Проект "Удивительный мир космоса"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Фомина Анастасия Андреевна

Что такое космос? Наверно не все взрослый знают ответ на этот вопрос. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. В раннем возрасте  им интересны загадки Вселенной. Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, как помочь ему узнавать много нового и интересного про космос? Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и в образовательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 74» города Энгельса, Саратовской области

Проект «Удивительный мир космоса» в подготовительной группе № 10

Тип проекта: информационно-познавательный, творческий, краткосрочный.

                                                           Авторы проекта:

Фомина Анастасия Андреевна.

Федосеева Ольга Борисовна.

2018 год.

Проект «Удивительный мир космоса» в подготовительной группе № 10.

Тип проекта: информационно-познавательный, творческий, краткосрочный.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Сроки реализации проекта: С 02.04.18 – 30.04.18

Актуальность проблемы: Что такое космос? Наверно не все взрослый знают ответ на этот вопрос. Еще первобытные люди приковывали свои взгляды на ночное небо, пытаясь выяснить, что за светящиеся точки на нем находятся. Некоторые думали, что на небе живут боги, другие считали, что в небесах обитают неизвестные человеку существа, да и до нынешнего времени в человеке не сложилось полное понимание того, что такое космос на самом деле. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. В раннем возрасте  им интересны загадки Вселенной. Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, как помочь ему узнавать много нового и интересного про космос? Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и в образовательной деятельности.

Проблемы проекта: Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

Ожидаемые результаты: Усвоение детьми знаний, представлений о космосе.

- Повышение уровня мотивации к занятиям.

- Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.

- Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Цель:

• формировать у детей целостность картины мира (представление о космическом пространстве, Солнечной системе и её планетах, освоении космоса людьми.)

• способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей, созданию условий для развития познавательной речевой активности дошкольников, стремления к самостоятельному познанию.

Задачи:

1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать об интересных фактах и событиях космоса.

2. Дать знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на земле.  Продолжить знакомство с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным.

3. Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать; воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношения друг к другу,

4. Расширять кругозор и активизировать словарь дошкольников.

5. Воспитывать уважение и любовь к Земле, дающей всё необходимое для жизни. Чувство гордости за свою Родину, историю своей планеты, за достижения учёныхкосмонавтов.

6. Привлечь родителей к совместной деятельности.

Актуальность проекта.

Быть космонавтом не актуально у современных мальчишек

Вымышленные персонажи современных мультфильмов дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.

Данный проект поможет расширить знания и представление о космосе; конкретизирует знания о планетах солнечной системы, созвездиях, метеоритах, сформирует интерес к неизвестным фактам из истории космоса. Дети научатся анализировать имеющие факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Предполагаемый результат.

-Усвоение детьми знаний, представлений о космосе, развитие активной, самостоятельной, творческой личности.

-Воспитания патриотического чувству дошкольника, желание быть смелым, сильным и выносливым.

-Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребёнком.

Этапы реализации проекта.

Вводный.

1. Сбор информации

Индивидуальные беседы с детьми и родителями

2. Диагностика с целью выявление знаний детей о космосе

Диагностические игровые задания;

3. Изучение учебно-методической литературы по проблеме

Сбор материала (книги, иллюстрации, открытки, презентации)

Основной.

Осуществить отбор тем расширяющих представления дошкольников.

1.Беседа «Что такое космос».

Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу.

2. Беседа «Голубая планета - Земля».

Цель: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.

3. Беседа «Луна - спутник Земли».

Цель: выяснить представления детей о Луне, месяце, расширять знания о лунной поверхности, атмосфере.

4. Беседа «Первый в космосе»

Цель: Продолжать знакомство с первым летчиком космонавтом Ю. А. Гагариным

5. Беседа «Солнце - источник жизни на Земле».

Цель: уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит

НОД:

1. Конструирование (оригами)

Тема: «Космические ракеты».

Цель: изучить название составных частей ракеты; конструировать ракету из бумаги

2.Рисование «Открытый космос»

Цель: Расширять кругозор, знания детей о космосе; развивать цветов восприятие; поддерживать интерес к изобразительной деятельности.

3.Лепка «Космонавты»

Цель: учить детей лепить космонавта «пружинку», используя игрушку в качестве натуры; передавать форму частей игрушки 

2. Совместная деятельность

1 Просмотр мультфильмов "Тайна третей планеты", "Белка и Стрелка".

2 Конструктивные игры:

-«Космодром»,

- "Космический корабль"

3 Дидактические игры:

- «Найди пару»,

- «Четвертый лишний»

- «Подбери словечко»

4 Подвижные игры:

- «Ждут нас быстрые ракеты»,

- «Невесомость»,

«Космическая эстафета»

3. Сюжетно –ролевые игры

«Космическое путешествие»;

- «Космонавты».

4. Чтение художественной литературы

- В. Бороздин «Первый в космосе»,

-  Любовь Талимонова "Сказки о созвездиях"

-  Загадки о космосе

-  Создание папки передвижки «Планеты солнечной системы»

  5. Работа с родителями.

 -Консультация «Как познакомить дошкольников с космосом»

- Организация выставки совместных творческих работ родителей и детей.

Итоговый.

1. Конкурс чтецов стихов о космосе

2. Организация выставки рисунков детей: «Открытый космос»

3. Организация выставки поделок из пластилина детей: «Космонавты»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим  Тема: «Солнце-источник жизни на земле».

Задачи:

  • Дать представление о Солнце, как о звезде; познакомить со строением Солнечной системы; закрепить знания о том, как происходит смена дня и ночи, времён года.
  • Развивать логическое мышление, умение рассуждать.
  • Закрепить умение подбирать слова-признаки, слова-действия; продолжать учить разгадывать ребусы, подбирать рифму к словам.
  • Закрепить умение детей пользоваться линейкой и условной меркой при измерении длины предметов.

Предварительные работы.

Наблюдение за звёздным небом в сумерки;

игры с солнечным зайчиком;

опыты с нагреванием на солнце предметов белого и чёрного цвета с целью уточнения степени нагревания различных предметов;

знакомство с иллюстрированным атласом, глобусом, картой звёздного неба.

Материалы и оборудование.

Макет Солнечной системы, глобус, «планеты» Солнечной системы из цветной бумаги, схемы Солнечной системы и созвездия «Большая медведица» на каждого ребёнка, ребус - зашифрованное слово ЛУЧИК, линейки, кубики из набора палочек Кюизенера, «солнечные лучики» разной длинны, мяч, свеча, фонарик, электрическая лампочка.

Ход занятия.

1.Загадка: Что на свете расцветает и теплом всех согревает?

(солнце)

Правильно. Солнце-главный источник тепла и света. Воспитатель показывает детям свечку, фонарик, электрическую лампочку. Дети должны объяснить, какая взаимосвязь между этими предметами и солнцем. (Дети вспоминают и отвечают, что эти предметы, как и солнце, источники света. Но искусственные. Называют природные источники света: солнце, луна, костёр).

Педагог предлагает порассуждать о том, что было бы, если б солнца не стало. Можно вспомнить

«Краденое солнце» К.И.Чуковского.

«с неба смотрит солнце миллионы лет, льёт на землю солнце и тепло и свет».

Жизнь на Земле без солнца угасла бы. Но солнечные лучи могут быть и опасны. Дети вспоминают о том, что летом необходимо носить головные уборы, солнцезащитные очки, светлые одежды, т.к. белый цвет отражает солнечные лучи.

 2.Что же представляет собой Солнце? (Огромная звезда, раскаленный Шар)

Почему же другие звёзды не согревают так нашу планету? Звёзды очень далеко и свет их и тепло не доходят до Земли. Земля по орбите вращается вокруг Солнца. Но это не единственная планета, с которой «дружит» Солнце. Есть ещё 8.

Солнце и 9 планет, вращающихся вокруг него, образуют Солнечную систему. Дети вместе с воспитателем вспоминают названия планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон). Каждая планета находится на разном расстоянии от Солнца и вращается по своей собственной орбите.     На нашем макете Солнечной системы цвет планеты соответствует цвету орбиты, по которой вращается планета. Дети распределяют планеты по своим орбитам. Чем ближе планета к Солнцу, тем быстрее она вращается вокруг него. Уточняем, что луна-спутник Земли.

3.Вопросы детям:

-На какой планете холоднее? Почему?

-Почему Землю называют голубой планетой?

-Что больше Луна или Солнце?

-Что меньше Земля или Луна?

-Как происходит смена дня и ночи? Времён года?

Дети вместе с педагогом вспоминают о том, что Земля вращается вокруг Солнца и также крутится вокруг своей оси. За сутки
делает полный оборот. Вращаясь, Земля поворачивается к Солнцу       

сначала одной, а затем другой стороной. На освещенной стороне
Земли - день, на неосвещённой - ночь.

За год Земля совершает полный оборот вокруг Солнца. Во Время движения солнечные лучи неодинаково освещают разные полушария Земли (определяем на глобусе место материка, где находится наша страна). Летом лучи падают на наше полушарие почти прямо, хорошо нагревая. Весной, осенью, а особенно зимой лучи будто скользят по поверхности Земли, согревая её значительно меньше.

Задание детям: на схеме Солнечной системы найти Землю и закрасить цветным карандашом.

ФИЗ. МИНУТКА:

Дети встают в круг. Показало Солнышко правый лучик, показало левый. Улыбнулось, погладило нас по волосам, по щёчкам, по рукам, по животику, по ножкам (движения)

Набежала тучка. Закрыла солнце (закрыть лицо руками). Тучка спряталась за лес, смотрит солнышко с небес (открыть лицо) и такое чистое, доброе, лучистое! Если б мы его достали, мы б его расцеловали! (движение губами)

Далее по кругу из рук в руки передаётся мяч. К слову СОЛНЦЕ подбираем слова-признаки, слова-действия.

4. Дети садятся за столы.

Вспоминаем, как называются учёные, наблюдающие за звёздным небом - Астрономы (ранее Звездочёты), наука-Астрономия. Дети выполняют задание на местах: соединить линией точки с цифрами от 1 до 7.Что получится? (созвездие Большая медведица).

Детям предлагается разгадать ребус - зашифрованное слово ЛУЧИК (у и л к ч)

Подбираем рифму к слову ЛУЧИК        Лучик-Ключик.

Воспитатель показывает детям сундучок, в котором подарок для детей. Открыть сундучок можно ключом, который надо найти. У детей на столах «солнечные лучики» разной длины. Лучик, длина которого 13см, и есть ключик к сундучку. Дети измеряют «лучики» линейками, условной меркой (кубик = 1см из набора палочек Кюизенера), проверяют друг друга. Найденный ключик открывает сундучок.

Занятие закончено.

Загадки о космосе с ответами.

-Сверкая огромным хвостом в темноте,

Несется среди ярких звезд в пустоте,

Она не звезда, не планета,

Загадка Вселенной…

(Комета)

-Осколок от планеты

Средь звезд несется где-то.

Он много лет летит-летит,

Космический…( Метеорит)

-Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам…(Луна)

-Планета голубая,

Любимая, родная.

Она твоя, она моя,

А называется…

(Земля)

-Океан бездонный, океан бескрайний,

Безвоздушный, темный и необычайный,

В нем живут вселенные, звезды и кометы,

Есть и обитаемые, может быть, планеты.

(Космос)

-В небе виден желтый круг

И лучи, как нити.

Вертится Земля вокруг,

Словно на магните.

Хоть пока я и не стар,

Но уже ученый —

Знаю, то — не круг, а шар,

Сильно раскаленный.

(Солнце)

-Ночью с Солнцем я меняюсь

И на небе зажигаюсь.

Сыплю мягкими лучами,

Словно серебром.

Полной быть могу ночами,

А могу — серпом.

( Луна)

Загадки о звездах и планетах

-По темному небу рассыпан горошек

Цветной карамели из сахарной крошки,

И только тогда, когда утро настанет,

Вся карамель та внезапно растает.

(Звезды)

-Рассыпалось ночью зерно,

А утром нет ничего.

(Звезды)

-Раскинут ковер, рассыпался горох,

Ни ковра не поднять, ни гороха не собрать.

(Звездное небо)

-Человек сидит в ракете.

Смело в небо он летит,

И на нас в своем скафандре

Он из космоса глядит.

( Космонавт)

-Крыльев нет, но эта птица

Полетит и прилунится.

(Луноход)

-Чудо-птица-алый хвост

Прилетела в стаю звезд.

( Ракета)

-Космонавт, проверив трос,

Что-то надевает,

Та одежда припасет

И тепло, и кислород.

( Скафандр)

-Есть окошко в корабле —

«Челенджере», »Мире».

Но не то, что на Земле-

В доме и в квартире.

В форме круга то окно,

Очень прочное оно.

(Иллюминатор)

Подвижные  игры

«Ждут нас быстрые ракеты»

По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:
- Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять в круг и игра начинается сначала.

«Космонавты»

Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».
- Запускаем мы ракету « У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса, 
- Завели моторы  «Р- р- р»: движение по кругу друг за другом
- Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.
- На  заправку полетели: присели -  руки вперёд, заправились – руки опустили.
Игра повторяется несколько раз по желанию детей.

«Ракетодром»

Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полётов по планетам. 
На какую захотим, 
На такую полетим! 
Но в игре один секрет –
Опоздавшим места нет! 
Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч.

«Невесомость»

Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети вставшие на вторую ногу садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.

«Солнышко и дождик»

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу.
Дети сидят на скамейках. Воспитатель говорит: «Солнышко» ,дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик. Скорей домой!» дети на свои места.

«Солнце – чемпион».

Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:

На Луне жил звездочет.
Он планетам вел учет:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун.

Конспект НОД: Беседа  «Первый в космосе. Ю. А. Гагарин – первый космонавт».

Программные задачи: дать детям новые знания о космосе, первом космонавте – Юрии Алексеевиче Гагарине. Ввести в словарь детей слова: космос, космодром, планета, космическая ракета, скафандр. Помочь понимать стихотворные произведения. Продолжать учить детей отвечать на вопросы по содержанию. Развивать интерес к космонавтам, чувство гордости за них.

Предварительная работа: чтение отрывков из книги Ю. Нагибина «Рассказы о Гагарине», рассматривание иллюстраций.

Материал: портрет Ю. А. Гагарина. Сюжетные картинки: старт космического корабля; космическая ракета «Восток» в космосе; снимок планеты Земля (из космоса); космонавт. (Смотри Приложение ).

Ход.

Воспитатель показывает картинку космонавта.

- Дети, как вы думаете, кто это? (ответы).

Дети, рассматривают одежду космонавта, называют ее с помощью воспитателя.

- Что делают космонавты? (ответы).

- На чем они летают? (ответы).

Воспитатель показывает картинку «Старт космического корабля».

- А кто был первым космонавтом на Земле? (ответы).

- Правильно, первого космонавта Земли звали Юрий Алексеевич Гагарин. Хотите побольше узнать о нем?

Рассказ воспитателя.

«12 апреля 1961 года русский человек первым полетел в космос, звали его Ю. А. Гагарин. Полетел он на космической ракете «Восток» (показывает рисунок). Космическая ракета на борту с Гагариным облетела Землю один раз»

- Как звали первого космонавта? (ответы)

- Когда Гагарин полетел в космос? (ответы)

- Да. Первый полет в космос был 12 апреля. И поэтому в этот день мы празднуем День космонавтики.

- Дети, а вы хотите стать космонавтами? (ответы).

- Тогда давайте готовиться!

Физкультминутка.

Дети вместе с воспитателем выполняют несколько физических упражнений.

- Из космоса Ю. А. Гагарин наблюдал за нашей планетой и сфотографировал ее. Дети, где мы живем? (ответы).

- Правильно, мы живем на планете Земля. Вот посмотрите, какая красивая наша Земля! (снимок Земли из космоса).

- Весь мир знает первого космонавта Ю. А. Гагарина. О нем написаны песни, стихи. Послушайте одно из них. Стихотворение В. Степанова «Юрий Гагарин».

В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться в космос смог.

Поет об этом песни

Весенняя капель:

На веки будут вместе

Гагарин и апрель.

- Дети. Теперь вы знаете, кто такие космонавты? (ответы).

- Как звали первого космонавта Земли? (ответы).

- Какой это был человек? (ответ).

Поведение итогов.

Конспект НОД: Беседа «Что такое космос?»

Программное содержание:

Познакомить детей с понятием “Солнечная система”. Расширять знания детей о планете земля. Рассказать о том, как люди раньше представляли нашу планету - Земля. Формировать у детей умение образовывать имена прилагательные от имен существительных, изображать объекты по представлению, создавать композицию на широком пространстве неба. Закрепить знания детей о строении Солнечной системы, космических явлениях; понятия "звезды", "планеты", "кометы", " спутники", названия планет, умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом. Развивать навык чтения слогов и слов, мышление, внимание, память, артикуляционный аппарат, художественно-творческие способности: свободно экспериментировать, воображение и чувство композиции. Воспитывать самостоятельность, активность, познавательные интересы, аккуратность, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций на тему “Космос”, беседа о космосе; просмотр иллюстраций о космосе; рисование “Космическая фантазия”, звездное небо, чтение стихотворений и рассказов о космосе.

Материалы и оборудование:

Тонированные листы бумаги синего цвета А-4, салфетки, стеки или пластиковые палочки,, фонограмма старта космической ракеты; карточки со словами с пропущенными буквами; рисунок звезды для гимнастики для глаз; кроссворд: картинки на тему: “Космос”. (Смотри Приложение )

Ход занятия

- Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

- Здравствуйте.

- Ребята, какое у вас сегодня настроение?

- Хорошее, радостное, веселое.

- Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

- Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг. 
Крепче за руки возьмемся 
И друг другу улыбнемся.

- Хорошо. Послушайте о чем следующее стихотворение.

Дома за книжкой и в детском саду 
Мечтают мальчишки, мечтают девчонки 
Лететь на Луну.
Упорно мечтают они о Луне
И даже летают, но только во сне.

- Скажите ребята, о чем я прочла сейчас стихотворение? Недавно наша страна отметила “День космонавтики”. Исполнилось 51год с момента полета в космос первого человека. Это праздник космонавтов и людей, кто участвует в создании космических ракет. А вы ребята хотели бы стать космонавтами? Кто такие космонавты? Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным выносливым и т.д.).

- Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами полетим в космос. Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.

До Луны не может птица
Долететь и прилуниться. 
Но зато умеет это 
Делать быстрая ... (ракета)

-Правильно, ребята, мы полетим на ракете. Итак, мы скоро отправимся в космическое путешествие к планетам солнечной системы. Но сначала давайте сделаем гимнастику для наших язычков. Чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.

- Чу - чу - чу, в космос полететь хочу.
- Им - им - им, на ракете полетим.
- Ды - ды - ды, долетим мы до звезды.
- Ой - ой - ой, затем вернёмся мы домой.

Игра с мячом “Образуй прилагательные от существительных”.

-Нам надо занять свои места, а для этого вам надо образовать от слов, отвечающих на вопрос что? слова, отвечающие на вопрос, какой? (звезда -звездный, туман - туманный, солнце - солнечный, луна - лунный, ночь -ночной, холод-холодный, кислород-кислородный...).

-Молодцы, все справились с заданием, заняли свои места, приготовились к старту.

(Звук запуска ракеты).

- Итак, мы отправились в космическое путешествие к планетам солнечной системы.

- Посмотрите - как выглядит наша планета в космическом пространстве. (Показ картинки).

- В древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как тарелка и можно добраться до края Земли. Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли и можно ли с него упасть. Они отправлялись в путь пешком или верхом на лошади, или на корабле. Те люди, которые путешествовали пешком или верхом, добирались рано или поздно до большой воды и считали, что это край Земли, и их путешествие заканчивались. Но были и такие, которые, дойдя до берега, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие, они-то и убедились, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, возвращаешься туда, откуда началсвоё путешествие. Тогда они поняли, что Земля не плоская, как блин, она круглая как шар.

- Ученые выяснили, что наша планета в Солнечной системе не одна. А что же такое солнечная система?

Д.: Это солнце - вокруг которого вращаются девять планет, множество мелких планет - астероидов и комет.

- А какие вы планеты знаете? (Дети перечисляют).

- Чтобы лететь дальше, нам нужно разгадать кроссворд.

- Назовите самую дальнюю планету. (Плутон)

- Какая планета ближе к Земле? (Марс)

- какая планета состоит из газа и жидкости и окружена огромными кольцами из кусков льда и камня? (Сатурн)

- какая планета такая яркая, что её принимают за НЛО? (Венера)

- какая планета населена живыми существами? (Земля)

-А есть ли в космическом пространстве, ещё какие-то объекты, кроме планет Солнечной системы? (Кометы, метеориты, астероиды, звёзды, спутники, ракеты, созвездия). Небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они похожи на маленькие сверкающие точки и расположены далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие (показ карт). И вот однажды, смотрел человек на звездное небо, и ему захотелось узнать, что же это за звезды и почему они такие яркие. Ученые придумали специальные приборы - телескопы, в которые наблюдали за космосом, звездами, планетами и т. д. (показ картинки).

- Звёзды в космическом пространстве находятся по отдельности или образуют какие-то группы? Как они называются? (Созвездия) А сейчас выполним графический диктант и узнаем какое созвездие под ним скрывается.

клеточки вверх; 1 влево; 1 вверх; 2 вправо; 3 вниз; 2 вправо; 2 вниз; 3 влево;

- Что получилось? (Ковш - Большая медведица).

-Какие созвездия вы знаете? (Ответы детей).

- Каждый из вас родился под каким-то созвездием. (Дети называют, под каким созвездием они родились.). А какую самую большую звезду вы знаете? Правильно, солнце самая большая и горячая звезда в нашей Солнечной системе. Нельзя долго смотреть на нее открытыми глазами. Давайте сделаем гимнастику для глаз, чтобы они отдохнули.

- Давайте нарисуем звезду глазами.

- А какие вы планеты еще знаете? (Дети перечисляют).

- Чтобы лететь дальше, нам нужно выполнить следующее задание. Нужно вписать пропущенные буквы в названия планет.

(дети вписывают.)

  • ВЕН...РА
  • ЮП...ТЕР
  • МА...С
  • ...ЛУТОН
  • НЕПТ...Н

- До звёзд ещё люди не долетали, а вот планеты уже изучали.

- Люди хотели знать, есть ли жизнь на других планетах. Какие там живут существа, похожи ли они на нас, есть ли воздух на других планетах. Но чтобы это узнать, надо обязательно долететь до них. Самолеты для этого не подходили. Кто знает, почему? (потому что до планет очень далеко). И вот ученые под руководством конструктора Королёва (показ картинки) изобрели первый спутник, установили на нем приборы и запустили в космическое пространство. На борту его были две собаки - белка и стрелка, они удачно вернулись на Землю. А потом 12 апреля 1961 года впервые в космос отправился человек. Кто же был первым космонавтом на Земле? (показ картинки). Когда Юрий Гагарин полетел впервые в космос, вся страна следила за его полетом, все люди волновались. И когда он приземлился, то все радовались. Люди выходили на улицы городов и устраивали праздник. Мы все гордились, что именно российский гражданин первым в мире полетел в космос.

Физкультминутка.

Мы летим к другим планетам
Объявляем обо всем (Поднимаем руки)
Весь игрушечный народ
С нами просится в полет (шагают и хлопают)
Даже плюшевый медведь
Хочет к звездам полететь (руки на пояс и качаются с ноги на ногу)
И с Большой Медведицей
В синем небе встретиться (шагают).

-А  теперь мы с вами будем рисовать. Но рисовать мы с вами будем необычным способом: на специальных листах, которые мы уже подготовили заранее. Рисунок мы будем процарапывать стеками. Этот способ изображения называется граттаж или по-другому - царапины. Придётся приложить некоторые усилия, чтобы процарапать и изобразить ваш рисунок. Рисовать мы будем космос и все что с ним связано. Продумайте содержание и композицию вашего представления о космосе, выделите главные элементы и второстепенные и приступайте. Для того чтобы некоторые объекты (кометы, планеты, луна) казались более объёмными, нужно полностью процарапать всю поверхность внутри контура.

По мере выполнения работы собираю детские рисунки и помещаю их на доске.

- Подошло к концу наше путешествие. Давайте ещё раз, как настоящие космонавты проведём несколько минут в невесомости.

Конспект НОД: Беседа «Наша планета Земля»

Цель: Углубить представление о том, что планета Земля - это огромный шар, большая часть которого, покрыта водой, кроме воды есть материк — твердая Земля — суша где живут люди, животные и т. д.

Задачи:

Образовательная: Закрепить знание детей о земле, расширять словарный запас, учить отвечать на вопросы, делать умозаключение. Подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на земле есть жизнь.

Развивающая: Развивать у детей интерес к естественно — научным знаниям, развивать воображение, ассоциативное и творческое мышление.

Воспитательная: воспитывать стремление беречь нашу планету Земля

Воспитатель: Добрый день мои юные друзья! Ребята, мы с вами живем на красивой планете. На планете Земля есть страна, у которой удивительно красивое имя — Россия, великая наша Родина. Привольно раскинулась от снегов и льдов крайнего Севера до Южных морей. А поговорим мы сегодня о планете: Предлагаю вам отгадать загадку:

Планета голубая

Любимая, родная

Она твоя. Она моя

А называется. (Земля).

Воспитатель: Ребята кто хочет рассказать о планете Земля: сообщение детей.

ДетиЗемля — третья от солнца планета, она представляет собой огромный каменный шар, большая часть планеты покрыта водой. В необъятных просторах космоса вращается наша Земля. Находится в постоянном движении и вращается вокруг солнца и вокруг своей оси. Она одна из планет солнечной системы.

Солнечная система — это объединения планет и их спутников, вращающихся вокруг звезды — Солнца.

Дети: Что такое Солнце? Что вы знаете о солнце?

Солнце – это наша огненная звезда: оно ярко светит на безоблачном небе, с

его восхода начинается день, после его заката наступает ночь.

Проводится игра«Планеты солнечной системы

Хоровод планеты водят (дети взявшись за руки идут по кругу)

В вышине на небосводе (поднимают руки вверх)

Заключили солнце в круг (взялись за руки)

И летят за другом друг (легкий бег по кругу)

по порядку все планеты назовет любой из нас

Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс,

Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн,

Семь — Уран,

Восьмой — Нептун,

Девять — дальше все — Плутон. (Ребята сейчас покажем движения планет)

Все они кружатся вокруг большой звезды под названием Солнце и никогда не встречаются.

Воспитатель: Предлагаю отгадать загадку:

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны

Реки, горы, океаны.

Что это такое? (Глобус)

Воспитатель: Правильно — это маленькая модель земли. А какой формы наша планета(Ответы детей)

- Ребята давай те рассмотрим глобус, какого цвета здесь больше (Голубого и синего)Почему? Что этот цвет означает?

Ответы детей (синий потому что большая часть планеты занято морями, океанами, реками).

Воспитатель: Как вы думаете, что обозначает белый цвет?

Ответы детей: Белым цветом обозначены два полюса — это Северный (Арктика) и Южный (Антарктика),

Воспитатель: А еще ребята про них говорят два брата друг на друга походят, но не как не сойдутся.

Воспитатель: Посмотрите ребята на глобус, земной шар состоит только из воды и полюсов? Правильно на планете Земля есть суша,  т. е материки, а еще есть леса и горы.

У меня для вас приготовлен рисунок планеты Земля, но он у меня не цветной. Нам нужно наклеить фигуры, что бы у нас получилась красивая планета. Каждая деталь должна соответствовать рисунку. Молодцы!

Физ минутка: Музыкальная релаксация.

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать

И не падать, не качаться

За соседей не держаться.

Воспитатель: Ребята, почему на других планетах жизни нет, а на планете Земля есть? Сейчас мы с вами вдохнем и выдох ним. А теперь попробуйте задержать дыхание. Что ребята происходит? (Ответы детей)

Опыт: Мы на ладошку подуем тихо (значит это слабый поток воздуха)

если подуем сильнее, то (Это сильный поток воздуха)

Ответ детей (делятся знаниями) Запись ветра.

Землю окружают слои воздуха, которые называются атмосферой. Атмосфера содержит кислород, который нужен всем обитателям нашей планеты.

Итог:

Звезды справа, звезды слева, рука козырьком вправо, влево

Но совсем не страшно нам,

Потому что только смелым

Ключ известен к чудесам.

Мы глядим в иллюминатор, круг из ладоней

Там внизу наша Земля. показать вниз

Она круглая, ребята, круг руками

На ней суша и моря.

Мы раскроем все секреты,

Мы изучим шар земной.

Создадим свои проекты,

А пока летим домой.

1) Ребята, что вы узнали сегодня нового (какие новые слова)

2) 2)О чем была беседа?

3) 3) Что вам понравилось?


Дидактические игры в подготовительной группе по теме «Удивительный мир космоса».

 Игра «  СОЛНЦЕ»

Цель: получить   представление   о   сравнительной   величине   планет,  

о   последовательности  их   расположения  в   Солнечной   системе;

  произносить   нарицательные  существительные   в  родительном  падеже;

находить  общую   часть   родственных  слов;    изменять   существительные

по  падежам.

Материал:   футбольный  мяч,   булавка.

  Ход   игры:   объясните  детям,   что  Вселенная  -  это  весь  мир.   Все,  что  нас   окружает  снизу,  сверху,  со  всех  сторон.   Над   нами  небо,  а   в  небе-

Солнце.   Солнце -  это  громадный  шар  из   раскаленных  газов.  Планета  

Солнечной  системы   различны  по  размеру,   но  все  они  значительно  меньше  Солнца.   Предложить   детям  взять  футбольный  мяч  и  представить  себе,  что   это  Солнце.  Тогда  Землю  можно  представить  размером   с  булавочную  головку.   Покажите  детям   картинки   и  попросите  ответить  на  вопросы.

Что   больше  -  Солнце  или  Земля ?  (  Солнце  больше  Земли).

Солнце  или   Юпитер?   (  Солнце  больше  Юпитера).

Сатурн  или  Уран?         (  Сатурн   больше   Урана).    

Нептун  или  Плутон?     (  Нептун   больше   Плутона).        

Предложите   найти   на  рисунке   ближайшую  к  Солнцу  планету.

Спросите,   какая  по  счету   от  Солнца  планета  Земля?

Предложите  найти  планету  Сатурн. Она  окружена   кольцами  огромных размеров.   Спросите,   какая по  счету  от  Солнца   планета  Сатурн?    

Предложите  определить  и  назвать  общую  часть родственных   слов:  лунный,  лунатик,  луноход;   земелька,  земельный,  подземный.  

Предложите   назвать  лишнее  слово:  Солнце,  солнечный  соленый.                                        

               Игра    «   ЛУНА»

Цель:   образовывать  сложные   слова;   изменять  глаголы   прошедшего

времени  по  родам.

Материал:  сюжетная   картинка.

Ход  игры:   расскажите,  что Луна  сияет  ярче  звезд.  С давних  времен  люди  интересовались,  почему  Луна то круглая,  то  видна   лишь  ее  половинка,  то  тонкий  серпик,   напоминающий  кусочек  сыра.  

Сейчас  мы  знаем,  что  Луна -  это  спутник  нашей   Земли  и  вращается  не  сама,  ее  освещает  Солнце.  Когда   Луна   обращена   к  Земле  своей   светлой   стороной,   мы   видим  всю  Луну  целиком,  и  говорят,  что  наступило  полнолуние.  Когда   видна  лишь  часть  светлой  стороны,

то   Луна  похожа  на   половинку  круга.

Предложите  детям  называть  слова ласково:  полный -  ….(  полненький),

             красивый - …( красивенький).

Предложите  изменять  слова  по образцу:  

               полный -  полнее,

               светлый -  ….,

               красивый -  ….

    Предложите   ребенку  догадаться,  какое  слово  пропущено,  и  назвать его:  «  Днем  светило солнышко.  Ночью  …..(светила ) Луна.

Сегодня  светит  Солнце,  а  вчера ….(  лил, шел)  дождь ».

Просите   подобрать   синонимы  к  слову  «  светит»  (  сиять,  сверкать) и  составить  словосочетания  с синонимами:  светить…..,  сверкать…,  сиять…, (  светит солнце, сверкают  звезды,  сияет  луна).

Предложите  закончить   предложение,   правильно   употребляя  слова:

Солнце…(  светило),   фонари…(  светили),  ночник …(  светил).

           

           Игра  «  ПОЧЕМУ  ЛУНА   НЕ  ПАДАЕТ  НА ЗЕМЛЮ!»

Цель:  образовывать  глаголы   при   помощи   приставок;  игра  способствует

развитию  зрительного  внимания.

  Материал:  сюжетная  картинка  с  изображением  Земли,  Луны,  ластик  нитка.

Ход  игры: предложите детям  провести  опыт:  обмотать   ластик  ниткой,

а  другой   конец  нитки  крепко  держать  в  руке.   Ластик  будет  « луной»,

  а  ребенок  -  «  землей».     Попросите  хорошенько   раскрутить  ластик  за нитку.  Ластик -  луна  старается  оборвать  нитку  и  улететь,  а  нитка не        дает  этого   сделать.   Настоящую  Луну   удерживает   сила   земного  притяжения.   Если   перестать   раскручивать  ластик,  он  упадет!

Как   только  Луна   перестанет  вращаться  вокруг  Земли,  так  немедленно

сила  притяжения  нашей  планеты  ее  «  приземлит»,  притянет

к  Земле.   Так  что  весь  секрет  -  в  движении.

Предложите   ребенку  образовывать  слова  по  образцу:

     тянуть -  притянуть,

     поднять - ….( приподнять),

     мчаться -….(   примчаться),

     везти   - …..(  привезти)

     сесть  -  ….(  присесть).  

 Предложите  ребенку  определить,  чем  отличаются  слова (  голосом  выделяйте   приставку):  влететь,   вылететь,  прилететь,   слететь,  улететь,  

полететь.

Предложите  ребенку  закончить   слово,  назвав  его  остальную часть.

Например:   принести,  приползти,   привезти   перейти,  переползти,  

передвинуть.                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи "Космос, космос - это интересно"

Эти конспекты занятий по развитию речи адресованы воспитателям дошкольных образовательных учреждений, которые работают с детьми старшего дошкольного возраста. Материалы, представленные вашему вн...

Космос - Вселенная. Загадочный мир космоса

интегрированное занятие по окружающему миру...

Познавательная беседа о космосе "Первооткрыватели космоса"

Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосо...

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата» Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос» Тема: Путешествие в космос. 20.10.2021 г.

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата»Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос»Тема: Путешествие в космос.Цель: сфо...