Сколько будет дважды два?
консультация по теме

В данной консультации предложены игры для родителей, которые помогут научить ребенка считать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_skolko_budet_dvazhdy_dva.docx38.8 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Сколько будет дважды два?»

Математические действия довольно абстрактны, поэтому обучить им маленьких детей не так-то просто. Некоторые детки не только не могут назвать цифру, но и не находят ее на картинке. Часто малыши путают похожие цифры (например, 6 и 9, 1 и 7, 3 и 8). Уж так устроены восприятие и память ребенка, что запоминает и понимает он в первую очередь то, что конкретно: что можно не только увидеть и услышать, но и потрогать, понюхать и лизнуть. Поэтому чем младше ребенок, тем больше изобретательности и фантазии придется проявить педагогу. Ввести ребенка в сложный мир математики вам помогут игры.

Первый шаг

С рождения ребенка окружает математика. Вы поете ему песенки и потешки вроде: «Раз, два, три, четыре, пять - будем пальчики считать!». Во время занятий гимнастикой отсчитываете движения и учите ориентироваться в пространстве: «Раз, два! Раз, два! Вверх, вниз! Вправо, влево!» маленький малыш с упоением грохочет пластмассовыми шариками-погремушками. Ребенок пробует на зуб кубики и пытается открыть обувную коробку. Так малыш сталкивается с тем, что его окружают геометрические фигуры и тела. Он знакомится со свойствами предметов, учится их сопоставлять, то есть по-своему проходит начальный курс сравнительного анализа!

Основы логики

Изучение основ математики проходит в несколько этапов. Предложите начинающим математикам следующие игры.

Задания на сортировку

  • Перемешайте одинаковые предметы разных цветов (прищепки, кубики, пластмассовые колечки и т.д.). Предложите малышу найти предметы одного цвета.  Ребенку постарше дайте задание разложить предметы одного цвета по мешочкам того же цвета или выбрать из нескольких одноцветных предметов одинаковые по форме.
  • Попросите ребенка разложить носки к носочкам, колготки к колготкам маечки к маечкам, причем одинаковые носочки можно еще и собирать в пары, а большую папину одежду отдельно от средней маминой и маленькой детской. Это и приучение к аккуратности и отличная тренировка!

На этом первом этапе ребенок должен научиться распознавать и определять размер предметов и их форму, сравнивать их между собой, устанавливать соответствие между ними по какому-либо признаку, что в сочетании со знанием цветов позволит ему свободнее ориентироваться в окружающем мире,  понимать задания взрослых и более четко формулировать свои желания.

Посчитаем?

Второй важный шаг - изучение счета. Основы этого этапа закладываются с самого рождения, когда в разговор с малышом вы употребляете порядковые и количественные числительные: первый зубик, пять месяцев.

Вам помогут народные потешки или считалочки. Например: «Первый - бравый, второй - кучерявый, третий - сивый, четвертый - красивый, пятый - мятый, шестой – пустой». Или: «Раз-два - кружева, три-четыре - прицепили. Пять-шесть - кашу есть! Семь-восемь - денег просим. Девять-десять - белый месяц».

Особое  удовольствие малыши, даже новорожденные, получают  от  пересчитывания пальчиков на их ручках. Такой счет сопровождается прикосновением нежных маминых рук, тактильным контактом, то есть реализуется потребность ребенка в ласке и общении.

Дома и на улице

Заниматься математикой с ребенком можно везде: на улице, в транспорте, на кухне и в ванной. Как только малыш пойдет, начинайте вслух подсчитывать количество сделанных им шагов и пройденных ступенек. С ребенком постарше посоревнуйтесь во внимании и считайте красные машины, встретившихся собак, малышей в колясках и т.д. - кто заметит их больше во время прогулки? Эта игра настолько увлекает ребенка, что вы сможете без особых сложностей дойти куда вам надо. Да и в транспорте вам будет гораздо спокойнее - достаточно сесть у окошка и вовлечь малыша в процесс подсчитывания чего-нибудь не слишком часто, но встречающегося.

Развешивая белье, попросите ребенка подать столько прищепок, сколько вам понадобится. Когда будете накрывать на стол, поручите ребенку посчитать членов семьи и разложить нужное количество ложек, салфеток. Скажите, что без его помощи вы просто не обошлись бы, и малыш будет горд собой. Предложите ребенку закрепить навыки счета, накрыв стол для его игрушек - кукол и плюшевых любимцев.

Малыш должен понимать сам принцип счета. Предлагайте ему применить свои знания на практике. К 3 годам малыш может посчитать до 5-10, а   некоторые дети этого возраста даже способны сосчитать 2-5 предметов взглядом, то есть не сопровождая счет перемещением пальчика от одного предмета к другому.

Когда ребенок хорошо освоит счет по порядку, начинайте обучать его обратному счету. Это задание дается не так легко, поэтому не ждите моментального результата.  

  • Начинайте обучаться счету наоборот с пяти или даже с трех. Для наглядности можно использовать подручные средства. Возвращаясь с прогулки, сначала поднимитесь по лесенке на 3-5 ступенек, пересчитав их, а затем спуститесь, отсчитывая их в обратном порядке. Повторите это упражнение несколько раз, чтобы последовательность чисел закрепилась в памяти малыша, побуждайте ребенка к самостоятельному счету.  Расскажите ребенку о том, что, когда в космос отправляют ракету, тоже считают наоборот: «Три, два, один - пуск!» Поиграйте с малышом в космодром: несколько раз по очереди запустите  в «космос» (подбросьте к потолку) мячик или мягкую игрушку. Считайте громко, хором и весело.
  • Когда на улице ребенку захочется побегать, предложите ему начинать движение по команде «Три, два, один - старт!» и взмаху руки, как делают настоящие спортсмены. Получится веселее, если детей будет несколько. Тут уж соревнования не избежать!
  •  Возьмите несколько камешков и, считая вслух, по одному сложите их в ведерко или коробочку. Затем доставайте, проговаривая числа в обратном порядке. Можно наклеить на каждый камешек бумажку с цифрой и вытаскивать их в определенном порядке, воздействуя таким образом и на зрительный канал восприятия малыша.

Что за цифры?

Когда ребенок твердо освоит порядковый устный счет, начинайте вместе с ним изучать цифры.

Ребенок должен понять, что цифра - это не набор закорючек, а обозначение определенного количества предметов.

Продемонстрировать связь между цифрой и количеством предметов
можно
с помощью карточек с цифрами от 1 до 9 и нескольких кружков из цветного картона.

Положите на столе перед крохой 1 желтый кружок, а рядом с ним поместите карточку с единицей, потом 2 синих и карточку с двойкой.

  • Учите по одной цифре в день.
  • В начале каждого занятия убедитесь в том, что ребенок твердо запомнил предыдущий урок, в противном случае посвятите еще 1-2 занятия той же цифре.

Поиграйте с малышом в ассоциации: пусть каждый из вас расскажет, на что похожа та или иная цифра. К примеру, восьмерка, положенная на бочок, напоминает бантик или бабушкины очки, а четверка - нос человека в профиль.

Сочините про цифру и ее образ короткий веселый стишок.

Предложите ребенку отыскивать цифры во время прогулки, посоревнуйтесь, кто заметит их больше. Обращайте внимание на таблички с номерами домов, транспортных средств, время и температуру, ценники и обозначения скидок в витринах магазинов.

Когда ребенок хорошо освоит первый десяток, введите новую цифру - 0. Разложите на столе перед малышом несколько предметов. Предложите ему сосчитать их. Затем убирайте по одному и снова пересчитывайте оставшиеся предметы. Когда уберете все, спросите, сколько предметов осталось. Положите перед ним табличку с цифрой 0 и поясните, что ноль - это и есть ничего: «Ноль похож на букву О. Ноль не значит ничего».

Что больше?

Когда ребенку исполнится 3-3,5 года, поработайте над усвоением понятий «больше», «меньше» и «равно».

  • Выложите перед малышом одну машинку, три мячика, пять кубиков. Каких игрушек больше?
  •  Посадите за стол несколько кукол и поставьте перед каждой пластиковую чашечку. Предложите проверить, всем ли игрушкам хватило чашек. Ребенок должен сосчитать и то и другое. Обратите внимание, что кукол столько же, сколько чашечек. Значит, все в порядке. Предложите крохе взять из пакета столько конфет, чтобы по одной досталось всем куклам, а также вам и ему.
  •  Поручите малышу разделить поровну орешки для двух белочек. Объясните ему, что для выполнения этого задания следует брать по одному орешку и класть то перед одним животным, то перед другим. Подведите итог проделанной работе, пересчитав орешки у каждой из белочек.

Ребенок уже знает цифры? Пора переходить к арифметике.

Арифметические действия

Вот мы и подошли к этапу активных арифметических действий.

Предложите маленькому математику примеры на сложение и вычитание.

Возьмите несколько пуговиц себе, а еще несколько дайте малышу. Положите одну пуговицу на стол и скажите: «У меня одна пуговица. Положи рядом с ней одну свою пуговку. Сосчитай, сколько их стало теперь? А если я прибавлю еще одну?» Произведя обратную последовательность действий, продемонстрируйте ребенку принцип вычитания. Постепенно увеличивайте количество слагаемых и сложность заданных операций. К примеру, сначала сложите пуговицы, потом из полученной суммы вычтите несколько штук, а затем снова прибавьте.

Малыш постоянно пополняет копилку знаний и опыта. Каковы возрастные нормы (весьма условные, конечно)?

• От 1-1,5 года ребенок может похвастаться умением сравнивать размеры и различать некоторые формы, знает 3-4 цвета и может совершать ряд последовательных действий.

• К 1,5-2 годам, как только начинается процесс активного развития речи, малыш, поднимаясь по ступенькам, будет с удовольствием повторять вслед за вами названия чисел, пока не осознавая значения этих слов. Это ускорит понимание ребенком самого процесса счета.

  • К 3-4 годам ребенок подходит вполне математически подкованным: хорошо разбирается в геометрических фигурах (различает круг, треугольник и квадрат, иногда другие фигуры) и их названиях, так что отыскать предмет нужного цвета и формы для него - проще простого.
  • В 4-5 лет ребенок может справиться с обратным счетом, он понимает, что такое множество. База знаний, накопленных к этому моменту, позволяет начать обучение арифметическим действиям.
  • К 6 годам ребенок должен отлично считать до десяти, решать и составлять примеры, знать состав числа, а также владеть такими понятиями, как «предыдущее число», «следующее число» и «смежные числа».

Как видим, развитие ребенка идет быстрыми темпами, а иначе нельзя, ведь с каждым годом школа предъявляет все больше требований к уровню знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНФОРМАЦИОННО - ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ "ЗНАЮТ ВСЕ КАК ДВАЖДЫ ДВА У РЕБЕНКА ЕСТЬ ПРАВА" старшая группа 2.02.16г.

Создание условий для формирования правосознания у старших дошкольников....

Нужно знать как дважды два или первая доврачебная помощь.

Данная статья о необходимости знаний и умений оказывать первую доврачебную помощь. Она содержит несколько советов и приемов, способных спасти жизнь!...

Возложение цветов к памятнику Маршала Михаила Ефимовича Катукова Дважды Героя Советского Союза

Предварительная работа:Беседа с детьми о ВОВЧтение художественной литературы о ВОВПоказ презентации о ВОВЦель: расширение представлений детей о героях ВОВ, формирование интереса и уважения к ним.Форми...

10 опасных фраз, над которыми стоит дважды подумать, прежде чем говорить их детям

Родительство рассматривается как процесс содействия прогрессивному развитию ребёнка и достижению им автономии в доброжелательной, безопасной и психологически комфортной среде, создаваемой поведен...

Повторяем понятие «Столько же, сколько» , "На сколько больше , сколько меньше"

Уважаемые родители!Предлагаем вам игры и задания, которые вы можете использовать в домашней обстановке с детьми. Повторяем понятие «Столько же, сколько» , "На сколько больше , ...