Статья "Личностно-ориентированное взаимоотношение с ребенком: есть ли оно в наших детских садах?"
статья по теме

Зеленова Галина Викторовна

Обсуждение вопроса о взаимоотношениях с ребенком. Почему воспитатели не задумываются о том, что они воспитывают человека, к которому нужно относиться с должным уважением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: есть ли оно в наших детских садах?»

Обсуждение статьи Е. Русиной.

Журнал  «Дошкольное воспитание» № 2 за 2007 г.

Провела: Зеленова Г.В.

За последнее десятилетие многие исследователи, анализируя качество дошкольного образования, не раз отмечали сильное влияние стереотипов авторитарной педагогики на воспитательно-образовательный процесс в детских садах, указывали на отсутствие у дошкольных работников навыков партнерского общения с воспитанниками. Так в чем же дело?

Одним из условий успешной организации деятельности, как известно, является ее ясное осознание, однако, как было выявлено Русиной, многие педагогики не понимают, в чем же заключается личностно ориентированное взаимодействие с воспитанником. Как интересно получается, проблему люди признают, законы принимают, но никто толком не понимает, в чем же ее суть! Далеко не все воспитатели владеют информацией о разнообразии методов и приемов личностного взаимодействия с дошкольниками и во многих случаях искренне верят, что реализуют гуманистическую модель в общении с детьми. Следом возникает другой вопрос, каким же образом обеспечить информацией всех работников, если пособий о личностном общении с детьми явно недостаточно, да и хотят ли они сами этого. Некоторые педагоги до сих пор опираются на старые, «классические» знания, «проверенные временем», и у них порой попросту нет желания да и времени искать новые источники для самосовершенствования.

Интересно, что руководители детских садов принимают и понимают, как они считают, данную Концепцию, пытаюсь внедрить инновационные технологии, но, судя по всему, им не удается перенести свой энтузиазм самим исполнителям программы – воспитателям. Заведующие разводят руками, не находя слов, чтобы вызвать интерес и желание у коллег, а коллеги продолжают работать по давно установленной схеме. Что же мешает воспитателям понимать и принимать ребенка, а руководителям более качественно организовывать процесс? Неужели, чтобы сдвинуть стереотипы, необходимо только денежное подкрепление, хотя, ясно, что его так не хватает?

Для того, чтобы более глубинно рассмотреть проблему, автор статьи продолжает распутывать этот клубок из бесконечных вопросов, проводит анкетирования с педагогами, которые выявляют довольно интересные психологические закономерности: люди в большое мере склонные сетовать на неинформированность, отсутствие поддержки, изначально недостаточное образование в Высших Учебных Заведениях, и лишь в последнюю очередь указывались причины, связанные с виной самих себя. Все это говорит о том, что при наличии несомненных и неоспоримых объективных причин, которые должны решать в государстве, существуют и личностные, однако, на самом-то деле они играют большую роль, но ведь всем свойственно снимать с себя ответственность за те или иные поступки и уж тем более за построение отношений. Трудность в этом противоречии лучше понимаю более опытные руководители, а молодые же специалисты искренне считают, что дело лишь в объективных причинах.

Тем не менее, нельзя судить о качестве личностно ориентированного взаимодействия с детьми в ДОУ только на основании опроса педагогов, потому что уровень их знаний может не совпадать с качеством их деятельности. Остается  узнать мнение дошкольников, хотя бы ради справедливости, о качестве взаимодействия с педагогами. Как известно, лучше всего помогают определить эмоционально-психологический климат в группе проективные рисуночные методики. Изображая тот или иной объект, ребенок невольно, бессознательно, передает свое отношение к нему.  Русина модифицировала методику «Рисунок семьи» таким образом, чтобы дети смогли нарисовать свою любимую группу в детском саду. Таким образом  можно было определить степень эмоционального комфорта ребенка. По просьбе экспериментатора ребенок должен был нарисовать один день из жизни своей группы.

Отказ от рисования на предложенную тему указывает на негативное отношение к группе, а тема, выбранная ребенком, является важным источником информации, так как определяет область эмоциональной компенсации. Исследователи предположили, что при наличии благоприятной эмоциональной атмосферы в группе и доверительных отношений с педагогом на рисунке должны быть изображены сам ребенок, другие дети (его друзья) и воспитатель. Рисунков, свидетельствующих об эмоциональном благополучии, оказалось довольно мало. 22% дошкольников не изобразили своего воспитателя, объясняя его отсутствие самыми разными причинами, что предполагает конфликтность или невключенность в общую деятельность. Некоторые дети нарисовали только лишь себя и воспитателя, что говорит о напряженных отношениях со сверстниками. Также следует сказать о расположении объектов на рисунке, цветовой гамме, доле представленности живых и неживых объектов.

Таким образом, даже простой анализ детских рисунков показал, что дети часто испытывают дискомфорт, испытывают трудности в общении, не видят в педагоге партнера по деятельности и играм, и просто друга. О чем это говорит? Прежде всего о том, что сами педагоги слишком часто не хотят приложить усилий, чтобы стать для каждого ребенка по-настоящему близким человеком, не хотят понять его и сделать для ребенка детский сад вторым домом – местом, куда хочется приходить, где окружает его тепло и любовь, поддержка и забота. Следует приложить еще немало усилий, чтобы воспитатели поняли и прочувствовали, что же такое личностно ориентированное взаимодействие.

Автор данной статьи, кандидат педагогических наук, Е. Русина, как мне кажется, подняла очень актуальную проблему дошкольного образования. Более того, рассмотрела как можно больше сторон и аспектов, глубинно проникнув в истоки ее возникновения. Ведь действительно, порой при поиске причин невыполнения тех или иных задач люди в первую очередь смотрят поверхностно, изучая лишь одну грань многогранной проблемы, не задумываясь, что за «неинформированностью» стоит также просто «нежелание». Трудно сказать, почему так происходит. Правильно было задаться этим вопросом и опросить как можно больше людей, от которых зависит его решение. Главное, чтобы ответы остались не просто ответами и принесли за собой решение проблемы по внедрению личностно ориентированного взаимодействия в детские сады. И не просто внедрение, а осознание и принятие. Но как изменить направленность людей? Достаточно ли просто учить их большему в ВУЗах, обеспечивать учебными пособиями по повышению квалификации и создавать благоприятную дружескую атмосферу на рабочем месте? Всегда ли это послужит благожелательному отношению к детям, которые просто хотят любви и заботы, понимания к себе. Ведь они тоже маленькие «МЫ», которые когда-нибудь вырастут и будут растить своих детей, вспоминая добрую или злую, ласковую или холодную, внимательную или вечно занятую воспитательницу…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие взаимоотношений детей и родителей через совместные праздники в детском саду.

Из опыта работы музыкального руководителя. Организация взаимодействия музыкального руководителя с родителями воспитанников по подготовке и проведению детских  праздников как средство развития вза...

Формирование равноправных взаимоотношений детей и взрослых как основа развития современного детского сада. Развитие сотрудничества дошкольников со сверстниками, педагогами, родителями в процессе совместной деятельности.

Формирование равноправных взаимоотношений детей и взрослых как основа развития современного детского сада. Развитие сотрудничества дошкольников со сверстниками, педагогами, родителями в процессе...

Тесты для родителей на тему "Взаимоотношения с ребенком"

Проблема взаимоотношения детей и родителей всегда была и остаётся одним из ключевых вопросов психологии. Несомненно, каждый родитель желает воспитать своего ребёнка умным, образованным, воспитанным, о...

Проект "Есть памятник в городе нашем.."

Современные дети не знают, что такое война. Поэтому важно рассказать им о войне 1941-1945 г. г., о героях-земляках.Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берег...

Консультация для педагогов "Как научить ребенка есть в детском саду"

laquo;Не буду, не хочу, не нравится!» – говорят сквозь слезы дети, когда речь заходит о приеме пищи в детском саду. Слишком часто воспитателям приходиться сталкиваться с нежелан...

Консультация для педагогов «Как научить ребенка есть в детском саду»

Консультация для педагогов«Как научить ребенка есть в детском саду»...