Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "История России"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кайтан Ия Миродовна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей старшего возраста «История России»

Цель: формирование уважительного отношения к истории страны.

Краткое описание                                                                          

В настоящее время в период нестабильности в обществе возникла необходимость вернуться к истории нашего народа, к его вековым корням. В связи с этим, начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей нравственно-патриотические чувства: воспитание любви и уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Начиная с детства нужно приучить детей любить свою природу, свой край, свой народ, родину. Даже не приучать, а изучать всё то, что оставлено нам в наследство предками.

 Ход занятия

Воспитатель. Я хочу напомнить вам, что у каждого человека есть и хорошие и плохие черты. Например, когда мы невольно можем обидеть друга. А самое главное – очень трудно о них рассказать. Такие черты нужно знать, чтобы постараться избавиться от них.

Я предлагаю вам поиграть. Представьте, что это ваше сердце (показывает мягкую игрушку). Со словами «Иногда я бываю…» передайте сердце своему другу.  Друг продолжит предложение «Но чаще ты бываешь…» и постараться назвать всё хорошее, доброе, что есть в тебе.

Воспитатель. Мы сегодня поговорим о жизни людей в прошлом и настоящем, выясним, чем же отличается и какова роль человека в истории и культуре. Я предлагаю вам игру-викторину на тему «Наше прошлое и настоящее». Давайте начнём нашу викторину с разминки. Мы с вами заранее разделились на две команды, займите, пожалуйста, свои места.

Интеллектуальная викторина.

Воспитатель. Я поочередно буду задавать вопросы, а вы – отвечать. Команды, успешно справившиеся с заданием, получат по одному баллу.

Разминка. (Вопросы по истории России)

Дети стоят друг против друга.

Воспитатель. В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства домов?

Ребёнок. Зимой. В морозы древесина становится сухой, в ней нет сокодвижение и поэтому она дольше не портилось.

Воспитатель. Какой день масленой недели называется Широким?

Ребёнок. Четверг. С четверга начиналось настоящее масленичное гулянье. Люди развлекались в балаганах, на ледяных горках, катались на качелях, участвовали в кулачных боях.

Воспитатель. Какой из предметов внутреннего убранства крестьянской избы называли Божьей ладонью?

Ребёнок. Стол. Поэтому нельзя было стучать по столу и садиться на него.

Воспитатель. Как называлась хозяйственная постройка крестьянского двора, которая часто сооружалась на сваях?

Ребёнок. Амбар. Амбар поднимали на столбы – сваи. Верх у них делали наподобие шляпки гриба. В этом случае грызуны пробраться в амбар не могли. По столбу они забирались, а дальше шляпка не пускала.

Воспитатель. Какое дерево сажал крестьянин недалеко от места, выбранного для строительства избы?

Ребёнок. Берёзу. Берёзу считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зол, приносит здоровье, защищает от молнии.

Воспитатель. Какой художник является автором картин по мотивам русских народных былин и сказок?

Ребёнок. В. М. Васнецов. Его картины «Баба-яга», «Кощей Бессмертный».

Воспитатель. Обязательный атрибут и женской и мужской одежды на Руси?

Ребёнок. Кушак. Кушак – это пояс. Он показывает насколько человек богат. Знать носила золотые пояса, украшенные драгоценными камнями. К нему подвешивали нож, ложку, сумочку, которая заменяла карман.

Воспитатель. Как называли бродячих актёров на Руси?

Ребёнок. Скоморохи. Это бродячие актёры. Они странствовали по городам и селам, играли на музыкальных инструментах, плясали, водили учёных медведей.

Воспитатель. Как называлось в крестьянском доме место у печки?

Ребёнок. Поршни. Эта самая древняя обувь на Руси. Их делали из целого куска мягкой кожи, собирая его по краю кожаным ремнём. Им же обматывали ногу, чтобы поршни не спадали.

Воспитатель. Молодцы, я вижу, что вы готовы к игре. С заданием обе команды справились, получайте по одному баллу. А теперь переходим к конкурсам.

Первый конкурс называется «100 лет назад». Займите свои места за столами и возьмите планшет. К этому планшету вы получите карточку на тему прошлого и настоящего: российский город таким, каким он был 100 лет назад  и каким он стал сейчас. Работа будет командная – т. е. вся команда будет выполнять одно задание.

Напоминаю правила:

  • Проверьте, все ли фишки у вас на планшете расположены в нижнем ряду.
  • Вставьте карточку в планшет вопросной стороной к себе(сверху зелёная полоса с вопросом).
  • Внимательно рассмотрите карточку. Вы видите шесть изображений на основном поле (они отмечены стрелками в цвет фишек) и шесть схем в правом вертикальном ряду. Между ними надо найти логическую связь, т. е. подобрать пары.

Приступайте, пожалуйста, к работе. (Музыкальный фон).

Далее ответы членов команды. По мере их ответов на экран выводятся крупным планом: конка, водовозка и т. д.

Оценка ответов.

Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам размяться.

Аэробика.

Воспитатель. Следующий конкур для команды называется «Русский народный костюм».

Я предлагаю команде подойти к экрану, рассмотреть русский народный костюм и ответить на вопросы.

1. Как называется главная нательная одежда у женщин и мужчин длиною ниже колена? (Рубаха).

2. Женская короткая верхняя одежда на лямках без рукавов с застёжкой спереди, похожая на маленький сарафан? (Душегрея).

3. Старинный женский головной убор замужней женщины, напоминающий высокую корону? (Кокошник).

4. Вся одежда в Древней Руси – и мужская, и женская – одним словом? (Порты).

5. Высокий стоячий воротник нарядной мужской одежды? (Козырь)

6. Грубая, толстая, будничная одежда? (Рубище).

7. Мужская рубаха, разрез ворота которой располагался не посередине груди, а сбоку? (Косоворотка).

8. Крестьянский кафтан из грубого толстого сукна длиною до колен? (Зипун).

Воспитатель. Молодцы, вы заслуженно зарабатывайте балл. А к экрану я приглашаю следующую команду. Конкурс для вас будет называться «Жилище».

Внимание на экран! Ответьте, пожалуйста, на вопросы.

1. Как называлась деревянная изба славян без окон из цельных неошкуренных брёвен? (Сруб).

2. Обрамление окон, украшенное искусной резьбой? (Наличники).

3. Деревянное украшение крыши – оберег дома от злых сил? (Конёк).

4. То, что располагалась в углу дома, противоположном красному углу? (Печь).

5. Угол в доме, украшенный иконами? (Божница).

6. То чем снаружи закрывали окна в крестьянском доме (Ставни).

7. То, что помещали в красном углу комнаты? (Икона).

8. Очаг в бане, сложенной из камней, дым из которого шёл прямо в помещение? (Камелек).

Воспитатель оценивает конкурс. Предлагает командам встать друг против друга.

Воспитатель. А сейчас последний наш конкурс. Он будет касаться русского народа и русских народных промыслов.

Задаёт вопросы поочерёдно командам:

1. Литературные произведения, которые в древности было принято не рассказывать, а петь? (Былины).

2. Протяжная ласковая песенка для маленьких детей? (Колыбельная).

3. Ритмичная песенка, сопровождающая игру с пальцами, ручками и ножками ребёнка? (Потешка).

4. Праздничные поздравительные зимние песенки с пожеланиями хозяевам дома хорошего урожая, богатства и счастья? (Колядки).

5. Как называются вятские глиняные игрушки? (Дымковские).

6. Как называется гончарные изделия и игрушки, сделанные из белой глины и расписанные в голубовато-синей гамме? (Гжельские).

7. Как называется искусство росписи по дереву, отличительной особенностью которого является украшение предметов такими узорами, как «травка», «кудрины»? (Хохлома).

8. Как называется промысел, прославившейся изготовлением расписных жестяных подносов? (Жостовский).

 Воспитатель. (Оценка ответов. Предлагает детям подойти к себе).

Сегодня мы с вами поговорили о настоящем и прошлом России. Вы много уже узнали, но много ещё предстоит вам узнать.  «Очень часто за событиями и за сутолокой дней старину не вспоминаем, забываем о ней».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Мы живём в России»

Важно воспитывать у детей  любовь и чувство гордости к Родине; чувство гордости и уважения к своему народу....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Государственные символы нашей Родины: Герб и флаг России"

На общегосударственном уровне патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одним из важных направлений в образовании. В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотич...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Моя Родина — Россия»

Цель: формировать патриотические чувства любви к своей Родине – России, Прививать любовь к Родине, воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, чувствовать свою причастнос...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Я- гражданин России"

Воспитание у детей старшего возраста чувства патриотизма  к своей Родине и  уважение к правам и обязанностям каждого человека....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста"Выборы в России" по реализации модуля патриотическое воспитание.

Методический материал  представлен в рамках реализации модуля патриотическое  воспитание, региональный компонент....