ИНФОРМАЦИОННО - ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ "ЗНАЮТ ВСЕ КАК ДВАЖДЫ ДВА У РЕБЕНКА ЕСТЬ ПРАВА" старшая группа 2.02.16г.
проект (старшая группа) на тему

Елена Александровна Герасименко

Создание условий для формирования правосознания у старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsionno.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННО – ОРИНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ

        «По извилистой дорожке,
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шла малышка знакомиться с правами.
Рядом мама крепко за руку держала,
В путь-дорогу умницу свою сопровождала.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают их на свете»

Тип проекта: информационно – ориентрованный

Продолжительность: октябрь 2105г.

Участники проекта: дети старшей группы «Капитошка», родители, воспитатель.

Цель: Создание условий для формирования правосознания  у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • познакомить детей с понятием «право»;
  • дать детям возможность «увидеть» свои права в произведениях писателей, поэтов;
  • обозначить основные права детей в доступной для их возраста форме;
  • Осуществить правовое образование родителей
  • развивать умение общаться в детском коллективе, уметь слушать и слышать, анализировать, делать выводы, высказывать своё мнение;
  • развивать творческие способности детей через совместную и индивидуальную деятельность.
  • воспитывать чувство самоуважения и уважения к окружающим его детям и взрослым.

Итоговое мероприятие: театрально – игровое мероприятие «Я имею право…»

Предполагаемый результат:

  • Повышение уровня правового воспитания детей и их родителей.
  • Формирование у детей навыков нравственно – патриотического воспитания детей.
  • Повышение социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
  • Формирование гражданских навыков: индивидуальность суждений, открытость к диалогу, умение решать возникающие вопросы и конфликты правовыми способами.
  • Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
  • Появление заботы и внимание ко всем членам семьи и окружающим людям.

Актуальность проекта.

Каждый человек на земле имеет свои права. Их не нужно заслуживать, их невозможно купить. Они одинаковы для всех людей. Задача воспитателя, ещё в детстве сформировать правовое сознание ребёнка. Ведь чем раньше ребёнок узнает о своих правах, тем быстрее он поймёт и примет окружающий его мир таким, какой он есть.  

Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять, что каждый человек в общем, и ребёнок в частности имеет свои права и должен их знать.

И такую работу лучше начинать с детьми старшего дошкольного возраста. Так как дети 5-7 адекватно воспринимают этот материал, управляют своим поведением, и к концу дошкольного возраста ребенок становится активным, осознающим себя субъектом собственной деятельности отношений с взрослыми и сверстниками.

Проведя анкетирование по данной теме среди родителей с целью выявления информированности  их о правах ребенка выявила (из 25  опрошенных родителей:  9 чел. Не знают о существовании Конвенции  о правах ребенка; 11 чел. – слышали, но  в содержание не вникали; 6 чел – знают о существовании Конвенции прав ребенка), что  у них практически не имеется знаний по данному вопросу.

Среди детей также была проведена беседа, которая позволила выявить существенные проблемы и необходимость изучения данной правовой проблемы, так как общее представление о своих правах имеют далеко не все дети.

Поэтому мы и начали работать по данной теме, наметив задачи и этапы работы.

ЭТАПЫ РЕЛИЗАЦИИ ПРОЕКТЫ.

1 этап – накопление информационной базы для работы над проектом.

1. Подготовка методических мероприятий, материалов по правам ребенка.

2. Создание условий для проведения проекта.

3. Составление плана работы.

4. Разработка НОД по ознакомлению детей с соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка; картотек игр по формированию нравственных норм и правил поведения (в д/с, семье, обществе).

5. Проведение мотивации родителей на сотрудничество в проекте -  анкетирование и консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами, содержанием работы.

2 этап – организационно – практический.

  • Игровая деятельность:

Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Поликлиника», Спасатели», Библиотека», Салон красоты», «Магазин», «Почта», «Мамины помощники», «Путешествие по миру».

Цель: побуждать детей проявлять интерес к совместным действиям друг друга, оказывать посильную помощь, проявлять доброжелательные отношения  к сверстникам.

Дидактические игры: «Я не должен», «Назови по  -другому», «Как растет имя», «Слепой –поводырь», «Я  знаю», «Передай настроение», «Что такое хорошо, а что такое плохо» и др. (См. Картотеку правовых игр)

                 Цель: дать правовые знания, развивать речь,  внимание, мышление, совершенствовать знания детей о социальных

                  нормах.

                Словесные игры: «Назови меня полным именем», «Можно – нельзя», «Руки ссорятся, руки мирятся», «Добрые слова», «Приветствие», Назови ласково» и др.

                 Цель: развивать  умение  устанавливать новые связи и отношения с людьми, организовывать взаимодействие для достижения цели.

                Подвижные игры: «Разноцветный парашют», «Друг, дружочек, становись в кружочек», «Ловишка», «Угадай меня!», «Повадырь», Зайцы и волк» и др.

  • Познавательные беседы: « Я люблю свою семью», «Имею право жить», «Любимое блюдо моей семьи», «Правила поведения, по которым мы живем», «Что такое «право?», «Мое право на имя, фамилию, отчество», «Чем мы радуем друг друга», «Дети и взрослые»

  • Создание проблемных ситуаций: « У деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?», «У Вани заболела бабушка. Надо вызвать врача, но он не знает как», «Ребята поссорились из – за карандаша, Как их рассудить. А как бы ты поступил?», «Саша разлила воду, убирая в комнате, мама увидела все это. Что было дальше?».

  • Цикл НОД с детьми по ознакомлению с правами и обязанностями: «Я имею право на имя», «Я имею право жить и воспитывать в семье», «Я имею право на лечение», «Право знать своих родителей и заботиться о них», «Моя семья», « Как важно грамотным быть».

Цель: создание условий для формирования у ребёнка первоначальных правовых знаний, формировать у детей понятие «права», воспитывать любовь и уважение к окружающим

  • НОД по художественно – эстетической деятельности:

-Рисование - «Дом, в котором я живу», «Моя семья», «Мое настроение», «Я имею право на жизнь».

-Аппликация: «Дом, в котором я живу», «Волшебный цветок»,

Цель: развивать творческие способности детей, учить выражать в своих работах свои мысли и чувства, учить доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе.

-Лепка: «Подарю я маме аленький цветочек», «Моя ладошка для мамы».

     -Выполнение коллективной работы «Я человек. Я имею права»

             Цель: создание условий для формирования у ребёнка первоначальных правовых знаний.

                       - Конструирование: «Мой дом», « Я буду…»

                       Цель: развивать  желание сооружать постройки по собственному желанию, продолжать обучать обыгрывать постройки,  объединять их  по сюжетам.

  • Художественно-речевая деятельность.

        Цель: формировать у детей понятие «права», воспитывать любовь и уважение к окружающим, на примера из литература дать понятия об основных правах ребёнка,  учить внимательно слушать, развивать речь и память.

        - Чтение и заучивание стихов и сказок о семье:

           Е. Благинина «Посидим в тишине».

       -  Рассказ Л. Н. Толстова «Бабушка и внучка», сказки: «Гуси-лебеди», «Кукушка», «Сестрица Алёнушка и братец

           Иванушка»,  «Морозко», Красная шапочка», Кот в сапогах», Золушка», К.И. «Чуковский «Доктор Айболит»,

           «Федорино горе»

        -Чтение пословиц и поговорок о правах и обязанностях.

  • Музыкально-театрализованная деятельность.

                 Цель: учить слушать музыку, выполнять движения в такт музыки, умело входить в роли героев сказок, развивать дружелюбие по отношению друг к другу.

1.     Прослушивание и разучивание песен: «Песенка Чебурашки», слова Александр Тимофеевский, музыка Владимира  Шаинского; «Песенка Мамонтёнка», слова Непомнящий Д., музыка Шаинский В.; «Дважды два четыре», слова Пляцковский М., музыка Шаинский В.;  «Песенка про доктора» в исполнении  Леонида Сергеева; песни группы «Барбарики» «Про дружбу», «Далеко от мамы»; «Моя семья» музыка и слова А. Ермолова.

 2. Драматизация по сказке «Репка», «Колобок», "Волк и семеро козлят", "Заячья избушка".

            3 этап – заключительный.

                 1. Выпуск альбома «Самые замечательные семьи».

                  2. Выпуск альбома «Генелогическое древо моей семьи»

                  3. Выпуск  коллективной работы «Я человек. Я имею право»

                  4. Детско – родительская выставка « Я имею право на имя»

                  5. Проведение итогового театрально – игровое мероприятие «Я имею право…»

                 

Работа с родителями:

  1. Проведение познавательного часа «Права ребенка»

                   Цель: познакомить родителей с декларацией прав ребенка; привлечь внимание к законам, раскрыть их влияние на  все стороны жизни человека, воспитывать желание и умение учитывать интересы детей.

  1. выпуск пособия «Декларация прав ребенка».
  2. Выпуск картотеки игр «Знакомимся с правами»
  3. Выпуск пособия «Сказки о правах для малышей и их родителей».
  4. Выпуск пособия «Права детей в стихах и картинках.
  5. Детско – родительская выставка « Я имею право на имя»
  6. Игровой тренинг для тетей и их родителей «Твои права малыш»

Результаты проделанной работы:

В ходе совместного проекта, еще раз убеждаешься в том, что взаимосвязь с семьей нам жизненно необходима. Ведь родители и педагоги – партнеры в общем деле воспитания, ведь все мы члены одного коллектива. Совместное участие в проектной деятельности помогла нам лучше узнать друг друга, поделиться опытом по данной теме, активизировать творческое общение родителей с детьми.

Дети и родители были активными участниками проектной деятельности, в результате совместной деятельности дети приобрели начальные правовые знания, стали больше ценить значение семьи  в жизни каждого человека, повысилась  социальная  компетентность детей, умение сопереживать, уважать окружающих. Проявлять заботу и внимание к ним.

Результатом проекта считаю, удовлетворенность от общения, проделанной работы, совместных дел. Родители начинают понимать простую истину, какими вырастут их дети, зависит от отданного им времени, качества общения с детьми, от уважения их как личности. И главный результат, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, любви к родным и близким, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, отмечаем, что проблема изучения прав ребенка остается актуальнойи требует дальнейшего изучения как со стороны детей, педагогов и родителей.

Список используемой литературы:

  • Т.А. Шорыгина «Беседы о правах ребёнка», Москва, 2008 год
  • Кардаш Е.Л. Занятие с детьми о правах
  • Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет.
  • Т.А. Шорыгина «Беседы о правах ребёнка», Москва, 2008 год.
  •  Кардаш Е.Л. Занятие с детьми о правах
  • Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5 – 7 лет.
  • Пыжьянова Я. «Права ребенка». Журнал «Ребенок в детском саду, 2003, №3,4.
  • Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Я – ребенок, и я…и я имею право», Москва, 2007.
  • Гетманова А.Р. «Программа по воспитанию основ правовой культуры у дошкольников», Набережные Челны, 2009.
  • В.Антонов «Изучаем права человека», Москва, 1996.
  • Е.Рылеева «Как помочь дошкольнику найти свое место в мире людей», Москва, 2001.
  • «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Н. Мулько
  • Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми.СПб.,2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНФОРМАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ "БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ"

В проектной деятельности "Будь природе  другом" воспитываю в детях заботливое  отношение к природе, прививаю правила поведения в природе, пополняю  знания о растениях, животных, деревья...

ИНФОРМАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ "БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ"

В проектной деятельности "Будь природе  другом" воспитываю в детях заботливое  отношение к природе, прививаю правила поведения в природе, пополняю  знания о растениях, животных, деревья...

Статья "Личностно-ориентированное взаимоотношение с ребенком: есть ли оно в наших детских садах?"

Обсуждение вопроса о взаимоотношениях с ребенком. Почему воспитатели не задумываются о том, что они воспитывают человека, к которому нужно относиться с должным уважением....

Информационно-ориентированный проект "Семья"

Главной целью проекта является формировать у детей такое понятие как "Семья", т.е. привлечь детей к семье, показать ценность семьи, сейных традиций, в чем родители должны принять не...

Информационно-ориентированный проект «Путешествие в организм человека» в старшей логопедической группе

   На протяжении веков дети знакомились с социальной сущностью человека, приобретали представление о разнообразной деятельности людей и характере взаимоотношений между ними, об их отн...

Информационно-ориентированный проект «Человеку друг огонь – только ты его не тронь» в подготовительной группе

Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человече...