитанию детей в подготовительной группе

«Добрые дела, добрые слова»

Выполнила: Леонтьева С. В.,

воспитатель.

Йошкар-Ола

«Добрые дела, добрые слова»

Цель: Воспитание гармоничного и культурного человека.

Задачи: 1. Познакомить с понятием «доброжелательность»

2. Учить выражать свои мысли о добрых поступках, использовать в речи

добрые слова

3. Формировать умение работать в коллективе, выражать свое мнение,

рассуждать.

4. Вызвать у детей желание совершать добрые поступки, помогать

другим.
5. Воспитывать доброжелательность, чуткость, отзывчивость, вежливость

и дружеские отношения между детьми и взрослыми.


Оборудование и материал: мольберт, сюжетные картинки Л. Б. Фесюковой («Уроки доброты»), книга Адрианова «Философия в сказках»; 2 одинаковые шкатулки: одна с камешками-декоративный материал, вторая – с конфетами; три стрелки-указателя, мяч, музыкальное сопровождение; паззл для двух команд, геометрические фигуры и образцы цветов для задания «Собери цветок добра», 6 плат

Ход занятия:

Организационный момент.

«Круг радости»

- Ребята, скажите с каким настроением вы пришли сегодня в детский сад? (Ответы детей)

- Каждый человек может испытывать различные эмоции и от этих эмоций зависит настроение каждого человека. Сегодня у нас у всех разное настроение. Но давайте возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу, закроем глаза и мысленно пожелаем всем добра, счастья, хорошего настроения). Садитесь на стульчики.

-Дорогие ребята, я рада видеть вас на нашем занятии. Желаю вам и гостям мира, добра, любви.

Позитивный настрой

Беседа о добре, доброжелательности

- Ребята, мы сегодня с вами поговорим о добре, доброжелательности, добрых делах (поступках), словах.

Доброта – это отзывчивость, это стремление делать добро другим

Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь.

- Как вы думаете, легко ли быть добрым? (ответы детей)

- Быть добрым – это не только произносить вежливые слова, но и делать добрые поступки.

Доброжелательность – это редкое качество в человеке. Очень легко желать добра своим знакомым, друзьям и просто приятным людям. Но быть доброжелательным к людям чужим, неприятным, плохим очень трудно.

- Желать добра только тем, кто нравится или тому, кто вас любит, - это только половина доброжелательности.

- Вы же не хотите наполовину радоваться, наполовину дружить и любить, наполовину быть смелым.

Настоящая доброжелательность наполовину быть не должна!

Запомните: Злость побеждается дружелюбием и доброжелательностью.

- Садитесь поудобнее и послушайте рассказ «Дедушкин совет»

«ДЕДУШКИН СОВЕТ»

Егорка был неплохим мальчиком, но как только он встречался с Валерой, он сразу же раздражался. Из всех знакомых Валерка был самым неприятным, всюду хотел быть первым, но, самое главное, он любил насмехаться и дразнилки обидные придумывал. Однажды Егорка подрался с Валерой и пришел домой весь грязный. Дома его встретил дедушка, и Егорка рассказал ему обо всем, даже о том, как уже целый год, встречаясь с Валерой и вспоминая о нем, он сильно сердится и злится.

– Надо быть, Егорка, доброжелательным ко всем людям, даже к тем, кто тебе не нравится, – сказал ему дедушка.

– Как же это можно желать добра тем, кто не нравится и кто плохой? – удивился Егорка.

– Может быть, только ты считаешь Валеру плохим, а другие, наоборот, считают его хорошим.

– Нет, я точно знаю, что он плохой.

– Тогда скажи, Егорка, мама Валеры любит своего сына?

– Наверное любит, – ответил Егорка.

– А друзья у него в школе или во дворе есть?

– Есть.

– Вот видишь, другие к нему хорошо относятся, а ты не можешь. Значит, все дело в тебе самом, а не в Валере. Просто не хочешь ты быть доброжелательным, а хочешь и дальше на него злым взглядом смотреть.

– Что же, дедушка, мне делать, если он мне не нравится?

– Ты можешь не играть и не дружить с ним, но всегда можешь тихо, про себя, пожелать ему чего-нибудь хорошего, чтобы он стал лучше и добрее. А продолжая злиться, ты будешь только сам себе вредить и душу свою пачкать.

– А просто молчать нельзя? – спросил Егорка.

– Нет, ты слишком долго злостью и раздражением отравлял свою душу, теперь только добрые мысли ее очистить смогут. Ты только не забывай вовремя плохие мысли на добрые менять.

Стал Егорка делать так, как дедушка его научил. Увидит Валеру, отвернется в сторону и шепотом пожелает ему лучше и добрее стать. А если вспомнит о нем, то плохие мысли в голову не пускает, а сразу добрыми их вытесняет.

Через месяц идет дедушка домой, смотрит, а внук его Егорка с Валерой играет и громко смеется. Улыбнулся дедушка, глядя на сдружившихся ребят, и тут же, шепотом что-то доброе им пожелал.

Не мог или не хотел Егорка быть доброжелательным к Валере?

Какой совет дал дедушка Егорке? (желать людям добра, менять мысли плохие на хорошие)

- Давайте, встанем все в круг (раздаю детям цветные стеклянные камешки). Это не простые камешки. Они обладают определенным волшебством. Если камешек почувствует добро в ваших руках, то непременно произойдет волшебство. Возьмите каждый по камешку и вспомните добрые слова. Называя слово, положите камешек в шкатулку.

(Ответы детей)

- В конце занятия мы проверим, произошли ли чудеса с камешками. А пока шкатулку уберем. Сейчас же мы с вами поиграем, разделимся на две команды. По считалке выберем капитанов команд. А капитан в свою очередь наберет свою команду.

Собрались мы поиграть,

Ну, кому, же начинать?

Раз, два, три

Начинаешь ты.

- Итак, первая команда называется добрые слова, а вторая– добрые дела.

- А сейчас каждой команде предстоит сделать выбор пути. Перед вами три стрелки, направленные в разные стороны. Подумайте, какую дорогу вы выберете, посоветуйтесь друг с другом.

Прямо пойдешь встретишь старушку, которой нужно помочь дойти до скамейки.

Налево пойдешь – встретишь старика, которому нужно подсказать, где находится аптека.

Направо пойдешь – найдешь игрушку, о которой давно мечтал.

Работа с картинками

- А теперь первое задание, посмотрите внимательно на картинку.

- Что случилось со старушкой? Как она себя чувствует? Чем можно помочь старушке?

-Для вас, ребята, важнее услышать благодарность, похвалу или просто помочь7

- Могут ли, пожилые люди помолодеть? (могут от нашего внимания, чуткости, общения с ними.

- Какие добрые дела вы сможете сделать?

Своей бабушки, дедушки

Незнакомых пожилых людей.

(ответы по командам)

- А сейчас небольшая разминка

Игра «Вежливо-невежливо»

- Я называю вам действия, если они вежливые, то вам надо подпрыгнуть, а если невежливые, то – присесть.

Поздороваться при встрече

Толкнуть и не извиниться

Помочь поднять упавшую вещь

Говорить «спасибо» за подарок

Поздороваться при встрече

Перебивать во время разговора

Обозвать обидным словом

Уйти и не попрощаться

Помогать родителям

-Второе задание (с картинкой)

«Любую болезнь лечит доброе слово»

- Ребята, зачем ходят в аптеку? Для чего принимают лекарства?

В нашем городе открылись две аптеки:

Аптека «Доброты и чуткости»

Аптека «Спешу на помощь!»

- Каких героев вы бы направили в аптеку?

- Какое лекарство вы бы посоветовали, чтобы злая Баба-Яга стала доброй Бабулечкой-Ягулечкой?

- А царевна Несмеяна стала веселой?

- Две подружки зашли в аптеку «Спешу на помощь!» и сказали аптекарю:

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам,

Очень скучно друг без друга,

Помириться нужно нам!

Помогите!

- Как можно помочь подружкам? (спеть песенку, проговорить мирилочку вместе, нарисовать вместе рисунок и т.д.)

Игровое упражнение «Доброе животное»

- Встали все вкруг и превратились в доброе животное.

На шаг вперед и назад – бьется сердце

Дышит – на вдох присели, на выдох встали.

Радуется – поднять руки вверх и потрясти ими.

- Ну, а теперь последнее задание, каждой команде нужно выложить на платах цветок добра. Поделитесь, команды, на пары и подойдите к платам. Приготовились, начали.

Геометрическая мозаика «Выложи цветок добра»

-Молодцы у всех получился тот цветок, что и на образце.

- Давайте ребята, немного отдохнем, садитесь все в круг (или лечь на пол, руки вдоль туловища, ноги слегка расставлены). Глаза закрываем.

Релаксация «Волшебный цветок добра»

Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Движения её крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он – бабочка, что у него большие и красивые крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую и пахучую серединку цветка.

Вдохните еще раз его аромат и превратитесь снова в себя. А цветок превратился в волшебный добрый цветок. Представьте себе, что он у вас в руках. Протяните две руки вперёд так, как будто вы держите его в руках. Ваши руки чувствуют удивительное тепло, он согревает вас, ваше тело, вашу душу. Вы можете мысленно рассмотреть Какой он? Какого цвета? Большой или маленький? На что он похож? Может он имеет запах? А может от него исходит эта чудесная музыка? И вам хочется её послушать. Мысленно поместите добро этого цветка внутрь, в своё сердце. Почувствуйте, как вы наполняетесь добром, как радость переполняет вас, у вас появляются новые силы, ваше здоровье крепнет, счастье и радость переполняют вас. И когда вдруг ваша душа заболит от обиды, представьте себе то, что представляли сейчас и вам станет лучше.

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

Я хочу, чтобы вы запомнили, то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами.

Откройте глаза.

Посмотрите по сторонам.

Пошлите друг другу добрые мысли.

- Давайте посчитаем, чья команда победила. Итак, обе команды набрали одинаковое количество баллов. Значит у нас сегодня две команды-победительницы.

Анализ и итог занятия

- Какое у вас настроение?

- Что вам сегодня понравилось?

- Кого мы можем назвать добрым человеком?

- Какие поступки совершают добрые люди?

- Как мы можем определить, что человек добрый?

- Ребята, а вы не забыли про волшебные камешки? Давайте посмотрим, действительно ли, в ваших сердцах живет добро. (Достаю вторую такую же шкатулку с конфетами, открываем шкатулку).

- Посмотрите, а камешки превратились в сладости, это специально для вас. Значит вы добрые, доброжелательные дети и в душе вашей живет доброта. Я рада была встрече с вами. Всем до свидания, до следующих встреч.

Адрес публикации:

Конспект беседы по теме «Поговорим о доброте» воспитателя подготовительной к школе группы «Василёк» Арнст Татьяны Ивановны Задачи: Образовательные: -формировать у детей представление о доброте как о неотъемлемом качестве человека; -формировать умение анализировать свои поступки и поступки товарищей. Развивающие: -развивать чувство товарищества, взаимопомощи. Воспитательные: -воспитывать уважительное отношение к окружающему миру, кдруг другу. Демонстрационный материал:слайды-фотографии добрых дел группы, слайды сказочных героев, записьмузыки Бориса Савельева, стихи Михаила Пляцковского «Если добрый ты». Раздаточный материал:ватман, цветные карандаши, шаблоны смайликов и ладошек Ход занятия #1054;рганизационный момент. Игра «Солнечный круг». Воспитатель:Ребята, давайте возьмемся за руки, посмотрим на того, кто стоит рядом с вами, и улыбнемся. Если хмурится с утра, Нам поможет доброта. Ну-ка, дети, соберитесь, И друг другу улыбнитесь! Воспитатель:А теперь закроем глаза, не опуская рук, вытянем их вперед и соединим в центре круга. Представьте себе, что каждый из нас сейчас теплый солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же теплые лучики. Откройте глаза. У нас накопилось очень много тепла, и мы готовы поделиться им со всеми, потому что все вместе мы – большое яркое солнце! Мы связаны крепкой дружбой, и никакие тучи не смогут нас разъединить. Утро доброе у нас, добрый день и добрый час, Добрый вечер, ночь добра, было доброе вчера, «И откуда спросишь, ты в доме столько доброты?» Дети садятся на ковер. 2. Беседа. Воспитатель:Ребята, сегодня мы поговорим с вами о доброте. Как вы думаете. Что такое добро?А знаете, добро бывает разное: одно добро – это сокровища, книги, картины, игрушки, драгоценности -такое добро можно потрогать, увидеть. Другое добро можно услышать - это музыка, стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и наши родные, и все люди на планете. Как вы думаете, что это за добро? (высказывания детей-это доброе сердце, добро души, сопереживание, тепло,забота, ласка, внимание). Воспитатель:А, как вы думаете. Какого цвета доброта? А как говорят о людях, которые имеют доброе сердце, добрую душу? Они какие? Дети:добрые, внимательные, ласковые, нежные. Воспитатель:Доброта-это добрые поступки, слова, мысли.Это любовь, дружба, радость, веселье, забота, нежность, взаимопонимание, ласка, отвага, честность. Добрый человек-это вежливый человек говорит вежливые слова: добрый день, здравствуйте, спасибо, простите, извинить, благодарю, будьте любезны, до свидания, разрешите… Давайте вспомним пословицы о доброте. Дети:Добро желаешь – добро делай. Добро помни, а зло забывай. Доброе слово и кошке приятно. Доброе слово, лучше мягкого пирога. Воспитатель:Скажите, а вы делали добрые поступки?(ответы детей) Воспитатель:Вот видите, сколько добрых поступков мы совершили. Ребята, какие поступки приносят радость? А какие огорчения? (ответы детей) Давайте заглянем в наш «волшебный сундучок» (ТВ)добрых дел и вспомним наши добрые поступки. Дети располагаются напротив ТВ. Показ сладов на экране «Добрые дела нашей группы» Воспитатель:Ребята, хотите историю про одного злого волшебника, и что с ним произошло? #1057;КАЗКА-ИСТОРИЯ. Воспитатель: «Однажды, злому волшебнику надоело быть злым, и он подумал: «А смогу ли я стать добрым? ».Посмотрел он на солнце, которое его совсем не радовало, и вспомнил, что у него сегодня день рождения. Но от этой мысли ему стало особенно грустно. И он тихо сказал: «Пусть сюда явится тот, кто поможет стать добрым и веселым». Вдруг перед ним оказались сказочные герои. Как вы думаете, какие герои пришли к волшебнику? Дети:Фея Крестная, Красная Шапочка, крокодил Гена, Чебурашка… Воспитатель: Волшебник очень удивился и спросил: «Кто вы такие? А что вы умеете делать?» (петь песни, дружить, играть, танцевать). И они запели. Злой волшебник слушал, и казалось, что звуки песни проникают в самое сердце, и с ним стало. Что-то происходить. Появилось солнце и все вокруг стали улыбаться. И у волшебника на лице появилась улыбка. «А что такое улыбка? »- спросил волшебник. «Улыбка – это когда у нас хорошо на душе. Когда есть друзья. Посмотрим на солнце, оно тоже улыбается». Посмотри на солнце, оно тоже улыбается. И волшебник тоже улыбнулся, и превратился в доброго волшебника: «Я хочу пригласить вас на мое день рождение, мы будем все вместе петь и танцевать. И злой волшебник стал добрым,и приглашает всех нас в дружный круг» Физминутка. Дружно за руки беритесь, друг за другом становитесь!(в парах берутся за руки) Будем веселиться, прыгать и кружиться,(прыгают, кружатся) Много радостных людей, (руки на плечи, с улыбкой наклоны влево) Добрых, верных нам друзей. ( наклон в право) 1, 2, 3. 4, 5, всех никак не сосчитать.(имитируют рукой счет) Хмуриться не будем, про печаль забудем,(хмурят брови, машут рукой) Станем улыбаться, весело смеяться,(улыбка, наклоны головы вправо) Улетели все печали, лица радостными стали(улыбка, наклоны головы влево) Воспитатель:И теперь волшебник обрел много друзей и совершаеттолько добрые поступки и дела. Воспитатель:Почему волшебник стал добрым? Дети:(с ним разговаривали по доброму, пожалели, спели ему песню). Воспитатель: Вот видите, добрые слова тоже помогают в жизни и делают нас добрее. #1048;гра с мячом «Добрые слова» Воспитатель: Давайте вспомним. Какие добрые слова помогают нам в жизни? Дети: (здравствуйте, доброе утро, спасибо,извините, пожалуйста…) Воспитатель: Давайте никогда не забывать добрые слова и говорить их почаще друг другу. Звучит тихая музыка Бориса Савельева из мультфильма «День рождения кота Леопольда» Воспитатель:Ребята, я предлагаю вам стать лучиками излучающими доброту и послать тепло всем людям, возьмите ладошку и нарисуйте на ней доброту. Как можно изобразить доброту? Что можно нарисовать? Дети:Солнышко, радуга, сердечко, голубь, цветок, воздушный шар, смайлик улыбающийся. Коллективная работа детей

Беседа с детьми «Традиции моей семьи»

;n=13

Цель занятия: углубить представления воспитанников о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких.

Задачи:

  • раскрыть значение понятия «семейные традиции» на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы о близких, проведения праздников и организации совместного отдыха;
  • формировать навыки ответственного поведения в семье;
  • развивать интереса к семейным традициям, праздникам;
  • развивать творческих способностей.
  • воспитывать чувства любви к своей семье, уважения к родителям;

Ход беседы.

«Семья — один из шедевров природы, — говорил Джордж Сантаяна. Народная мудрость гласит: «Без корней даже полынь не растёт».

— Сегодня наша беседа о семейных праздниках и традициях. Мы с вами узнаем, какие же семейные традиции хранятся в семье у каждого из вас. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Если вам плохо, если вас обидели, кто вас приласкает, кто приголубит, кто утешит? Конечно, ваши мамы, папы, родные и близкие вам люди, те, кто дорог вам больше всего на свете.

— Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение.

#1058;радиция «Мое родословное древо»

Человек рождается на свет, растёт, и начинает задумывается: «Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?» Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Это традиция возвращается в семьи. «Память, без нее человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Человек обладает генеалогической памятью. Память — это то, что связывает нас со своими корнями».

— Я думаю, что мало, у кого дома составлено генеалогическое дерево. Попробуйте вместе с родителями и родственниками составить его, чтобы можно было сохранить его для ваших потомков. Пусть это станет хорошей традицией в вашей семье.

— Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение (и может быть, в вашей семье зародится традиция). И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.

Игра «А ты мне кто?»

- Кто нам брат, кто нам друг, становись скорее в круг!
Друг друга за руки возьмем и играть сейчас начнем.

Дети становится в круг, воспитатель подходит к любому ребенку и спрашивает: «Я – мама, а ты мне кто?» (Дочка, сын). Кто ответил, становится рядом и задает другому вопрос: я – папа, я – брат, я сестра, я – бабушка и т.д., а ты мне кто?

2. Традиция «Гордость за своих предков»

Человек всегда чтил своих предков. Происхождение определяло положение в обществе. У древних римлян в доме обязательны были скульптурные портреты предков – лары, которым они поклонялись, приносили дары. Они выписывали свою родословную на специальных свитках, которые передавали следующим поколениям.

— Еще одной славной традицией было то, что люди гордились своими знаменитыми предками.

— И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, вы можете ими гордиться !

— Назовите их сейчас и расскажите о них.

Воспитанники рассказывают о близких, которыми они гордятся.

3. Традиция «Трудовые династия»

Династия — гордое слово!
Сплелись поколения в нём.
Мы славу труда наших предков
Достойно сквозь годы несём.
Не просто несём — умножаем.
Их труд путеводной звездой,
С потомками в ногу шагая,
Стал в жизни желанной судьбой!
Потомственный врач иль учитель.
Как славно и громко звучит!
И в русле семейного счастья
Дух единенья кипит.

Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности.

— Так рождались династии: гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей…

— Ребята, а в нашей группе есть семьи, где сформировались династии? (Рассказывают о династиях в их семье.)

4. Традиция «Называть детей в честь кого-то из членов семьи»

Существует традиция называть детей в честь кого-то из членов семьи. Человек рождается, получает имя. Оно дается или по святцам – церковным книгам в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.

Игра «Продолжи цепочку»

- Мы будем передавать по кругу мяч называть свои ласковые имена, «мне нравится, когда меня называют… »

Физкультминутка

- Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас. Слушайте задание и выполняйте.

  • Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши.
  • У кого есть сестра или сестренка, помашите над головой рукой.
  • Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши.
  • У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх.
  • Хлопните те, кто очень любит свою семью.

5. Традиция «Проведение отпусков и свободного времени вместе»

- Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного времени.

Воспитанники рассказывают, как они проводят свободное время вместе с семьёй.

6. Традиция «Составление семейного альбома»

- С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить, семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

— Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были — загляните в семейный альбом», — поется в одной из песен.

Звучит песня «Семейный альбом».

Воспитанники рассказывают о своих альбомах, которые есть у них дома.

7. Традиция «Хранение старинных вещей»

- У многих дома хранятся старинные вещи. Человека уже нет, но мы храним вещи, принадлежащие ему живут. Мы их храним и бережём. Это тоже наши традиции.

— Почему мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги как память о наших родных. Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства». История вещи — история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это — замечательная традиция многих семей.

8. Традиция «Застолье и фирменное блюдо»

- Одна из распространённых русских традиций — традиция застолья. За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким-либо кушаньем.

— Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод — клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков — пиво, квас.

Всё течёт, всё изменяется — меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными.

— Назовите по одному традиционному блюду в вашей семье

9. Традиция «Семейные праздники»

- Отмечать семейные праздники – тоже традиция.

— Какие праздники отмечают в вашей семье?

Дети рассказывают, как в их семье отмечают праздники.

- Для чего нужны «Семейные праздники»? Семье нужны праздники. Скучен и неуютен дом, где праздник видят только по телевизору, где нет потребности время от времени собраться вместе за праздничным ужином, принарядиться — не для гостей, а для себя, собственных детей, послушать любимую музыку, порадовать близких подарками. Сам по себе праздник не получится. Не придет в дом новогодняя елка. Не испечется вкусный торт. Не появятся подарки — сюрпризы, которые сделаны своими руками и берегут их тепло. Но разве не стоят семейные праздники наших усилий? Ведь взамен мы получаем такую радость- чувство, что мы нужны и близки друг другу, что нам хорошо вместе, что так будет всегда!

— Наша группа — тоже семья. И все, что происходит в ней, это касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает вся группа. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, завоевываем места, то выигрывает вся группа. И мне хочется, что бы вы переживали и болели за свою группу как за одну большую семью.
Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом.

Заключительная часть

Итог беседы. Рефлексия.

- Итак, ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас? Правильно, семья!

  • Это близкие и родные люди.
  • Это те люди, которых мы любим, с кого берём пример.
  • Это те люди о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья.
  • Это наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья.

— Мы много говорили о разных семейных традициях. Для чего же они нужны?

— Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной

Беседа с детьми «Традиции моей семьи»

Цель занятия: углубить представления воспитанников о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких.

Задачи:

  • раскрыть значение понятия «семейные традиции» на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы о близких, проведения праздников и организации совместного отдыха;
  • формировать навыки ответственного поведения в семье;
  • развивать интереса к семейным традициям, праздникам;
  • развивать творческих способностей.
  • воспитывать чувства любви к своей семье, уважения к родителям;

Ход занятия

Вводная часть

1. Организационный момент

Круг радости

Ведущий: Встаньте, возьмитесь в группе за руки и поприветствуйте друг друга словами:

Доброе утро людям и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
Улыбнемся друг другу.

2. Объявление темы и целей занятия. Вводная беседа

Звучит фонограмма песни «Под крышей дома твоего» (Ю. Антонов).

Ведущий: «Семья — один из шедевров природы, — говорил Джордж Сантаяна. Народная мудрость гласит: «Без корней даже полынь не растёт».

— Сегодня наше занятие о семейных праздниках и традициях. Мы с вами узнаем, какие же семейные традиции хранятся в семье у каждого из вас. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Если вам плохо, если вас обидели, кто вас приласкает, кто приголубит, кто утешит? Конечно, ваши мамы, папы, родные и близкие вам люди, те, кто дорог вам больше всего на свете.

— Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение.

3. Традиция «Мое родословное древо»

Ведущий: Человек рождается на свет, растёт, и начинает задумывается: «Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?» Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Это традиция возвращается в семьи. «Память, без нее человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Человек обладает генеалогической памятью. Память — это то, что связывает нас со своими корнями».

— Я думаю, что мало, у кого дома составлено генеалогическое дерево. Попробуйте вместе с родителями и родственниками составить его, чтобы можно было сохранить его для ваших потомков. Пусть это станет хорошей традицией в вашей семье.

— Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение (и может быть, в вашей семье зародится традиция). И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.

Игра «А ты мне кто?»

Ведущий:

Кто нам брат, кто нам друг, становись скорее в круг!
Друг друга за руки возьмем и играть сейчас начнем.

Дети становится в круг, воспитатель подходит к любому ребенку и спрашивает: «Я – мама, а ты мне кто?» (Дочка, сын). Кто ответил, становится рядом и задает другому вопрос: я – папа, я – брат, я сестра, я – бабушка и т.д., а ты мне кто?

4. Традиция «Гордость за своих предков»

Ведущий: Человек всегда чтил своих предков. Происхождение определяло положение в обществе. У древних римлян в доме обязательны были скульптурные портреты предков – лары, которым они поклонялись, приносили дары. Они выписывали свою родословную на специальных свитках, которые передавали следующим поколениям.

— Еще одной славной традицией было то, что люди гордились своими знаменитыми предками.

— И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, вы можете ими гордиться !

— Назовите их сейчас и расскажите о них.

Воспитанники рассказывают о близких, которыми они гордятся.

5. Традиция «Трудовые династия»

Династия — гордое слово!
Сплелись поколения в нём.
Мы славу труда наших предков
Достойно сквозь годы несём.
Не просто несём — умножаем.
Их труд путеводной звездой,
С потомками в ногу шагая,
Стал в жизни желанной судьбой!
Потомственный врач иль учитель.
Как славно и громко звучит!
И в русле семейного счастья
Дух единенья кипит.

Ведущий: Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности.

— Так рождались династии: гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей…

— Ребята, а в нашей группе есть семьи, где сформировались династии? (Рассказывают о династиях в их семье.)

6. Традиция «Называть детей в честь кого-то из членов семьи»

Ведущий: Существует традиция называть детей в честь кого-то из членов семьи. Человек рождается, получает имя. Оно дается или по святцам – церковным книгам в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.

Игра «Продолжи цепочку»

Ведущий: Мы будем передавать по кругу мяч называть свои ласковые имена, «мне нравится, когда меня называют… »

Физкультминутка

Ведущий: Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас. Слушайте задание и выполняйте.

  • Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши.
  • У кого есть сестра или сестренка, помашите над головой рукой.
  • Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши.
  • У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх.
  • Хлопните те, кто очень любит свою семью.

7. Традиция «Проведение отпусков и свободного времени вместе»

Ведущий: Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного времени.

Воспитанники рассказывают, как они проводят свободное время вместе с семьёй.

8. Традиция «Составление семейного альбома»

Ведущий: С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить, семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

— Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были — загляните в семейный альбом», — поется в одной из песен.

Звучит песня «Семейный альбом».

Воспитанники рассказывают о своих альбомах, которые есть у них дома.

9. Традиция «Хранение старинных вещей»

Ведущий: У многих дома хранятся старинные вещи. Человека уже нет, но мы храним, а вещи, принадлежащие ему живут. Мы их храним и бережём. Это тоже наши традиции.

— Почему мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги как память о наших родных. Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства». История вещи — история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это — замечательная традиция многих семей.

10. Традиция «Застолье и фирменное блюдо»

Ведущий: Одна из распространённых русских традиций — традиция застолья. За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким-либо кушаньем.

— Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод — клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков — пиво, квас.

Всё течёт, всё изменяется — меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными.

— Назовите по одному традиционному блюду в вашей семье

11. Традиция «Семейные праздники»

Ведущий: Отмечать семейные праздники – тоже традиция.

— Какие праздники отмечают в вашей семье?

Дети рассказывают, как в их семье отмечают праздники.

Ведущий: Для чего нужны «Семейные праздники»?

— Семье нужны праздники. Скучен и неуютен дом, где праздник видят только по телевизору, где нет потребности время от времени собраться вместе за праздничным ужином, принарядиться — не для гостей, а для себя, собственных детей, послушать любимую музыку, порадовать близких подарками. Сам по себе праздник не получится. Не придет в дом новогодняя елка. Не испечется вкусный торт. Не появятся подарки — сюрпризы, которые сделаны своими руками и берегут их тепло. Но разве не стоят семейные праздники наших усилий? Ведь взамен мы получаем такую радость- чувство, что мы нужны и близки друг другу, что нам хорошо вместе, что так будет всегда!

— Наша группа — тоже семья. И все, что происходит в ней, это касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает вся группа. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, завоевываем места, то выигрывает вся группа. И мне хочется, что бы вы переживали и болели за свою группу как за одну большую семью.
Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом.

Заключительная часть

Итог занятия. Рефлексия.

Ведущий: Итак, ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас? Правильно, семья!

  • Это близкие и родные люди.
  • Это те люди, которых мы любим, с кого берём пример.
  • Это те люди о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья.
  • Это наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья.

— Мы много говорили о разных семейных традициях. Для чего же они нужны?

— Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной.

Все вместе поют песню «Родительский дом».

Семейные традиции

Актуальность: Чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, какое воспитание он получает в семье и что вызывает отклик в его душе. Прикосновение к истории своей семьи, соблюдение семейных традиций вызывает у ребёнка сильные эмоции, откладывает впечатление в дальнейшей жизни, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. В суматохе будней мы часто не успеваем уделить достаточно времени своим самым любимым и дорогим людям. Порой мы ругаем себя за это, не зная, как можно совместить интересную прогулку для детей с долгожданной встречей с близкими и друзьями. В настоящее время эта тема стала актуальна и особенно трудна. Большое значение имеет взаимодействие с родителями, их отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребёнка не должно идти стихийным путём. Ответ прост – сохраняя семейные ценности, возрождаем традиции!

Беседа: «Что такое семья»

Сегодня мы поговорим о самом дорогом, что есть у человека – о близких людях, о родном доме. Попробуйте произнести слово «семья» —вот так: «семь я». Как вы думаете, что это значит? (ответы детей). Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье 7 раз. На самом деле, приглядитесь по внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает мамину, походка папину, цвет глаз такой же, как и у бабушки, овал лица и родинка – как у дедушки. Конечно, вы похожи на своих братьев и сестер. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера. На кого из родных вы похожи внешне? На кого по характеру? Как вы думаете, зачем люди создают семью? (Чтобы жить вместе, помогать друг другу, растить и учить детей). В хорошей, дружеской семье у каждого человека свои обязанности, все помогают друг другу и любят друг друга. Недаром говорится в народе: «не нужен и клад, коли в семье лад», «согласная семья – самая счастливая!» Что же такое согласная семья? Это семья, где все живут в согласии. Каждый – и старый, и малый – ощущает любовь и поддержку всех остальных членов семьи, испытывает чувство защищенности, не стесняется открыто проявлять свои чувства, высказывать желания и уверен, что его поймут. Самые близкие ребенку люди – его родители. И для родителей дети – смысл и радость всей жизни! Родительское сердце – в детках. «Дети не в тягость, а в радость» - так говорится в мудрых народных пословицах.

Беседа «Дружат в нашей группе девочки и мальчики»

Задачи: -Учить детей аргументировать выбор друга, ценить дружбу, беречь ее. Акцентировать внимание на положительных чертах характера и поступков мальчиков и девочек. -Воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи. Ход: - У тебя есть друзья? Какого человека можно назвать другом? (Того, который помогает, не бросает в трудную минуту, разделит вместе радость и горе, готов всегда прийти на помощь). - Настоящий друг какой? (Верный, близкий, терпеливый, надежный). Вспомните пословицы о дружбе. - А кого еще можно считать своим другом. (Маму, папу, сестру, брата, бабушку, дедушку и т. д.). А только ли люди могут быть нашими друзьями? - Можно подружиться с животными? Что нужно делать, чтобы кошки, собаки приносили радость? (Ухаживать, кормить, убирать за ними, гулять, лечить). Да, и они ответят вам лаской, добротой. - Можно дружить с книгами? И как надо дружить с ними? (Читать, чинить, если порвались, беречь их). Получается, что можно дружить со всеми, лишь бы сам был хорошим другом и умел ценить настоящую дружбу. А теперь поиграем. Игра «Назовите имена мальчиков (девочек)». Спросим, какой должна быть девочка, с которой хотелось бы дружить? (Девочка должна быть доброй, аккуратной, заботливой, красивой, стильной, спортивной, хорошей хозяйкой). - А какой не должна быть девочка? (Злой, ленивой, неряшливой). - Каким должен быть мальчик, с которым бы хотелось дружить? (Мальчик должен быть умным, сильным, ловким, смелым, уметь постоять за себя и за девочку, не лгать, уступать игрушки). - Каким мальчик не должен быть? (Мальчик не должен быть ленивым, трусливым, слабым). Все хотят иметь верного друга. Но важно помнить, что вы сами должны поступать с другом так, как хотели бы, чтобы он поступил с вами. Народная мудрость гласит: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты». По поступкам ваших друзей судят о вас. Верный друг разделит с вами и радость, и беду.

Беседа «Что такое традиции и традиции моей семьи»

Задачи: 1. Формировать представление о семье 2. Воспитывать уважение и любовь к своей семье 3. Изучение семей и традиций семьи Ход: Взрослый показывает картинку или фотографию с изображением семьи. - Кто изображен на этой фотографии? (взрослые, дети, родители, сын, дочь). Как одним словом можно назвать? (Семья). - Я сейчас вам его прочитаю, а вы мне потом ответите, о чем же это стихотворение. «Семья» Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья! (Олег Бундур) - Скажите, пожалуйста, о чем это стихотворение? (О семье) - Для автора семья - это что? (Ответы детей по стихотворению) - А для вас, что такое семья? (Ответы детей) - О чем мы сегодня с вами поговорим? (О семье) - О семье, но и о традициях, которые существуют в нашей семье. - Семья - это самое дорогое, самое важное, что есть у человека в жизни! - Из чего может состоять семья, как вы думаете? (Папа и мама, сестренки и братики, бабушки и дедушки) - Посмотрите на фотографию. (Рассказываете ребенку о вашей семье.) Например: Маша живет с мамой Ириной и папой Сашей. У нее есть сестричка Соня, а также с ней живет бабушка Люда и дедушка Миша. Бабушка и дедушкой на пенсии. Сестричка ходит в школу, в третий класс. Мама работает поваром, а папа водителем. Но, а Маша ходит в садик. У них в семье есть традиция, отмечать День Рождения в кругу семьи, каждые выходные ходить в парк, наслаждаясь красотой природы и свежим воздухом, печь пироги и ватрушки. А летом они ездят всей семьей на море отдыхать. Теперь ребенок рассказывает, из каких членов семьи состоит ваша семья. Какие традиции у вас существуют? - А существует ли такая традиция, как собираться в кругу семьи на активный (спортивный) отдых для здоровья (например: зимой на лыжах, на коньках; летом сплавляться, ходить в походы, есть традиция делать каждое утро зарядку. -Кем члены семьи приходятся друг другу? Сейчас мы с вами и проверим. Мальчик для папы и мамы кто? Мальчик для дедушки и бабушки? Девочка для папы и мамы? Девочка для дедушки и бабушки? Папа для дедушки и бабушки? Мама для дедушки и бабушки? Мальчик для девочки в семье кто? Девочка для мальчика в семье кто? - А какая наша семья? (Ответы детей) Итог беседы - Теперь, скажите, чтобы семья была дружной, что нужно делать? Какими нужно быть?

Конспект занятия Тема: «Для чего человеку дано имя»

Задачи: 1. Совершенствование лексического строя речи. Обогащение, активизация и расширение словаря по теме «Имя» – знакомство с происхождением имен; уточнение значения слов «Отчество», «Тезка». 2. Формирование и совершенствование грамматического строя речи. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; образование полных имен, отчества. 3. Развитие связной речи. Активизация диалогической речи (беседа об именах); автоматизация звуков в речи; стимулирование собственных высказываний детей – вопросы, ответы, реплики. 4. Воспитание доброго отношения к себе и окружающим, к своему имени. Ход: На Земле живет много людей – миллиарды. Все люди похожи, но каждый человек неповторим. - Как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга? - Люди отличаются друг от друга ростом, цветом кожи, волос и глаз, полом, формой носа и рта, характером, походкой…. И еще у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Чтобы узнать, о чем я говорю, отгадайте загадку: И у мамы есть, И у папы есть, И у дочки есть, И у внучки есть. Чтобы его узнать, Надо вслух назвать. (Имя). - У каждого человека есть имя, и оно играет огромную роль в его жизни. По имени, как правило, определяется его пол – мальчик это или девочка, мужчина или женщина (дети приводят примеры). - Тебе нравится твое имя? - Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как? Почему? Все имена что-то означают. Например: Марина – морская. Саша (Александр) – мужественный, защитник. Дарья – побеждающая. Катя – чистая, непорочная. Маша-святая, высокая. Павел - Малый. Алёна - Солнечная. Алиса - Благородная. Егор - Возделывающий землю. Иван - Милость Божья. Дмитрий - Плод земной. Диана - Божественная. Ксения - Чужая, гостья. Артем – Здоровый. Кира - Управляющая кораблем. Федор - Божий дар. Виктория - Победа. Татьяна - Учредительница, поставленная, назначенная. София - Мудрая, мастерство, премудрость. Василиса - Царица. Сергей - Высокочтимый. Мирон - Божий человек. Слава - Священная слава. Игра «Назови ласково». - Имена растут вместе с нами. Сегодня ты маленький, и имя у тебя маленькое: Сашенька, Кристиночка, Машенька,…а когда пойдешь в школу, твое имя станет полным: Александр, Кристина, Мария,…

Анкета для родителей «Семейные традиции».

Уважаемые родители! В каждой семье есть определенные традиции. Хорошие или плохие, сознательно и целенаправленно созданные или сложившиеся сами по себе. Известно, что семейные традиции имеют очень большое значение для воспитания и развития ребенка. Для того чтобы определить, какое внимание уделяется семейным традициям в вашей семье ответьте на следующие вопросы. 1. Как вы считаете, должны ли быть в семье свои традиции?

• да, обязательно

• возможно, если они сами собой сложились

• нет, это пережитки прошлого.

2. Какие семейные традиции вы соблюдаете?

• дни рождения членов семьи

• дни поминовения усопших

• коллективные посещения кинотеатров, театров, музеев и др.

• религиозные обряды (посещение храма, посты, религиозные праздники и др. • государственные праздники (новый год, 8 марта, 9 мая и др.

• день создания семьи

• профессиональные праздники

• оформление фотоальбомов

• воскресные семейные обеды (ужины)

• проведение семейных советов

3. Какие увлечения есть у членов вашей семьи?

(спорт, рыбалка, домашние животные, шитье, шахматы, чтение, компьютерные игры, рукоделие, музыка, коллекционирование)

4. К каким из увлечений вы приобщаете своего ребенка? (спорт, рыбалка, домашние животные, шитье, шахматы, чтение, компьютерные игры, рукоделие, музыка, коллекционирование)

5. Какой труд объединяет вашу семью?

• работа на даче, ремонт квартиры, уход за домашними животными

• индивидуальная трудовая деятельность

• общего труда нет, разные обязанности распределены между всеми членами семьи

6. Организуете ли вы специально деятельность ребенка?

• совместное чтение

• прогулки на природе

• обучение рукоделию

• развивающие игры

• занятия спортом

• наш ребенок самостоятельный, сам находит себе дело

• специально не занимаемся детьми, привлекаем к тому, что делаем сами



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сколько будет дважды два?

В данной консультации предложены игры для родителей, которые помогут научить ребенка считать....

ИНФОРМАЦИОННО - ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ "ЗНАЮТ ВСЕ КАК ДВАЖДЫ ДВА У РЕБЕНКА ЕСТЬ ПРАВА" старшая группа 2.02.16г.

Создание условий для формирования правосознания у старших дошкольников....

Нужно знать как дважды два или первая доврачебная помощь.

Данная статья о необходимости знаний и умений оказывать первую доврачебную помощь. Она содержит несколько советов и приемов, способных спасти жизнь!...

Возложение цветов к памятнику Маршала Михаила Ефимовича Катукова Дважды Героя Советского Союза

Предварительная работа:Беседа с детьми о ВОВЧтение художественной литературы о ВОВПоказ презентации о ВОВЦель: расширение представлений детей о героях ВОВ, формирование интереса и уважения к ним.Форми...

Дидактическая игра «Помоги геологу» или «Помоги геологу найти полезные ископаемые для творчества»

Дидактическая игра «Помоги геологу» или «Помоги геологу найти полезные ископаемые для творчества»Цель: Обогащение и расширение знаний детей о полезных ископаемых Республики Баш...