Конспект ООД в старшей группе на тему: "Путешествие в тайгу"
план-конспект занятия (старшая группа)

Николашина Оксана Анатольевна

В данном материале представлен конспект открытого показа организованной образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы на тему: "Путешествие в тайгу" для молодых педагогов дошкольного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_na_temu_puteshestvie_v_taygu.docx32.66 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Конспект

 организованной образовательной деятельности

на тему:

«Путешествие в тайгу»

для воспитанников дошкольной группы

общеразвивающей направленности 6-го года жизни

(открытый показ для педагогов дошкольного учреждения)

Выполнила: Николашина

Оксана Анатольевна,

воспитатель группы № 6

Излучинск, 2017

Тема: «Путешествие в тайгу».

Форма организованной образовательной деятельности: путешествие.

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Цель: формирование у детей познавательных действий об объектах окружающего мира: о малой родине, представление о социокультурных ценностях нашего народа. Формирование доброго отношения к природе родного края – Югры.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания детей об образе жизни народов ханты и манси; расширить представление детей о традициях и культуре коренного населения, о предметах жизнедеятельности, традиционной хантыйской одежде и декоративном орнаменте; закрепить знания детей о сосновых и кедровых шишках; учить различать следы животных; определять по названию деревьев, к какой группе они относятся (лиственные или хвойные), закрепить знания детей о гербе ХМАО-Югры.

Развивающие: развивать эмоционально-волевую сферу детей: память, наблюдательность, воображение, логическое мышление, связную речь; учить элементарным мыслительным операциям; развивать двигательную активность.

Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к Югре – месту, где дети живут и растут; прививать любовь и бережное отношение к природе родного края; формировать навыки поведения в природе; воспитывать уважительное отношение к традициям и культуре народов, проживающих в нашем крае; воспитывать умение внимательно слушать своих товарищей, дополнять ответы.

Работа над словарём: тайга, олень, нарты, чум, хвойный, лиственный.

Приемы, используемые для руководства деятельностью детей: сюрпризный момент, использование игр, показ иллюстраций, комментирование.

Активизация детской деятельности: путешествие на «нартах» в оленьей упряжке; беседа; создание развивающей предметно-пространственной среды; дидактические игры; показ иллюстраций; постановка проблемного вопроса.

Организация практической деятельности: показ иллюстраций; комментирование; использование дидактических игр: «С какого дерева шишки?», «Узнай, чей след?», «Хантыйский орнамент», «Узнай предметы», «Собери пазл», «Какие деревья растут в тайге».

Мотивация и поддержание интереса: сюрпризный момент, ситуация успеха, ситуация выбора, слушание песен о доброте, спокойных мелодий для релаксации, физ.минутка, смена видов деятельности.

Оценка деятельности детей, активизация самооценки: похвала, поощрение, взаимопомощь детей.

Развивающая предметно-пространственная среда для ООД: выставка: «Мой край Югра» (ягоды – клюква, брусника; хантыская кукла Акань; предметы жизнедеятельности народов ханты и манси, сделанные из дерева и бересты: чум, нарты, лабаз, облас; цветные ленточки (по количеству детей); «магнитофон; магнитные доски; чучело совы; конверт с письмом; записи: хантыйские песни; аудиозапись песни «Лесной олень», хантыйская мелодия на выход персонажа хозяйки тайги декорации из бумаги – олень; карта обозначений станций; сосновые и кедровые шишки; следы животных Севера; фотографии животных Севера; хантыйские орнаменты; герб ХМАО-Югры в разрезе для сбора пазла; дерево.

Персонаж: тётушка Аннэ.

Виды деятельности детей в ООД: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, восприятие художественной литературы, музыкальная.

Предварительная работа: Рассматривание картин «Животные и птицы нашего края», просмотр презентации «Мой край, моя Югра», украшение трафарета хантыйской одежды орнаментом, дидактические игры: «Чьи следы», «Хантыйские орнаменты», «Предметы жизнедеятельности народов ханты и манси».

Ход организованной образовательной деятельности

Звучит хантыйская мелодия. (Дети входят в группу).

I. Вводная часть. Организационный этап.

Воспитатель: Здравствуйте, дети. Посмотрите, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся.

Дети здороваются.

Организационный момент «Здравствуй»

Воспитатель:

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, милый мой дружок!

Мы живём в одном краю.

Любим мы свою Югру!

II. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, а в каком краю мы с вами живём? Как называется наш округ?

Дети: Ханты-мансийский автономный округ.

Воспитатель: Совершенно верно. И, сегодня мы с вами поговорим о нашем Ханты-мансийском автономном округе – Югре.

Ребята, а кто наши коренные жители?

Дети: ханты и манси.

Воспитатель: Правильно. Назовите чем они занимаются. Основной их вид деятельности, их промыслы.

Дети: рыболовство, охота, оленеводство. 

Воспитатель: Верно. Какие вы молодцы. Ребята, народы ханты и манси, которые занимаются оленеводством ведут кочевой образ жизни. Они часто переезжают с места на место. Почему, как вы думаете?

Дети: Из-за оленей. Олени передвигаются с места на место в поисках корма.

Воспитатель: Верно. Они пасут большие стада северных оленей. И, чтобы обеспечить пищей стадо оленей, оленеводам приходиться кочевать с ними. А что значит кочевать? Передвигаться с места на место.  Северные народы заботятся об оленях, потому что олень для них – это средство передвижения и пища (из мяса оленя готовят еду), из шкуры оленя шьют одежду и обувь. А чем питаются олени?

Дети: Олени питаются ягелем, мхом, травой, корой деревьев.

Воспитатель: Верно. Какие ягоды растут в наших лесах?

Дети: в наших лесах растет: клюква, брусника, черемуха, смородина, морошка, малина, черника, голубика, шиповник, рябина, костяника, княженика, земляника.

Воспитатель: Какие птицы летают над тайгой?

Дети: Над тайгой летают сороки, глухари, совы, куропатки, тетерева, снегири, рябчики, гуси, утки, орланы, клесты.

Воспитатель: Ребята, закройте глаза и послушайте пение птиц.

Звучит пение птиц. В это время воспитатель вносит сову.

Воспитатель: открывайте глаза. Кто это к нам прилетел?

Дети: сова.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, она прилетела к нам с письмом. Оно адресовано вам, детям 6 группы.  Прочтём?

Дети: да.

Содержание письма.

«Здравствуйте ребята. Меня зовут тётушка Аннэ. Я живу в тайге, на стойбище ханты. Приезжайте ко мне в гости. Вот вам карта, как ко мне добраться».

Воспитатель.

Ребята, поедем в гости к Хозяйке тайги? Прежде чем отправиться, давайте вспомним правила поведения в тайге. Знайте, что в тайге нужно помогать друг другу, идти вместе, не шуметь и не сорить, бережно относиться к лесу.

Воспитатель  

Ой, здесь, только часть карты…

Видимо сова потеряла по дороге. Но ничего, смекалка нам поможет в пути.

Ребята, на чем будем добираться?

Дети: на оленях.

Воспитатель: Тогда приглашаю всех в оленью упряжку. Садимся в нарты.

Звучит песня «Лесной олень».

Воспитатель: Вот мы и приехали. Воспитатель читает объявление, которое написано тётушкой Аннэ: чтобы встретиться со мной, вам необходимо пройти весь маршрут, выполнить мои задания и собрать карту.

Воспитатель: Ну что ж, ребята, вы готовы?

Тогда в путь. Вы видите обозначения станций? Находим их по порядку и выполняем задания тётушки Аннэ.

1 станция: «С какого дерева шишки?».

Воспитатель:

Посмотрите, детвора,

Шишка не простая

Только вот я не пойму,

С какого дерева такая?

Дети: с сосны, с кедра.

Проводят пальчиковую гимнастику:

Эта шишка не простая.

Вся колючая такая.

Меж ладошками кладём.

И ладошки разотрём.

Вверх и вниз её катаем.

Свои руки развиваем.

Воспитатель делит детей на две команды. Одна команда собирает в корзину – сосновые шишки. Другая – кедровые.

Звучит музыка хантыйская – Танец медведя. Дети собирают шишки.

Воспитатель: молодцы, справились с заданием и вот часть от карты.

2 станция: «Узнай, чей след?»

Воспитатель: Ребята, очень много зверей обитает в наших лесах. Сейчас я вам загадаю загадки. Отгадав их, мы вспомним, кто эти звери.

Загадки:

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придёт весна,

Просыпается ото сна. (Медведь).

У рыженькой малышки

В дупле грибы и шишки. (Белка)

Шуба серая - для лета.

Для зимы – другого цвета. (Заяц)

Словно царскую корону,

 Носит он свои рога.

 Ест лишайник, мох зеленый.

 Любит снежную тайгу. (Олень)

Следы: медведя, зайца, белки, оленя.

Воспитатель: забираем ещё одну часть от карты.

3 станция: Физкультминутка «Олень»

«У оленя дом большой!»

У оленя дом большой!

Он глядит в своё окошко,

 Заяц по полю бежит,

  И ушами шевелит.

   - Тук – Тук!

   - Дверь открой! -

   - Там в лесу охотник злой!

    - Заяц! Заяц, забегай,

    - Лапу мне давай.

Воспитатель: Молодцы. Забираем ещё одну часть карты.

4 станция: «Хантыйский орнамент».

Воспитатель: Ребята, а чем занимались женщины ханты и манси? Расшивали одежду орнаментом.  Орнаментом украшали и украшают сегодня свою одежду, обувь, платки, пояса, сумки и другие предметы быта. Ханты считают, что одежда готова и её можно надевать, когда она украшена орнаментом. Орнаменты не только радуют нас своей красотой. Они рассказывают о жизни тайги. Каждый орнамент имеет свое название.

Детям необходимо определить орнаменты.

4 орнамента: солнце, дом, глухарь, заячьи ушки.

5 станция: «Узнай предметы».

На столе стоят предметы, которыми пользуются ханты в своей жизни: нарты, лабаз, облас, чум.

Воспитатель: Ребята, что это за предмет?

Дети: нарты – северные сани. Для чего они служат?

Дети: для передвижения.

Воспитатель: А кто управляет оленями, запряжёнными в нарты?

Дети: каюр.

Воспитатель: А это что за предмет?

Дети: облас.

Воспитатель: для чего он служит?

Воспитатель: А это что за предмет?

Дети: лабаз.

Воспитатель: А для чего он служит?

Дети: для хранения продуктов питания.

Воспитатель: А это что за предмет?

Дети: чум.

Воспитатель: да верно, это жилище народов ханты и манси. Чум строят из деревянных шестов, покрывают оленьими шкурами.

Воспитатель: вот мы и прошли весь маршрут, выполнили все задания тётушки Аннэ. Давайте соберём, что уж у нас получилось. Герб ХМАО-Югры.

Звучит хантыйская мелодия. К детям выходит тётушка Аннэ.

Тётушка Аннэ: питявэла. Дети я поздоровалась с вами на хантыйском языке. Я рада приветствовать вас у себя на стойбище. Добро пожаловать. Я наблюдала за вами. Вижу вы знаете свой край. Молодцы. Мне тоже хотелось бы с вами поиграть.

Тётушка Аннэ проводит игру «Какие деревья растут в тайге?».

Тётушка Аннэ: Ребята вы знаете лиственные и хвойные деревья?

Дети: да.

Тётушка Аннэ: У лиственных деревьев что есть?

Дети: листочки.

Тётушка Аннэ: а у хвойных? 

Дети: иголочки.

Тётушка Аннэ: Я буду называть деревья, а вы показывать: если дерево, хвойное- то руки внизу, а если лиственное - то руки вверх.

Деревья: ель, берёза, сосна, кедр, осина, рябина.

Тётушка Аннэ: У народов ханты есть такой обычай – привязывать цветные ленточки к деревьям. Но, сначала надо загадать желание. Загадать самое сокровенное желание и привязать ленточку.

Звучит хантыйская мелодия дети привязывают цветные ленточки к дереву. «Ленточка желания».

Заключительная часть. Рефлексия.

Тётушка Аннэ:

- Вам понравилось у меня в гостях?

- Что нового, интересного узнали?

- Что запомнили?

Вам пора в детский сад, а от меня примите дар тайги – корзинку шишек и клюкву. И ещё у меня для вас есть подарок – оберег кукла Акань. Эту куклу вы оставите в группе. Пусть в вашей группе все дети будут здоровы и счастливы.

Приходите ещё, не забывайте меня. Нарисуйте своё впечатление о тайге и пришлите мне в тайгу. Буду ждать с нетерпением ваши рисунки. Имулом  - до свидания.

Воспитатель: ребята, садимся в оленью упряжку и возвращаемся в детский сад.

Звучит песня «Лесной олень».

Вот вернулись мы с вами в детский сад.

Понравилось вам наше путешествие?

О чём мы с вами сегодня говорили?

Воспитатель: Да, сегодня мы с вами путешествовали по родному краю Ханты – Мансийскому Автономному Округу. Там, где мы с вами живем, где большинство из вас родились. Это наша Родина. 10 декабря исполнилось 87 лет нашему Ханты-мансийскому автономному округу.

Как можно выразить свою любовь к родному краю?

Кто из вас может рассказать стихотворение о родном крае?

Кожокарь Вера:

Мы любим край, богатый клюквой и морошкой.

Где комары кусают нас немножко.

Где очень длинная, суровая зима.

Но, всё же как нам эта Родина мила.

Воспитатель: Спасибо большое. До свидания, до новых встреч.

Звучит хантыйская мелодия», гости расходятся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Путешествие в сказку» ( Детям о правах )

Конспект занятия в старшей группена тему:«Путешествие в сказку»( Детям о правах )...

Конспект НОД в старшей группе по теме: «Путешествие в Носандию»

Конспект занятия  по ознакомлению детей с  фразеологизмами с ключевым  словом "нос"...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ в старшей группе На тему: «Путешествие по стране дорожных знаков"

Правила безопасного движения при выходе из траспорта. Закрепить все знания полученные по этой теме....

Конспект НОД в старшей группе на тему " Путешествие по стране геометрических фигур"

Содержание этого конспекта позволяет в интересной, занимательной форме обобщить и уточнить знания детей об основных геометрических фигурах, их свойствах, развивать умение детей выделять характерные пр...

Конспект НОД в старшей группе на тему " Путешествие по стране геометрических фигур"

Содержание этого конспекта позволяет в интересной, занимательной форме обобщить и уточнить знания детей об основных геометрических фигурах, их свойствах, развивать умение детей выделять характерные пр...

Конспект НОД в старшей группе на тему: « Путешествие в деревню Простоквашино»

Конспект НОД в старшей группе на тему:« Путешествие в деревню Простоквашино»...

Конспект НОД в старшей группе по теме: «Путешествие на транспорте».

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5 – 6 лет) по теме: «Путешествие на транспорте».Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы...